Научная статья на тему 'Управление технико-тактическим мастерством спортсменов в игровых командных видах спорта с учетом игрового амплуа'

Управление технико-тактическим мастерством спортсменов в игровых командных видах спорта с учетом игрового амплуа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ТАКТИКА / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / БАСКЕТБОЛ / ТЕХНіКА / ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / TECHNIQUE / TACTICS / READINESS / BASKETBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорошенко Эдуард Юрьевич

Представлена новая методика оценки эффективности технико-тактической деятельности в баскетболе. Отличительной особенностью представленной методики является учет ключевых компонентов игры, длительности пребывания спортсменок в игре и специфических особенностей игрового амплуа. Установлены специфические средства коррекции тренировочного процесса с учетом величины и направленности нагрузки. Выделены направления решения проблем оптимальности оценки игровой деятельности с учетом длительности пребывания игрока на площадке и его амплуа. Уточнены критерии управления тренировочным процессов в игровых видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direction of technical and tactical skill in athletes playing team sports, playing with light position

A new method for evaluating the effectiveness of technical and tactical activities in basketball. A distinctive feature of the technique is presented key components of the accounting games, length of stay in the athletes play and the specific features of the game line. Established the specific means of correction of the training process taking into account the magnitude and direction of the load. Identified ways of solving the problem of optimal evaluation of gaming activities, taking into account the length of stay player on the court and its role. Refine management training process in team sports.

Текст научной работы на тему «Управление технико-тактическим мастерством спортсменов в игровых командных видах спорта с учетом игрового амплуа»

32011 1®

Управление технико-тактическим мастерством спортсменов в игровых командных видах спорта с учетом игрового амплуа

Дорошенко Эдуард Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Анотації:

Представлена новая методика оценки эффективности технико-тактической деятельности в баскетболе. Отличительной особенностью представленной методики является учет ключевых компонентов игры, длительности пребывания спортсменок в игре и специфических особенностей игрового амплуа. Установлены специфические средства коррекции тренировочного процесса с учетом величины и направленности нагрузки. Выделены направления решения проблем оптимальности оценки игровой деятельности с учетом длительности пребывания игрока на площадке и его амплуа. Уточнены критерии управления тренировочным процессов в игровых видах спорта.

Ключові слова:

техника, тактика, подготовленность, баскетбол.

Дорошенко Е.Ю. Управління техніко-тактичним майстерністю спортсменів в ігрових командних видах спорту з урахуванням ігрового амплуа. Представлена нова методика оцінки ефективності техніко-тактичної діяльності в баскетболі. Відмінною особливістю представленої методики є облік ключових компонентів гри, тривалості перебування спортсменок в грі і специфічних особливостей ігрового амплуа. Встановлено специфічні засоби корекції тренувального процесу з урахуванням величини і спрямованості навантаження. Виділено напрямки вирішення проблем оптимальності оцінки ігрової діяльності з урахуванням тривалості перебування гравця на майданчику і його амплуа. Уточнено критерії управління тренувальним процесів в ігрових видах спорту.

техніка, тактика, підготовленість, баскетбол.

Doroshenko E.Iu. Direction of technical and tactical skill in athletes playing team sports, playing with light position. A new method for evaluating the effectiveness of technical and tactical activities in basketball. A distinctive feature of the technique is presented key components of the accounting games, length of stay in the athletes play and the specific features of the game line. Established the specific means of correction of the training process taking into account the magnitude and direction of the load. Identified ways of solving the problem of optimal evaluation of gaming activities, taking into account the length of stay player on the court and its role. Refine management training process in team sports.

technique,

basketball.

tactics,

readiness,

Введение.

В структуре факторов управления система оценки подготовленности имеет большое значение, вследствие ее взаимосвязи с функциями контроля, моделирования, прогнозирования, системой тренировочных средств специализированной направленности. Отмечено, что ее совершенствование позволяет улучшить как отдельные процессы управления техникотактической деятельностью (ТТД) спортсменов, команды, так и, систему управления спортивной подготовкой в целом [5].

Ведущие специалисты теории спорта отмечают, что технико-тактическая подготовленность является элементом, который интегрирует в себе ключевые компоненты подготовленности, и прямо влияет на эффективность соревновательной деятельности [4.5]. Поэтому очевидно, что совершенствование системы оценки и совершенствование на этой основе системы управления технико-тактической деятельностью позволит поднять на более высокий уровень эффективность соревновательной деятельности.

На современном этапе развития теории и методики олимпийского и профессионального спорта не выработана единая точка зрения относительно методологии количественной оценки модельных характеристик, которые разрабатываются в игровых видах спорта. Подавляющее число исследователей предлагает пять основных методических приемов количественной оценки модельных показателей: допустимые диапазоны модельных показателей, усредненные модельные показатели, требования необходимого модельные показатели, максимально-достаточные модельные показатели, максимальные модельные показатели, и их сочетание [2,3,6,7]. Каждый из вышеназванных методических приемов имеет определенные преимущества © Дорошенко Э., 2011

и недостатки. Это в полной мере касается баскетбола. В этом виде спорта уровень технико-тактического мастерства не может быть компенсирован другими компонентами подготовленности [1]. Поэтому от эффективности оценки технико-тактических действий баскетболистов зависит эффективность управления процессом спортивной подготовки. Наиболее остро эта необходимость проявляется в соревновательном периоде [1,3].

Сутью проблемы совершенствования техникотактических действий спортсменов в игровых командных видах спорта с учетом специфики игровой деятельности является необходимость учета высокоспециализированных компонентов игровой деятельности игроков, которые определяют возможности достижения победы в конкретном матче [2]. Очевидно, и эта очевидность подчеркнута в специальной научной и методической литературе и подтверждена практикой, победу обеспечивают спортсмены, которые наиболее длительное время имеют высокую продуктивность игровой деятельности [7]. Поиск таких спортсменов, и самое главное, обеспечение их уровня подготовленности в целом и в конкретной игре является одной из наиболее важных задач спортивной подготовки. Очевидно, что наличие команды (стартового состава) соответствующего таким стандартам может быть обеспечено крайне редко. Это требует наличие системы высокоэффективных организационных (обеспечение команды высококвалифицированными игроками) и методических (специальная подготовка игроков и их организация в процессе игры) мероприятий. Понимание необходимости реализации такого подхода формирует целевые установки специального анализа, который позволит выработать те критерии технико-тактического мастерства, который обеспечит специальную направленность тренировочного про-

І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні

*---“----------* проблеми фізичного

виховання і спорту ___________________

цесса. Все это делает представленное исследование актуальным.

Проведенные исследования являются частью научно-исследовательской работы, проводимой согласно сводного плана НИР НУФВСУ

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - разработать систему оценки с учетом взаимосвязи функции управления тренировочным процессов квалифицированных баскетболисток в соревновательном периоде.

Методы исследований. В основу совершенствования оценки положена методика оценки прогнозирования уровня технико-тактического мастерства в баскетболе. Она основана на регистрации результативных передач, подборов мяча под щитом, перехватов мяча, блок-шотов, фолов соперника на игроке, потерь мяча, фолов игрока, расчета соотношения количества набранных игроком очков к количеству очков, которую набрала команда, соотношение количества результативных бросков мяча в корзину с общим количеством бросков того же игрока. Значение имеет оценка соотношения времени нахождения игрока на площадке к общему времени игры. Это позволяет повысить точность и об объективность оценивания уровня технико-тактического мастерства игрока в баскетболе.

Признаками этой методики являются:

Регистрация основных показателей техникотактической деятельности: количества набранных очков, количества бросков мяча в корзину, времени пребывания игрока на площадке и общего времени игры, количества результативных передач; количестве перехватов, количества подборов мяча под щитом, количества блок-шотов, количества фолов соперника на игроке и фолов самого игрока, количества потерь мяча;

Определение соотношения количества набранных игроком очков к количеству очков, которую набрала команда, количества результативных бросков мяча в корзину с общим количеством бросков того же игрока; времени нахождения игрока на площадке к общему времени игры;

Математический расчет интегрального показателя

- индекса технико-тактического мастерства (ИТТМ) по формуле - ІІІМ = 33,33X (Og/Ok + Zg/Zk + і/І) = 1.4БТ+1,3 КБ+1,2 BS+AS+0,5FS-F-1,2ІІS (1), где: ИТТМ - индекс технико-тактического мастерства в баскетболе, у.е.; Оg - очки, набранные игроком, количество; Ок - очки, которые набрала команда, количество; Zg - результативные броски игрока, количество; 2к - общая сумма бросков игрока, количество; t - время пребывания игрока на площадке, минуты; Т - общее время игры, минуты; AS - результативные передачи, количество; ЯВ - подбора мяча под щитом, количество; ST - перехват мяча, количество; BS - блок-шоты, количество; FS - фолы соперника на игроке, количество; TTS - потери мяча, количество; F - фолы игрока, количество; 33,33; 1,4; 1,3; 1,2; 1; 0,5; -1; -1,2 - коэффициенты уравнения множественной регрессии.

ПСИХОЛОГІЯ

- Оценка технико-тактического мастерства игроков в зависимости от размеров ИТТМ и игровой специализации проводится по данным, представленным в таблице 1.

Объективность приведенной формулы подтверждена результатами ее применения в практике женских команд-мастеров по баскетболу. Характерными особенностями модифицированной методики являются:

Регистрация соотношение количества набранных игроком очков к количеству очков, которую набрала команда; соотношение количества результативных бросков мяча в корзину с общим количеством бросков того же игрока; соотношение времени нахождения игрока на площадке к общему времени игры;

Математический расчет интегрального показателя

- индекса технико-тактического мастерства (ИТТМ) по формуле (1);

Определение уровня эффективности техникотактического мастерства игрока в зависимости от размеров индекса технико-тактического мастерства и игровой специализации.

Предложенная методика позволяет повысить точность оценки уровня технико-тактического мастерства игрока в баскетболе, его личный результат в конкретном матче, позволяет прогнозировать уровень его мастерства в следующих играх при наличии дополнительных показателей. Методика оценки эффективности технико-тактической деятельности осуществляется следующим образом:

Регистрируют количество набранных игроком очков, количество очков, которое вступило команда, количество результативных бросков игроком мяча в корзину, общее количество бросков того же игрока, время пребывания игрока на площадке, общее время игры, количество результативных передач, количество подборов мяча под щитом, количество перехватов мяча, количество блок-шотов, количество фолов соперника на игроке, количество потерь мяча, количество фолов игрока;

Рассчитывают величину индекса техникотактического мастерства (ИТТМ) по формуле (1);

Определяют уровень технико-тактического мастерства по величине индекса технико-тактического мастерства и игровой специализации игрока.

Результаты исследований и их обсуждение.

В основу применения метода оценки ТТД и формирование на этой основе подходов к оптимизации тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных баскетболисток положены интегральные параметры структуры технико-тактической подготовленности квалифицированных баскетболисток. Они основаны на комплексном анализе технико-тактических действий спортсменок с учетом времени проведенном на площадке и амплуа игрока. В процессе эксперимента проанализированы индексы технико-тактического мастерства 10 игроков различного амплуа. Все они являлись членами команды БК «Козачка-ЗАлК» (Запорожье) и принимали участие в играх чемпионата Украины по баскетболу. Эксперимент включал в себя два игровых цикла, каждый их которых включал 4 офи-

32011

ц

Таблица 1

Оценка технико-тактического мастерства игроков в баскетболе зависимости от размеров индекса технико-тактического мастерства и игровой специализации

Уровни техникотактического мастерства Значение индекса технико-тактического мастерства

Защитники и разыгрывающие игроки Нападающие и центровые игроки

Низкий Менее 25 Менее 30

Ниже среднего 25,01 - 35 30,01 - 40

Средний 35,01 - 45 40,01 - 50

Выше среднего 45,01 - 55 50,01 - 60

Высокий Больше 55 Больше 60

Таблица 2

Экспериментальные показатели индекса технико-тактического мастерства (ИТТМ) в течение двух игровых циклов (х ^)

Игровой цикл ИТТМ

Игроки Амплуа Экспериментальные измерения Контрольные измерения

А1** Разыгрывающий 1* 44,6±2,8 45,6±2,6

2* 47,5±2,7 44,9±2,1

А2 Атакующий защитник 1 23,0±1,8 23,9±1,7

2 18,6±1,7 25,1±1,9

А3 «Легкий» 1 55,1±2,7 53,9±2,6

форвард 2 69,0±3,6 54,2±1,9

А4 «Тяжелый» форвард 1 61,0±1,8 64,0±1,7

2 65,6±3,6 64,5±1,6

А5 Центровой 1 45,9±2,5 48,0±2,7

2 65,5±3,6 49,9±2,7

А6*** Разыгрывающий 1 12,9±0,8 13,9±1,1

2 16,1±0,7 14,0±1,1

А7 Атакующий защитник 1 22,9±0,8 24,9±0,9

2 28,0±0,9 25,0±1,0

А8 «Легкий» форвард 1 15,4±1,0 14,9±1,1

2 15,9±0,8 16,4±1,1

А9 «Тяжелый» форвард 1 26,2±1,1 28,3±1,1

2 18,0±0,9 30,0±1,0

А10 Центровой 1 14,6±0,9 15, 7±1,0

2 25,4±1,2 13,2±0,9

х ±S 1 32,2±18,0 35,2±18,0****

2 36,9±22,5 33,7±18,4

Примечания: * 1 - первый игровой цикл из четырех официальных матчем, 2 - второй игровой цикл из четырех официальных матчей поведенный через две недели;

** А1-5 - игроки первой пятерки;

*** А6 - игроки, которые выходили на замену;

**** - различия достоверны при р<0,05.

циальных матча. Между игровыми циклами был поведен учебно-тренировочный сбор, в процессе которого, были применены специальные тренировочные средства, направленные на коррекцию сниженных сторон технико-тактической подготовленности. В процессе исследований были проанализированы контрольные и

экспериментальные данные 10 игроков, основного состава команды. Из них: 2 - амплуа легкий форвард, 2

- разыгрывающий, 2 - атакующий защитник, 2 - тяжелый форвард, 2 - центровой. Без изменений оставалась первая пятерка игроков.

Ниже, в общем виде представлено содержание

І ПЕДАГОГІКА І

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

тренировочного процесса технико-тактической направленности в течение двухнедельного подготовительного цикла. Подготовка включала следующий алгоритм действий:

• Выделение игрового амплуа;

• Оценка индекса ТТМ (ИТТМ);

• Оценка компонентов ТТМ на основании анализа исходных данных структуры технико-тактического мастерства.

Выбор тренировочных средств и определение условий их интеграции в систему непосредственной подготовки к следующему игровому циклу:

• Упражнения на совершенствование соревновательной деятельности технической направленности

• Упражнения на совершенствование соревновательной деятельности тактической направленности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Упражнения на совершенствование соревновательной деятельности с направленностью на развитие ведущих технико-тактических качеств

• Упражнения на совершенствование соревновательной деятельности с направленностью на коррекцию отстающих технико-тактических действий

• Упражнения на совершенствование соревновательной деятельности интегральной направленности

Важно отметить, что средства представленной выше направленности носят специализированный характер относительно амплуа спортсменов.

В самом начале проведен анализ изменений ТТД без применения и с применением средств коррекции технико-тактической подготовленности. Эти данные представлены в таблице 2.

Данные представленные в таблице свидетельствуют о надежности представленной системы оценки технико-тактического мастерства квалифицированных баскетболистов. Это показано в результате анализа данных первого и второго контрольного, а также первого экспериментального игрового циклов. Отсутствуют достоверные различия средних показателей ИТТМ. Это подтверждает сравнительный анализ индивидуальных показателей каждой спортсменки в течение трех этапов измерений.

Анализ групповых и индивидуальных значений ИТТМ в процессе контрольных и экспериментальных измерений, показал отчетливую тенденцию к увеличению эффективности игровой деятельности спортсменок во втором экспериментальном игровом цикле. Наличие положительной тенденции подтвердили результаты сравнительного анализа индивидуальных данных. По сравнению с первым циклом подготовки семь спортсменок качественно увеличили показатели ТТД в течение заключительного экспериментального игрового цикла. Снижение или сохранение на прежнем уровне индекса ТТМ трех спортсменок лежит в плоскости индивидуализации тренировочного процесса с учетом детального анализа компонентов ТТД и выбора высокоспециализированных комплексов корригирующих упражнений.

Представленные данные с одной стороны свидетельствуют об эффективности предложенных средств коррекции ТТД баскетболисток и принципиальной возможности направленного совершенствования их

технико-тактического мастерства, и с другой предполагают продолжение исследований в этом направлений. Эти исследования могут выделить типологические группы среди спортсменов определенного ампула и на этой основе сформировать специализированную направленность тренировочного процесса и высокоспециализированные комплексы тренировочных упражнений.

Характерной особенностью экспериментальной части спортивной подготовки было применение экспериментальных средств интегрированных в традиционную систему непосредственной подготовки к соревнованию. Это представляется важным в силу того, что более радикальное изменение системы подготовки, основанное на изменение содержания тренировочного процесса, как правило, приносит неконтролируемые, часто негативные последствия для специальной подготовленности спортсменок к старту в серии матчей.

Характер интеграции связан с уточнением направленности тренировочных средств в системе традиционной непосредственной подготовки к соревнованию. Экспериментальная составляющая в процессе применения специальных средств была связана с индивидуализацией подходов с учетом сниженных сторон технико-тактической подготовленности спортсменов. Это позволило откорректировать систему воздействий на основании индивидуальных показателей определенных индексом ТТД и количественных характеристик компонентов ТТД спортсменок.

Выводы

Представленная методика оценки эффективности технико-тактической деятельности в баскетболе позволяет оптимизировать процессы управления соревновательной деятельностью и подготовкой спортсменок, создает необходимые предпосылки для улучшения спортивного результата.

Технико-тактическая деятельность, является интегральным элементом эффективности соревновательной деятельности и системы подготовки спортсменок в целом. Оптимизация системы управления техникотактической деятельностью позволит поднять на более высокий уровень процессы соревновательной деятельности и спортивной тренировки.

Отличительной особенностью представленной методики оценки технико-тактической деятельности спортсменок является учет ключевых компонентов игры, учет длительности пребывания спортсменок в игре и специфических особенностей игрового амплуа. Отличительной особенностью такой методики является прогнозирование эффективности выполнения технико-тактических действий в предстоящем игровом цикле, что особенно важно для женских команд, где биологическая цикличность оказывает влияние на работоспособность спортсменок.

Первая группа факторов позволяет не только оценить общий уровень технико-тактического мастерства каждого спортсмена, но сфокусировать направленность тренировочного процесса на сниженные компоненты подготовленности. Вторая группа факторов позволяет определить специфические средства кор-

32011 1®

рекции тренировочного процесса с учетом величины и направленности нагрузки.

Анализ эффективности технико-тактической деятельности квалифицированных баскетболисток позволил выделить принципиальные положения, которые в значительной степени решают проблему оптимальности оценки игровой деятельности в баскетболе и в игровых командных видах спорта при условии учета длительности пребывания игрока на площадке и его амплуа. В других видах спорта это может быть реализовано на основе применения специфических количественных и качественных характеристик факторов в системе оценивания технико-тактической деятельности и оценки их влиянии на совершенствование техникотактического мастерства спортсменов в условиях непосредственной подготовки к игровому циклу.

Литература

1. Вальтин А.И. Проблемы современного баскетбола / А.И. Валь-тин. - К.: Здоров’я, 2003. - 150 с.

2. Дорошенко Е. Сучасні методичні принципи оцінювання спортивної майстерності в баскетболі / Е. Дорошенко // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. - К.: НУФВСУ, 2008.

- № 2. - С. 3 - 6.

3. Козіна Ж.Л. Структура підготовленості баскетболісток вищих розрядів в підготовчому та змагальному періодах / Ж.Л. Козіна // Педагогіка, психологія та мед.-біол. проблеми фіз. виховання і спорту. - 2005. - № 17. - С. 20 - 28.

4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 319 с.

5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

6. Притыкин В.Н. Организационная структура комплексных методик технико-тактической подготовки в баскетболе / В.Н. Притыкин, Н.С. Морозова, С.В. Сухарев // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 2. - С. 38-41.

7. Хромаев З.М. Анализ технико-тактических показателей ведущих команд Украины по баскетболу / З.М. Хромаев, ГС. Защук, В.З. Бабушкин // Физ. воспитание студ. творч. спец. - Х., 2002.

- № 4. - С. 22-27.

Информация об авторе:

Дорошенко Эдуард Юрьевич

doroe@ukr.net

Национальный университет физического

воспитания и спорта Украины

Ул. Физкультуры 1, г.Киев-150, 01680, Украина.

Поступила в редакцию 23.09.2011г.

Это позволит улучшить как отдельные процессы управления технико-тактической деятельности и систему управления в целом. Ключевым элементом совершенствования технико-тактических действий является учет количественных и качественных параметров амплуа спортсменов и длительности их участия в матче и уточнение на этой основе критериев управления тренировочным процессов в игровых видах спорта.

Перспективным направлением исследований в этом направлении является изучение типологических особенностей технико-тактического мастерства каждого амплуа спортсменов в игровых видах спорта, формирование на этой основе высокоспециализированной направленности тренировочного процесса в соревновательных микроциклах.

References:

1. Val’tin A.I. Problemy sovremennogo basketbola [Problems of modern basketball ], Kiev, Health, 2003, 150 p.

2. Doroshenko E. Teoriia i metodika fizichnogo vikhovannia i sportu [Theory and methods of physical education and sport], 2008, vol.2, pp. 3-6.

3. Kozina Zh..L.. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2005, vol.17, pp. 20 - 28.

4. Matveev L.P. Osnovy obshchej teorii sporta i sistemy podgotovki sportsmenov [Foundations of the general theory of sports and athletes training system], Kiev, Olympic Literature, 2002, 319 p.

5. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obshchaia teoriia i ee prakticheskie prilozheniia [System of training athletes in Olympic sports. The general theory and its practical applications], Kiev, Olympic Literature, 2004, 808 p.

6. Pritykin V.N., Morozova N.S., Sukharev S.V. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 2009, vol.2, pp. 38-41.

7. Khromaev Z.M., Zashchuk G.S., Babushkin V.Z. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special’nostej [Physical education of the students of creative profession], 2002, vol.4, pp. 22-27.

Information about the author:

Doroshenko Eduard Iur’evich

doroe@ukr.net

National University of Physical Education and Sport of Ukraine

Physical Education str. 1, Kiev-150, 01680, Ukraine.

Came to edition 23.09.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.