Научная статья на тему 'Управление знаниями как основа построения образовательного процесса в современном университете'

Управление знаниями как основа построения образовательного процесса в современном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1488
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / знания / образовательный процесс / управление знаниями / образовательная программа / профессиональное сообщество / knowledge management / university / knowledge / programmers of education / professional community

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глубокова Елена Николаевна

В статье рассматриваются возможности использования основных положений теории управления знаниями в образовательном процессе современного вуза, сопоставляются условия университета и бизнес-компа-нии, анализируются мнения зарубежных и российских ученых, исследующих проблему управления знаниями в различных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals opportunities of applying of main principles of the theory of knowledge management in higher education, characterizes main ideas of knowledge management in business and conditions of their adaptation in modern university.

Текст научной работы на тему «Управление знаниями как основа построения образовательного процесса в современном университете»

Е. Н. Глубокова

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассматриваются возможности использования основных положений теории управления знаниями в образовательном процессе современного вуза, сопоставляются условия университета и бизнес-компании, анализируются мнения зарубежных и российских ученых, исследующих проблему управления знаниями в различных учреждениях.

Ключевые слова: университет, знания, образовательный процесс, управление знаниями, образовательная программа, профессиональное сообщество.

E. Glubokova

KNOWLEDGE MANAGEMENT AS A FOUNDATION FOR DESIGNING EDUCATION PROCESS AT A MODERN UNIVERSITY

This article reveals opportunities of applying of main principles of the theory of knowledge management in higher education, characterizes main ideas of knowledge management in business and conditions of their adaptation in modern university.

Keywords: knowledge management, university, knowledge, programmers of education, professional community.

По мнению многих исследователей, в настоящее время происходит переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному и ноо-сферному. Все чаще мы сталкиваемся с термином «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях». Основной характеристикой этих процессов выступает расширение услуг: при переходе к постиндустриальному обществу — это услуги в экономической деятельности человека (Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг»); к информационному — услуги, связанные с извлечением, хранением, обработкой, передачей и представлением информации; к ноосферному — с увеличением интеллектуальной деятельности, направленной на получение новых знаний.

Фактически информация и знания всегда были основой экономики, но превращение знаний и их создателя — человека — в ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности организации (фирмы, предприятия, учебного заведения и т. п.) стало происходить на исходе XX века. В этой связи В. Л. Иноземцев отмечает, что наука и знания стали непосредственной производительной силой, их носители — олицетворением высшей власти, существующей в обществе, а ценности, связанные с образованностью и интеллектуальной деятельностью, — непререкаемыми свидетельствами человеческого достоинства [1]. Тому есть много причин, однако главная причина — это переход конкурентной борьбы на принципиально новый уровень — гиперконкуренцию, основной чертой которой

является конкуренция «умов». На это же обращает внимание и С. П. Капица: «Знания распространяются необратимо, и контролировать этот процесс практически невозможно. В итоге образование в целом есть экономика знаний, передача которых следующему поколению — неограниченная система, обеспечивающая развитие общества. Время и человеческие усилия, уделяемые знаниям, все более увеличиваются: когда-то человек заканчивал свое образование в 10-12 лет, потом в 20 лет, теперь, может быть, — в 30 лет, а врач — и того позднее. Поговорка «век живи — век учись» говорит сама за себя... Знания — наиболее динамичная область, определяющая сущность человеческого бытия по самым принципиальным вопросам. Знаниям всегда был присущ характер глобальных систем, может быть, раньше, чем другим областям экономики. До последнего времени экономике знаний не уделяли должного внимания, игнорируя значение знания как экономической категории» [7].

В связи с этими тенденциями в менеджменте появилось новое направление — теория управления знаниями. Управление знаниями — развивающаяся область научной и практической деятельности, целью которой является систематизация работы с интеллектуальными ресурсами (активами) и накопленным опытом. Мы не можем управлять знаниями в традиционном смысле, но можем, по словам Б. Гейтса, создать такие условия, когда нужные знания и информация в нужное время станут доступны нужным людям для выполнения нужных задач. Знания индивидуумов можно расширять и углублять, т. е. управлять ими, например, с помощью построения различных форматов обучения с преподавателями, тьюторами или самообучения.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем состоит в том, чтобы с учетом специфики и особенностей обра-

зовательного учреждения применить теорию управления знаниями в построении образовательного процесса в современном университете. Можно ли это сделать и, если можно, то какими путями? Что будет этому способствовать? На такого рода вопросы попытаемся ответить в данной статье.

Есть все основания полагать, что управление знаниями в университетском образовании следует понимать как процесс, объединяющий процессы обучения, воспитания, повышения квалификации сотрудников и преподавателей, формирование компетенций специалиста. Все эти процессы объединяют знания, если рассматривать знания в их интегральной форме. Обратимся к понятию «знание».

В современном философском словаре дается такая трактовка: «Знание и незнание. Понятия для обозначения разных аспектов познавательного процесса: знание — информация об окружающем мире и самом человеке, незнание — отсутствие таковой. Знание рассматривается, прежде всего, как некий информационный результат познавательного процесса, его итог, откладывающийся в человеческой культуре и создающий ориентировочную основу поведения людей. Незнание при таком подходе предстает чаще как некоторая зафиксированная пассивная область, которую предполагается освоить путем перевода в знание. Последнее представлено через символы, образы, суждения, понятия, теории. В самом широком смысле знание — зафиксированная информация, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека объективные свойства и закономерности изучаемых объектов, предметов и явлений окружающего мира» [6]. В другом информационном источнике [3, с. 69], находим следующее определение «Знание — кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого

рода. В зависимости от средств кодификации сознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дис-курсное и интуитивное, явное и неявное, эмпирическое и теоретическое, научное и вненаучное и др.».

Исследователи проблемы знаний в современной науке считают целесообразным выделить вид знаний, который является по характеру комплексным, — так называемые живые знания. Их можно определить как личностные знания, основанные на понимании (теория) и умении (практика), которые постоянно включены в деятельность человека и являются основанием для его развития (компетенции человека). Эти знания являются источником формирования новых теоретических и практических знаний и могут быть формализованы и переданы для использования другим людям, т. е. происходит диффузия знаний.

Формализация неявных знаний является важнейшим элементом управления знаниями. Задача отражения неявного знания в различных образовательных программах подготовки специалиста (от основной образовательной по направлению до учебной программы дисциплины или курса) становится необычайно актуальной. Её можно решить с помощью наставничества, обучения или формирования профессиональных сообществ, т. е. в ходе очной синхронной коммуникации. Важность решения такой задачи, которой является создание условий для обмена профессиональными неформализованными знаниями в компании, постоянно подчеркивается в пособиях по управлению знаниями.

Мы полагаем, что при разработке образовательных программ для высшего образования продуктивным станет выбор методологии управления знаниями. Это связано с тем, что процесс управления знаниями должен идти одновременно по трем основным объектам: люди, процес-

сы и технологии [4]. Объект «люди» предполагает установление контактов и взаимодействия между людьми, обладающими знаниями (это студенты, преподаватели, сотрудники, работодатели, привлекаемые для преподавания). Объект «процессы» связан с разработкой процедур обмена знаниями, механизмов мотивации и привлечения людей к участию в обмене знаниями (это основные образовательные программы, повышение квалификации, создание и использование возможностей образовательной среды вуза, организация образовательного процесса на основе современного научно- и учебно-методического обеспечения, научные исследования преподавателей и студентов, мониторинг качества образования и т. д.). Объект «технологии» ориентирован на развитие технологической инфраструктуры для сохранения опыта и коммуникации (базы данных библиотек и электронные ресурсы, поддерживающие учебные курсы и дисциплины, внутренние сети и другие 1Т-решения в вузе, применение новейших образовательных технологий в учебном процессе). Управление знаниями в отношении этих трех объектов предоставит реальную возможность выстраивать личностную модель образования для каждого студента, когда в условиях предложения одних и тех же источников информации обучающийся будет учиться выбирать то, что ему нужно для решения конкретной задачи. Явное «традиционное» знание, зафиксированное в образовательной программе в «дидактических единицах», соединившись с неявным личностным знанием преподавателя, станет базисом для нового личностного знания студента. Именно такой подход повышает ценность личности, так как каждый становится носителем уникального знания и уникального опыта, построенного с использованием этого знания. Это еще раз подчеркивает субъектность знания. В таком случае

именно развитие человеческого потенциала будет важнейшим ресурсом при построении образовательной программы, т. е. образовательная программа будет создавать условия для развития потенциала каждого человека.

Важнейшим фактором, связывающим экономический процесс в производственной компании, равно как и образовательный процесс в вузе, является наличие определенного опыта получения знаний у субъектов этих процессов (работников на предприятии, студентов и преподавателей в вузе), освоенного в процессе получения систематического образования. Поэтому у них в той или иной степени сформированы умения приобретать знания и действовать в соответствии с решаемой задачей (т. е. ключевые компетенции). Это значит, что общие подходы к их дальнейшему образованию будут базироваться на этих компетенциях. Причем уровнем их сформированности будет определяться, в конечном счете, успешностью учебной и профессиональной деятельности.

В современных условиях управление знаниями приобретает особую важность в деятельности любых организаций, в том числе и образовательных. Оно способствует созданию особой культуры этой организации — в частности, о той части корпоративной культуры, которая стимулирует работников к постоянному обмену важными знаниями (это и научные открытия, и тактика общения со «сложным» клиентом), к творческому росту членов профессионального сообщества, к критическому отношению к собственному опыту и «коллективному» знанию и т. п. Именно эта часть культуры и служит залогом успешного развития организации или вуза. «В идеальном мире бизнеса каждый член организации имеет легкий доступ к знаниям своих коллег. Сотрудники охотно делятся своими ноу-хау, и организация быстро раз-

вивается благодаря непрерывному потоку новых знаний» — вот такую картину рисуют широко известные исследователи теории управления знаниями Т. М. Коу-лопоулос и К. Фраппаоло [2, с. 103]. Однако в реальном мире бизнеса чаще всего происходит ровно наоборот: знаниями не делятся, а надежно хранят их и оберегают. Как убедить людей делиться своими знаниями? Ответ на этот вопрос и должно дать управление знаниями. Путь решения этой задачи, по мнению авторов, — налаживание взаимных связей между людьми и управление процессами и технологиями.

Управление знаниями должно выполнять основные функции в практической деятельности организации: посредничество, интернализация, экспортирование и познание [2].

Несколько слов об этих функциях.

Посредничество обеспечивает доступ людей к имеющимся в организации (в учреждении) знаниям, сводит вместе тех, кто ищет определенные знания, и тех, кто такими знаниями на данный момент располагает. Университеты как образовательные учреждения всегда выполняли такую посредническую функцию: собирали, хранили, создавали и обеспечивали доступ к необходимым знаниям всем, кто в этих знаниях нуждался.

Экспортирование — это налаживание связи между несвязанными до этого знаниями посредством помещения их во внешнее хранилище и дальнейшая систематизация на основе определенных критериев. При этом следует заботиться о постоянном пополнении знаний, о переводе неявных знаний в явные (формализованные). В условиях университетского образовательного процесса есть механизм научных конференций, лабораторий, работы проектных групп и команд, курсов повышения квалификации, других сообществ, которые решают задачи экспортирования знаний через их

формализацию. Основная же роль в реализации функции экспортирования знаний в вузе принадлежит библиотекам, электронным базам и ресурсам различного рода, которые постоянно пополняются и расширяются. Однако, как показывает практика, пока есть определенные трудности у сотрудников, преподавателей, студентов с использованием этих ресурсов. Факторы, способствующие возникновению таких проблем, нуждаются в более подробном изучении.

Интернализация — это процесс извлечения знания на основе запроса. Он будет неэффективным, пока знание не будет представлено пользователю в форме, удобной для его восприятия. Для решения этой задачи можно использовать интерпретацию данных и информации (например, таблицы, графики, краткое резюме и т. п.), а также фильтрацию знаний (по аналогии с механизмом представления искомой информации через поисковые ресурсы Интернета).

Познание — это трансформация знаний в действие, когда на основе представленных имеющихся знаний вырабатывается соответствующее определенной задаче решение. В данном случае авторы рассматривают познание как практическую реализацию знания, которое участвовало в трех предыдущих процедурах. На наш взгляд, именно этот аспект управления знаниями в современном университете является наиболее слабо выраженным. Это объективно связано как с относительной отдаленностью результатов образования, так и с обширностью и сложностью спектра задач, которые приходится решать в образовательном процессе, с преобладанием зачастую интуитивных решений, что является исключительной способностью человеческого интеллекта, при этом невозможно давать какие-то рецепты и разрабатывать алгоритмы деятельности. Вместе с тем это очень важный процесс для развития

профессиональных компетенций будущего специалиста: ведь именно ситуативные задачи высокой степени неопределенности предстоит ему решать в изменяющихся контекстах профессиональной деятельности.

Четыре названные функции основаны на модели управления знаниями, в которой основная задача состоит в том, чтобы научить сотрудников делиться своими знаниями. Эффективность создаваемой базы знаний зависит от того, смогут ли все участники компании (учреждения) пользоваться этими знаниями. Поэтому успех организации и работы полной базы знаний будет зависеть и от создания такой корпоративной культуры, которая бы стимулировала сотрудников делиться своими знаниями с коллегами.

Первым шагом на пути решения этой задачи станет создание в организации различных сообществ. Задача этих корпоративных сообществ — помочь людям найти свои личные причины поделиться знаниями. И вот в этом направлении у педагогической науки есть проверенные и незаслуженно забытые рецепты: это теория коллектива, производственного коллектива, профессионального сообщества. Кстати, авторы уже упомянутой выше книги говорят об общей цели, общем деле, значимом для всех сотрудников. Мы можем добавить возникающие в таком случае традиции, которые служат общему делу и способствуют созданию эмоционально привлекательного климата. Все эти идеи хорошо знакомы университетскому и, вообще, образовательному сообществу и могут успешно работать. Очевидно, перед педагогикой и социальной педагогикой в связи с этим стоит задача вернуться к существующим теоретическим и практическим разработкам, пересмотреть их, выбрать наиболее актуальные и востребованные идеи и рецепты. Тем более, что анализ литературы по менеджменту, управлению человече-

скими ресурсами дает основание говорить о появлении интереса к проблемам профессионального сообщества (однако пока только на уровне терминологии).

Рассматривая возможности применения теории управления знаниями в образовательном процессе современного университета, мы сталкиваемся с аналогичной теоретико-методологической проблемой создания профессионального научного сообщества, обладающего признаками коллектива (общие цели, значимая деятельность по их достижению, атмосфера свободного обмена знаниями, за счет чего интеллектуальный потенциал увеличивается и сообщество развивается).

С точки зрения использования теории управления знаниями в современном образовательном учреждении, привлекательны формы практической реализации управления знаниями, которые предлагаются многими теоретиками и практиками этого направления. К таким формам относятся: обучающаяся организация, библиотека знаний и стратегическая осведомленность. Остановимся на них несколько подробнее.

Обучающаяся организация — это та вершина, к которой сегодня стремятся образовательные учреждения, в том числе университеты. Обучающаяся организация — это организация, умеющая создавать, приобретать и распространять знания и изменяющая свое поведение в соответствии с новой информацией, с оригинальными мнениями и современными моделями мышления. Её задача состоит в выработке приверженности инновационному духу всей организации — таким образом, приобретается способность культивировать коллективные знания, которые в меньшей степени подвержены риску утраты в случае ухода сотрудников. В обучающейся организации деятельность направлена на развитие интеллектуального потенциала сотрудников, используются механизмы само-

обучения и повышения квалификации под постоянно изменяющийся контекст деятельности и новые профессиональные задачи. Что-то подобное мы наблюдаем в настоящее время в университетском преподавательском сообществе, когда появляется все больше сотрудников, которые стремятся постоянно приобретать новые знания, учиться, но эти знания нужны им для решения конкретных задач, а не просто «на будущее». Таким образом, происходит реальное воплощение идеи непрерывного образования, образования в течение всей жизни.

Переход российского высшего образования на многоуровневую систему подготовки кадров будет правомерно рассматривать как инновационный процесс, в который вовлечены все преподаватели и сотрудники университетов. Вполне понятно, что введение инноваций требует от сотрудников новых знаний, умений по-новому организовать деятельность, решать новые профессиональные задачи, обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Путь решения этой задачи —повышение квалификации сотрудников и преподавателей вуза. Необходимость развития различных форм внутрифирменного обучения, повышения квалификации отмечал в своем докладе руководитель рабочей группы Госсовета, глава Республики Карелия С. Катанандов [5], об этом говорится и в других документах и материалах.

Итак, будем рассматривать внутрифирменное (или корпоративное) обучение персонала, понимая его как систему подготовки персонала, проводимую на территории предприятия (или корпоративных учебных центров), основанную на решении проблем, специфичных для конкретной организации, с привлечением собственных или внешних преподавателей. Существующие институты и факультеты повышения квалификации по-

зволяют реализовать такие программы. Сегодня внутрифирменное обучение может служить мощным источником инновационного развития вуза, являясь, по существу, одной из технологий управления знаниями. Оно имеет существенные отличия от традиционного повышения квалификации. Назовем, на наш взгляд, наиболее важные из них:

• обучаются не отдельные руководители, а команда;

• учебный процесс основан не только на информации и рационализации, но и на коммуникации и эмоциях;

• стиль обучения основан не на предметах и особенностях преподавателей, а на особенностях участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов;

• в качестве целей обучения выступают не рациональность и эффективность, а адаптация, приспособление, изменение, информирование;

• формы проведения занятий зависят от конкретной ситуации;

• программа должна быть гибкой и адаптированной к ситуации;

• ответственность за результаты обучения несут не преподаватели и организаторы, а сами участники;

• направленность на конкретные изменения, а не на знания, которые могут пригодиться в будущем;

• существенно повышается активность участников обучения.

Вузы, имеющие современную систему внутрифирменной подготовки, лидируют в условиях конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов» внешней среды повышением собственной продуктивности.

Подход, называемый «библиотека знаний», ставит своей задачей совершенствование способности организации управлять новыми проектами и процессами. Он основан на том, что создается корпоративная база знаний, предназна-

ченная для накопления и распространения данных о наиболее эффективных методиках, а также о ранее реализованных проектах. В этом случае становится возможным использование этих результатов в дальнейших проектах (известен также опыт назначения «летописца», который описывает все происходящее во время разработки и реализации проекта, другим примером может служить создание электронных ресурсов, доступных всем сотрудникам компании или образовательного учреждения).

Стратегическая осведомленность предполагает работу с большими массивами информации и способность проницательно и своевременно извлекать знания из этих массивов. В университете подобные хранилища могут создаваться для взаимодействия с работодателями, для выполнения повторяющихся проектов или при разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса на кафедрах, в дирекциях образовательных программ, в деканатах факультетов. Эти знания, несомненно, будут важны при разработке междисциплинарных дисциплин и курсов, количество которых будет все время увеличиваться, а содержание — расширяться в связи с переходом на компетентностно-ориентированные программы и новые стандарты высшего профессионального образования (федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения).

Однако для продуктивного использования знаний, заключенных в больших массивах информации, необходима подготовка специалистов и сотрудников, что опять возвращает нас к системе внутрифирменного обучения как одной из технологий управления знаниями. В этом случае мы сталкиваемся с потребностью в знаниях, правда, в знаниях другого рода. Это знания о том, как осваивать формализованные знания, созданные и пред-

ставленные для всеобщего пользования другими людьми, т. е. знания о том, как учить и учиться, — педагогические знания. Сейчас педагогические знания становятся все более востребованными не только учащимися и самими педагогами, но и различными бизнес-структурами. Это связано, в частности, с тем, что современные стратегии обучения (самоуправляемое, критичное, контекстное, коммуникативное, кооперативное, экспериментальное и др.) могут быть реализованы наиболее успешно людьми, имеющими педагогическое образование и педагогические знания.

Возвращаясь к идее о положительном влиянии управления знаниями на формирование корпоративной культуры организации, следует особо подчеркнуть, что в этом смысле в корпоративной культуре университета всегда присутствовала в качестве базовой ценность уже известного и вновь приобретаемого знания, к какому бы виду знаний оно не принадлежало: научные знания (естественнонаучные и гуманитарные), практический опыт и житейская мудрость, знания религиозного характера, интуитивные знания, эмоциональные знания и т.п. А ведь именно эта задача — формирование ценностного отношения к знаниям вообще и к профессиональным знаниям в частности — является одной из наиболее важных и сложных в теории и практике управления знаниями. Однако в педагогической практике в последнее время замечается некий парадокс: мы входим в постиндустриальное информационное общество, общество, основанное на знаниях, когда знания становятся основным конкурентным преимуществом, а все учителя школ говорят о том, что школьники практически перестали читать, студенты-первокурсники не проявляют интереса к тем курсам и дисциплинам, которые были интересны студентам 10-15 лет назад, они не владеют

приемами самообразования, выпускники вузов часто не работают по специальности, т. е. не используют те профессиональные знания, которые им достаточно долго и основательно прививали в вузе. Таким образом, мы наблюдаем процесс изменения ценности знания, когда на первый план выходит личностное, неявное знание (как сделать?), оно конструируется личностью, и от степени его востребованности зависит его ценность.

Знания очень быстро «устаревают», приобрести их можно сегодня с помощью, по крайней мере, трех видов образования: формального, неформального и информального. Причем, анализируя редкие исследования по этой проблеме, отзывы преподавателей вузов и учителей общеобразовательных школ, можно предположить, что вклад неформального и информального образования существенно «перевешивает» вклад формального образования в результаты образования человека на протяжении всей его жизни.

Таким образом, рассматривая работы разных авторов, ученых-экономистов, которые посвещены теории управления знаниями, и пытаясь ответить на вопрос о возможности применения теории управления знаниями в университете, можно с полной уверенностью дать на него положительный ответ. Это обусловлено, по крайней мере, несколькими особенностями университета как образовательного учреждения. Во-первых, образовательная среда университета создает атмосферу постоянного нахождения, воспроизводства и применения разных видов знаний, а студент, преподаватель, сотрудник являются собирателями, хранителями, пользователями и распространителями этих знаний. Во-вторых, университетское сообщество обладает ценным видом знаний — педагогических, которые могут быть продуктивно использованы при реализации таких важных функций управления знаниями, как

посредничество, интернализация, экспортирование и познание. В-третьих, в университете есть необходимые и достаточные условия создания, функционирования и развития профессиональных сообществ, обладающих всеми классическими признаками коллектива, а в педагогической теории и практике накоплен существенный опыт работы с такими сообществами, который на сегодняшний день является актуальным и для бизнес-сообществ. В-четвертых, у современного университета есть возможность осуществлять интеграцию науки и образования с помощью создания различных научных и образовательных структур,

привлечения в их деятельность ученых и студентов, получения экономической выгоды и средств на дальнейшее инновационное развитие, используя при этом основные идеи теории управления знаниями. В-пятых, через разработку и реализацию различных образовательных программ (основных, дополнительного образования, повышения квалификации, дополнительной специализации, междисциплинарных программ курсов и т. п.) университет может реализовать все четыре основных функции управления знаниями, перевести эти результаты на язык формализованных знаний и, наконец, определить их рыночную стоимость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.postindustrial.net

2. Коулопоулос Т. Т. М., Фраппаоло К. Управление знаниями / Пер. с англ. М., 2008. 224 с.

3. Лебедев С. А. Философия науки: Краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М.: Академический проект, 2008. 320 с.

4. Мариничева М. К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2008. 320 с.

5. Катанандов С. О развитии образования в Российской Федерации: Материалы доклада на сайте Всероссийского Фонда образования. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www: vrfo.ru

6. Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004. 380 с.

7. Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте». Вып. 15: «Экономика знаний: контекст российских проблем». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. nikitskyclub.ru.

REFERENCES

1. Inozemcev V. L. Za predelami ekonomicheskogo obschestva. Postindustrial'nye teorii i posteko-nomicheskie tendencii v sovremennom mire. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.postin-dustrial.net

2. Koulopoulos T. T. M., Frappaolo K. Upravlenie znanijami / Per. s angl. M., 2008. 224 s.

3. Lebedev S. A. Filosofija nauki: kratkaja enciklopedija (osnovnye napravlenija, koncepcii, kate-gorii). M.: Akademicheskij proekt, 2008. 320 s.

4. Marinicheva M. K. Upravlenie znanijami na 100%: Putevoditel' dlja praktikov. M.: Al'pina Biznes Buks, 2008. 320 s.

5. Katanandov S. Materialy doklada na sajte Vserossijskogo Fonda obrazovanija. [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa: http://www:vrfo.ru

6. Sovremennyj filosofskij slovar' / Pod obshh. red. V. E. Kemerova. M.: Akademicheskij proekt, 2004. 380 s.

7. Cikl publichnyh diskussij «Rossija v global'nom kontekste». Vyp. 15. «Ekonomika znanij: kon-tekst rossijskih problem». [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa: http://www.nikitskyclub.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.