Научная статья на тему 'Управление средним профессиональным образованием в современной России: исторический опыт и современные тенденции'

Управление средним профессиональным образованием в современной России: исторический опыт и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева А. Г.

В статье рассказывается об основных этапах создания в стране системы среднего профессионального образования и её развитии в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление средним профессиональным образованием в современной России: исторический опыт и современные тенденции»

10 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

© Зайцева А.Г.*

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

В статье рассказывается об основных этапах создания в стране системы среднего профессионального образования и её развитии в современной России.

Система среднего профессионального образования начала складываться в России в середине XVII века и претерпела з этот долгий период много изменений. Условно можно выделить 4 этапа коренных изменений среднего профессионального образования:

1. Формирование системы профессионального образования в петровское время (XVII век).

2. Реформы в сфере образования XIX века.

3. Система профессионального образования в советское время.

4. Система среднего профессионального образования на современном этапе.

Первый этап в формировании системы профессионального образования датируется серединой XVII века. Зарождение специальной подготовки служащих и развитие системы образования в целом, полностью является заслугой Петра I, потому что именно он предпринял первые попытки готовить необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в них было направлено на приобретение профессиональных навыков. России петровского времени нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера, техники в различных областях, которые могли качественно выполнять свою работу.

Именно поэтому в середине XVII века появился ряд посольских, лекарских, типографских школ. Как правило, такие учебные заведения состояли при приказах соответствующих профилю государственного учреждения. Например, в 1681 году была основана Типографская школа при Приказе печатного двора. Она одновременно выполняла функции начальной школы и училища для подготовки печатников Печатного двора.

В 1701 году Петром I была утверждена в Москве «Школа математических и навигацких наук», а в 1712 году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Кроме того были созданы сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции.

Петр I считал, что служить государству может любой человек, но независимо от сословия и титула оценивать необходимо в первую очередь его личные заслуги.

* Кафедра Истории государственных учреждений.

Второй этап характеризуется выделением среднего профессионального образования в отдельную ступень. В конце XIX - начале ХХ вв. произошли коренные изменения в системе организации труда. Активное развитие получило машинное производство. В управлении появилось понятие научной организации труда, что вызвало потребность в повышении уровня квалификации работников.

В ответ на столь серьезные изменения в жизни общества в конце XIX века Российской Империи возникло большое количество средних специальных учебных заведений, подведомственных различным министерствам. Однако учебные заведения располагались неравномерно по территории страны, что не мешало происходить преобразованию государственных учреждений царской Российской по западноевропейскому образцу.

К 1802 году учебных заведений стало настолько много, что потребовался государственный орган, управляющий образованием в стране. Манифестом от 8 сентября 1802 года создавались первые восемь министерств, среди которых было Министерство народного просвещения, созданное для контроля в области образования. В его ведение входили учреждения высшего, среднего и низшего (начального) образования, а также Академия наук, Академия художеств, типография и цензура.

В период с 1863 года по 1917 год управление образованием в Российской Империи несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное. Это было связано с потребностями в квалифицированных работниках, так как количество людей из элитных сословий не покрывало нужд бурно развивающейся экономики.

Третий этап в развитии системы среднего профессионального образования начался после революции. В СССР средние профессиональное образование стало частью системы народного образования. Учебные заведения среднего профессионального образования по-прежнему оставались отраслевыми.

В тот момент страна нуждалась в специалистах технического профиля, поэтому появилось много техникумов, в которых готовили инженеров узкой специализации и помощников инженеров. Сроки обучения были различными, но, как правило, форсированными.

В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой системы индустриально - технического образования». Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, почти половина учебных часов отводились на практическое обучение.

В 30-х годах произошел резкий рост числа техникумов. Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» подтолкнуло систему образования к решению проблем этой отрасли.

За годы советской власти в нашей стране сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили: профессионально-технические училища, средние специальные учеб-

12 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

ные заведения, институты и университеты. В учебных заведениях каждого уровня профессионального образования, как правило, реализовывалась профессиональная образовательная программа соответствующего уровня и одного профиля подготовки.

Положительной стороной советской системы профессионального образования можно считать фундаментальную практическую подготовку по выбранной профессии (специальности), включающую учебную и производственную практику в ПТУ; учебную, технологическую и преддипломную практику - в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.

Начиная с 1989 г. в стране была организована экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации в высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличала широта профиля подготовки, формирование знаний и умений по современным информационным технологиям, по коммерческим дисциплинам.

Этот эксперимент привел к изменению классической структуры профессионального образования и возникновению различных типов образовательных учреждений, таких как профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и другие.

Четвертый этап связан с распадом Советского Союза, переходом России на рыночные отношения и переформированию системы управления страны.

К началу 90-х годов ХХ века диверсификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменению их структуры, результат которых можно заметить в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.

Основными целями преобразования стали 2 направления: 1) совершенствование существующей образовательной системы, 2) формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. В целях преобразования была издана серьезная нормативная база. Основными нормативными актами, установившими принципы современной системы среднего профессионального образования стали: ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, ФГОСТ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 г. N 413.

В настоящее время среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний.

Особенностями и направлениями развития концепции среднего профессионального развития на современном этапе стали:

- Диверсификация специальностей и видов средних профессиональны учебных заведений (Среднее профессиональное образование стало развиваться путем количественных - появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений - гуманитаризации содержания обучения).

- Увеличение дисциплин гуманитарного содержания.

- Концепция непрерывного обучения (подразумевает построение иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального образования).

- Приведение системы среднего специально образование в соответствие с западной системой.

- Ориентация на личность и личные качества выпускника.

Но, пожалуй, самым важным изменением в системе СПО станет внедрение направлений прикладного бакалавриата как первого уровня высшего профессионального образования на базе учреждений СПО (колледжей). Этот эксперимент уже идет в ряде колледжей страны и завершится в 2014 г. Эксперты считают, что, с одной стороны, прикладной бакалавриат сможет обеспечить подготовку, ориентированную на практическое применение знаний, и, с другой стороны, смогут дать учащимся профессиональную теоретическую подготовку, которая характерна для программ бакалавриата в ВУЗах.

Список литературы:

1. Колпакова О. Как учились на Руси. История образования в России / О. Колпакова. - М.: Белый город, 2009. - 148 с.

2. Скамницкий А.А. История педагогических учений в России второй половины XIX века: учебное пособие / А.А. Скамницкий, В.Н. Руднев. - М.: Среднее профессиональное образование, 2010. - 112 с.

ПЕРМСКИЙ КРАЙ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

© Красноборов М.А.*, Рудометова Н.П.Ф

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

Данная статья посвящена изучению исторической памяти Пермского края об Отечественной войне 1812 года в контексте теории «мест памяти» Пьера Нора. Актуальность работы обусловлена возросшим ин-

* Кафедра Всеобщей истории. Научный руководитель: Оболонкова М.А., заведующий кафедрой Всеобщей истории, кандидат исторических наук, доцент.

* Кафедра Всеобщей истории. Научный руководитель: Оболонкова М.А., заведующий кафедрой Всеобщей истории, кандидат исторических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.