Научная статья на тему 'Управление стоимостью предприятия при разработке стратегии его развития: основные показатели'

Управление стоимостью предприятия при разработке стратегии его развития: основные показатели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочережкина М.С.

В настоящей статье рассмотрены показатели деятельности предприятия, являющиеся основными при формировании стратегии его развития. Особое внимание уделено показателям, используемым при стоимостном подходе к управлению стоимостью предприятия: рассмотрены методы их определения, выявлены основные достоинства и недостатки, проанализировано влияние показателей на функционирование предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление стоимостью предприятия при разработке стратегии его развития: основные показатели»

ния услуг лицам пожилого возраста. Однако, в настоящее время слабо развита сфера специальных услуг для лиц пожилого возраста из-за того, что оказание услуг пожилым людям сервисными предприятиями практически осуществляется только для узкого круга лиц с высоким уровнем собственного достатка или достатка их семей. Для развития данной сферы необходимо, чтобы специальные услуги, предназначенные для пожилых людей, оказывались как в социальных отраслях, так и путем сервисной деятельности. Сегодня в этом деле есть очевидный перекос и сервисная деятельность находится на этапе первоначального становления, причем преимущественно она ориентирована на граждан с высоким уровнем достатка, что в отношении пожилых людей приемлемо, крайне редко, так как большинство из них относятся к малообеспеченным категориям населения.

Для изменения ситуации необходимо наращивать как количественные, так и качественные параметры социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур, но и от предпринимателей.

Список литературы:

1. Официальный сайт Росстата / «Статистика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rostat.ru.

2. Официальный сайт Мнздравсоцразвития / «Статистика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mzdrav.ru.

3. Холосто ва Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Хо-лостова, Н.Ф. Дементьева. - М., 2002.

4. Даурбеков М.Х. Становление и развитие рынка социальных товаров и услуг для ветеранов и инвалидов в России: дисс. ... на соис. уч. ст. к.э.н. - М., 2006.

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ЕГО РАЗВИТИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

© Кочережкина М.С.*

Московский государственный университет геодезии и картографии,

г. Москва

В настоящей статье рассмотрены показатели деятельности предприятия, являющиеся основными при формировании стратегии его разви-

* Аспирант кафедры Экономики и управления недвижимостью

тия. Особое внимание уделено показателям, используемым при стоимостном подходе к управлению стоимостью предприятия: рассмотрены методы их определения, выявлены основные достоинства и недостатки, проанализировано влияние показателей на функционирование предприятия.

Необходимость стратегического управления промышленным предприятием в России обусловлена рядом значимых факторов: стратегическое планирование позволяет спрогнозировать возможные потенциальные риски предприятия и выработать стратегию их преодоления; спланировать деятельность предприятия для достижения поставленной цели; позволяет выявить альтернативные пути развития предприятия и оценить их эффективность; позволяет спланировать инвестиционную деятельность предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Стратегия включает в себя постановку цели и выработку наилучшего пути ее достижения. Эффективная стратегия- это не только использование различных методов и инструментов. Любая стратегия должна представлять собой модель развития, при этом иметь ряд альтернатив, анализируя которые можно выбрать наиболее эффективный путь развития предприятия.

Разработка стратегии - очень длительный и трудоемкий процесс. Данный этап включает в себя как разработку основных стратегических целей, так и поэтапный процесс их реализации. Особую роль также играют и методы внедрения выработанной стратегии развития предприятия в реальности.

Оценка внутреннего потенциала предприятия и его внешнего окружения, оценка возможных рисков, определение основных ключевых факторов, влияющих на развитие предприятия, являются основными этапами разработки стратегии. На каждом из этих этапов выявляются основные показатели, характеризующие в той или иной мере особенности развития предприятия. К данным показателям относятся следующие: показатели ликвидности, рентабельности, структуры капитала, деловой активности, показатели инвестиционной привлекательности, уровень конкурентоспособности предприятия, среднерыночные показатели развития отрасли, возможные внутренние и внешние риски предприятия, др.

При стоимостном подходе к управлению, помимо вышеперечисленных показателей, для разработки стратегии используют также такие показатели, как стратегический бюджет предприятия и текущая стоимость предприятия. Рассмотрим подробнее эти показатели.

Согласно исследованиям ведущих авторов в области оценочной деятельности, антикризисного и стратегического управления М.А. Федотовой и Л.П. Белых, стратегический бюджет отражает доходы и расходы компании в краткосрочном периоде. Стратегический бюджет предполагает учет доходов и расходов в различных прогнозируемых условиях (спада или

подъема). При формировании стратегического бюджета необходимо оценить альтернативные решения, поскольку при следовании им, можно отклониться от назначенной стратегической цели.

Одним из показателей характеризующим стратегический бюджет является его бюджетная эффективность. Бюджетный эффект рассчитывается по следующее формуле:

БЭ = ДД - ДР [6]

где БЭ - эффективность стратегического бюджета за временной промежуток

ДД - дисконтированные доходы данного временного периода;

ДР - дисконтированные расходы данного временного периода.

Интегральная эффективность стратегического бюджета определяется как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов, при этом должны учитываться различные виды рисков (экономические, политические, риск низкой ликвидности и т.д.), которые в свою очередь являются составляющими ставки дисконтирования (табл. 1).

Таблица 1

Показатели 1 год 2 год п год

Доходы Д1 Д2 Д"

Расходы Р1 Р2 Рп

Ставка дисконтирования 1

Дисконтированные стратегические бюджеты (Д1 - Р1) / (1+1) (Д1 - Р1) / (1 + 1)2 (Дп - Рп) / (1 + 1)"

Текущая стоимость стратегических бюджетов (Д1 - Р1) / (1 + 1) + (Д1 - Р1) / (1 + 1)2 + ... + (Дп - Рп) / (1 + 1)"

Указанные доходы и расходы предприятия являются основными показателями для определения стратегического бюджета. В общем виде основные составляющие данных показателей представлены в нижеследующей таблице (табл.2).

Таблица 2

Действие Показатели

Выручка от реализации товара (услуг)

- Себестоимость реализуемой продукции (услуг)

- Расходы на продажу, общие и административные расходы

- Проценты по кредиту

- Налог на прибыль

+ Амортизационные отчисления (начисление износа)

+/- Прирост долгосрочной задолженности/ уменьшение долгосрочной задолженности

+/- Уменьшение оборотного капитала/ прирост оборотного капитала

Согласно исследованиям М.А. Федотовой и А.Г. Грязновой вычисления, приведенные в табл. 2, являются формулой денежного потока предприятия (табл. 3) [5].

Таблица 3

Действие Показатели

Чистая прибыль после уплаты налогов

+ Амортизационные отчисления

+/- Уменьшение/прирост чистого оборотного капитала

+/- Продажа активов/капитальные вложения

+/- Прирост/уменьшение долгосрочной задолженности

Денежный поток собственного капитала

Таким образом, стратегический бюджет есть не что иное, как дисконтированные денежные потоки предприятия. Формирование стратегического бюджета организации играет большую роль в построение целостной стратегии предприятия, а также является базисным показателем характеризующим уровень развития и финансовое состояние предприятия в определенный временной промежуток.

Эффективное управление стратегическим бюджетом обеспечивает стабильное развитие предприятия в процессе его стратегического развития, что в свою очередь достигается высоким уровнем синхронизации потоков денежных средств по объемам и времени. Кроме того, использование данного показателя позволяет рационально управлять собственными денежными средствами, снизить зависимость предприятия от заемных средств, в том числе и кредитов, а также снизить риск неплатежеспособности предприятия.

Другим важным показателем при формировании стратегии предприятия является текущая стоимость предприятия. При оценке предприятия определяется не только его стоимость, но также происходит процесс модернизации и прогнозирования развития деятельности предприятия. Оценка предприятия - это также оценка способности компании производить поток доходов в будущем, стабильный рост которых приводит к росту рыночной стоимости предприятия.

Согласно п. 20 ФСО № 1 («Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки») «оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода» [2]. Использование доходного подхода при оценке бизнеса наиболее актуально при формировании стратегии его развития. Его преимущество состоит в учете перспектив и будущих условий деятельности предприятия (условий формирования цен на продукцию, будущих капитальных вложений, условий рынка, на котором функционирует предприятие, и пр.), составлении прогнозов его развития. Именно поэтому в качестве базовой модели расчета стоимости предприятия в целях стратегического планирования целесообразней использовать метод дисконтирования денежных потоков. Согласно данному методу стоимость предприятия определяется по следующей формуле:

г У

РУ = 7 ' [4]

1=1(1 + г)'-0-5 (1 + г )т

где РУ - текущая стоимость предприятия;

С¥{ - денежный поток доходов рассматриваемого ьго года прогнозного периода;

Уыг-т - стоимость в постпрогнозный период;

г - ставка дисконтирования;

Т - прогнозный период;

' - порядковый номер рассматриваемого года прогнозного периода;

Конечно, имеются и недостатки указанного метода, а именно - его умозрительность, порой основанная на недостоверной информации, особенно в условиях переходной российской экономики с ее слабыми рыночными институтами и общей нестабильностью.

При определении стоимости строится детальная модель всех денежных потоков предприятия, которая, в свою очередь, дает возможность проанализировать, какие показатели привели к росту или к сокращению его денежных средств. Кроме того, денежный поток предприятия можно представить как сумму денежных потоков его подразделений и филиалов. Тогда, при оценке стоимости предприятия появляется возможность выявить, какие из подразделений повышают стоимость предприятия, а какие наоборот - снижают ее.

Оценка стоимости предприятия позволяет определить основные цено-образующие факторы и провести их детальный анализ, выявить тенденции, составить прогнозы развития. В дальнейшем это позволяет предприятию быстро и адекватно реагировать на изменения как внешней, так и внутренней среды.

Чаще всего данный показатель текущей стоимости предприятия используется при использовании стоимостного подхода к управлению, цель которого заключается в максимизации его стоимости. Данный показатель позволяется выявить внешние и внутренние ресурсы повышения стоимости предприятия, и становится ориентиром при принятии любых управленческих решений. Если же планируемое решение повлечет за собой снижение стоимости, то оно должно быть отвергнуто.

Стоимость предприятия сегодня является объектом стратегического управления. Эффективность управления предприятием определяется не его ликвидностью или рентабельностью, не величиной прибыли, а увеличением его стоимости. Это говорит о том, что при правильном управлении предприятием увеличивается его стоимость, которая является не только предметом фискальных интересов, но так же и объектом стратегического планирования и управления.

Таким образом, рассмотренные показатели несут в себе большое количество информации, которое можно эффективно использовать в стратегическом управлении предприятием. Данная информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие варианты капиталовложений.

Список литературы:

1. Закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-Ф3.

2. Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)» (утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256).

3. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» (утвержден приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255).

4. Оценка бизнеса / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. - М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Реструктуризация предприятия / Л.П. Белых, М.А. Федотова. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 399 с.

6. Стратегический менеджмент: основы стратегического управления / Т.Ю. Анопченко, Е.А. Ахмедова, Г.А. Болошин. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 507 с.

7. Оценка бизнеса: полное практическое руководство / В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, С.К. Мирзажанов. - М.:Эксмо, 2008. - 352 с.

8. Бизнес-план предприятия: практ. справ. / А.В. Касьянов. - М.: Гросс -Медия: РОСБУХ, 2007. - 488 с.

9. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: ИКЦ «Дело и Сервис», 2008. - 144 с.

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

© Краснова Т.Г.*, Плотникова Т.Н.*

Мэрия г. Абакана, Хакасский институт бизнеса, г. Абакан

Социально-экономическое развитие регионов является важным критерием состояния национальной экономики, поэтому необходимы та-

* Заместитель мэра, доктор экономических наук, доцент

* Заведующая кафедрой «Маркетинг и коммерция», кандидат экономических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.