Научная статья на тему 'Упражнения практической жизни'

Упражнения практической жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
670
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / УПРАЖНЕНИЯ / ПРАКТИКА / ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Палкина Татьяна Валерьевна

Целью статьи является рассмотрение вопроса влияния упражнений практической жизни на формирование личности ребенка Известно, что в каждом обществе, от самых примитивных до современных, есть ежедневные ритуалы и социальные привычки: приветствия, манеры еды, манера одеваться и взаимодействовать с окружающей средой. Они и определяют разницу между различными культурами и устанавливают особое поведение. В каждой культуре упражнения практической жизни имеют свои отличия, например, использование специальных инструментов (в Японии едят палочками). Многие отличия связаны с привычками и ритуалами. Даже в большом сообществе есть различия между группами. Эти упражнения необходимы, чтобы установить, поддержать или восстановить среду, социальные отношения. Когда мы размышляем об упражнениях практической жизни с детьми, то мы помним, что с самого начала, с самого рождения, ребенок связан с этими упражнениями. Сначала эти упражнения выполняются кем-то для него, а также, ребенок наблюдает других членов семьи или других детей в группе, и он может увидеть очень много разных ежедневных дел. Он впитывает эту деятельность как способ жизни семьи. Таким образом, она становится частью жизни ребенка. Все мы часто наблюдаем за детьми и видим, как им интересно протирать стол тряпочкой или мыть пол шваброй. Дети дошкольного возраста (особенно дети до 3 лет) тянутся к выполнению работы связанной с уходом за окружающей средой, за собой, за другими людьми. Такие занятия в среде Монтессори-педагогов называются упражнениями практической жизни и к ним относятся: уборка, стирка, приготовление пищи, мытье посуды, уход за растениями и многое другое. Мы должны понимать, что если мама готовит, а папа чинит автомобиль, то ребенок может запечатлеть эту деятельность, как гендерную принадлежность. Раньше во многих культурах четко распределялись занятия. Сейчас идет смещение и другое поведение взрослых и, когда ребенок начинает ходить, у него уже есть сложившиеся идеи, как что делать. Как только ребенок начал ходить, простого наблюдения за работой взрослых его не удовлетворяют. Ему нужен опыт активного взаимодействия со средой. Ходьба является большим скачком в развитии, так как освобождаются руки. И мы должны поддерживать эту потребность работать руками. Педагогам, родителям необходимо создать для малыша такую среду, чтобы со временем ребенок мог делать все больше и больше самостоятельно. Каждый ребенок хочет стать человеком своего времени и места, это обусловлено его природой. Ребенок изначально мотивирован на функциональную независимость, поэтому от упражнения практической жизни, которые делаются для него, затем вместе с ним, необходимо вовремя перейти на новый уровень выполнения упражнений полностью самостоятельно. Единственным препятствием на данном пути может стать взрослый, не поддерживающий самостоятельность ребенка в уходе за собой и окружающей средой. Отсутствие возможности самостоятельно выполнять простые упражнения практической жизни ведет к торможению в развитии и различным психическим отклонениям. Когда ребенок приходит в группу Монтессори-школы, работающей по AMI-стандарту, то те упражнения практической жизни, которые он видит в группе он видит не первый раз. Это помогает ему быстрей адаптироваться к условиям школы, а «душевный» показ упражнений мотивирует ребенка на дальнейшее взаимодействие со средой, стимулирует самостоятельность и независимость, малыш чувствует себя в безопасности, потому что он может участвовать в жизни вокруг и реализовать потребность быть успешным (что благоприятно сказывается на уверенности в себе в будущем). Общие характеристики упражнений практической жизни: * Поскольку имеют отношение к реальной жизни, и являются источником взаимодействия с реальными предметами среды, то они дают прочную базу реальности, то есть знания о мире, какой он есть. * Детям нравятся упражнения, так как они имеют реальную, четкую цель. * Дают возможность тренировать разумные движения, движения с какой-то конкретной целью, задачей. * Мы не изображаем, а делаем на самом деле. * Дают возможность развивать и оттачивать и крупную, и мелкую моторику. * Дают множество сенсорных ощущений (жидкости, фактуры и так далее). * Основаны на порядке и последовательности разных движений и действий (Внешний порядок формирует внутренний порядок ). * Сотрудничество. Дети любят сотрудничать с родителями и с учителем в среде. Это позволяет совершенствовать движения и делать их самостоятельно. Взрослый должен сотрудничать с ребенком до тех пор, пока ему это требуется. * Очень сильно поддерживают развитие речи: уточнение и расширение словаря, использование прилагательных, наречий, глаголов. Помогают развитию вербальных и социальных навыков. * Дают возможность повторения. Когда показываем презентацию, не забываем про повторения: «Теперь ты можешь это сделать»! Совершенствование маленьких действий, которые позволяют выполнить все упражнение. * Развивают концентрацию. В этом помогают точки интереса. Концентрация ведет к внутренней сосредоточенности и затем к тому, что Монтессори называет «Нормализацией». * Помогают интегрировать интеллект, движение и волю. Они начинают работать вместе. Когда знакомим с реальными предметами, мы даем знания, а последовательность шагов для достижения цели заставляет ребенка думать. Реальный результат помогает ребенку понять «Я этого хочу». А это начало проявления воли «Хочу результат» и он должен проявить волю, совершить усилия и направить их на определенный результат. Когда ребенок действует целенаправленно, то происходит интеграция воли и мышления. С помощью упражнений практической жизни мы не только обеспечиваем детей занятиями, выполняя которые они довольны, но и способствуем развитию координации их движений, их эго, личной безопасности и самооценки. Эта важная информация впитывается развивающимся человеком, и она будет служить поддержкой для него во всей дальнейшей деятельности: «Я могу, я способен, я ценен, мое участие необходимо людям, с которыми я живу, моя работа важна для остальных и я могу изменять мир вокруг меня с помощью своей работы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упражнения практической жизни»

Упражнения практической жизни

Палкина Татьяна Валерьевна

г. Каменск-Уральский, частная Монтессори-школа "Бином"

Ключевые слова:

среда, упражнения, практика, воспитание и образование

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение вопроса влияния упражнений практической жизни на формирование личности ребенка

Известно, что в каждом обществе, от самых примитивных до современных, есть ежедневные ритуалы и социальные привычки: приветствия, манеры еды, манера одеваться и взаимодействовать с окружающей средой. Они и определяют разницу между различными культурами и устанавливают особое поведение.

В каждой культуре упражнения практической жизни имеют свои отличия, например, использование специальных инструментов (в Японии едят палочками). Многие отличия связаны с привычками и ритуалами. Даже в большом сообществе есть различия между группами. Эти упражнения необходимы, чтобы установить, поддержать или восстановить среду, социальные отношения.

Когда мы размышляем об упражнениях практической жизни с детьми, то мы помним, что с самого начала, с самого рождения, ребенок связан с этими упражнениями. Сначала эти упражнения выполняются кем-то для него, а также, ребенок наблюдает других членов семьи или других детей в группе, и он может увидеть очень много разных ежедневных дел. Он впитывает эту деятельность как способ жизни семьи. Таким образом, она становится частью жизни ребенка.

Все мы часто наблюдаем за детьми и видим, как им интересно протирать стол тряпочкой или мыть пол шваброй. Дети дошкольного возраста (особенно дети до 3 лет) тянутся к выполнению работы связанной с уходом за окружающей средой, за собой, за другими людьми. Такие занятия в среде Монтессори-педагогов называются упражнениями практической жизни и к ним относятся: уборка, стирка, приготовление пищи, мытье посуды, уход за растениями и многое другое.

Мы должны понимать, что если мама готовит, а папа чинит автомобиль, то ребенок может запечатлеть эту деятельность, как гендерную принадлежность. Раньше во многих культурах четко распределялись занятия. Сейчас идет смещение и другое поведение взрослых и, когда ребенок начинает ходить, у него уже есть сложившиеся идеи, как что делать.

Как только ребенок начал ходить, простого наблюдения за работой взрослых его не удовлетворяют. Ему нужен опыт активного взаимодействия со средой. Ходьба является большим скачком в развитии, так как освобождаются руки. И мы должны поддерживать эту потребность работать руками. Педагогам, родителям необходимо создать для малыша такую среду, чтобы со временем ребенок мог делать все больше и больше самостоятельно.

Каждый ребенок хочет стать человеком своего времени и места, это обусловлено его природой. Ребенок изначально мотивирован на функциональную независимость, поэтому от упражнения практической жизни, которые делаются для него, затем - вместе с ним, необходимо вовремя перейти на новый уровень выполнения упражнений - полностью самостоятельно. Единственным препятствием на данном пути может стать взрослый, не поддерживающий самостоятельность ребенка в уходе за собой и окружающей средой. Отсутствие возможности самостоятельно выполнять простые упражнения практической жизни ведет к торможению в развитии и различным психическим отклонениям.

Когда ребенок приходит в группу Монтессори-школы, работающей по AMI-стандарту, то те упражнения практической жизни, которые он видит в группе - он видит не первый раз. Это помогает ему быстрей адаптироваться к условиям школы, а «душевный» показ упражнений мотивирует ребенка на дальнейшее взаимодействие со средой, стимулирует самостоятельность и независимость, малыш чувствует себя в безопасности, потому что он может участвовать в жизни вокруг и реализовать потребность быть успешным (что благоприятно сказывается на уверенности в себе в будущем).

Общие характеристики упражнений практической жизни:

* Поскольку имеют отношение к реальной жизни, и являются источником взаимодействия с реальными предметами среды, то они дают прочную базу реальности, то есть знания о мире, какой он есть.

* Детям нравятся упражнения, так как они имеют реальную, четкую цель.

* Дают возможность тренировать разумные движения, движения с какой-то конкретной целью, задачей.

* Мы не изображаем, а делаем на самом деле.

* Дают возможность развивать и оттачивать и крупную, и мелкую моторику.

* Дают множество сенсорных ощущений (жидкости, фактуры и так далее).

* Основаны на порядке и последовательности разных движений и действий (Внешний порядок формирует внутренний порядок ).

* Сотрудничество. Дети любят сотрудничать с родителями и с учителем в среде. Это позволяет совершенствовать движения и делать их самостоятельно. Взрослый должен сотрудничать с ребенком до тех пор, пока ему это требуется.

* Очень сильно поддерживают развитие речи: уточнение и расширение словаря, использование прилагательных, наречий, глаголов. Помогают развитию вербальных и социальных навыков.

* Дают возможность повторения. Когда показываем презентацию, не забываем про повторения: «Теперь ты можешь это сделать»! Совершенствование маленьких действий, которые позволяют выполнить все упражнение.

* Развивают концентрацию. В этом помогают точки интереса. Концентрация ведет к внутренней сосредоточенности и затем к тому, что Монтессори называет «Нормализацией».

* Помогают интегрировать интеллект, движение и волю. Они начинают работать вместе. Когда знакомим с реальными предметами, мы даем знания, а последовательность шагов для достижения цели заставляет ребенка думать. Реальный результат помогает ребенку понять «Я этого хочу». А это начало проявления воли - «Хочу результат» и он должен проявить волю, совершить усилия и направить их на определенный результат. Когда ребенок действует целенаправленно, то происходит интеграция воли и мышления.

С помощью упражнений практической жизни мы не только обеспечиваем детей занятиями, выполняя которые они довольны, но и способствуем развитию координации их движений, их эго, личной безопасности и самооценки. Эта важная информация впитывается развивающимся человеком, и она будет служить поддержкой для него во всей дальнейшей деятельности: «Я могу, я способен, я ценен, мое участие необходимо людям, с которыми я живу, моя работа важна для остальных и я могу изменять мир вокруг меня с помощью своей работы».

Список литературы:

1. Сильвана Кватрокки Монтанаро, «Понимание человека: важность первых трех лет жизни»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.