Научная статья на тему 'Управление темпоральными стратегиями поведения профессиональных общностей: проблемы и возможности'

Управление темпоральными стратегиями поведения профессиональных общностей: проблемы и возможности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ / ТЕМПОРАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ / ПОСТМОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ КЛАСС / ОБЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зборовский Г.Е., Амбарова П.А.

Новая проблема управления темпоральными стратегиями поведения профессиональных общностей характеризуется как создание оптимальных предпосылок для их функционирования в современном российском обществе. Рассматриваются профессиональные общности, составляющие постмодернизационный класс и формирующие новые темпоральные стратегии поведения. Отмечено, что профессиональные общности, на которые направлена деятельность субъектов управления, не пассивно воспринимают внешние воздействия, а активно реагируют на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление темпоральными стратегиями поведения профессиональных общностей: проблемы и возможности»

5 (242) - 2014_ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 316.65

управление темпоральными стратегиями ПОВЕДЕНИЯ

профессиональных общностей: проблемы и возможности

Г. Е. ЗБОРОВСКИЙ,

доктор философских наук,

профессор кафедры социологии

и социальных технологий управления,

заслуженный деятель науки РФ

E-mail: garoldzborovsky@gmail. com

П. А. АМБАРОВА,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии

и социальных технологий управления

E-mail: borges75@mail. ru

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

Новая проблема управления темпоральными стратегиями поведения профессиональных общностей характеризуется как создание оптимальных предпосылок для их функционирования в современном российском обществе. Рассматриваются профессиональные общности, составляющие пос-тмодернизационный класс и формирующие новые темпоральные стратегии поведения. Отмечено, что профессиональные общности, на которые направлена деятельность субъектов управления, не пассивно воспринимают внешние воздействия, а активно реагируют на них.

Ключевые слова: профессиональные общности, темпоральные стратегии поведения, управление стратегиями поведения, постмодернизационный класс, общность предпринимателей.

Еще несколько лет назад ученые и общественные деятели остро ставили вопрос о так называемом

* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

«модернизационном классе», объединяющем представителей различных социальных групп, слоев, общностей, сознание и практическая деятельность которых ориентированы на реализацию «модерни-зационного проекта» [7, 8, 10, 12]. Авторы предлагали отнести к российскому модернизационному классу общности предпринимателей и бизнесменов, интеллектуальную элиту, гуманитарную интеллигенцию и другие социальные общности, которые способны не только стать проводником и инструментом государственной политики в решении задач модернизации страны, но и сами формировать ее содержание, задавать нужный вектор и быть двигателями данного процесса.

Поскольку особенности неорганической модернизации, мягко говоря, предполагают не проявления инициативы, а всего лишь наличие «модернизаци-онного класса», возникают серьезные проблемы как у государства в решении его стратегических задач, так и у носителей модернизационного потенциала. Стратегические цели и поведение инноваторов

- 15

входят в противоречие с системой государственной власти и управления в плане не только их содержания, но и тех качественных характеристик, благодаря которым они реализуются.

Прежде чем рассмотреть особенности и проблемы темпорального поведения профессиональных общностей, составляющих основу «модернизацион-ного класса», необходимо сделать одно замечание, имеющее временной характер. На взгляд авторов, сегодня правильнее было бы говорить не просто о необходимости модернизации России, а о формировании общества нового типа, осуществляющего переход от модерна к постмодерну, от индустриального общества к информационному или обществу знаний. Неслучайно Н. Н. Зарубина отмечает, что исследователи и практики, анализируя реалии современного российского общества, продолжают по-прежнему мыслить в категориях модерна, в то время как ускорение процесса развития российского общества возможно только при стратегически далеком взгляде на мир, находящемся в состоянии постмодерна [6, с. 185]. Следовательно, встает вопрос не просто о модернизационном, но уже о «постмодернизационном классе».

В информационном обществе темпоральные аспекты поведения и взаимодействия различных социальных субъектов (в том числе в сфере управленческих отношений) приобретают особую значимость. В таком контексте социальное время рассматривается как: 1) стратегически важный ресурс управленческой деятельности; 2) инструмент властного доминирования; 3) основа и механизм восходящей социальной мобильности; 4) особая среда, в которой разворачиваются новые, сложные виды социальных практик; 5) критерий новой социальной дифференциации, требующей управленческого воздействия и регулирования.

Темпоральное поведение профессиональных общностей, составляющих «постмодернизацион-ный класс», имеет стратегическую направленность, характеризуется определенными устойчивыми векторами, установками, реакциями на те или иные темпоральные ситуации. Данные общности обладают важными качествами:

- инновационны в отношении восприятия и использования социального времени;

- темпорально активны;

- устойчивы к негативным сторонам качественно иной — нелинейной — динамики социального времени.

В анализе темпоральных стратегий поведения инновационных социальных субъектов следует исходить из основных положений теории социальных общностей. В соответствии с ней одной из наиболее значимых разновидностей социальной общности является профессиональная общность. Под последней будем понимать взаимосвязь людей, профессионально занятых однородным (относящимся к данной профессии) трудом, обладающих необходимыми ресурсами для его осуществления, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством их профессиональных целей, задач, интересов [9, с. 272].

В основе процесса возникновения и функционирования профессиональных общностей лежат как экономические, так и социальные факторы. Общественное производство развивается эффективно тогда, когда создаются профессиональные общности, связанные с основными профессиями в обществе. Они оказываются стимулирующим механизмом продвижения производства, поиска путей повышения производительности труда. На производстве, каким бы оно ни было, возникает своеобразный «коллективный разум» специалистов в той или иной профессии, приводящий к инновационным решениям и росту эффективности трудовой деятельности людей. Это, безусловно, объективный процесс, объясняющий экономическую необходимость профессиональных общностей и требующий особого типа социального управления.

Названный фактор тесно связан с другим — наличием общих интересов у представителей одной и той же профессии. Как писал еще в 1921 г. в работе «Система социологии» известный российский ученый П. А. Сорокин, «индивиды, имеющие сходные профессии, при всех их различиях будут иметь ряд общих интересов и сходств, вызываемых сходством профессии» [11, с. 183]. К возникновению профессиональных общностей ведут рост сплоченности профессиональных групп и появление профессиональной солидарности. В указанной выше работе П. Сорокин отмечал, что «в ряду многих солидар-ностей создается профессиональная солидарность как солидарность SшGeneris, объединяющая сходно профессиональных в один коллектив, с общими интересами, с общими задачами, согласованным поведением» [11, с. 189].

Обозначенный подход базируется не только на «объективной» процедуре «комплектования» об-

щности — «зачисления» в ее состав представителей какой-либо одной профессии, но и на субъективном интересе людей данной профессии друг к другу. Его основой становится профессиональный интерес, на который потом могут «нанизываться» другие формы и виды интереса — личностный, бытовой, связанный с использованием свободного времени, общением с другими людьми на основе обоюдного стремления к осуществлению деятельности на «стыке» с профессиональной и др. Профессиональный интерес может возникать не только к людям своей профессии, но и к представителям смежных специальностей.

Исследователей привлекают не только количественные, но и качественные характеристики профессиональной общности. Под первыми будем понимать численность включенных в нее людей и степень распространенности в обществе. Поэтому одна из особенностей профессиональной общности — ее массовость. Качественные характеристики профессиональной общности включают в себя ценностные ориентации ее представителей, особенности их поведения, взаимосвязи и взаимодействия с другими профессиональными общностями и, что особенно важно, темпоральную специфику ее деятельности.

В этой связи специально необходимо подчеркнуть, определяя общностнообразующие признаки профессиональной общности, обладание ею определенными ресурсами в виде капитала — экономического, социального, культурного, символического (по П. Бурдье) [4]. Один из важных видов ресурсов профессиональной общности — время. Любая профессиональная общность живет и развивается в определенном социальном времени. Временные аспекты этой общности столь же непреложны, сколь и пространственные. И те и другие являются обязательными формами ее функционирования [9, с. 86].

Временные инвестиции является не менее значимыми для развития человеческого капитала профессиональной общности, чем денежные и моральные затраты. Наличие достаточного количества времени, сбалансированная его структура выступают основой накопления и совершенствования профессиональных знаний и навыков, личностного развития, физического самосохранения представителей профессиональной общности.

Объем и качество временных ресурсов профессиональной общности во многом зависят от

особенностей восприятия времени и отношения к нему, от типа темпоральной стратегии поведения, которую реализуют ее представители.

По мнению автора, темпоральная стратегия поведения представляет собой систему жизнедеятельности, формы и способы которой ориентированы на определенные свойства и качества социального времени в целях достижения каких-либо жизненных целей. Темпоральные стратегии поведения выступают как разновидности жизненных стратегий, формируемых на индивидуальном и групповом уровнях. Групповые темпоральные стратегии поведения не просто характеризуют стиль и образ жизни профессиональных общностей, степень их адаптированности и успешности в современных условиях. Они задают вектор и скорость их развития, служат маркером специфики профессиональных общностей, механизмом их образования и внутренней интеграции.

В структуре темпоральных стратегий поведения можно выделить такие элементы, как «философия» времени, темпоральные ценности и установки, цели, устойчивые принципы организации деятельности и взаимодействия, способы темпоральной организации жизнедеятельности, темпоральные ориентиры (по модусу времени) и пр. Все структурные элементы темпоральных стратегий поведения объединяются в три блока, границы которых условно выделяются в теоретическом анализе, но трудно различимы в реальном поведении социальных субъектов.

«Философия» времени представляет собой социальный конструкт, создаваемый в рамках реализации темпоральных стратегий поведения отдельных профессиональных общностей. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, временные конструкты возникают как результат интеракции и в дальнейшем принимают принудительный, обязательный характер для социальных субъектов [2, с. 48—51]. Временные конструкты изменяются в различных социальных условиях и, соответственно, изменяют темпоральное поведение своих носителей. Так, Н. Н. Зарубина пишет об основном принципе использования времени в модерне, состоящем в его экономии, сжатии, большем производстве за меньшую единицу времени и др. Здесь речь идет о конструкте линейного времени и линейных зависимостях от него поведения экономических акторов [5]. Идет как бы игра со временем на «больше-меньше» (меньше времени — больше продукции).

В постмодерне меняется содержание временных конструктов и отношение к времени. Конструкт нелинейного социального времени, возникающий в постмодерне, реализуется в модели «забегания вперед» (например, жизнь в кредит или экономика в кредит) [6].

Философия времени отражает темпоральную картину мира, которая формируется в сознании профессиональной общности. На ее основе складываются диспозиционные механизмы — темпоральные установки, темпоральные потребности, совокупность жизненных целей и задач, жизненная позиция. «Философия» времени определяет его место в системе ценностных ориентаций, присущих представителям той или иной профессиональной общности.

Помимо восприятия времени и отношения к нему профессиональной общности присуще специфическое эмоциональное переживание времени, вызывающее такие состояния, как страхи и надежды. В исследовании временных характеристик профессиональной общности важно помнить, что психологические факторы восприятия социального времени оказывают существенное влияние на особенности ее функционирования, определяя ее социальное самочувствие. Страх перед временем (боязнь перемен, потерь, увеличения различных рисков, затрагивающих как обыденные, так и жизненно важные аспекты бытия) способствует формированию и усилению социального пессимизма. Напротив, надежды на перемены к лучшему или, по крайней мере, уверенность в сохранении стабильности, в успешном осуществлении в будущем каких-либо намерений и планов позволяют сохранить и укрепить оптимизм. Таким образом, социальное самочувствие профессиональной общности отражает баланс двух эмоций (страха и надежды), выявление которого составляет субъективный аспект исследования темпоральных стратегий поведения.

Показателями темпоральных стратегий поведения выступают способы организации времени, которые позволяют на уровне повседневной жизни определять необходимое количество времени и способы его экономии для каждого вида деятельности, а на уровне биографического времени выстраивать различные этапы, периоды жизни, устанавливать оптимальную последовательность жизненных событий [1, с. 130—131].

Особенностям социального времени, присущим современному сложному социуму, — его нелинейности, динамичности, неопределеннос-

ти — соответствуют умения быстрого перехода от одного вида деятельности к другому (темпоральная мобильность), сочетания реального и виртуального времени, готовность к быстрым, стремительным изменениям темпоральных условий социальной среды и способность предвидеть их. Новая темпоральная реальность, в которой приходится функционировать инновационным профессиональным общностям, потребовала развития у них навыков компенсаторного поведения, направленного на минимизацию рисков и последствий чрезвычайно напряженного временного режима деятельности, который может нарушить психическое и физическое здоровье человека. Это проявляется в использовании новых подходов к планированию и структурированию рабочего и свободного времени, развитию гибкости и нестандартности мышления, а также умственной, психической и физической работоспособности.

Степень активности субъекта в использовании времени и характер его эмоционального переживания лежат в основе социологической типологии темпоральных стратегий поведения, реализуемых различными профессиональными общностями. Социальная активность проявляется в объективных поведенческих актах. Использование социальных эмоций в качестве показателя поведенческой стратегии дает возможность расширить представления о влиянии на социальное поведение временного фактора через субъективные механизмы. Эмоциональное переживание времени рассматривается в континууме двух социальных эмоций — страха перед временем и надежды на благоприятное развитие событий и завершение изменений. Полюс страха образует «поле» социального пессимизма, полюс надежды — «поле» социального оптимизма, баланс которых будет служить типологической характеристикой профессиональных общностей.

На основании названных двух критериев формируются четыре типа темпоральных стратегий поведения: 1) активный темпоральный оптимизм; 2) пассивный темпоральный оптимизм; 3) активный темпоральный пессимизм; 4) пассивный темпоральный пессимизм.

Конструктивность каждой из четырех темпоральных стратегий, по мнению З. Баумана, определяется возможностью помочь человеку в реализации его социальных потребностей и целей, повышении адаптационного потенциала и устойчивости к негативным последствиям сложной «текучей современности» [3]. Наиболее конструктивной

является первая стратегия, хотя усиление полюса надежды в виде доминанты утопических представлений или мечты несет в себе риск неадекватных и неэффективных действий. Средней степенью конструктивности обладают вторая и третья темпоральные стратегии, опять же при условии нормализации эмоционального состояния и переживания времени. Деструктивный характер имеет четвертая стратегия, поскольку влечет за собой снижение социальной активности и усиление полюса страха. Деструкция может иметь как явно выраженное, так и латентное проявление.

В связи с обозначенной проблемой вхождения в «постмодернизационный класс» профессиональных общностей — носителей инновационных конструктивных стратегий поведения — больший интерес представляет первый тип темпоральной стратегии. Он в большей степени присущ людям, стремящимся к продлению активной физической и интеллектуальной жизни и молодости. Типичной в этом случае является общность научно-педагогических работников, представители которой сохраняют в среднем дольше и физическую форму, духовный и интеллектуальный тонус. Эта же стратегия реализуется представителями бизнес-сообщества.

Активный темпоральный оптимизм проявляется в интенсивном и разнообразном использовании временных возможностей и ресурсов, стремлении и способности к оптимальной организации собственного и, при необходимости, чужого времени. Носители данной стратегии обладают развитыми навыками стратегического, тактического и текущего планирования жизни в целом и ее отдельных сторон. При этом субъекты поведения могут формировать ее осознанно или интуитивно. Такая стратегия базируется на понимании времени как особой ценности, ограниченного, но чрезвычайно мощного ресурса для осуществления многих жизненных целей и задач (достижения жизненного и профессионального успеха, самореализации, получения прибыли, повышения статуса и пр.). Время осознается как особый вид энергии, запускающий в движение и «питающий» практически все жизненные процессы и состояния. Более того, представителям данной типологической группы присуща способность воспринимать время как нелинейное или, по крайней мере, способность рационально выстраивать соответствующую темпоральную картину мира, учитывая особенности нелинейной динамики социального времени.

Социальные субъекты, формирующие и реализующие такой тип стратегии, одинаково эффективно действуют в условиях как дефицита времени, так и отсутствия такового. Они способны к регулированию скорости, ритма времени, которое находится в их распоряжении, а также к синхронизации его в соответствии с внешними условиями, иногда — к изменению внешних условий в соответствии с собственными темпоральными потребностями. Они могут влиять на носителей иных темпоральных стратегий, адаптируя их к собственным, «заставляя» совмещать и согласовывать их. Темпоральная картина мира представителей данного типа гармонична, динамична, легко, относительно безболезненно претерпевает постоянные трансформации.

Темпоральная активность носителей данной стратегии направлена в будущее и/или настоящее и сочетается с позитивным переживанием времени. Время в его нелинейной конфигурации наполнено для них новыми возможностями и конкурентными преимуществами, которыми они уверенно могут воспользоваться. Динамизм, плотность, много-структурность темпоральной реальности воспринимаются ими как позитивное явление, соответствующее вызовам современности. Адаптируя свое поведение под эти новые темпоральные условия, «активные оптимисты» чувствуют себя современными людьми, шагающими «в ногу с веком» или даже стремящимися обогнать его. Надежды на лучшее будущее при минимальных проявлениях негативных эмоций (страха, неуверенности, растерянности) характеризуют социально-психологическое самочувствие данной типологической группы.

Понимание возможностей, потенциала и особенностей темпорального поведения различных профессиональных общностей служит залогом эффективности государственной политики, выступающей инструментом управления сложными социальными проблемами и процессами. Инновационные профессиональные общности, которые рассматриваются государством как опора его намерений и решений, на самом деле не являются послушными марионетками и в своем поведении зачастую демонстрируют качества и цели, противоречащие особенностям системы управления в России.

Инновационные общности — саморегулирующиеся субъекты деятельности. Они функционируют относительно независимо от государства и различных его институций. Это означает, что темпораль-

ные характеристики их поведения невозможно регулировать напрямую, поскольку они связаны не с внешними обстоятельствами, а с характером их деятельности. Например, предприниматели и бизнесмены самостоятельно определяют режим и график рабочего и свободного времени, сроки реализации своих бизнес-проектов и бизнес-планов и пр. Главная особенность их темпорального поведения — чрезвычайная динамичность и гибкость. Между тем существует необходимость согласования их деятельности с органами власти — структурами неповоротливыми, консервативными, ригидными, эффективность деятельности которых никак не коррелирует с фактором времени. Например, процесс разработки и принятия законов, регламентов иногда затягивается на годы, медленное оформление справок и разрешений порой приводит к тому, что бизнес-проект становится бессмысленным. Такая асинхронность функционирования субъектов бизнеса и управления объективно тормозит развитие предпринимательской инициативы. Во многом темпы экономического развития страны определяются скоростью принятия и реализации бизнес-решений, успех на международном рынке также связан со скоростью и своевременностью их принятия. Отсюда возникает парадокс: государство, заинтересованное в ускорении процессов развития и модернизации страны, само же и препятствует этому.

Что понимается под управлением темпоральными стратегиями поведения профессиональных общностей?

Отметим, прежде всего, что будем рассматривать его как разновидность управления в обществе (один из видов социального управления). Управление в обществе представляет собой форму информационного взаимодействия людей, когда одна из сторон вырабатывает решения, доводит их до исполнителя, контролирует их исполнение, а другая сторона эти решения исполняет. Во взаимодействии субъектов происходит и воздействие одних их них на другие. Однако авторы не являются сторонниками традиционной трактовки управления как одностороннего воздействия управляющей системы на управляемую, следствием которого является достижение запланированного результата.

Профессиональные общности, на которые направлена деятельность субъектов управления, не пассивно воспринимают внешние воздействия, а активно реагируют на них. Они могут соглашаться с принимаемыми управленческими решениями,

но могут их и не принимать, причем формы отказа от выполнения приобретают порой достаточно жесткий характер, вплоть до выхода из состава профессиональной общности. Приведем лишь один пример такого рода. Когда структуры государственной власти принимают законы и подзаконные акты, объективно направленные на усложнение деятельности предпринимателей, ограничения реализации темпоральных стратегий их профессионального поведения, связанные с большим количеством проверок, отчетностей, отнимающих безумное количество времени и нервов и сопровождающихся при этом коррупционными акциями, представители этой профессиональной общности уходят из нее. Так, в 2013 г. сотни тысяч индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность в связи с изменениями в системе налогообложения и страхования. Аналогичной по своим последствиям для профессиональной общности предпринимателей является правоприменительная практика различных властных структур.

Социальное управление представляет собой управление не только устойчивой деятельностью людей, входящих в эти общности, но и изменением этой деятельности. Это управление не только функциональными, но и процессуальными изменениями. Другими словами, это то, что называют управлением процессами. С учетом этих двух обстоятельств — функциональных и процессуальных изменений в деятельности профессиональных общностей — управление темпоральными стратегиями их поведения означает создание субъектом управления оптимальных условий для их реализации. Они (благоприятные условия) включают в себя: отсутствие препятствий в проявлении темпоральной активности; поддержание инновационных инициатив в отношении использования социального времени — как собственного для данной профессиональной общности, так и времени тех, с которыми она взаимодействует; создание устойчивых ориентаций по отношению к негативным сторонам нелинейной динамики социального времени.

Список литературы

1. Абульханова-Славская Л. К. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

3. Бауман З. Текучая современность. СПб: Питер, 2008.

4. Бурдье П. Формы капитала / пер. с англ. М. С. Добряковой // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: Росспэн, 2004.

5. Зарубина Н. Н. Влияние денег на социальное конструирование времени: динамика нелинейности // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 51—61.

6. Зарубина Н. Н. О теоретических подходах к исследованию модернизации в России в условиях сложного социума // Вестник МГИМО — Университета. 2013. № 1. С. 185—189.

7. Заславская Т. И., Шабанова М. А. Социальные особенности и взаимодействия в проблемной институциональной среде: успешные экономические акторы как потенциальная модернизационная общность // Общественные науки и современность. 2012. № 4. С. 5—23.

8. Заславская Т. И., Шабанова М. А. Инновационный потенциал и проблемы его реализации: успешные экономические акторы как потенциальная модернизационная общность // Общественные науки и современность. 2012. № 5. С. 5—24.

9. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009.

10. Окара А. Креативный класс как партнер государства. Локомотивом инновационной модернизации станут свободные творческие люди // Независимая газета. 22.12.2009.

11. Сорокин П. А. Система социологии / В 2 т. Т. 2. Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов. М. : Наука, 1993.

12. Ходорковский М. Поколение "М" . Окончание. Или продолжение // Ведомости. 12.10.2011. № 192 (2958).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.