Управление товарными запасами в логистике Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Научная статья на тему 'Управление товарными запасами в логистике' по специальности 'Экономика и экономические науки' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки
  • ВАК РФ: 08.00.00
  • УДK: 33

Статистика по статье
  • 27
    читатели
  • 7
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки" из научного журнала "Сибирский торгово-экономический журнал", САПРОНОВА Л.М.

 
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — САПРОНОВА Л.М.

Текст
научной работы
на тему "Управление товарными запасами в логистике". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИКЕ
САПРОНОВА Л.М.,
доцент, кэ.н, Воронежский (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
Товарными запасами в логистике называются материальные потоки, которые вышли из сферы производства, но еще не поступили в сферу потребления [1].
Довести запасы до минимума при условии удовлетворительного обслуживания клиентов (потребителей) - это цель управления запасами[4].
Причины, обусловившие управление товарными запасами:
- товарные запасы - важный элемент хозяйственной деятельности, требующий целенаправленного воздействия;
- создание товарных запасов оказывает значительное влияние на основные показатели хозяйственной деятельности: оборачиваемость и рентабельность.
Цель логистического управления - оптимизация запасов в логистической цепи, включая все её звенья.
Максимальный уровень обслуживания при минимальных инвестициях в запасы, минимальных затратах по заказу и транспортировке товарных ресурсов обеспечивается оптимальным уровнем запасов.
Величина товарных запасов должна быть оптимальной для предприятия, то есть, с одной стороны, это будет достаточным для обеспечения бесперебойной работы предприятия, а, с другой стороны, не должно привести к затовариванию и замораживанию товарной массы.
Обстоятельства, способствующие образованию товарных запасов:
- несовпадение во времени и в пространстве производства и потребления товаров;
- асинхронность изменения спроса и предложения;
- дискретность процесса производства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывность производства при дискретном характере потребления;
- наличие случайных колебаний спроса и предложения и др.
Моменты, определяющие их величину и эффективность использования:
- объем и структура производства;
- соотношение спроса и предложения на товар;
- организация закупок сырья (каналы распределения, способы доставки);
- уровень цен и их динамика;
- физико-химические свойства товаров;
- состояние материально - технической базы предприятия и т.д.
Товарный поток является объектом управления товарных запасов.
Рассмотрим товарный поток как объект управления.
Организованная масса товаров, рассматриваемая в процессе физического и (или) стоимостного перемещения между экономическими субъектами
Информация о ресурсах
Информация о потребительском спросе
Органы управления
Координация,планирование, контроль, регулирование, мотивация и учет
ПЛАНЫ, АНАЛИЗ, РЕШЕНИЯ, ДАННЫЕ МОНИТОРИНГА
заготовка -транспортировка-хранение-производство-хранение-сбыт-транспортировка.
Закупки
материальных
ресурсов
П роизводствен н ые запасы

Производство товаров
-1-/-
Рисунок 1. Система управления товарными потоками

Готовая продукция (товарные запасы)

Реализованная продукция

в определенном временном интервале называется товарным поток [3].
В данном случае словосочетание «организованная масса» на наш взгляд необходимо, поскольку указывает на наличие управленческих воздействий, предпринятых по отношению к перемещаемому объекту, то есть в определенной степени характеризует организационный и даже технологический аспект движения товаров. Подверженность управленческим воздействиям - это принципиально важная черта товарных потоков, что позволяет рассматривать их еще на этапе планирования или заключения договоров, выходя за рамки непосредственно процесса перемещения.
Важнейшей отличительной чертой товарного потока, с предлагаемым определением, является его товарный характер, то есть непосредственная связь с процессами купли - продажи.
Все это характеризует функции управления товарными запасы как совокупность действий, выполняемых в рамках общей системы управления с целью поддержания показателей товаропроводящей цепи в заданных пределах (рисунок 1).
В этом случае в основу выделения функций могут быть положены общие законы построения систем управления при условии четкого разграничения понятия сущности и содержания управления.
Таблица 1. Классификация товарных потоков
Признак классификации Классификационные группы
Содержание Материальные Нематериальные
Однородность Однородные Неоднородные
Назначение Товары производственного назначения Товары народного потребления
Форма связи Прямые Опосредованные
Равномерность Равномерные Неравномерные
Отношения к субъекту отношения Входные Выходные
Форма расчетов Наличный расчет Безналичный расчет
Время расчета Полная предоплата Частичная предоплата Товарный кредит Консигнация
Вид транспорта Автомобильный Железнодорожный Морской Речной Воздушный Смешанный
Базисные условия поставки Франко-завод Франко-склад поставщика Франко-станция отправления Франко-станция назначения Франко-склад покупателя
Следовательно, управление товарными запасами можно рассматривать как специфическую область управленческой деятельности с присущими только ей функциями, что обусловлено конкретностью объекта управления.
На наш взгляд, основными и в то же время общими для всех систем управления функциями являются: координация, планирование, контроль, регулирование, мотивация и учет, которые в полной мере характеризуют процесс управления как явление.
В менеджменте постановка цели, с одной стороны, обуславливается функцией предприятия, а с другой - предшествует организации управленческих процессов. Данный подход логичен, если речь идет об управлении экономическим субъектом в целом. А если рассматривается отдельный специфический элемент хозяйственной деятельности, выходящий за рамки юридического лица, то логичнее вначале определить объект управления, а затем формулировать цели этого процесса [5].
Задачи практического управления требуют преобразования любого неопределенного множества в управляемую систему. Этим обусловлена и необходимость классификации товарных потоков, направленной на упорядочение объектов управления.
В силу многообразия факторов, влияющих на состояние управляемых систем, а также наличия множества вариантов хозяйственных связей между предприятиями, потоки, в основном, носят альтернативный характер. Если все стадии производства, транспортировки и сбыта рассматривать как единый и непрерывный процесс движения и трансформации ресурсов, то классификация товарного потока должна отражать, с одной стороны, движение во времени и пространстве, с другой стороны - товарный аспект проблемы, то есть движение предметов обмена.
Предлагаемая классификация соответствует содержанию именно товарных потоков (таблица 1).
В экономической литературе распространено разделение товарных потоков по степени управляемости - на управляемые и неуправляемые потоки. Управляемыми потоками считают потоки, адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы и, соответственно, не управляемыми - потоки, не реагирующие на управляющее воздействие. Другое мнение состоит в том, что товарный поток можно считать управляемым, если он находится внутри системы, и неуправляемый по отношению к этой же системе, если находится вне ее [7]..
Нам кажется, что такой подход не совсем правомерен по отношению именно к товарным потокам. В природе действительно существуют управляемые и неуправляемые человеком потоки, в организованной деятельности людей это возможно только по отношению к субъекту управления, когда конкретный поток является неуправляемым для данного конкретного субъекта, так как управляется другим, относительно независимым субъектом.
Термин «товарный» предполагает, как отмечалось ранее, потенциальную или уже совершенную операцию по купле - продаже. Как применительно к продавцу и посреднику, так и применительно к покупателю товара намерение или факт совершения
Рынок сбыта
!
Управление готовой продукцией
Управление
производственными
потоками
т
Управление материалами
I
Рынок снабжения
я I
Я ?!
О
н 3 ю О
и и
о Я
н о
ч о со со Я О Оч
С
ё в
Я о
я-» М
я и
Товарные потоки Информационные потоки
Покупатели *
Хранение в сфере снабжения

Поставщики
Л О Г
и с т и ч
Е С К А Я
К О
о р
д
и н
А Ц
И
я
Рисунок 2. Функциональная схема логистической цепи
сделки являются неоспоримым признаком управ- г ляемости. На этом основании можно утверждать, г что все товарные потоки являются управляемыми со стороны каких-либо субъектов. Другое дело, что г поток товаров между иными покупателями и про- | давцами, внешними по отношению и данному юридическому и физическому лицу, является неуправляемым именно им [4]..
Задачи совершенствования управления товар- < ными потоками в торговле требуют их классификации не столько по формальным характеристикам, сколько по конкретизации структуры потоков, указания их точного места и значения в процессе товародвижения.
С этих позиций целесообразно рассматривать, I во-первых, управление перемещением товаров с позиций их транспортировки и потребностей диспетчеризации; во-вторых, управление хозяйственными связями, то есть коммерческий аспект товародвижения; в-третьих, финансово - учетные характеристики потоков, необходимые для формализации планирования, учета и анализа хозяйственной деятельности. Эти требования были учтены I при разработке классификации товарных потоков, представленной ранее. При многообразии различных параметров товарных потоков классификация \
позволяет охарактеризовать конкретный товарный поток, ограничившись необходимым минимумом характеристик. Товарные потоки являются не столько промежуточным, сколько объединяющим, интегрирующим звеном между закупками и сбытом.
Обеспечение гибкости, однонаправленности, синхронизации, оптимизации и интеграции товарных потоков достигается путем применения логистических схем и моделей.
Функциональная схема логистики показана нами на рисунке 2 [2].
Логистика - совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте [7].
Здесь акцент на совокупность действий с минимизацией затрат, т.е. подчеркивается оптимальный аспект подхода каких - то совместных действий.
Отсюда следует, что управление товарными запасами:
- одна из функций управления предприятием имеющая своим объектом товарные потоки на стадиях производства, закупки и сбыта продукции;
- связано с процессами, совершающимися в системе «производство - распределение готовой продукции»;
- позволяет использовать принципиально новые подходы к обеспечению эффективности деятельности предприятия;
- способствует адаптации предприятия к требованиям посредством координации действий всех подразделений, задействованных в выполнении договоров поставки, и проведения направленных изменений в системе «производство - закупка - сбыт» [7].
Таким образом, можно считать управление товарными запасами специфической областью управленческой деятельности, отличной от других ее сфер, а логистику запасов играющей ключевую роль, как в системе управления отдельной организации, так и в экономике предприятия в целом.
Литература:
1. Лебедева Л.А. Организационно-экономический аспект управления товарными потоками в системе потребительской кооперации/Л.А. Лебедева. Дис. канд. экон. наук, Белгород, 1999. 188 с.
2. Сапронова Л.М. Управление товарными ресурсами промышленных предприятий системы потре-
бительской кооперации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Во-ронеж,2005.
3. Сапронова Л.М. Теоретические аспекты управления товарными ресурсами в торговле. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. №4. С. 252-255.
4. Сапронова Л.М. Коммерческая деятельность в потребительской кооперации /Л.М. Сапронова, Ки-рилаха Г.В., Солдатова Н.Ф. Воронеж, 2010.
5. Ульченко, Т. Ю. Формирование системы управления рисками предприятий зернопродуктового комплекса [Текст] : Монография / И. П. Богомолова, Т. Ю. Ульченко, И. В. Плеканова - Воронеж : ЦНТИ, 2014. - 157 с.
6. Ульченко Т.Ю., Панкова Н.М. Инструменты анализа и управления рисками деятельности предприятий пищевой промышленности / Т.Ю. Ульченко, Н.М. Панкова // Молодой ученый. 2015. № 7-3 (87). С. 78-83.
7. Экономика и организация деятельности торгового предприятия Учебное пособие /Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 295 с.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
чижик В.П.,
Омский государственный институт сервиса
Инвестиции считаются основным источником формирования производственного потенциала организации, условием роста и развития любой организации (отрасли и региона), механизмом обеспечения воспроизводства и инструментом реализации инновационной политики.
Под инвестициями принято понимать все виды финансовых, материальных и иных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательства и другие виды деятельности с целью извлечения дохода (прибыли) [1,2].
Объектами инвестирования могут быть основные фонды и оборотные средства, продукция, недвижимость, права на интеллектуальную и иную собственность, финансовые инструменты и др. [1,2].
По сложившемуся мнению, инвестиции оказывают позитивные на все социально-экономические показатели предприятия, отрасли, региона и страны в целом, в том числе: производительность труда, доходы и уровень жизни населения, уровень занятости инфляции и др.
Для проведения анализа инвестиционной активности торговых организаций была использована статистика, размещенная на официальных сайтах федеральных и региональных органов государственной статистики.
В соответствии с методологией органов государственной статистки в состав торговых организаций были отнесены организации оптовой и розничной торговли, а также организации осуществляющие ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в том числе:
- организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт (далее «торговля автотранспортными средствами»);
- организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (далее «оптовая торговля»);
- организации розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами и организации осуществляющие ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (далее «розничная торговля»).
Для анализа инвестиционной активности использовались данные об объемах инвестирования организаций соответствующей отрасли в основной капитал, представленный на сайте Государственной службы статистики РФ [3].
При этом в соответствии с методологией органов государственной статистики: «Инвестиции в основ-

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх