Научная статья на тему 'Управление знанием как властью «Информационного человека» над собой, природой и глобальным миром'

Управление знанием как властью «Информационного человека» над собой, природой и глобальным миром Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗНАНИЕ КАК ВЛАСТЬ НАД СОБОЙ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ / ЯВЛЕНИЯМИ / СИТУАЦИЯМИ / ПРИРОДОЙ И ГЛОБАЛЬНЫМ МИРОМ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / SCIENTIFIC METHOD OF COGNITION IN THE PROCESS OF EDUCATION / KNOWLEDGE AS POWER / CIRCUMSTANCES / EVENTS / SITUATIONS / NATURE AND GLOBAL WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилина Алла Ивановна

В статье рассматриваются вопросы необходимости управления знаниями учащихся в ходе учебного процесса современной информационной эпохи. Разум человека с самого начала познания им мира не должен оставаться только наедине с собой, а с помощью учителя человек должен освоить научный метод, «магический ключ», «объясняющий суть явлений и вещей окружающего мира, указывающий путь к познанию причин и закономерностей развивающегося мира, пониманию прошлого, настоящего и будущего». Это знание даст человеку власть над собой, обстоятельствами, явлениями, ситуациями, природой и глобальным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing knowledge as power "information of the person" on themselves, nature and global world

The article considers the issues of necessity of knowledge management students during the educational process of modern information age. The mind of a person from the very beginning of cognition of the world should not remain alone with only a battle, and with the help of a teacher people should learn the scientific method, the "magic key", "explaining the essence of events and things of the world, indicating the path to the knowledge of the causes and patterns of the developing world, the understanding of past, present and future". This knowledge will give man the power over myself, circumstances, events, situations, nature and global world.

Текст научной работы на тему «Управление знанием как властью «Информационного человека» над собой, природой и глобальным миром»

методология инновационного образования в условиях общественного развития XXI века

УДК 001.92:37

А.И. Жилина

Управление знанием как властью «информационного человека» над собой, природой и глобальным миром

В статье рассматриваются вопросы необходимости управления знаниями учащихся в ходе учебного процесса современной информационной эпохи. Разум человека с самого начала познания им мира не должен оставаться только наедине с собой, а с помощью учителя человек должен освоить научный метод, «магический ключ», «объясняющий суть явлений и вещей окружающего мира, указывающий путь к познанию причин и закономерностей развивающегося мира, пониманию прошлого, настоящего и будущего». Это знание даст человеку власть над собой, обстоятельствами, явлениями, ситуациями, природой и глобальным миром.

The article considers the issues of necessity of knowledge management students during the educational process of modern information age. The mind of a person from the very beginning of cognition of the world should not remain alone with only a battle, and with the help of a teacher people should learn the scientific method, the "magic key", "explaining the essence of events and things of the world, indicating the path to the knowledge of the causes and patterns of the developing world, the understanding of past, present and future". This knowledge will give man the power over myself, circumstances, events, situations, nature and global world.

Ключевые слова: управление знаниями, научный метод познания в процессе образования, знание как власть над собой, обстоятельствами, явлениями, ситуациями, природой и глобальным миром.

Key words: knowledge management, scientific method of cognition in the process of education, knowledge as power, circumstances, events, situations, nature and global world.

Новое знание неизбежно порождается всем ходом общественноисторического развития человечества. Потребность человека в совершенствовании орудий своего собственного труда объективно и постоянно ведет к накоплению новых знаний в обществе и на их основе к изменению цивилизаций: от первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной к капиталистической и социалистической (или от аграрной, индустриальной к постиндустриальной, информационной). Каждая из этих цивилизаций формирует свой уровень знания о мире, путях и способах его совершенствования на благо живущего в нем человека.

© Жилина А.И., 2013

Становление и развитие буржуазной (капиталистической) цивилизации назвали эпохой нового времени, так как она берет свое начало с высокого уровня накопленного человечеством знания о мире, природе, новых, открытых к тому времени землях и народах, сложившихся производствах материальных благ для человека. Уже прошли разрушительные войны, произошел передел мира, человечество познало дикую природу эксплуатации и торговли людьми.

Новая буржуазная цивилизация, продолжая эти тенденции, дала, однако, возможность ускоренному развитию нового знания, основанного на изобретательстве и технических усовершенствованиях. Эти знания не только расширяют горизонты уже известного географического мира, но настоятельно требуют ежеминутного приращения нового знания о нем, формирования нового облика мира в сознании современного человечества с целью установления власти человека над природой, космосом, вселенной на основе этих знаний.

Эта сверхзадача для человечества может решаться только при условии развития таких ведущих качеств современного человека, как творческая инициатива в раскрытии новых возможностей окружающей действительности, личностная самоиндивидуализация, «инструмен-

тальный разум» каждого субъекта, познающего окружающий мир и др.

В связи с этим становится широко востребованным знание о самом человеке. На первый план выходят такие знания о качествах личности, как прагматизм и способность капиталистического человека осуществлять опытно-эмпирическое и теоретическое исследование окружающего мира, чтобы на основе полученного знания подчинить природный мир утилитарно-практическим потребностям общества.

Через систему образования общество управляет знанием, которое ему необходимо на том или ином этапе развития. Определяя цели развития образования, оно разрабатывает социальный заказ на уровень знаний, их характер, область применения, способности личности реализовать эти знания для общества. Однако в этой ситуации утрачивается, нивелируется роль самой личности «знающего» человека, его гуманистическое самосознание, самоценность, человек начинает служить материалом, на котором и основывается неисчерпаемая мощь человеческого знания в прагматических устремлениях капиталистического общества.

Стремление «дать человечеству господство над силами природы посредством научных открытий и изобретений» [1, с. 257], т. е. нового знания, было мечтой людей и основанием многих философских учений о развитии человеческого общества, в частности, Ф. Бэкона. Он считал, что «до сих пор люди в своих открытиях слабо использовали возможности разума и никогда не прибегали к помощи искусства» [2, с. 296], т.е. творчески не использовали в достаточной мере имеющиеся у них знания, чтобы получить новое знание, более совершенное и прагматичное. Заслугой Ф. Бэкона следует считать понимание необходимости разра-

ботки нового метода исследования человеком окружающей действительности с целью получения нового знания, которое, в свою очередь, даст человеку власть, господство над миром. Но случится это при условии, что познание мира будет абсолютно подчинено этому строгому и определенному научному методу истинного осмысления и познания мира. Сам научный метод, по Ф. Бэкону, «магический ключ», «объясняющий суть явлений и вещей окружающего мира, указывающий путь к познанию причин и закономерностей развивающегося мира, пониманию прошлого, настоящего и будущего» [4, с. 20].

Этот научный метод, по его мнению, необходим для того, чтобы разум человека с самого начала познания им мира не оставался только наедине с собой, не был предоставлен самому себе, т.е. разум постоянно должен быть управляемым со стороны научного метода познания. Тогда новое знание родится быстрее, оно будет больше востребовано обществом. Этот метод - соединение предыдущего научного знания (о законах природы, ею универсально детерминированных, без каких-либо сверхъестественных конструкций) с опытом и преобразованием действительности на основе эксперимента.

Размышления о научном методе и сути познания человеком окружающего мира в системе современного образования приводят к выводу о необходимости управления знаниями в ходе учебного процесса в информационную эпоху.

Для этого следует обеспечить выстраивание процесса обучения, усвоения знаний на основе научного метода, объединяющего предыдущее научное знание, опыт и преобразующий эксперимент, чтобы каждый учащийся стал творцом собственного знания и умел применить его в существующем прагматичном мире, стал его управителем на основе собственного знания. При этом усилия учителя и ученика должны вести к тому, чтобы «с помощью особой науки сделать разум адекватным вещам, найти особое искусство указания и наведения, которое раскрывало бы нам и делало известными остальным наукам их аксиомы и методы» [2, с. 299]. Эта «особая наука», на наш взгляд, - теория систем, системный подход в изучении окружающего мира, в организации процесса познания в современной системе образования, в управлении знаниями познающего субъекта.

С этой точки зрения управление на основе системного подхода знаниями учащихся в процессе обучения становится новой методологией, порождающей индустрию знания, формируемого в современных условиях информационного общества, кардинально изменившего среду существования, развития и взаимодействия человека, вещей и явлений современного постиндустриального мира.

Как полагают ученые, глобальная информационная эпоха, реально разворачивающаяся при нашем в ней участии, несомненно представляет качественно новую ступень в развитии мировой цивилизации как эко-

V V и м и и ^

номической, культурной, политической среды. В этой новой для общест-

ва жизненной ситуации ему предстоит решить сложную задачу - сбалансировать возможности развития информационного общества и соответствующего ему «информационного человека».

Сегодня информационные средства современного общества (радио, телевидение, Интернет, средства массовой информации на традиционных бумажных носителях) только еще складываются в своем взаимодействии друг с другом и с человеком, человеческим сообществом в целом. Пока, на наш взгляд, рано говорить о том, что они «сместили человека с пьедестала творца», что это «конец истории человеческого общества» [3, с. 117] и др.

Очевидно, должно пройти какое-то время, чтобы уловить тенденции общечеловеческого развития, изменения качеств личности под мощным влиянием и доступностью самой разной информации, сформировать и осуществить создание «информационного человека», творческой индивидуальности, самодостаточной и мобильной личности с высоким интеллектуальным потенциалом.

Эту сложную задачу в постиндустриальном обществе, как и раньше в других формациях, призвана решать система образования, система подготовки подрастающих людей к жизни и труду в условиях тотальной информатизации.

Решать эту важнейшую для человеческого общества задачу надо уже сейчас. При этом следует помнить, что средства массовой коммуникации - это не наказание и не гибель человека, это новые средства познания им окружающего мира.

А методам познания мира следует учить! Для этого, как советуют философы-прагматики, надо точно следовать строгому методу познания действительности, постоянно управлять процессом познания и знаниями обучающихся, чтобы они не были предоставлены в этом сложном деле самим себе, наращивать интеллектуальный и нравственный потенциал каждого «информационного человека».

Только в этом случае знания станут истинной властью человека над собой, обстоятельствами, явлениями, ситуациями, природой и глобальным миром.

Список литературы

1. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. - М., 1971. - Т. 1. - С. 257.

2. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. - М.,1972. - Т. 2. - С. 296, 299.

3. Кравченко В. И. Особенности трансформации «информационного человека» // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - 2012. - №1. - Т. 2. Философия.- С. 113119.

4. Смагин Ю.Е. Знание как власть в философии Ф.Бэкона // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - 2012. - № 1. - Т.2. Философия. - С. 20-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.