Научная статья на тему 'Управление социальной сферой на примере муниципального образования'

Управление социальной сферой на примере муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7562
718
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL SPHERE / MUNICIPALITY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сотникова Я. Б., Оборин М. С., Власенко Ю. В.

В статье рассмотрены основные моменты организации системы управления социальной сферой муниципального образования. Проанализированы законодательные и экономические механизмы развития социальной структурой территории. Представлены основные компоненты социальной политики местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of social sphere on a municipality example

The article highlights the main issues of the control system organization by the social sphere of a municipality. The authors analyse the legislative and economic mechanisms of the development by the social structure of the territory. The main components of the local government social policy are presented.

Текст научной работы на тему «Управление социальной сферой на примере муниципального образования»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 330.15

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© я. б. сотникова, м. с. оборин, ю. в. власенко

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

(филиал в г. Перми) e-mail: ecm-perm-ivesep@yandex.ru

Сотникова Я. Б., Оборин М. С., Власенко Ю. В. - Управление социальной сферой на примере муниципального образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 569-573. - В статье рассмотрены основные моменты организации системы управления социальной сферой муниципального образования. Проанализированы законодательные и экономические механизмы развития социальной структурой территории. Представлены основные компоненты социальной политики местного самоуправления. ключевые слова: социальная сфера, муниципальное образование, управление.

Sotnikova Y. B., Oborin M. S., Vlasenko Y. V. - Management of social sphere on a municipality example // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 569-573. - The article highlights the main issues of the control system organization by the social sphere of a municipality. The authors analyse the legislative and economic mechanisms of the development by the social structure of the territory. The main components of the local government social policy are presented. Keywords: social sphere, municipality, management.

Социальная политика системы регионального управления является составной частью программы социально-экономического развития, которая направлена на снижение отрицательных эффектов индивидуального и социального неравенства населения (диспропорции в оплате труда, увеличение безработицы, снижение покупательной способности и т. д.) и сглаживание негативного воздействия мирового финансового кризиса. Органы власти любого уровня (федеральная, региональная или муниципальная) реализуют социальные функции перед населением через нормативно-правовые регуляторы и исполнение разных положений социальной политики. Спланированная социальная работа любого муниципального образования в сфере социальной политики является ведущим звеном социально-экономического функционирования и развития территориальных общественных систем (ТОС).

наряду с другими специалистами России в области социальной географии учение о ТОС активно развивалось пермской школой социально-экономической географии под руководством М. д. Шарыгина [5]. ТОС представляют собой одну из самых сложных территориальных общественно-экономических систем территориальной организации общества, которая обладает свойствами социальной ориентированности, гармоничного развития всех компонентов и антропо-центричностью. ядром ТОС любого иерархическо-

го уровня является территориальная общность людей (ТОл), которая объединяется разными социальными потребностями, связями и взаимодействием.

Социальная сфера является основным компонентом ТОС и эффективного развития любого общества. Следовательно, совершенствование системы управления социальной сферой населения на муниципальном уровне являются весьма актуальными.

Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (конституция РФ). Все ветви власти в стране должны соблюдать основные права и свободы человека, обеспечивать защиту наиболее незащищенных слоев населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Социальная сфера состоит из различных объектов, выполняющих социальные задачи общества, к которым можно отнести учреждения социальной защиты населения, а также предприятия, оказывающие социально-бытовые услуги населению. С развитием общества изменяются структура социальных потребностей и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги (образование, здравоохранение и культура), а требования к их качеству постоянно повышаются. Таким образом, именно социальной сфера в современном обществе выходит на первое место, что связано с удо-

влетворением разных социальных потребностей населения (культурные, духовные, качества здоровья и др.). В свою очередь органы местного самоуправления и органы региональной власти согласно своим полномочиям могут использовать выделенные финансовые ресурсы для проведения социальных программ.

В научных работах все более общепринятым становится мнение, что развитие социальной сферы имеет не только сложную конфигурацию, но и реализуется посредством определенного типа социальной политики.

Социальная сфера постоянно включается в развитие территориальной общественной системы (ТОС) и плотно взаимодействует с другими сферами жизни общества (производственной, финансовой, рекреационной, культурной, духовной), хотя имеет собственные принципиальные отличия, к которым относятся: ориентация деятельности отраслей этой сферы на конечное решение социальных проблем; нацеленность отраслей социальной сферы не на производство товаров, а на предоставление услуг; интеллектуальные и духовные ценности в данной сфере приобретают вид конкретных услуг.

Одной из основных проблем развития муниципальных образований является совершенствование управления социальной сферой, направленная на повышение качества жизни, должна решаться на основе разработки новых моделей управления.

координация всех социальных процессов, протекающих в сложных ТОС на любом иерархическом уровне представляет собой одну из самых сложных управленческих задач. Основным исполнителем социальной политики является государство, а на районном и поселенческом уровне - органы местного самоуправления, которые обеспечивают удовлетворение всех жизненных потребностей населения. Муниципалитеты в современных социально-экономических отношениях решают большинство социальных проблем людей (обеспечение льготников жильем, досуг молодежи, безопасность и т. д.).

Муниципальная ветвь власти имеет все возможности определять основные инструменты дости-

жения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий [1]. Основной задачей местного самоуправления является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства, так как именно местная власть находится непосредственно около населения. Органам местного самоуправления необходимо разрабатывать местные социальные нормативные документы, основываясь на разные документы государственной власти.

Полномочия муниципальных образований разных типов в сфере социальной политики определены Федеральным законом 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 25.12.2008 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4].

Местная социальная политика представляет собой основной элемент управления социальной сферой муниципальных образований (МО), в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов [2]. на местном уровне необходимо проведение комплексного анализ социального сферы и всего потенциала МО. В этой статье социальный анализ проведен на примере Александровского муниципального района Пермского края, который является типичным для многих субъектов Российской Федерации. Сейчас на территории района проживает около 34 тыс. человек.

Анализ социального потенциала Александровского муниципального района позволяет сделать следующие выводы:

1. нестабильное социально-экономическое положение в районе и довольно низкий уровень жизни значительной части населения МО в последние годы усугубили ситуацию в естественном воспроизводстве населения Александровского муниципального района; это проявилось в резком снижении рождаемости и росте смертности. В настоящее время МО находится в состоянии устойчивого процесса депопуляции населения (рис.1).

Рис.1. Общие коэффициенты рождаемости и смертности (родившиеся и умершие на 1000 человек населения по району за 2000-2010 гг.) (составлен по данным Пермстат [6])

2. Сеть общеобразовательных учреждений по району распределена относительно равномерно и в достаточном количестве для реализации конституционного права граждан на образование. Осуществляется внедрение компьютерных технологий. В рейтинге по коэффициенту изменения расходов консолидированных бюджетов муниципальных районов, городских округов по отрасли «Образование» за 2008-2009 гг. Александровский муниципальный район в регионе занимает 23 место.

3. Главной целью здравоохранения Александровского муниципального района является удовлетворение потребности местного населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенной к предмету ведения муниципального образования, на уровне не ниже минимальных социальных стандартов, соблюдение которых законодательно гарантируется государством. В сфере здравоохранения Александровского муниципального района из 60 видов медицинской помощи, гарантированных программой государственных гарантий, пролицензировано 10 видов стационарной помощи и 35 видов поликлинической. на территории района осуществляется реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и приоритетного регионального проекта «качественное здравоохранение».

4. В сфере социальной защиты района необходимо обеспечение социальных гарантий для незащищенных групп населения. Закрытие отделов социальной защиты в населенных пунктах создает дополнительные неудобства ветеранам, пенсионерам и инвалидам. Отсутствует информационная база социально значимой информации для этих граждан. В связи с этим крайне необходима организация отделов социальной защиты на местах. В районе отсутствуют центры соци-ально-средовой реабилитации, что также негативно сказывается на пенсионерах и инвалидах. В районе таковых, чей доход не превышает бюджет прожиточного минимума, 16545 человек, т.е. 43 % от общей численности населения муниципального образования.

В «Программе развития системы социальной защиты Александровского муниципального района Пермского края» целью деятельности социальной защиты населения является индивидуализация форм социальной поддержки на основе более обоснованной дифференциации групп населения по критерию самодостаточности. В задачи службы населения были включены новые формы работы: оказание социальной помощи многодетным семьям по договору; создание банка данных собственных инноваций и новых социальных технологий органов социальной защиты населения соседних районов и областей. Для граждан с потенциалом самодостаточности были предусмотрены кратко- и среднесрочные беспроцентные кредиты на развитие личного подсобного хозяйства и т. д.

5. В сфере культуры и спорта МО необходимо решать следующие первоочередные задачи:

- организация и развитие здоровых форм досуга -проведение праздников, индивидуализация форм досуговой деятельности для различных категорий населения, в том числе для его социально ослабленных групп;

- развитие и поддержка семейных форм досуга;

- развитие форм культурной деятельности, ориентированной на семью;

- обеспечение социальных гарантий для незащищенных групп населения в сфере культуры и спорта;

- сохранение сектора бесплатных услуг в сфере культуры и т. д.

6. Основной целью семейной политики является поддержка института семьи, всемерное повышение ее роли и значения.

достижение основной цели семейной политики связано, прежде всего, с социальной поддержкой семьи, основными направлениями которой являются:

- обеспечение государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях;

- поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- развитие социального обслуживания семей с детьми и т. д.

Семейная политика тесно связана с молодежной политикой. Молодежь является наиболее активным носителем человеческого потенциала. Молодежная политика должна представлять собой систему целенаправленных на обеспечение условий для самореализации, социализации и развития личности молодого человека, процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с общественными организациями, представляющими интересы молодежи.

Одним из важных факторов оценки социального положения молодежи является степень ее обеспечения жильем. Решение жилищного вопроса является важным условием формирования демографической структуры семьи.

Все большее количество молодых людей района предпочитают гражданский брак, растет число внебрачных детей. Так в 2009 г. в Александровском муниципальном районе вне брака родилось 23 % детей. В районе нет отлаженной системы работы с молодой семьей, клуб молодой семьи практически отсутствует.

В условиях социального расслоения, отсутствия у юношей и девушек равных шансов на получение желаемого образования, достойной работы продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде района. Сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде. Значительную часть лиц, обращающихся в службу занятости, составляют выпускники учебных заведений профессионального образования и средних школ. Многие выпускники не могут трудоустроиться в районе и мигрируют из него в поисках работы.

Основным условием достижения стратегической цели является формирование социально-экономической среды, обладающей потенциалом динамичного роста, способной обеспечить устойчивый рост качества жизни населения муниципального района.

Социально-экономическое развитие Александровского муниципального района, структурные сдви-

ги в процессе производства и потребления в средне-и долгосрочной перспективе будут в значительной степени зависеть и от реализации предложенных нами мероприятий по совершенствованию управления социальной сферой МО.

Приоритетными направлениями демографической политики в районе является снижение преждевременной смертности населения, особенно смертности в трудоспособном возрасте, создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости. Основной целью демографической политики в районе является снижение депопуляции. необходимо развитие системы опорных (по группам административных территорий) учреждений здравоохранения, которые обеспечат эффективную охрану материнства и детства, снижение показателей материнской и младенческой смертности.

Предложены мероприятия по улучшению здоровья населения МО, которые направлены на качественное улучшение состояния здоровья жителей МО на основе профилактики заболеваемости населения и всемерного стимулирования здорового образа жизни, обеспечения доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, на развитие современной индустрии детского питания, на укрепление материально-технической базы здравоохранения района (износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта - 65 %) и т. д.

В качестве основных путей реализации задач, стоящих перед системой образования МО, следует выделить:

- всемерное содействие повышению качества образования;

- укрепление связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями;

- разработку новых механизмов в сфере дополнительного образования;

- создание образовательных центров в сельской местности, гарантирующих равное качество предоставления образовательных услуг;

- развитие дистанционного образования, включая Интернет - образование и т. д.

Основными задачами развития эффективного рынка труда являются:

- осуществление политики регулирования заработной платы на предприятиях и организациях района путем механизма заключения трехстороннего соглашения;

- совершенствование организационных форм содействия занятости населения с учетом специфических потребностей отдельных социально - демографических и профессионально - квалификационных категорий населения в соответствии с их возрастом, полом, профессиональным опытом, образованием и другими особенностями;

- расширение объемов и видов общественных работ, исходя из потребности МО;

- совершенствование трудового воспитания несовершеннолетних граждан, обучение их профессиональным навыкам;

- повышение информированности населения о ситуации на рынке труда и т. д.

для Александровского муниципального района стратегическими задачами районной политики социальной защиты населении являются:

- снижение социального неравенства, предотвращение социального иждивенчества, повышение ответственности семей за собственное жизнеобеспечение и благосостояние;

- повышение эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим гражданам района;

- необходимо дальнейшее развитие программноцелевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению МО социальных услуг и т. д.

Структурная перестройка сферы культуры района предполагает нормативное финансирование в режиме строгой экономии, осуществлять процесс инвестирования рынка платных услуг и самоокупаемых проектов в секторе государственных учреждений культуры.

В связи с передачей в рамках действующего законодательства РФ органам местного самоуправления поселений полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечение жителей поселений услугами учреждений культуры, физической культуры и спорта, на территории муниципального района возникли серьезные проблемы, связанные с отсутствием единого комплексного подхода к развитию указанных выше сфер. В связи с реформой многие учреждения культуры оказались предоставлены сами себе.

для обеспечения наиболее слаженной работы учреждений МО, необходимо создать, на наш взгляд, отдел для решения вопросов в сфере культуры и спорта. Это обеспечит единую информационную базу для всего района.

Основными направлениями районной молодежной политики, как нам представляется, являются:

- создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства;

- обеспечение интересов и прав молодежи в процессе разработки и реализации программ, планов и мероприятий по социально-экономическому развитию района;

- обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности.

на территории района нет молодежного информационного центра. Создание такого центра крайне целесообразно, так как он бы осуществлял конкретные механизмы продвижения социально значимой информации в социальную среду.

деятельность государственных органов, способы и формы оказания социальных (общеобразовательных, медицинских и иных) услуг, налоговая и бюджетная политика должны создавать условия для развития бизнеса и повышения эффективности инвестицион-

ной деятельности в районе. В свою очередь результаты деятельности бизнеса должны способствовать формированию нового уровня качества жизни населения и не противоречить потребностям жителей муниципальных образований.

Согласно мнению исследователей, эффективным механизмом корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ, основанных на инновационных методах и технологиях, является широкое использование маркетинговых подходов. их применение позволяет учесть специфику муниципальных структур в проведении инвестиционной, финансовой и социальной политики. Социальный маркетинг является одной из функций стратегического управления. Без стратегии невозможно решить сложные социальные проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления.

В современных социально-экономических условиях развития муниципальных образований России большое внимание должно уделяться человеку и социуму в целом. нравственно, духовно и физически здоровое население и - базис стабильного развития общества, а также государственной и политической системы. Устойчивое развитие социальной сферы любого муниципалитета страны напрямую зависит от стратегии и тактики достижения важнейших социальных показате-

лей в области демографии, образовании, здравоохранении, культуры, спорта, семейной и молодежной политики как региона, так муниципального района.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зотов В. Б., Макашева З. М. Система муниципального управления. СПб.: Питер, 2006. 279 с.

2. Иванова В. Н., Гузов Ю. Н., Безденежных Т. И. Технология муниципального управления. Финансы и статистика, 2003. 396 с.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Муниципальные образования Пермского края. Социальноэкономические показатели. Стат. ежегодник. Пермь, 2011. 95 с.

4. Федеральный закон №131-Ф3 (в ред. от 25.12.2008 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=117671.

5. Шарыгин М. Д. Эволюция учения о территориальных общественных системах // Географический Вестник. Пермь: ПГУ, 2006. № 1. С. 4-13.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.perm stat.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.