Научная статья на тему 'Управление внешнеэкономической деятельностью региона с целью преодоления депрессивности экономики (на примере республики Дагестан)'

Управление внешнеэкономической деятельностью региона с целью преодоления депрессивности экономики (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОСТИ / FOREIGN ECONOMY ACTIVITIES / FOREIGN INVESTMENT / REGIONAL ECONOMY / DEPRESSED REGION / FACTOR OF OVERCOMING OF DEPRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хансверов Р.Х.

В статье рассматривается вопрос о роли внешнеэкономического фактора в региональной экономике как одного из важных направлений преодоления депрессивности значительной части российских регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFICE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE REGION WITH A VIEW TO OVERCOMING DEPRESSION ECONOMICS (FOR EXAMPLE, THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

The article studies the question of the role of foreign economy activities in the regional economy as one of important directions of overcoming of depressiveness of significant part of regions of the Russia Federation.

Текст научной работы на тему «Управление внешнеэкономической деятельностью региона с целью преодоления депрессивности экономики (на примере республики Дагестан)»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ХАНСВЕРОВ Р.Х.

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОСТИ

ЭКОНОМИКИ (на примере Республики Дагестан)

В статье рассматривается вопрос о роли внешнеэкономического фактора в региональной экономике как одного из важных направлений преодоления де-прессивности значительной частироссийскихрегионов

HANSVEROV ЯК

OFFICE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE REGION WITH A VIEW TO OVERCOMING DEPRESSION ECONOMICS (for example, the Republic of Dagestan)

The article studies the question of the role of foreign economy activities in the regional economy as one of important directions of overcoming of depressiveness of significant part of regions of the Russia Federation

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, иностранные инвестиции, региональная экономика, депрессивный регион, фактор преодоления депрессивности.

Keywords: foreign economy activities, foreign investment, regional economy, depressed region, factor of overcoming of depressiveness.

Масштабное совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне напрямую служит решению задач долгосрочного социально-экономического развития регионов, и всестороннего подъема и совершенствования качества жизни проживающего в них населения.

Причинами продолжающегося находиться в депрессивном состоянии большинства экономик регионов, входящих в СКФО, стали как последствия проводившихся на территории всей Российской Федерации «радикальных реформ», так и специфическое развитие событий на Северном Кавказе в 90-е годы. Ситуацию характеризовали следующие основные параметры: деиндустриализация хозяйства регионов; сырьевая структура экономики и экспорта; высокая зависимость жизнедеятельности регионов от импорта; масштабное технологическое отставание экономики, превосходившее критически допустимые значения; критическая степень бюджетной зависимости от федерального центра. Все сказанное свойственно и крупнейшей из национальных республик СКФО - Республике Дагестан.

При этом практика показывает, что большинство депрессивных регионов находится в стороне от масштабной внешнеэкономической деятельности. Так, динамика развития внешнеэкономической деятельности в бывшем ЮВО, а ныне Северо-Кавказском федеральном округе, и на его территориях в период 2005-2010 годов показывает, что как входящие в состав нынешнего СКФО регионы, так и округ в целом значительно отстают от среднероссийского уровня (см. табл. 1). Степень реальной интеграции в мирохозяйственные процессы СКФО и его регионов еще ниже, чем общероссийская, которая сама по себе отличается низким уровнем вовлечения многих регионов во внешнеэкономическую деятельность.

Таблица 1.

Внешняя торговля Российской Федерации, регионов, входящих в состав бывшего ЮФО, а ныне СКФО _(миллионов долларов США)_

2005 2009 2010

Со странами Со странами Со странами Со странами Со странами Со странами

дальнего зару- СНГ дальнего зару- СНГ дальнего зару- СНГ

бежья бежья бежья

Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт

Российская

Федерация 208846 79712 32627 18996 254856 145530 46811 21818 336959 197439 59685 31606

Северо-Кавказский фе-

деральный округ 1112,6 239,6 278,2 221,1 811,9 612,7 292,2 231,9 762,8 974,6 224,1 322,4

Республика Дагестан 86,9 27,7 37,0 154,4 33,4 102,3 27,1 162,1 61,5 149,6 19,5 212,6

Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская 495,6 19,2 1,9 1,8 5,3 4,1 0,1 0,7 0,0 6,2 0,0 4,5

Республика 44,4 9,0 3,0 3,3 2,8 62,5 5,7 9,1 10,9 54,7 5,7 8,4

Карачаево-Черкесская

Республика 1,3 10,9 16,0 1,8 2,9 39,6 29,7 2,1 4,0 113,7 30,9 10,0

Республика Северная

Осетия - Алания 29,0 26,6 34,5 28,2 80,7 32,1 6,4 6,4 52,1 63,5 19,6 7,3

Чеченская Республика 0,0 0,0 - - 0,1 4,0 0,1 0,0 0,1 2,0 0,0 0,0

Ставропольский край 455,4 146,2 185,8 31,6 686,7 368,1 223,1 51,5 634,2 584,9 148,4 79,6

Источник: Российский статистический ежегодник, 2010: Стат.сб./ Росстат. - М., 2011. -

С.709.

Выход из депрессивного состояния предполагает продуманную систему общегосударственных мер и методов, причем такая система должна носить комплексный характер.

Реализация государственной региональной политики в современных условиях требует правильного выбора оптимальных методов госутарствен-ного регулирования и стимулирования организации и управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне. На современном этапе развития России такой комплексный набор методов государственного регулирования и стимулирования организации и управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне должен, на наш взгляд, вклюна1ь_в. себя методы, показанные на рисунке 1.

Рис.1. Схема комплекса методов государственного регулирования и стимулирования развития внешнеэкономической деятельности регионов 15

Однако и сама государственная поддержка регионов должна содержать в своей основе некие долгосрочные цели, собственно реализация которых и будет способствовать выходу из депрессивного состояния. Одной из таких возможных целей, по мнению диссертанта, является кардинальное повышение степени и качества участия регионов во внешнеэкономической деятельности. Таким образом, становится понятным, что преодоление депрессивного характера многих российских регионов должно идти параллельно кардинальному изменению характера их участия в мирохозяйственных отношениях посредством совершенствования структуры их экономики и диверсификации экспорта.

Существенного изменения внешнеэкономических возможностей находящихся в депрессивном состоянии регионов возможно добиться, прежде всего, благодаря исправлению ситуации с перекосами в структуре экспорта и импорта в целом по стране, в частности, посредством усиления технологической составляющей как в экспортных (прежде всего), так и импортных поставках. Это, в свою очередь, может быть обеспечено, прежде всего, на путях выработки общенациональной промышленной политики, отказа от экспортно-сырьевой модели внутреннего и внешнеэкономического развития и стимулирования развития предпринимательских сил в отраслях реального сектора российской экономики.

Для интенсификации экономического роста в российских регионах на преимущественно инновационной основе необходимы изменение структуры внешнеторговых связей и смена модели усиления интеграции в систему мирохозяйственных связей на основе инновационной модели развития с активным участием государства. Такая модель включала бы в себя: интенсификацию экспортно-импортных операций на внешнем рынке инноваций (экспорт продуктовых технологий и технологий двойного назначения, импорт готовых

15 Схема разработана автором.

стандартизированных технологий для отстающих отраслей); определенную геоэкономическую реорганизацию внешнеторговых связей (развитие отношений внутри СНГ, переориентация экспортных потоков, поддержка региональных внешнеторговых инициатив).

Решить проблему интенсификации внешнеэкономической деятельности в условиях Северо-Кавказского федерального округа, на наш взгляд, невозможно без действенной и селективной (избирательной) помощи со стороны федерального центра «слабым» регионам. Такие меры со стороны федерального центра призваны обеспечить здоровую рыночную интеграцию между регионами, что позволит, в свою очередь, усилить не только «единство», но и однородность экономического пространства. При этом надо помнить, что, например, такая проблема, как неравномерность притока иностранных инвестиций в российские регионы, существует не сама по себе, а непосредственно связана с усилившейся неравномерностью в региональном развитии в целом.

Анализируя состояние дел в сфере внешнеэкономической деятельности регионов, следует иметь в виду, что данная сфера по определению остается той областью хозяйственной деятельности, в которой государство продолжает сохранять за собой сильную регулирующую роль, осуществляемую в интересах приоритетов общенационального развития, текущей внутренней и внешней политики, проводимой государством.

Таким образом, в основе организации внешнеэкономической деятельности в условиях международной интеграции лежит нахождение некоего баланса общенациональных и региональных интересов, а также коммерческих интересов субъектов хозяйствования, расположенных на территории конкретных регионов, и выстраивание с учетом этого баланса системы активных внешнеэкономических связей, развивающихся на данной территории.

Что касается современной России, то к основным принципам экономического взаимодействия федерального и регионального уровней в нашей стране относятся:

❖ разграничение полномочий (предметов ведения) Центра и регионов в финансовой, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической и пр. сферах хозяйственной деятельности;

❖ суверенность федерального и регионального уровней регулирования экономических процессов в рамках конституционно и законодательно закрепленных полномочий;

❖ обеспечение равенства регионов-субъектов федерации как частей единого хозяйственного пространства в реализации собственных полномочий в экономической и социальной сферах.

Исправлению ситуации посредством совершенствования структуры как экономики регионов в целом, так и системы внешнеэкономических связей с последующей диверсификацией экспорта способно послужить, в частности, кардинальное изменение ситуации с иностранным инвестированием в экономику регионов. Дело в том, что глобализация мировой экономики предполагает повсеместное жесткое усиление конкуренции за инвестиционные потоки не только между государствами, но и отдельными территориями

(регионами) одной страны; в выигрыше оказываются те из них, которые способны предъявить потенциальным инвесторам комплекс благоприятных условий и факторов, позволяющих осуществить вложение капитала с максимальной выгодой. Такой комплекс важен для всех субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц), как отечественных, так и зарубежных. Однако, прежде всего, наиболее «чувствителен» для владельцев капиталов, осуществляющих инвестиции за рубежом (иностранные инвестиции).

При этом следует подчеркнуть, что в целом Россия по оценкам международных экспертов до сих пор относится к числу стран с весьма высоким уровнем инвестиционного риска, что значительно снижает ее общий рейтинг. Однако проблемы инвестиционного риска более остро стоят на уровне отдельных регионов России. При этом степень инвестиционного риска даже по регионам одного и того же федерального округа - СКФО - различна. Так, к регионам среднего уровня инвестиционного риска можно отнести Ставропольский край. К числу регионов выше среднего уровня инвестиционного риска относятся республики Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия - Алания. Наконец, к числу регионов высокого уровня инвестиционного риска относятся республики Чечня, Дагестан и Ингушетия.

Так, в экономики Республики Ингушетия и Чеченской Республики в течение полутора десятилетий иностранные инвестиции вообще не поступали (см. табл. 2). В экономики остальных национальных республик СКФО иностранные инвестиции за эти годы поступали нединамично и крайне мало. В то же время, в последние годы Республика Дагестан на фоне других национальных республик СКФО смотрится несколько предпочтительнее в плане динамики привлечения реальных иностранных инвестиций.

Таблица 2.

Поступление иностранных инвестиций в отдельные регионы СевероКавказского федерального округа (в том числе - Республику Дагестан) в 2004-2009 гг. и в первой половине 2011 года, млн. долл. США 16

2004 2005 2006 2008 2009 201117

Регионы, ныне входящие в состав СКФО 39,4 48 40,1 54,4 119,2 32,0

Республика Дагестан - - - 2,9 17,6 10,8

Республика Ингушетия - - - - - -

Чеченская Республика - - - - - -

Конечно, данный факт далеко еще не свидетельствует о переломе в настроениях иностранных инвесторов относительно перспектив масштабного инвестирования в экономику Республики Дагестан. В то же время опреде-

16 Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2009 году // Российская газета, 2010. 12 марта. - С.18; Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2011 года // Российская газета, 2011. 21 сентября. - С.18

17 1-я половина 2011 года

ленная активизация международного инвестиционного сообщества в Дагестане, по мнению автора, обусловлена некоторыми конкретными факторами.

Во-первых, важным условием для успешного привлечения иностранных инвестиций на территорию регионов является целостная институционально-правовая база, определяющая условия деятельности, льготы и т.п. для иностранных инвесторов. В этой связи необходимо отметить, что существующая в настоящее время нормативно-правовая база Республики Дагестан в целом отражает реалии развивающейся рыночной экономики и может рассматриваться в качестве относительно благоприятной для привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике региона. Основу создает действующая Конституция Республики Дагестан, принятая Конституционным собранием 10 июля 2003 года и содержащая необходимые положения, гарантирующие права и возможности инвесторов.

Кроме того, серьезным подспорьем для активизации иностранных инвесторов на территории региона является базовый («рамочный») закон, определяющий права и обязанности сторон в указанной сфере. Для Республики Дагестан такую роль выполняет Закон «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан», действующий вот уже более 10 лет. В частности, согласно статье 8-й Закона, «все инвесторы, в том числе иностранные, имеют равные права по осуществлению инвестиционной деятельности».

Среди последних документов, которые могут влиять на поддержку инвестиционной деятельности, можно отметить Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории республики Дагестан», принятый в 2008 году. Ряд мер, принятых законом, должны способствовать привлечению, в том числе иностранных инвестиций и активному развитию внешнеэкономической деятельности.

Особое место надо определить принятой в 2011 году «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года», в которой среди основных определена и такая стратегическая цель, как «сбалансированное пространственное развитие и интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство».18

Помимо вышеперечисленных законодательных документов, в республике приняты также и другие нормативно-правовые акты, призванные регулировать различные сферы деятельности в республике. Однако здесь важно отметить, что на сегодняшний момент число подписанных соглашений и договоров о сотрудничестве между Республикой Дагестан и внешним миром пока еще крайне мало с точки зрения богатых потенциальных возможностей экономики республики. Такое положение дел может свидетельствовать о том, что, с одной стороны, работа по организации внешней пропаганды возможностей республики поставлена еще недостаточно, а с другой стороны -продолжающий действовать фактор общественно-политической и социаль-

18 См.: «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» на сайте http://www.e-dag.ru

ной нестабильности в республике и в рамках СКФО в целом осложняет характер развития взаимоотношений с внешним миром.

Дальнейшее улучшение условий для привлечения инвестиций в экономику региона, а вместе с тем и расширения внешнеэкономических возможностей республики в целом может быть обеспечено в результате комплексных мер, одновременно включающих в себя совершенствование структуры экономики, селективную поддержку особо значимых предприятий, расположенных на его территории, и информационно-пропагандистскую деятельность по представлению инвестиционных возможностей региона. Так, руководство Республики Дагестан принимает активное участие в международных инвестиционных форумах, прежде всего - на территории регионов, входящих в СКФО и соседний ЮФО. 27 и 28 июля 2011 года в Махачкале состоялся 1-й Дагестанский экономический форум. В форуме приняли участие представители России, США, Великобритании, Австрии, Италии, Ирана, Турции, Азербайджана, Туркменистана, Израиля и других стран. В течение двух дней форума были подписаны более 30 межправительственных и инвестиционных соглашений.19

По состоянию на начало 2012 года приоритетными направлениями, в которых уже осуществляется или намечается участие иностранного капитала на территории Республики Дагестан, выступают следующие:

❖ строительство животноводческих комплексов, овоще- и фруктохра-нилищ;

❖ строительство ГЭС и малых ГЭС;

❖ строительство круглогодичных туристических и оздоровительных комплексов;

❖ комплексная реконструкция Махачкалинского морского торгового порта и развитие судоходных путей для перевозки навалочных, наливных и генеральных грузов в Каспийском бассейне.

В свете вышесказанного предлагается следующий комплекс мер в области совершенствования организации привлечения иностранных инвестиций в депрессивные регионы СКФО, который может включать в себя:

❖ государственную поддержку программ регионального развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, предусматривающих укрепление внешнеэкономического и, в частности, экспортного потенциала и становление импортозамещающих производств;

❖ создание условий для улучшения инвестиционного положения и эффективного привлечения иностранных капиталовложений в экономику Российской Федерации;

❖ оказание содействия в подготовке для регионов квалифицированных кадров в различных областях инвестиционной деятельности.

Как представляется, успешная инвестиционная политика на уровне депрессивного региона может быть обеспечена в случае ее ориентации на мак-

19 См.: Материалы Дагестанского экономического форума-2011 на сайте www.dagecforum.ru

симально возможное использование имеющегося регионального потенциала, в основу ее приоритетов должны быть положены сложившиеся, а также наиболее перспективные в данном регионе отрасли промышленности. При этом следует обращать особое внимание на то, чтобы в перечень приоритетных, имеющих наибольшее перспективное значение для всей промышленности региона и по возможности соседей по федеральному округу, включались машиностроение, а также электротехническая и радиоэлектронная отрасли.

В то же время, по мнению автора, важно отметить, что не следует «в одночасье» ломать сложившуюся структуру экономики региона в случае наличия в ней «сырьевого перекоса», что свойственно для целой группы российских регионов, к числу которых относится и Республика Дагестан. Напротив, необходимо разумное сочетание использования имеющихся на территории регионов возможностей сырьевого сектора с дальнейшим приоритетным инвестированием в передовые высокотехнологичные отрасли. Моментальный «отказ» от имеющихся отраслей сырьевой экономики без одновременного качественного изменения структуры региональной экономики в сторону более технологически развитых производств был бы чреват как прямыми материальными, так и глубокими социально-экономическими потерями в виде резкого сокращения бюджетных поступлений, роста безработицы среди местного населения и т.п. Кроме того, это означало бы пренебрежение к традиционным для конкретного региона видам производственной деятельности (народные промыслы, «штучное» ручное производство дорогих изделий и т.п.), что привело бы только к деградации целых территорий.

Значительный импульс развитию внешнеэкономических связей регионов способно дать присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), которой принадлежит особое место в регулировании международных экономических отношений. На конец 2011 года она объединяла в своих рядах 153 государства, то есть более % всего состава ООН. На долю государств-членов ВТО приходится свыше 90 процентов всего мирового товарооборота.

В этой связи, по мнению автора, в ходе завершения переговоров о вступлении России в ВТО необходимо исходить из конституционно-федеративного характера Российского государства, что предполагает особое недопущение какого-либо ущемления экономи" ческих интересов регионов. Последнее напрямую было бы чревато возможностями крайне негативных социально-политических последствий. В соответствии с этим при окончательном формулировании документов о присоединении и в ходе ратификационного процесса необходим всесторонний учет интересов национальных предпринимательских сил не только в отраслевом, ноив региональном разрезе, с обязательным включением в итоговый протокол о присоединении к ВТО будущих прав органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях по поддержке предпринимательства.

_Литература_

1. Материалы Дагестанского экономического форума-2011 на сайте http ://www. dagecforum.ru

2. «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» на сайте http://www.e-dag.ru

3. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2009 году // Российская газета, 2010, 12 марта.

4. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2011 года // Российская газета, 2011, 21 сентября.

5. Российский статистический ежегодник, 2010: Стат.сб./ Росстат. - М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.