Научная статья на тему 'Упражнение «Витраж» в структуре курса «Основы композиции»'

Упражнение «Витраж» в структуре курса «Основы композиции» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коломиец С. Н.

В статье даются практические рекомендации для выполнения упражнения по теме «Витраж» в пропедевтическом курсе композиции. Световая композиция включается в интерьер целостную среду внутреннего пространства различного функционального назначения. Световая композиция должна вписаться в ансамбль интерьера (центр композиции, соразмерность, колористика, освещение). Указывается на необходимость использования современных достижений в области освещения и источников света (функциональность, эффектность, выразительность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упражнение «Витраж» в структуре курса «Основы композиции»»

упражнение «витраж» в структуре курса «основы композиции»

С. Н. Коломиец

В статье даются практические рекомендации для выполнения упражнения по теме «Витраж» в пропедевтическом курсе композиции. Световая композиция включается в интерьер — целостную среду внутреннего пространства различного функционального назначения. Световая композиция должна вписаться в ансамбль интерьера (центр композиции, соразмерность, колористика, освещение). Указывается на необходимость использования современных достижений в области освещения и источников света

(функциональность, эффектность, выразительность).

Интерьер (от французского Мепеиг — внутренний) — архитектурно и художественно оформленное помещение здания. Различают интерьер жилой и общественный. Важнейшими элементами, определяющими художественный облик интерьера, являются его отделка и оборудование. Как показывает практика, удачное сочетание современных отделочных материалов и изысканных пред-

метов мебели может даже самый скромный интерьер сделать интересным и запоминающимся.

Не один, не два предмета составляют интерьер. Ведь каждый из них, как правило, имеет практическое назначение и способен удовлетворять лишь одну человеческую потребность. Человек собирает вокруг себя то, что ему нужно для жизни. Этим прежде

всего и обусловливается необходимость ансамблевого решения интерьера. В последнее время все настойчивее и последовательнее заявляют о себе не только функциональные, но и эстетические требования. Следует учесть, что любое произведение декоративноприкладного искусства начинает полновесно звучать только в ансамбле с другими предметами, которые все вместе образуют интерьер. Именно потому, что идейно-эмоциональное звучание изолированной вещи недостаточно явственно и при этом кратковременно, возникает художественная необходимость в организации большого ансамбля. Такой ансамбль призван создать вокруг человека замкнутую эмоционально насыщенную среду, способную активно воздействовать на его чувства и вызывать определенный душевный настрой.

Сегодня принцип ансамбля стал одним из основных в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре (сразу уточним: под ансамблем интерьера мы понимаем организованную художественную систему, где все взаимосвязано и обусловлено единым художественным замыслом и функциональным назначением каждого предмета). Вместе с тем в современном интерьере ясно намечается тенденция к его психологизации, отчетливо ощущается стремление выразить определенное идейноэмоциональное отношение к миру средствами композиции. Новый интерьер воспринимается как своего рода объемная живопись. Действительная цельность композиции достигается тщательно подобранной гаммой цветов, сопоставлением фактур, ритмом линий, игрой света и тени, соотношением разных пространственных величин. Объемные, реально весомые формы воспринимаются из-за этого более плоскостно, а ограничивающие их поверхности, напротив, — более глубинно, как бы пейзажно, что позволяет зрительно «раздвигать» стены и «поднимать» потолок.

Выразительными художественными средствами для создания цельного гармоничного ансамбля интерьера являются: пластическая и ритмическая организация пространственной среды; масштабное согласование всех предметов (критерий — фигура человека); цветовое единство; соблюдение функционального назначения всех предметов.

Под ритмической организацией среды подразумеваются расстановка и группировка всех

предметов, составляющих убранство интерьера (мебели и осветительной аппаратуры, керамики и стекла, изделий из текстиля и т. д.).

Думая об убранстве интерьера в целом или об отдельной обособленной ее функциональным назначением части, необходимо прежде всего решить, что будет главным в художественном решении. Каждый интерьер должен иметь композиционный центр — узловое звено в его художественном оформлении. Этот центр концентрирует на себе внимание, играет основную организационную роль в ансамбле, диктует ритмический строй всего интерьера. В зависимости от функционального назначения разных помещений или отдельных зон одного помещения в одном интерьере могут быть один, два и даже более композиционных центра. В любом случае композиционные центры всегда должны быть связаны, образуя единое целое (такая связь нескольких композиционных центров в интерьере обеспечивается их соподчинением — один из центров доминирует).

Можно утверждать, что соразмерность внутренних форм, соразмерность их габаритов по отношению к фигуре человека — необходимое условие убедительного решения ансамбля интерьера. Естественно, масштабные соотношения рисунка и среды всегда активно участвуют в ритмической организации ансамбля интерьера.

Огромная роль в образном решении современного интерьера принадлежит цвету и колористическим отношениям в пространственной среде, обладающим сильным эмоциональным воздействием на человека. Ранее уже отмечалось, что цвет, «настраивая» психику человека на определенный лад, вызывает у него определенный строй мыслей и чувств.

Цветовое (колористическое) решение современного интерьера предусматривает в основном два направления. Первое — тональное, когда за основу берется один цвет и дополняется близкими к нему цветами (сочетание родственных цветов), или когда используются цвета одного тона, но разной насыщенности и светлоты (однотоновые гармонии). В результате создается единая спокойная гамма цветов, которая не отвлекает и позволяет сосредоточиться, успокаивает. Второе направление — с применением сочетаний родственно-контрастных и контрастных цветов. При этом сле-

Серия «Архитектурно-строительные науки»

47

дует учитывать, что контрастные сочетания цветов в интерьере часто дополняются нейтральными ахроматическими или близкими к ахроматическим цветами, которые смягчают активность, агрессивность контрастных цветов, одновременно подчеркивая их сочность и звучность. Кроме того, в настоящее время при решении интерьера нередко одновременно используют тональные и контрастные сочетания (как в различных помещениях, так и в различных зонах одного интерьера).

В современном интерьере важное значение приобретает умение дизайнера пользоваться широким спектром новейших технологических достижений в области источников света. Важно грамотно выстроить сценарий освещения интерьера с точки зрения функциональной направленности помещения. С помощью светильников, люстр, торшеров, бра и всевозможных подсветок решается задача ритмической организации интерьера, акцента внимания на отдельные пространственные зоны, создания в итоге необходимого настроения или определенного свето-цветового образа данного интерьера.

Чаще всего современный дизайнер предпочитает избегать прямого попадания световых потоков на сетчатку глаза. В связи с этим он либо выбирает осветительные приборы направленного действия, либо просто прячет освещение во всевозможных нишах, за карнизами, выступами, в проемах между подвесными потолками и стенами. Так называемая скрытая подсветка позволяет придать интерьеру некоторую воздушность, визуально раздвинуть пространство, смягчить цветовую гамму помещения, выявить фактуру отделочных материалов, добавить, если необходимо, образу интерьера или загадочности, или торжественности, или интимности в зависимости от поставленной задачи. Исходя из всего вышесказанного возникает необходимость обучения студентов интерьерных и архитектурных специальностей навыкам использования направленных световых потоков и светоотражающих свойств плоскости.

На кафедре искусства интерьера архитектурно-строительного факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева в рамках курса «Основы композиции» были разработаны упражнения. Одно из них

Поступила 16.09.08.

посвящено световой организации внутреннего пространства и носит условное название «Витраж». Оно, конечно, не вполне соответствует сути исследуемого явления. Скорее всего, связано с тем, что восприятие создаваемой композиции возможно исключительно при наличии задней подсветки, поэтому наиболее удобно демонстрировать (выставлять) готовую вещь на фоне окна.

В пластическом решении данной задачи возможны два основных подхода: конструктивно-структурный и формально-графический. Во втором случае возможно использование каких-либо предыдущих наработок из программы курса «Основы композиции» (например, из упражнения «Симметрия и асимметрия»), так как само по себе данное упражнение направлено исключительно на эксперимент с физическими свойствами света и отражающими свойствами плоскости.

При исполнении макета рекомендуется применять плотные материалы, не пропускающие свет (картон), а также внимательно следить за аккуратностью подгонки картона на разных уровнях глубины с целью недопущения щелей, через которые свет будет напрямую проходить через макет и мешать восприятию тонких нюансных тоновых растяжек отраженного света. Определенную пользу для художественного восприятия макета может принести введение цвета посредством нанесения красочного слоя (гуашь, акрил) на края картона с обратной стороны, что придаст отраженному свету некоторую цветовую насыщенность.

Яркость тона отраженного света зависит в большей степени от близости расположения слоев картона, от угла, под которым эти слои располагаются относительно друг друга. Допускается применение дополнительных материалов: ниток, бумаги различной фактуры и других с целью придания композиции разнообразия и остроты контраста.

В качестве иллюстраций приведены курсовые работы студентов специальности «Искусство интерьера» архитектурно-строительного факультета МГУ им. Н. П. Огарева, а также реализованный проект доцента кафедры архитектурного проектирования и дизайна МГУ им. Н. П. Огарева Р. Р. Кудряева — интерьер ЗАГСа Ленинского района г. Саранска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.