Научная статья на тему 'Управление водным фондом России при рентных отношениях водопользования'

Управление водным фондом России при рентных отношениях водопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ФОНД / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушаков Е.П.

Статья является логическим продолжением предложений автора по созданию и реализации института рентных отношений природопользования в России. На примере использования водного фонда страны сформулированы основные принципы организации и структуризации управления водопользованием при формировании и реализации рентных отношений между собственником (государством) этого фонда и субъектами-водопользователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление водным фондом России при рентных отношениях водопользования»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

26 (215) - 2013

УДК 336.717

УПРАВЛЕНИЕ ВОдНыМ ФОНдОМ РОССИИ

при рентных отношениях водопользования

е. П. УШАКОВ,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник E-mail: tatiana567@mail. ru Центральный экономико-математический институт РАН

ресурсы как национальные стратегические ресурсы, следует также исключить какую-либо их денационализацию посредством офшоризации, т. е. передачи владения и распоряжения ими иностранным собственникам. В то же время не предполагается реализация какого-либо административно-правового воздействия со стороны государства на сложившиеся имущественные структуры институциональных и неинституциональных водопользователей в период разгосударствления водохозяйственного комплекса в России и их имущественную реструктуризацию.

В силу природных особенностей формирования водных ресурсов и коллективного характера их использования в территориальном аспекте организация управления водопользованием должна основываться на базовом объекте управления, определяемым границами гидрографической единицы водных ресурсов (бассейна либо его части), совпадающими с территориальными границами регионального водного рынка. Таким образом, базовый объект управления водным фондом России должен определяться координатами соответствующего гидрографического районирования территории Российской Федерации.

Выделение в качестве базового объекта управления гидрографической единицы водных ресурсов следует рассматривать как «несущую конструкцию» всей системы управления водным фондом России. Отсюда первоочередной задачей, по мнению автора, является формирование структуры системы управляющих воздействий, процедур, институци-

Статья является логическим продолжением предложений автора по созданию и реализации института рентных отношений природопользования в России1. На примере использования водного фонда страны сформулированы основные принципы организации и структуризации управления водопользованием при формировании и реализации рентных отношений между собственником (государством) этого фонда и субъектами-водопользователями.

Ключевые слова: природопользование, институт рентных отношений, природно-ресурсный фонд, природно-ресурсный рынок.

Организация управления водным фондом России при рентных отношениях водопользования должна базироваться на сохранении монополии государственной (федеральной и субъектов Федерации) собственности на водные объекты. При этом необходимо исходить из отмеченной в [2] фундаментальной предпосылке, исключающей какие-либо преобразования сложившегося института собственности на данные объекты. Допускается уступка собственником (государством) лишь права пользования этими объектами на временной и возмездной основе в форме договорных отношений между собственником водных объектов и водопользователями. Более того, рассматривая водные

1 Ушаков Е. П. Рентный механизм природопользования в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 40. С. 2-11.

ональных норм и других элементов управления водопользованием при рентных отношениях между собственником (в лице Федерального агентства водных ресурсов и его территориальных органов) водного фонда и водопользователями в границах выделенного базового объекта управления. В этой связи подробно рассмотрим организацию управления водопользованием в современных условиях в аспекте этого объекта управления.

Общие принципы организации управления водопользованием. Организация управления водными объектами гидрографической единицы (ее части) в структуре деятельности Федерального агентства водных ресурсов должна ориентироваться на: обеспечение эффективного распоряжения государственной (федеральной и субъектов Федерации) собственностью на водные объекты; достижение устойчивого водопользования на региональном уровне и формирования положительной динамики восстановления и охраны водных ресурсов на долгосрочную перспективу в режиме функционирования регулируемого регионального водного рынка (категория «региональный водный рынок» подробно определена в [2]). Многоцелевой характер управления водопользованием объективно предопределяет необходимость согласования общественных и коммерческих интересов всех участников процесса водопользования. При этом корпоративные интересы участников этого процесса проявляются индивидуально и могут быть противоречивы, что значительно усложняет процедуру согласования этих интересов. Основным инструментом согласования долгосрочных общественных и коммерческих интересов собственника водных объектов и водопользователей в управлении водным фондом России должна стать договорная система водопользования, основанная на механизме рентных отношений между этими субъектами и обеспечивающая соблюдение баланса их интересов посредством проведения конкурсных торгов. В целом управление водопользованием, являясь сложным и многоцелевым процессом, должно ориентироваться на создание условий, стимулирующих участие всех субъектов водопользования в едином процессе управления. Эта позиция должна учитывать их индивидуальные интересы, снимать корпоративные разногласия и базироваться в основном на экономических методах воздействия на объект управления в условиях функционирования регионального водного рынка.

В организационно-институциональном аспекте управление водопользованием может быть реализовано в двух формах [1]. Первая форма характеризуется сохранением организационной, правовой, финансовой, информационной и иной самостоятельности всех субъектов регионального водного рынка как участников процесса водопользования. Консолидация их деятельности в аспекте управления водопользованием должна происходить в процессе взаимосвязанного функционирования рыночной инфраструктуры и органов управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна). Деятельность каждого отдельного субъекта (участника) регионального водного рынка должна руководствоваться общей стратегией и тактикой водопользования в соответствующем регионе, определяемыми территориальными структурами Федерального агентства водных ресурсов, органами федеральной исполнительной и законодательной власти и субъекта Федерации с участием неправительственных общественных организаций. При этом масштабы и структура водопользования каждого субъекта (участника) регионального водного рынка должны формироваться не посредством прямых административных воздействий «сверху», а в процессе «настройки» параметров данного рынка (условия договорных соглашений, размеры и режим рентной платы за пользование водным объектом и т. п.). Вторая возможная организационно-институциональная форма организации управления водопользованием предполагает формирование на инициативной (добровольной) основе субъектов-водопользователей, размещенных в том или ином бассейне (его части), региональных бассейновых ассоциаций (РБА) [3].

Государственные (общественные) интересы в управлении водопользованием должны реализовы-ваться на базе основных принципов государственного управления в области использования и охраны водных объектов, сформулированных в Водном кодексе (ВК РФ). В условиях функционирования регионального водного рынка эти принципы, по мнению автора, должны дополняться следующими основополагающими положениями:

- эффективное распоряжение государственной собственностью на водные объекты на основе реализации рентных отношений водопользования;

- создание равновыгодных (конкурентных) условий водопользования для всех субъектов (участников) регионального водного рынка

на основе дифференцированного подхода к их рентному обременению;

- обеспечение режима преференций и приоритетности в предоставлении прав пользования водным объектом для водопользователей, реализующих социально и экологически значимую водохозяйственную и водоохранную деятельность;

- создание условий формирования инвестиционной привлекательности водохозяйственной и водоохранной деятельности для привлечения в эту деятельность инвестиций от бизнес-структур;

- поэтапная реструктуризация источников финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных ресурсов и защите от вредного воздействия вод, ориентированная на значительное расширение масштабов финансирования этих мероприятий за счет собственных средств водопользователей;

- реализация индикативного планирования развития водохозяйственной и водоохранной деятельности на основе программно-целевого метода как планово-перспективного ориентира для субъектов регионального водного рынка в определении их места и роли в развитии этой деятельности и оформленного соответствующими федеральными и ведомственными целевыми программами Федерального агентства водных ресурсов использования, восстановления и охраны водных объектов гидрографической единицы (бассейна). Вектор целей управления водопользованием

объективно предопределяет необходимость применения ряда критериев оценки эффективности применяемых управленческих решений на всех уровнях системы управления водопользованием. В этот ряд входят финансово-экономические, экологические, социальные и иные критерии, рассматриваемые как показатели оценки результатов этих управленческих решений. Значимость и приоритетность каждого из данных показателей определяется конкретным уровнем (масштабностью) и долгосрочностью принимаемого управленческого решения. При реализации управления водопользованием в условиях функционирования регионального водного рынка объективно предполагается важная роль финансово-экономических показателей (критериев). Последние должны конкретизироваться соответствующими рыночными параметрами, отражающими уровень и режим рентной платы за пользование водным объектом и масштабами финансовых потоков аккумуляции этой платы как рентного дохода собственника.

В то же время при всей значимости финансово-экономических показателей для эффективной реализации управления водопользованием их применение должно рассматриваться при обязательном учете социально-экологических критериев.

Договорная система водопользования в рамках формирования и функционирования регионального водного рынка и организации управления водопользованием должна обеспечить реализацию общих принципов гражданского права. Долгосрочные договорные отношения водопользования в рамках функционирования регионального водного рынка и организации управления водопользованием будут эффективно работать только в том случае, если договором инвестору-концессионеру или арендатору будут гарантированы стабильные правовые условия их деятельности, включая незыблемость условий налогообложения и функционирования механизма рентной платы. Права, обязанности и ответственность сторон по концессионному и арендному договорам определяются характером имущественного права - правом собственности, вещным и обязательственным правом на водные объекты. В связи с этим инвестор-концессионер или арендатор водного объекта должны быть четко информированы о правовом статусе водного объекта, который приобретен ими на правах пользования, и о взаимоотношениях других субъектов регионального водного рынка по поводу данного конкретного водного объекта. Законодательное разграничение государственной (федеральной и субъектов Федерации) и муниципальной собственности на водные объекты между субъектами регионального водного рынка, проведенное в соответствии с понятиями гражданского права на основе принятия специальных законодательных актов, на взгляд автора, является объективно необходимым условием создания эффективной договорной системы водопользования и ее успешной реализации.

В соответствии с этим организация управления водопользованием на основе бассейнового подхода должна реализоваться на следующих основных принципах:

- управление поверхностными и подземными водными объектами ведется в рамках гидрографических единиц поверхностного водного объекта (либо части водного объекта);

- управление водными объектами осуществляется бассейновыми исполнительными органами Федерального агентства водных ресурсов -Бассейновыми водными управлениями (БВУ),

выполняющими функции федерального органа исполнительной власти по управлению водными объектами (поверхностные и подземные воды) в пределах бассейна поверхностного водного объекта;

в управлении водными объектами принимают участие региональные органы власти Российской Федерации и местного самоуправления, водопользователи и общественность посредством участия в работе Бассейнового совета (БС) с правом решающего голоса;

- управление финансовыми потоками водопользования и представительство федерального собственника водных объектов на региональном водном рынке осуществляется Бассейновым федеральным государственным учреждением (БФГУ) -государственной организацией, уполномоченной Федеральным агентством водных ресурсов;

- государственное управление водными объектами не должно совмещать в себе функции хозяйственной деятельности. Структура управления

водными объектами. Структура управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) в условиях функционирования регионального водного рынка представлена на рис. 1.

Федеральный блок управления водными объектами гидрографической единицы

й а I

Я

Л

о

К

«

о х

х

й X

0 &

1

0 к э

а

1

^

я о

4

о

^

я

к «

о о

0 й

Я

Э

5

1

Я

«

о «

о

й

о &

^

Я -

й 13

о ев Ю О

X

В

«

О

я

й &

^

й

а

£

& О

и

«¡2

(бассейна), отражающий общенациональные интересы в рациональном использовании, восстановлении и охране водных ресурсов этих объектов и эффективный режим распоряжения федеральной собственностью на эти объекты, представляет непосредственно Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы (БВУ и БФГУ) в рамках, предоставленных ему Правительством РФ и Министерством природных ресурсов РФ правоприменительных функций по уступке прав пользования водными объектами на договорной основе с водопользователями. Региональный блок управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) представлен органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований, местного самоуправления, объединениями водопользователей и общественными неправительственными организациями.

Координирующей организационной структурой федерального и регионального блоков управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна), обеспечивающей согласование интересов, с одной стороны, федерального и регионального уровней управления, а с другой - водопользователей по отдельным территориям в рамках границ этой единицы, должен стать Бассейновый совет (БС). Бассейновый совет, являясь представительным органом управления водными объектами, включает в свой состав представителей БВУ, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, муниципальных образований, местного самоуправления, объединений водопользователей (союзы, ассоциации, общества), общественных неправительственных организаций экологической направленности.

Основными задачами БС должны стать: разработка процедур согласования разноуровневых интересов водопользования и разрешения возможных конфликтных ситуаций в водопользовании; согласование федеральных и ведомственных целевых программ использования и охраны водных объектов, включающих схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов; формирование эффективной долгосрочной стратегии и текущей политики возмездного водопользования и финансирования водохозяйственного комплекса в пределах гидрографической единицы; подготовка предложений органам государственной власти по финансированию водохозяйственных и водоохранных меропри-

ятий. БС создается по инициативе Федерального агентства водных ресурсов по согласованию с заинтересованными субъектами управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна). Представительский и территориальный признаки БС должны определяться его структурным составом, например 75 % общего состава БС должно быть предоставлено представителям органов исполнительной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления (территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, полностью или частично расположенных в пределах бассейна), представителям водопользователей и общественных объединений (организаций), а 25 % общего состава БС могут составлять представители Федерального агентства водных ресурсов (в том числе представители БВУ).

Рыночную инфраструктуру в управлении водными объектами гидрографической единицы (бассейна) в режиме функционирования регионального водного рынка должны представлять Бассейновый администратор договорной и торговой системы водопользования (БА ДСВ) и Институт независимой оценки (ИНО). В зависимости от масштаба гидрографической единицы (бассейна) рыночная инфраструктура может быть представлена соответствующими ее элементами как в едином виде (распространяя их деятельность по всей территории этой единицы), так и их филиалами по отдельным субрегионам гидрографической единицы (бассейна).

Полномочными представителями Федерального агентства водных ресурсов в реализации общефедеральных интересов в управлении водными объектами гидрографической единицы (бассейна) в условиях функционирования регионального водного рынка должны стать БВУ и БФГУ. Создание и функционирование регионального водного рынка накладывает определенные требования к задачам и функциям этих федеральных управляющих структур на бассейновом уровне. БВУ сохраняет возложенные на него в настоящее время основные задачи и функции полномочного представителя Федерального агентства водных ресурсов по управлению водными объектами гидрографической единицы как координирующий центр управления процессами водопользования на территории бассейна.

Новые «рыночные» задачи и функции БВУ должны осуществляться делегированием своих представителей в Наблюдательный совет БА ДСВ для защиты интересов собственника (государства)

на водные объекты федеральной юрисдикции в реализации рентных отношений на региональном водном рынке. БФГУ должно быть наделено дополнительными функциями управления как контрагента регионального водного рынка в организации процедуры распоряжения федеральной собственностью на водные объекты по управлению финансовыми потоками водопользования, оперативному управлению и контролю за реализацией контрактных соглашений водопользования с позиции общественных (государственных) интересов. Обременение этими дополнительными «рыночными» функциями БФГУ должно происходить без упразднения уже сложившихся их федеральных функций по управлению водными объектами, что потребует укрепления данной государственной структуры в финансовом, кадровом и материально-техническом аспектах. БФГУ должно реализовать свои «рыночные» функции управления водопользованием посредством следующих действий:

- активного участия в деятельности БА ДСВ своих представителей в Правлении БА ДСВ на постоянной и временной основе;

- взаимодействия с БВУ для согласования стратегических и тактических задач по эффективному распоряжению государственной собственностью на водные объекты на основе заключения договорных отношений с концессионерами и арендаторами;

- разработки эколого-экономических паспортов водных объектов для оформления их как оферты для потенциальных участников конкурсных торгов;

- осуществления контрольных функций по выполнению принятых обязательств концессионерами, арендаторами и пользователями водных объектов;

- совместной деятельности с Институтом независимой оценки (ИНО - специализированные оценочно-консалтинговые фирмы) по определению стоимостных параметров водных объектов для информационного обеспечения функционирования БА ДСВ в качестве компетентного заказчика данной оценочной процедуры;

- заключения договорных соглашений с водопользователями по результатам проведенных конкурсных торгов на БА ДСВ в соответствии с компетенцией БФГУ по данному предмету. Бассейновый администратор договорной системы водопользования (БА ДСВ) в предлагаемой сис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

теме управления водопользованием, реализуемой в пределах гидрографической единицы (бассейна либо его части) и в режиме функционирования регионального водного рынка (см. рис. 1), является составной частью рыночной инфраструктуры. Основная цель БА ДСВ - обеспечение конкурентных (равновыгодных) условий пользования водными объектами для всех субъектов регионального водного рынка и эффективного режима уступки собственником прав пользования этими объектами решением двух основных задач его деятельности: организации и проведения конкурсных торгов по заключению договоров на право пользования водным объектом и переуступке этих прав между субъектами регионального водного рынка; проведения ежегодных торговых сессий по коррекции текущего спроса и предложения на ресурсы водных объектов и воду-товар на региональном водном рынке.

Бассейновый администратор договорной системы водопользования, являясь некоммерческой организацией, не преследует цели получения прибыли для ее распределения между учредителями и членами партнерства. БА ДСВ можно рассматривать как своего рода оптовую биржу (торговую площадку) ресурсов водных объектов и воды-товара («произведенного» из ресурсов водных объектов соответствующей водохозяйственной организацией). В силу отмеченных природных особенностей формирования ресурсов водных объектов, коллективного характера их использования, монополии государственной собственности на эти ресурсы, БА ДСВ по режиму функционирования, процедуре проведения торгов, характеру рыночной сделки, реализуемой на этой торговой площадке, и по другим характеристикам и свойствам в значительной мере отличается от традиционных рыночных структур (таких как, например, товарная биржа). Это отличие предопределяется сформулированными в [2] основными свойствами регионального водного рынка -организованностью и регулируемостью.

Орган управления БА ДСВ (Правление) целесообразно формировать по паритетному представительству собственника водных объектов и водопользователей. Штат Правления БА ДСВ должен формироваться как на постоянной, так и временной основе. На постоянной основе штат должен быть достаточным для обеспечения текущей деятельности БА ДСВ в перерывах между проводимыми торгами, но по своей структуре паритетно отражать интересы собственника водных объектов и водопользовате-

о

I о Л &! я л

к Ь о

Я и -

= л и о

£ л к

л и ч

Ч & о К I о я

ч I и о

Ч и - о

(и К I и - я к

« о г я К

я л о к - и

л л К ю

л

л &

чд о к

8 о

0 х

1

я о к

га

о ^

С м

л а

^

а н

0

1 I

0 к я

л

^

1

2 л О

и

5

лей. При проведении торгов штат правления БА ДСВ укрепляется за счет руководящих и высококвалифицированных сотрудников БВУ и БФ ГУ, представляющих сторону собственника водных объектов, и пред ставителями наиболее крупных водохозяйственных организаций и водо пользователей. Решения в БА ДСВ до лжны приниматься квалифи-циро ванным большинством голосов членов Правления.

Фу нкционирование БА ДСВ обес печивается постоянно действующими структурными подразделениями, оказывающими информационную и организационно-техническую пода ержку в решении сформулированных выше двух основных задач БА ДС В. Основная задача этих подразделений - формирование информационных потоков между контрагентами (субъектами) регио-наль ного водного рынка и обеспечение достоверной и своевременной информацией процедуры проведения конкурсных торгов и ежегодных торговых сессий в БА ДСВ. Для решения это й задачи, по мнению автора, целе сообразно создание в структуре БА ДСВ четырех структурных подразделе ний: управления договорной и рыночной информации, информационно го обеспечения организации и проведения конкурсных торгов и торговых сессий, управления информационной базой и ведения реестра регионального водного рынка; организационно-технического обеспечения функционирования БА ДСВ. Организационная структура БА ДСВ, основные его подразделения и их взаимосвязи представлены на рис. 2.

Бассейновый администратор договорной системы водопользования, являясь некоммерческой организацией, функционирует в основном за счет взносов его участников и платы за оказываемые услуги контрагента-

ми регионального водного рынка. Ставки взносов и платы за оказываемые услуги должны быть фиксированы и утверждаться Наблюдательным советом БА ДСВ, чтобы исключить какую-либо коммерческую заинтересованность в предоставлении предпочтения для того или иного участника торгов. Допускается возможность подключения дополнительного источника финансирования деятельности БА ДСВ из фонда (федерального или субъекта Федерации) восстановления и охраны водных объектов для проведения крупномасштабной экспертизы предложений (инвестиционного проекта) концессионера при заключении долгосрочного концессионного соглашения в рамках конкурсных торгов. Решение о масштабах и сроках финансирования этих работ должно принимать Федеральное агентство водных ресурсов по инициативе Наблюдательного совета и конкурсной комиссии БА ДСВ.

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в соответствии с их правомочиями на собственность водных объектов гидрографической единицы (бассейна) и полномочиями по управлению этими объектами наряду с участием в представительном бассейновом органе управления (БС) должны осуществлять также распорядительные функции по утверждению текущих ставок рентной платы и тарифов на воду для водопользователей и водопотребителей. Эти ставки определяются по результатам ежегодных торговых сессий по коррекции текущего спроса и предложения на ресурсы водных объектов в пределах их правомочий и полномочий. Объединения водопользователей (союзы, ассоциации и т. п.) и общественные неправительственные организации на инициативной основе могут отражать свои профессиональные интересы и интересы широкой общественности в управлении водопользованием не только посредством своего участия в БС, но и использованием иных форм своего участия в управлении (информирование через СМИ о сложившихся проблемах водопользования в регионах, проведение научно-практических семинаров, круглых столов по пропаганде передовых технологий и методов управления водопользованием и т. п.).

Региональные бассейновые ассоциации водопользования. Второй возможной организационно-институциональной формой управления водопользованием может стать формирование региональной бассейновой ассоциации (РБА) [3]. Данная форма организации управления водопользованием на региональном уровне несколько видоизменяет

структуру управления, представленную на рис. 1. РБА должна создаваться на основе учредительного договора и соответствующего устава. РБА, являясь некоммерческой организацией, реализует корпоративное управление водопользованием на основе сформированного бассейнового бюджета за счет взносов водопользователей (платы за восстановление и охрану водных объектов) и финансирования комплексных программ использования и восстановления охраны водных объектов гидрографической единицы (бассейна либо его части) при обеспечении эффективного согласования интересов собственника водных объектов и водопользователей в режиме функционирования регионального водного рынка.

Региональная бассейновая ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, а члены ассоциации несут субсидиарную ответственность в размере и порядке, предусмотренных учредительным документом ассоциации. Принцип добровольности вхождения институциональных водопользователей в структуру РБА отражает, с одной стороны, сохранение экономико-правовой независимости субъектов регионального водного рынка, а с другой, - их экономическую (коммерческую) заинтересованность стать участником этой структуры, определив свое место и роль в эффективном использовании коллективного ресурса водного объекта. Являясь ассоциированным членом РБА, институциональный водопользователь приобретает дополнительную возможность реализовать свои экономические (коммерческие) интересы посредством участия в принятии согласованных решений по перспективе развития регионального водопользования (обладая правом голоса в соответствии с числом голосов как ассоциированного члена РБА). Структура управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна) при создании РБА в условиях функционирования регионального водного рынка представлена на рис. 3.

Принципиальным отличием структуры управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна), представленной на рис. 3, от аналогичной структуры управления без создания РБА является следующее: РБА выступает в системе управления водопользованием как консолидированный управляющий орган, представляющий согласованные интересы собственника водных объектов и водопользователей; БА ДСВ как представитель рыночной инфраструктуры управления водными объектами гидрографической единицы (бассейна)

я

5 I

Я

«

о «

8 о о

л

«

«

о &

^

Я -

5

Л

О

Я

ю о 5

х Я

«

I

л

X

0 &

1

0 к я а

1

^

К X

гу в

и о

ч

о

^

и

Л

. К

^ «

о о ^ £

а н О

реализует свою деятельность, являясь ассоциированным членом РБА.

Координирующий орган функционирования РБА может быть представлен двумя территориальными структурами Ф едерального агентства водных ресурсов: Б ассейновым федеральным государственным учреждением (БФГУ) или Бассей-новы м федеральным государственным унитарным предприятием (БФГУП). Эти структуры должны стать правомочными и полномочными представителями собс-твенн ика водных объектов в РБА и основная их задача заключается в эффективной реализации интересов собственника (государ ства) в деятельности РБА с учетом обще ственных и коммерческих интересов всех субъектов-водопользователей (членов РБА). Институциональных водопользователей в РБА наряду с водопользователями, непосредственно осуществляющими водохозяйственную де ятельность на основании договорных соглашений на права пользования водными объектами, должны пр едставлять также и специализированные субъекты (участники) регионального водного рынка (кредитные учреждения, институциональные инвесторы, страховые компании). Деятельность последних должна быть направлена не только на эффективное обслуживание финансовых потоков, возникающих в рамках РБА, но и на реализацию их роли активного рыночного контрагента на региональном водном р ынке. Представители всех участников РБА должны входить в Наблюдательный совет РБА, включая представителей органов исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, а также и представителей общественных организаций экологического направления.

Члены РБА делегируют координирующему органу РБА свои полномочия по формированию текущего и перспективного планов водохозяйственных и водоохранных мероприятий и их финансирования за счет консолидированного бюджета РБА. На основании принципа самофинансирования РБА доходную

(приходную) часть консолидированного бюджета РБА должны формировать взносы ее членов. Размеры взносов зависят, с одной стороны, от запланированных масштабов финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов и развитию водохозяйственного комплекса в регионе, а с другой, - от самостоятельного вклада в осуществление указанных мероприятий за счет собственных средств каждым членом РБА и его запланированного спроса на ресурсы водного объекта (по водозабору, сбросу сточных вод, режиму попусков и т. д.). Формирование единого финансового потока взносов членов РБА как доходной (приходной) части ее бюджета, отражающего сбалансированные по региону (территории) расходы на восстановление и охрану водных объектов и развитие водохозяйственного комплекса, создает условия, исключающие нецелевое расходование этих финансовых средств и обеспечивающие их наиболее эффективное использование с позиции сбалансированного учета интересов всех членов РБА. Функционирование механизма рентных отношений водопользования и согласования финансово-экономических параметров участия членов РБА в ее деятельности базируется на сочетании методов индикативного планирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий и рыночного регулирования поведения всех ее членов. Согласованное применение этих методов управления деятельностью РБА должно реализовываться рядом последовательных и взаимосвязанных процедур, ориентированных на определение стоимостных значений указанных параметров и формирование текущего и перспективного плана функционирования РБА.

Заключение. В целом рассмотренные выше основные принципы организации управления водным фондом России ориентированы на сбалансированное сочетание «рыночных» и «нерыночных» методов управленческой деятельности в водопользовании при создании и реализации института рентных отношений между собственником (государством) водного фонда и субъектами-водопользователями. По мнению автора, сформулированные выше предложения по организации основных структур управления российским водопользованием и механизмы функционирования этих структур направлены на разрешение основной проблемы взаимных противоречий между интересами собственника (государства) водных объектов и субъектов-водопользователей, возникшей в результате реализации крупномасштабного, но несбалансированного разгосударствления водного хозяйства страны: формального сохранения государством собственности на все крупные водные объекты и полного акционирования и приватизации «улучшений» водных объектов (водохозяйственных сооружений).

Список литературы

1. Кратистов К. В. Корпоративное управление водопользованием в условиях регионального водного рынка. М.: ЦЭМИ РАН, 2004.

2. Ушаков Е. П. Рентный механизм природопользования в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 40. С. 2-11.

3. Шихирин В. В. Инвестиционные водохозяйственные программы и ценообразование в природопользовании (на примере водных ресурсов) / Вып. 1. М. : ЦЭМИ РАН, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.