Научная статья на тему 'Управление выбором типа профессии в соответствии с индивидуальными особенностями студента'

Управление выбором типа профессии в соответствии с индивидуальными особенностями студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ / ТИП ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВА / ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозова О.В.

В статье рассматриваются профессионально-ориентированные типы личностей, выявляющиеся при помощи вопросника, который представляет собой модификацию теста американского профессора Дж. Холланда, основанного на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, и призванного помочь выбрать профессию с учетом личностных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление выбором типа профессии в соответствии с индивидуальными особенностями студента»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070

информационными источника и курсы повышения квалификации с целью повышения знаниевого компонента. Участие в научно-методических семинарах, конференциях, творческих объединениях учителей, проведение открытых мероприятий, мастер-классов для формирования деятельностного компонента.

Четвертый этап - рефлексивный анализ, позволяет определить достижения учителя по отдельным направлениям построенного маршрута и внести коррективы в дальнейшую работу.

На следующем этапе продолжаем реализацию индивидуальной траектории формирования заявленной компетентности.

Итогом работы считаем творческий отчет учителя, который может быть представлен в форме портфолио, методических разработок, организации и проведения методического семинара или мастер-класса.

При реализации индивидуального образовательного маршрута очень важна помощь и поддержка со стороны администрации и коллег. Только при объединении усилий всего педагогического коллектива образовательной организации возможно эффективное развитие профессиональной компетентности учителей.

Список использованной литературы:

1. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 288 с.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - URL: http://elibrary.bsu.az/books_163/N_97.pdf

4. Шмырева Н.А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития / Н.А. Шмырева, М.И. Губанова, З.В. Крецан. - Кемерово, 2002. - 100 с.

5. Ястребова Г. А. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога / Г. А. Ястребова, Г. В. Цветкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 25. -С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55249.htm.

© Пашарина Е.А., 2017

УДК 378.1

О.В. Перевозова

канд. пед. наук, кафедра менеджмента и маркетинга Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Челябинск, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ ВЫБОРОМ ТИПА ПРОФЕССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТА

Аннотация

В статье рассматриваются профессионально-ориентированные типы личностей, выявляющиеся при помощи вопросника, который представляет собой модификацию теста американского профессора Дж. Холланда, основанного на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, и призванного помочь выбрать профессию с учетом личностных особенностей.

Ключевые слова

Люди, тип личности, профессии, деятельность, качества, предпочтения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

O. V. Perevozovа Cand. PED. Sciences, Department of management and marketing Financial University under the Government of the Russian Federation

Chelyabinsk, Russian Federation

MANAGING SELECTION OF THE TYPE OF PROFESSION IN ACCORDANCE WITH INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE STUDENT

Abstract

The article discusses the professionally-oriented types of personalities, which is revealed with the help of questionnaire, which is a modification of the test of the American Professor Dzh. Holland, based on the type mapping of the profession with individual differences, and designed to help to choose a profession taking into account personal characteristics.

Key words

People, personality type, profession, activity, quality, preferences.

Управление выбором профессии у студента - это одна из приоритетных профориентационных задач вузов. Профессиональная ориентация, сформированная на этапе обучения в вузе, положительно влияет на реальный профессиональный выбор студента своей будущей профессии. Потому что верно выбранный тип профессии позволяет ему всю жизнь развивать себя как профессиональную личность и становиться профессиональным компетентным сотрудником. Правильное профессиональное развитие сотрудников в организации - ключевая задача современного бизнеса. Именно поэтому большинство компаний занято сегодня поисками наиболее совершенных и удачных методик, направленных на решение данной задачи. Наиболее интересной методикой развития сотрудников считается практика Джона Холланда. Ее внедрение в компаниях позволяет более точно и профессионально остановится на выборе профессиональных предложений для сотрудников. Джон Генри Холланд - американский ученый, профессор психологии, электротехники и информатики в Мичиганском университете. В 1996 году он разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и созданная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом [1]. Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды [1]. Методика профессионального самоопределения Дж. Холланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями. И такая особенность данной методики очень положительно влияет на организационное поведение сотрудников фирмы [2]. Основы управления в любой компании сегодня строятся именно на базовом понимании профессионально-психологических предпочтений сотрудников[2]. Правильное профессиональное развитие сотрудников и выбор актуальных методик позволяют многим компаниям решать проблемы реализации личной эффективности персонала в профессиональной среде [4]. Например, применения таких методик просто необходимо, если компания выбирает специалистов на должности, предусматривающие оперативный характер деятельности, то есть менеджеров разных уровней в иерархической цепочке компании [4]. Если сотрудники правильно сориентированы и занимают должности, соответствующие их социально-профессиональной направленности, то например, повышается управленческая самостоятельность менеджеров, что становится основой экономического успеха современных организаций [5]. Чем точнее и ближе определен тип подходящей должности, тем грамотнее и самостоятельнее в ее рамках осуществляемая детальность управленца. То есть можно смело заявлять, что снижается управленческая конфликтность и повышается социологическая эффективность управления [3]. Методика Дж. Холланда имеет сугубо практическую направленность, так как позволяет формировать нужные компетенции сотрудников и совершенствовать их. Мультикомпетенции менеджера, например, сегодня становятся главным фактором повышенной гарантии ему на рынке труда [2]. А такие компетенции можно развить в себе, только лишь

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

правильно определив свой профессиональный тип и личностные установки. На этом сегодня построен организационно-экономический механизм развития современных корпораций [1]. То есть в основе механизма лежит психологическая составляющая как показатель эффективной профессиональной деятельности сотрудников. Так как данная методика набирает всё больше популярности в управленческих кругах, то остановимся на ее анализе более подробно. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации — Дж. Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств; интеллектуальный — на умственный труд; социальный — на взаимодействие с социальной средой; конвенциональный — на четко структурированную деятельность; предпринимательский — на руководство людьми и бизнес; художественный — на творчество. Для определения приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, Дж. Холланд предложил шкалу, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из шести типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

Так, например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника. В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть, находятся с одной стороны шестиугольника, то профессиональный выбор является наиболее обоснованным и последовательным. При этом можно отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными. Однако в чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко - обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Рассмотрим, как интерпретировал результаты теста Дж. Холланд. Если наибольшее количество баллов у респондента набрал реалистический тип, то это характеризует его как человека стабильного, несоциального, ориентированного на настоящее. В теории Холланда реалистическому типу соответствуют: практичность, функциональная стабильность, настойчивость, бережливость, некоторое упорство, иногда присуща некоторой скромность и застенчивость, поскольку сфера общения не представляет значимости. Люди данного типа предпочитают деятельность, связанную с инструментами, предметами, конкретными объектами и их практическим использованием. Обладателям реалистического типа характерны такие профессии как: механик, электрик, инженер, агроном, садовод, кондитер, повар. Чаще всего к реалистическому типу относятся спортсмены, пилоты и водители. Эти профессии предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Респондентам с преобладанием интеллектуального типа характерны аналитический ум, склонность к поиску, любознательность, независимость и оригинальность суждений. Обычно люди этого типа чаще всего являются индивидуалистами, они самостоятельны и стремятся к независимости. У них преобладают теоретические и эстетические ценности. Они ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач, предпочитают работать с информацией: собирать, анализировать, перерабатывать и синтезировать информацию. Научная и исследовательская работа, как теоретическая, так и прикладная - являются сильными сторонами данного типа личности. Обладатели интеллектуального типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, философ, физик, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Респонденты, у кого по результатам теста социальный тип набрал наибольшее количество баллов, отличаются выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, многочисленными контактами). Такие люди эмоциональны, чувствительны, при этом независимы от окружающих, с успехом приспосабливаются к обстоятельствам. Их отличает открытость, некоторая доверчивость, при этом они ответственные, терпеливы, обладают способностью к сопереживанию (высокий

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

уровень эмоциональной чувствительностью), ориентированы на работу в группе, но при этом стараются не занимать лидерских позиций. Коммуникативные способности развиты в высокой степени. Люди данного типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с людьми. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению. Обладатели конвенциального типа по Дж. Холланду консервативны, в поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям, практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы. Такие люди аккуратные и бережливые, точные, могут доводить начатое дело до конца, отличаются ответственностью. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но достаточно высокие исполнительные качества.

Ориентированы на деятельность по заранее определенным условиям, где заранее известны правила, по которым осуществляется деятельность, поэтому чаще всего выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков, такие, как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие. Люди с преобладанием предприимчивого типа импульсивны, уверены в себе, избегают однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремятся руководить и организовывать. Им не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. В работе люди предпринимательского типа проявляют высокую активность, при этом стремятся к статусу, власти, направлены на работу с людьми. Часто обладают хорошими коммуникативными качествами, высокой социальной смелостью, уверенностью в себе, не боятся рисковать. Обладают отличными организаторскими способностями, ораторским талантом, находчивостью. Чаще всего обладатели предприимчивого типа выбирают такие профессии как: товаровед, директор, журналист, телерепортер и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Если наибольшее количество баллов у респондента набрал артистический тип, то это говорит о том, что такой человек чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы. Обычно это эмоциональные люди, которые отличаются богатым воображением, креативностью, стремятся выразить себя посредством искусства. В своих поступках могут быть импульсивны. Обладают ярким, независимым характером, хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. Люди артистического типа предпочитает занятия творческого характера. Их профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью. В настоящее время существуют несколько вариантов методик Дж. Холланда, адаптированных для России. Чаще всего используют в профессиональной диагностике студентов. Таким образом, можно сделать вывод: если студента на этапе обучения в вузе сориентировать по наиболее подходящему типу профессиональной деятельности, то это положительно повлияет на его организационное развитие как сотрудника в реальной практической деятельности.

Список использованной литературы:

1. Джордж Дж. М. Организационное поведение. Основы управления: учебник / Дж. М. Джордж, Г.Р. Джоунс; пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. М.: Юнити - Дана, 2013. 263 с.

2. Николаев А.А. Социология управления: Учебное пособие по направлению «Менеджмент». М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.

3. Перевозова О.В. Проблемы реализации личной эффективности менеджеров в профессиональной среде / Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 4. С. 126 - 130.

4. Перевозова О.В. Управленческая самостоятельность менеджеров как условие экономического успеха современных организаций / Символ науки. 2015. № 6. С. 140 - 142.

5. Перевозова О.В. Мультикомпетенции менеджера как фактор повышенной гарантии на рынке труда / Ceteris Paribus. 2015. № 3 (3). С. 42 - 44.

© Перевозова О.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.