Научная статья на тему 'Управление устойчивым развитием предприятий промышленности строительных материалов'

Управление устойчивым развитием предприятий промышленности строительных материалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ / STEADY DEVELOPMENT / GOVERNMENT CONTROL / CONSTRUCTION MATERIALS INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козыренко Елена Игоревна

Экономический кризис оказывает прямое действие на рынок строительства. Современные направления модернизации экономики нацелены и на то, чтобы поддержать деятельность предприятий промышленности строительных материалов. Теоретическое исследование и анализ сложившейся ситуации в промышленности строительных материалов демонстрируют сложность и многогранность проблемы строительной отрасли. Рассмотрены направления решения этих проблем, которые сводятся к изменению стратегических ориентиров деятельности, поиску новых рынков, стимулированию сбыта продукции, интеграции производства, государственному регулированию предприятий по производству строительных материалов. Библиогр. 3. Ил. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козыренко Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic crisis has a direct influence on the construction market. Modern directions of economics modernization are aimed to support the activity of enterprises of construction materials industry. The theoretical research and analysis of the current situation in the construction materials industry show that the industry"s problems are rather complicated and multiform. Some directions of the solution of these problems are considered. It is offered to change strategic goalposts of the activity to search new markets to promote production distribution to integrate production, and to have the government control of enterprises of construction materials production.

Текст научной работы на тему «Управление устойчивым развитием предприятий промышленности строительных материалов»

ББК 65.305.6-21

Е. И. Козыренко

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫ1Х МАТЕРИАЛОВ

Современный этап экономического развития требует радикальных изменений на промышленных предприятиях с целью обеспечения их конкурентоспособности на мировых рынках в условиях глобализации экономики. Процессы реструктуризации, проводимые на предприятиях в рамках стратегического развития, можно отнести к радикальным изменениям. В качестве основной проблемы реструктуризации хозяйствующих субъектов следует выделить значительное снижение их устойчивости в процессе радикальных преобразований. В связи с этим требуется разработка механизма управления реструктуризацией, обеспечивающего сохранение устойчивости предприятий [1].

Результаты теоретического исследования и анализа ситуации, сложившейся в промышленности строительных материалов (ПСМ), демонстрируют сложность и многогранность проблем строительной отрасли. Решением этих проблем могут быть: изменение стратегических ориентиров деятельности; поиск новых рынков; стимулирование сбыта продукции; интеграция производства. Однако без государственного вмешательства на данном этапе развития формирование устойчивости предприятий производства строительных материалов невозможно.

Значительную долю в спросе на строительные материалы занимает строительство жилья. Ситуация на рынке строительства жилья часто является определяющей для состояния отрасли в целом. В результате кризис оказывает прямое действие на рынок строительства и проявляется гораздо быстрее.

В этих условиях для строительных компаний и производителей строительных материалов целесообразной является разработка нескольких вариантов действий, а выбор базового сценария зависит от степени оптимизма и склонности к риску (табл.).

Позитивный и негативный сценарии для строительных компаний и производителей строительных материалов

Фактор Позитивный сценарий Негативный сценарий

Цены на недвижимость Возобновление процесса роста цен на недвижимость или, как минимум, отсутствие снижения цен Снижение цен на недвижимость

Кредитные линии Восстановление докризисных объемов кредитования «Заморозка» текущей ситуации недоверия банков к строительному сектору в течение ближайших лет

Ставки по кредитам для компаний Снижение уровня процентных ставок до уровня, приемлемого для финансирования имеющегося портфеля проектов Дальнейший рост ставок для компаний строительной сферы

Ипотечные кредиты Восстановление процесса ипотечного кредитования населения в объемах не ниже 2008 г. (нулевой рост), в том числе за счет возвращения ставок по ипотечному кредиту на уровень 2008 г. Значительное сокращение объемов ипотечного кредитования

Выполнение обязательств перед частными инвесторами Отсутствие банкротств крупных компаний-застройщиков Банкротство одной или нескольких крупных компаний-застройщиков

Государственное регулирование экономики заключается в воздействии государства на развитие социально-экономической системы, в том числе и ПСМ, в целях ее стабилизации и приспособления к изменяющимся условиям. Необходимость государственного регулирования подчеркивается многими современными экономистами, занимающимися вопросами государственного управления, расхождения касаются лишь двух направлений: во-первых, причин необходимости государственного регулирования развития российских предприятий; во-вторых, форм, методов и границ этого экономического явления.

Методы государственного регулирования многообразны и классифицируются по различным признакам [2], однако всеохватывающим является правовое регулирование. Влияние правового регулирования на результаты деятельности и ресурсы промышленного предприятия схематично представлено на рис. 1.

Охрана окружающей

среды

Регулирование

национальной /

экономики /

X ' г /

Достижение

целей

Регулирование НТП

Про изводственные

Внешне-

экономическое

Денежнокредитное

Налоговое ±_

Персонал

+ ' 1 1 і 1 і к

Социальная Денежно-

политика кредитное

Правовое регулирование -

Рис. 1. Направления экономико-правового регулирования результатов деятельности и ресурсов ПСМ: НТП - научно-технический прогресс

Отдельного внимания требует проблема разграничения функций управления реализацией отраслевого развития между федеральными и региональными органами исполнительной власти [3].

Функции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству как координатора, по нашему мнению, заключаются в реализации комплекса вопросов по развитию, техническому перевооружению и модернизации предприятий перечисленных выше подотраслей ПСМ, а также предприятий стройиндустрии и отраслевого машиностроения.

Важнейшей функцией региональных органов исполнительной власти является анализ развития ПСМ для определения действующего отраслевого положения на момент формирования или уточнения стратегии развития и направлений ее реализации, а также для последующего выбора методов государственного регулирования (рис. 2).

Анализ ситуации в отрасли показывает, что на смену процессу разукрупнения ПСМ в результате приватизации пришел процесс создания отраслевых некоммерческих структур, которые отстаивают профессиональные, экономические, финансовые, юридические и другие интересы их участников. В основу объединения производителей строительных материалов может быть положен как подотраслевой принцип, так и заинтересованность производителей и строителей, выпускающих и потребляющих однотипную продукцию. Такие структуры могут создаваться и поддерживаться как федеральными, так и региональными органами исполнительной власти.

Особенно перспективным представляется создание таких некоммерческих организаций в сочетании с реформированием в торгово-сбытовой сфере ПСМ. Эффективно и целесообразно создавать разветвленную региональную сеть оптово-розничных торговых организаций, способных оказывать не только торговые услуги, но и широкий спектр консультационных, рекламных и выставочных услуг по вопросам архитектуры, проектирования и строительства.

Рис. 2. Этапы анализа развития ПСМ и выбора методов государственного регулирования

Основополагающими тенденциями развития ПСМ были, есть и будут тенденции к приросту объемов жилищного строительства как в целом по стране, так и в регионах.

В настоящее время ПСМ является одной из важнейших отраслей промышленности РФ. Она включает в себя 23 подотрасли, объединяющие около 10 тыс. предприятий с общей численностью работников примерно 820 тыс. человек, из них 2,5 тыс. - крупные и средние предприятия.

Строительные материалы отличаются большим разнообразием по исходному сырью, технологии производства, степени обработки и их потребительскому назначению.

По степени обработки все виды производств строительных материалов можно подразделить на две группы: сырьевые и перерабатывающие. Продукция сырьевых отраслей непосредственно в строительстве используется лишь в незначительной части и идет главным образом на производство строительных изделий, деталей и конструкций. К сырьевым отраслям могут быть отнесены

производство асбеста, вяжущих нерудных материалов и добыча природного камня, к перерабатывающим - строительной керамики, сборного железобетона, кровельных материалов, стекла, теплоизоляционных материалов и др. Таким образом, для сырьевых и перерабатывающих отраслей характерна технологическая связь, вызываемая последовательностью переработки продукции.

Особенностью строительных материалов является широкая возможность их взаимной замены в строительстве, а также замкнутый характер строительства.

Основной проблемой отрасли является повышение качества строительных материалов, изделий и конструкций. Решение данного вопроса на предприятиях отрасли возможно только на базе внедрения новейших технологий, оборудования и современных методов организации производства и управления. Существует еще много проблем, некоторые из них освещены ниже.

Для решения этих проблем и проблем, влияющих на устойчивое развитие ПСМ, необходимо оценить устойчивость предприятий - представителей данной отрасли, согласно имеющимся методическим подходам.

Для более глубокого исследования устойчивости предприятий отрасли в современных условиях нами проведен анализ деятельности трех предприятий ПСМ, относящихся к различным ее подотраслям и находящихся в различных формах собственности.

Обеспечение устойчивого состояния предприятий ПСМ заключается в регулировании нескольких составляющих: финансово-экономических, организационно-производственных,

информационных, инновационно-инвестиционных и экологических факторов.

Анализ показал, что существуют проблемы устойчивого развития. Например, наблюдается недостаточное внимание к экологическим параметрам устойчивости предприятий ПСМ.

Для предприятий ПСМ необходимо ввести систему эколого-экономического управления, которая должна характеризоваться моделями интегрированного эколого-экономического управления, что позволит включить ее в структуру общего менеджмента.

Схема модели эколого-экономического управления, построенная с учетом основных принципов общего менеджмента (рис. 3), предусматривает включение модулей, свойственных предприятиям России.

Перспектива долгосрочной экономики

Нормативное управление

Стратегическое управление

ое

ра И

вн

ие

Б 8 сп а

ер

ле И о и

о

о

ке о 5

ен & ц

Ь I тр ^ а

чКорпо ратив-

г

пор

о

рка

О

03

&

о

м

г

остр

л

оги

г ,

Оперативное

управление

Система с тратегического /Система опера. эколого -эконо миче ского /тивного эколого; управления /зкономическогі

управления

\ Структура /

Эколого -эко но мическо е управление

Действия Поведение

Экологическая политика

Нормативное управление

Экологически ос о знанно е пов едение

Оперативное управление

Рис. 3. Схема модели эколого-экономического управления

Определение всех составляющих модели важно с точки зрения понимания взаимосвязи между отдельными ее модулями. Каждый элемент системы должен быть определен через другие ее элементы.

На рис. 4 представлена классификация типов эколого-экономических стратегий для российских предприятий, построенная на анализе внешней среды и целей развития предприятий, что позволяет предприятиям выбирать наиболее эффективные пути решения экологоэкономических проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятия ПСМ могут придерживаться различных направлений деятельности в сфере эколого-экономической устойчивости. Возможны следующие направления экологоэкономической политики предприятий ПСМ: игнорирование экологических аспектов, пассивная политика предприятия, активная политика предприятия. Нами разработан графический механизм устойчивого эколого-экономического развития и экологической безопасности предприятий ПСМ в соответствии с выбранной политикой (рис. 4).

Игнорирование

\| /

Пассивная

политика

ьл

\ і

Активная политика

Уровень достижения и сохранения устойчивости

Снижение Сохранение Уровень роста

потенциала потенциала потенциала

устойчивости устойчивости устойчивости

Возможные последствия

Несоблюдение ' ! Соблюдение \

экологических норм экологических норм

и лимитов. и лимитов.

Игнорирование Экологические нормы

экологических норм не рассматриваются

и лимитов, впоследствии предприятием как объект

деградация как для финансовых вложений,

окружающей среды, а существующие

так и предприятия финансовые вложения

V / считаются затратами

о

Пересмотр экологических норм и лимитов.

Возможные направления развития:

1. Привлечение и использование государственных программ для финансирования мероприятий по повышению экологичности и утилизации отходов производства.

2. Доскональное изучение экологических норм и ограничений с целью их эффективного экономического использования.

3. Повышение уровня экологической устойчивости за счет собственной прибыли или привлечения средств инвесторов на модернизацию производства, добиваясь параллельного экологического эффекта

Возможные уровни риска

Зона экологического риска

Зона экологически безопасного развития

Зона экологического комфорта

Рис. 4. Механизм устойчивого эколого-экономического развития и экологической безопасности предприятий ПСМ

Игнорирование сводится к несоблюдению экологических норм и лимитов и ведет к деградации как окружающей среды, так и предприятия.

Пассивная политика, или вынужденная стратегия соответствия, сводится к соблюдению экологических норм и лимитов. Для этого уровня эколого-экономическое развитие имеет статический характер, т. к. экологические нормы не рассматриваются предприятием как объект для финансовых вложений, а существующие финансовые вложения считаются затратами. При этом предприятия ПСМ достигают уровня сохранения положительного баланса экологоэкономической устойчивости.

Активная политика сводится к пересмотру экологических норм и лимитов, при этом возможны направления развития, которые показаны на рис. 4, а предприятия ПСМ достигают уровня роста потенциала эколого-экономической устойчивости.

В основе функционирования системы экологического менеджмента лежит спираль, повторяющийся цикл, ориентированный на последовательное совершенствование системы менеджмента в целом. Для данной системы характерна ярко выраженная обратная связь, практически отсутствующая в формальном экологическом управлении.

Схема функционирования системы эколого-экономического менеджмента подробно представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема функционирования системы эколого-экономического менеджмента

Необходимо вести учет экологических затрат и разработать детальный перечень осуществляемых на предприятиях видов деятельности природоохранного характера.

Современное толкование понятия эколого-экономического развития предприятия состоит в понимании его как целенаправленного процесса. Этот процесс ориентирован на взаимосвязанные изменения в природохозяйственной системе, обеспечивающие условия устойчивого развития предприятия на ближайшую и долгосрочную перспективу, охватывающую воспроизводственные процессы природных ресурсов и человеческого капитала и предполагающую приоритетность инновационных решений при корректировке траекторий экономического роста в направлении экологизации экономики.

В современных условиях предкризисного состояния окружающей природной среды назрела объективная необходимость количественной оценки экологических последствий, возникающих и при функционировании действующих предприятий (производств), и ее учета при определении уровня их эффективности. Такая оценка должна носить интегральный, экологоэкономический характер.

Совершенно очевидно, что организовать процесс полного восстановления «износа», вызванного окружающей средой, практически невозможно, в результате чего происходит постоянное накопление этого «износа» и, как следствие, ухудшение экологической ситуации как в России, так и во всем мире.

Следовательно, в затраты на производство продукции должна быть включена вся сумма экологического ущерба, трактуемая как «экологические издержки» и предназначенная для экономического возмещения «износа» окружающей среды как основного фактора производства, используемого в процессе выпуска этой продукции. Именно поэтому источником покрытия экологических издержек, как и других видов производственных затрат, должна стать цена реализации товара.

Важнейшими предпосылками оценки интегральной эколого-экономической эффективности устойчивого развития ПСМ являются, с одной стороны, объективная необходимость и назревшая потребность в повышении степени достоверности такой оценки, а с другой - реальная возможность ее получения.

Исходя из неоспоримой истины о том, что, в отличие от экономических (финансовых) ресурсов, ценность которых с течением времени снижается, ценность экологических ресурсов с течением времени постоянно возрастает (глоток свежего воздуха или стакан чистой воды «сегодня стоят» дороже, чем «вчера», а «завтра» будут стоить дороже, чем «сегодня»), методологический подход к учету фактора времени при оценке экологических последствий реализации инвестиционных проектов должен быть другим в сравнении с механизмом учета фактора времени при оценке экономических результатов и затрат.

Нами предлагается подход, суть которого заключается в том, что для стоимостной оценки экологических результатов и затрат инвестиционных проектов должен использоваться не механизм дисконтирования, а процедура наращения стоимостной оценки получаемого экологического результата (как положительного, так и отрицательного).

Оценивая экологические последствия реализации инвестиционных решений, необходимо учитывать всю систему факторов, обусловливающих образование экологических результатов и затрат.

Ужесточение экологических требований и усиление ответственности за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации в среднесрочной перспективе приведут к росту экологических издержек в реальном секторе экономики, что должно быть компенсировано ускорением технической модернизации производств, стимулированием инноваций, повышением конкурентоспособности отечественного бизнеса и российской экономики в целом.

Для стабильности и поддержания устойчивого состояния экологических систем необходимо использовать предлагаемые мероприятия не только на одном исследуемом предприятии, но и на других предприятиях ПСМ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости: моногр. / под ред. Ю. П. Анискина. - М.: Омега-Л, 2009. - 404 с.

2. Вернова Т. Н. Государственное регулирование деятельности промьшленных предприятий региона (на примере Свердловской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Екатеринбург: УГТУ -УПИ, 2004. - 25 с.

3. www.astrakhan.urbanistika.ru.

Статья поступила в редакцию 14.04.2010, в окончательном виде - 11.11.2010

STEADY DEVELOPMENT MANAGEMENT OF ENTERPRISES BELONGING TO THE CONSTRUCTION MATERIALS INDUSTRY

E. I. Kozyrenko

The economic crisis has a direct influence on the construction market. Modem directions of economics modernization are aimed to support the activity of enterprises of construction materials industry. The theoretical research and analysis of the current situation in the construction materials industry show that the industry’s problems are rather complicated and multiform. Some directions of the solution of these problems are considered. It is offered to change strategic goalposts of the activity; to search new markets; to promote production distribution; to integrate production, and to have the government control of enterprises of construction materials production.

Key words: steady development, government control, construction materials industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.