Научная статья на тему 'Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала России'

Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РОССИИ / ПРОГРАММА АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ CDIO» / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ / РОСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СТУДЕНТОВ / МЕНЕДЖМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ / MANAGEMENT OF STUDENTS"" SOCIALIZATION / THE ASTRAKHAN STATE UNIVERSITY PROGRAM "SOCIALIZATION TECHNOLOGY CDIO" / HUMAN CAPITAL OF RUSSIA / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / INSTRUMENTAL CRITERIA / GROWTH OF THE HUMAN CAPITAL OF STUDENTS / IMPROVE THE QUALITY OF MANAGEMENT / MANAGEMENT OF THE RESULTS OF THE SOCIALIZATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунёв Александр Павлович, Храпов Сергей Александрович

Рассматриваются сложные социально-экономические проблемы роста человеческого капитала России. В качестве инновационного механизма роста предлагается социализация учащихся с использованием технологий системы менеджмента качества. Параметрами эффективности процесса социализации учащихся считаются: 1) инструментальные критерии: информированность студентов о программе, ее деятельности и проектах, вовлеченность студентов в проекты программы, удовлетворенность студентов своим участием в программе, удовлетворенность студентов условиями образовательной среды 2) критерии роста человеческого капитала студентов в соответствии со стандартами CDIO (уровни развития личностных, межличностных и профессиональных компетенций), а также число выпускников высших учебных заведений, успешно реализовавших карьерную стратегию. Результатом этой стратегии управления в Астраханском государственном университете стал рост показателей человеческого капитала, в частности таких, как инициативность, креативность, коммуникативность, лидерство, организационные способности и профессиональная компетентность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунёв Александр Павлович, Храпов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING STUDENT SOCIALIZATION AS A MECHANISMOF GROWTH OF THE HUMAN CAPITAL OF RUSSIA

The complex socio-economic problems of the growth of human capital in Russia are examined. As an innovative mechanism for the growth of human capital management socialization of students, using technology quality management system is proposed. Efficient parameters of the process of socialization of students are considered: 1) the instrumental criteria: the awareness of students about the program, its activities and projects, the involvement of students in the projects of the program, students "satisfaction with their participation in the program, students" satisfaction with the terms of the educational environment 2) the criteria for the growth of the human capital of students in accordance standards CDIO (levels of development of personal, interpersonal and professional skills), and the number of university graduates who have successfully implemented the career strategy. The result of this control strategy in Astrakhan State University is an increase in indicators of human capital, in particular, such as initiative, creativity, communication, leadership, organizational ability and professional competence of students.

Текст научной работы на тему «Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГ

УДК 338:37.014.5 ББК 65.497.4-640-823.2-21

А. П. Лунёв, С. А. Храпов

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ СТУДЕНЧЕСТВА КАК МЕХАНИЗМ РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ

А. P. Lunev, S. A. Khrapov

MANAGING STÜDENT SOCIALIZATION AS A MECHANISM OF GROWTH OF THE HIMAN CAPITAL OF RÜSSIA

Рассматриваются сложные социально-экономические проблемы роста человеческого капитала России. В качестве инновационного механизма роста предлагается социализация учащихся с использованием технологий системы менеджмента качества. Параметрами эффективности процесса социализации учащихся считаются: 1) инструментальные критерии: информированность студентов о программе, ее деятельности и проектах, вовлеченность студентов в проекты программы, удовлетворенность студентов своим участием в программе, удовлетворенность студентов условиями образовательной среды; 2) критерии роста человеческого капитала студентов в соответствии со стандартами CDIO (уровни развития личностных, межличностных и профессиональных компетенций), а также число выпускников высших учебных заведений, успешно реализовавших карьерную стратегию. Результатом этой стратегии управления в Астраханском государственном университете стал рост показателей человеческого капитала, в частности таких, как инициативность, креативность, коммуникативность, лидерство, организационные способности и профессиональная компетентность студентов.

Ключевые слова: управление социализацией студентов, человеческий капитал России, программа Астраханского государственного университета «Социализация: технологии CDIO», система управления качеством, инструментальные критерии, рост человеческого капитала студентов, менеджмент повышения качества, управление результатами социализации учащихся.

The complex socio-economic problems of the growth of human capital in Russia are examined. As an innovative mechanism for the growth of human capital management socialization of students, using technology quality management system is proposed. Efficient parameters of the process of socialization of students are considered: 1) the instrumental criteria: the awareness of students about the program, its activities and projects, the involvement of students in the projects of the program, students 'satisfaction with their participation in the program, students' satisfaction with the terms of the educational environment; 2) the criteria for the growth of the human capital of students in accordance standards CDIO (levels of development of personal, interpersonal and professional skills), and the number of university graduates who have successfully implemented the career strategy. The result of this control strategy in Astrakhan State University is an increase in indicators of human capital, in particular, such as initiative, creativity, communication, leadership, organizational ability and professional competence of students.

Key words: management of students' socialization, human capital of Russia, the Astrakhan State University program "Socialization: Technology CDIO", quality management system, instrumental criteria, growth of the human capital of students, improve the quality of management, management of the results of the socialization of students.

Формирование инновационной модели российской системы образования сопряжено с рядом институциональных и социально-экономических проблем [1, 2]. Включение российских вузов в глобальное образовательное пространство фокусирует внимание на главном субъекте образовательного процесса - студенте, выступающем в настоящее время фактически основным заказчиком образовательных услуг. Соответственно, социализация студентов требует особого внимания, выраженного в конкретных мерах, оформленных в системную стратегию.

Становление экономики знаний как нового типа социальной системы продуцирует необходимость поиска новых форм интеграции системы высшего профессионального образования экономических институций [3].

Классик современного менеджмента, профессор Питер Ф. Друкер, в своей книге «Задачи менеджмента в XXI веке» пишет: «Самым ценным активом любой компании XX века бы ло производственное оборудование. Самы м ценны м активом любой организации XXI века - как коммерческой, так и некоммерческой - станут ее работники умственного труда и их производительность» [4, с. 181-182]. Согласно представителям теории человеческого капитала, при принятии индивидуумом решения о продолжении обучения важную роль играют его ожидания относительно будущих доходов. Таким образом, базовым экономическим аргументом в пользу продолжения обучения является ожидание роста будущей производительной способности и заработной платы. При прочих равных условиях, более образованны й работник обладает большим человеческим капиталом и, следовательно, получает большую заработную плату. В обширном исследовании Л. С. Драганчука отмечено, что анализ человеческого капитала проводится на основе категории «норма отдачи от образования», которая идентична по смыслу «норме отдачи от физического капитала». Эффекты от инвестиций в образование, как механизм формирования человеческого капитала, определяются ставкой дисконтирования, уравнивающей приведенные величины будущих выгод от вложений в образование и связанных с ним издержек. Соответственно, норма отдачи от человеческого капитала характеризует уровень экономической привлекательности инвестиций в знания и навы ки, т. е. инвестиционны й климат. Ясно, что нормы отдачи вы ступают механизмом распределения инвестиций между различны ми типами и уровнями образования, а также между образовательной системой и другими сферами экономики [5].

В настоящее время в России наблюдается кризисная ситуация, выраженная в невысокой отдаче от высшего образования. Это, на наш взгляд, обусловлено неполным соответствием потребностям современной экономики тех знаний и навыков, которые приобретают выпускники вузов, с учетом того, что в современных условиях принципиально изменилось видение успешности бизнеса и других организационных структур. Так, в [6] ранее отмечено, что новый подход к видению бизнеса в условиях инновационной экономики повлек за собой существенны е сдвиги в восприятии, прежде всего у успешных организаций: иерархические организационные структуры становятся все более плоскими; власть и контроль передаются на нижние уровни организации; лидерство обретает черты вдохновения и стремления к преобразованиям; задачи решаются более эффективно командами, чем индивидами; все чаще отмечается большая заинтересованность в удовлетворении клиентов и персонала, чем в росте прибыли; нормой становится наивысшее качество продукции, а информация и знания рассматриваются как ключевой ресурс организации [6, с. 59]. В этих условиях необходимость подготовки специалистов, отвечающих запросам инновационной экономики, составляющих фактически ее человеческий капитал, становится для системы высшего профессионального образования самым актуальным вызовом.

С целью поиска ответов на актуальные вызовы , стоящие перед российской системой высшего профессионального образования, Астраханский государственный университет (АГУ), вторы м в России, вступил в международную группу ведущих университетов мира - Всемирную инициативу CDIO (MIT - Массачусетский технологический институт, Гарвард, Торонто и др.). Сама аббревиатура CDIO расшифровывается как «Задумай - Спроектируй - Реализуй - Управляй» и называет четыре основные стадии процесса создания и реализации интеллектуального продукта.

Освоение АГУ стандартов и технологий CDIO позволило вплотную подойти к решению проблемы роста человеческого капитала будущих выпускников. А. Л. Мазин верно отмечает: «Человеческий капитал - это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Она охваты вает все качественные характеристики человека - интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденны е, так и приобретенные, отражающиеся на

его доходах». К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности [7].

Стандарт 2 CDIO описывает следующие наиболее значимые составляющие человеческого капитала, формирование и развитие которых и является основной целью образовательного процесса и управления социализацией студенчества:

Личностные навыки и компетенции: 1) инициативность и желание идти на риск; 2) настойчивость и гибкость; 3) творческое мышление; 4) критическое мышление; 5) знание о собственных личностных навыках, умениях и установках; 6) любознательность и непрерывное образование; 7) управление временем и ресурсами. К личностным ресурсам относятся здоровье и психологическое (когнитивное, аффективное) развитие.

Межличностные навыки и компетенции раскрываются в умениях: 1) выстраивать стратегию и структуру межличностной коммуникацией; 2) формировать эффективный коллектив; работать в коллективе; участвовать в росте и развитии коллектива; 3) быть лидером.

Профессиональные навыки и компетенции: 1) развитие мышления, выражающееся в способностях выпускника к самостоятельному обнаружение и формулирование проблемы , моделированию, оценке и качественному, критическому анализу, принятию решения и предложению рекомендаций; 2) экспериментирование и обнаружение знаний, т. е. возможности формулирования гипотезы, анализа, исследования, проверки и защиты гипотезы; 3) целостное мышление, выражающееся в способностях выпускника мыслить о слиянии и взаимодействии внутри систем, расставлять приоритеты , делать уступки и принимать сбалансированное решение; 4) обладание профессиональной этикой, честью и ответственностью, способность реализовывать профессиональное поведение, планировать свою карьеру, быть осведомленным об актуальных новостях своего профессионального мира; 5) реализовывать процессный подход в области создания продуктов, управления процессами и системами - «Задумай - Спроектируй -Реализуй - Управляй» [8].

Очевидно, что значительная часть перечисленных составляющих человеческого капитала является результатом личностного развития студента, т. е. его социализации в контекстах образовательной среды.

Для решения данных задач в АГУ проводится системная работа по применению технологий CDIO в сфере социализации студентов, что нашло выражение в Программе АГУ «Социализация: технологии CDIO». В основе философии Программы лежит идея классиков CDIO

Э. Кроули и Д. Вислера о необходимости создания в вузе благоприятной среды образования, в которой преподаются, усваиваются и применяются на практике технические знания и практические навыки [9].

Внедрение стандартов CDIO в сфере инженерного образования запустило механизмы переосмысления всей системы высшего профессионального образования. Современные успешные университеты , вне зависимости от национальной принадлежности и профиля, отличаются особым отношением к вопросам привлечения абитуриентов, социализации всех категорий обучающихся, формированию значимых социальных компетенций, моделирующих карьерный успех и бренд самого вуза. В основе функционирования университетов MIT, Гарварда, Кембриджа, Торонто и др., наряду с классическими подходами и технологиями обучения, лежит система «социализации студентов», представляющая собой комплекс гармонизированных между собой условий для обеспечения всех базовых потребностей обучающихся и оптимизирующих возможности реализации личностного, творческого и профессионального потенциала.

Актуальность данных проблем осознается и нашими зарубежны ми партнерами по CDIO. Так, в Техническом университете Дании большое внимание уделяется «социальному обучению» как процессу создания социального знания и навыков в процессе взаимодействия с другими людьми [10]. О социализационном потенциале CDIO пишет и Кристина Эдстром - Директор по развитию образования Института науки и технологий Сколково: «Сегодня коммуникация и диалог имеют решающее значение для всех процессов. Профессиональное сотрудничество -это нечто большее, чем просто возможность работать в рамках проекта. Это коммуникационная сеть, которая не имеет границ в глобализованном мире. Профессиональны е решения возникают в социальном контексте, а коммуникативные навыки рассматриваются как контекстуальные

компетенции, которые неотделимы от применения студентами знаний, овладения и реализации профессиональных ролей» [11]. Шведский ученый Йохан Малмгвист из Технологического университета Чалмерса в своей статье «Десять лет СБЮ - опыт долгосрочных процессов развития образования» обращает внимание на необходимость и значимость культурных изменений и коммуникабельности студентов, развиваемых СБЮ [12].

В Программе ЛГУ «Социализация: технологии СБЮ» предлагается следующая интерпретация базовых категорий:

Социализация студента - процесс включения студента в социальный и деловой контексты образовательной среды , определяющий развитие человеческого капитала.

Образовательная среда рассматривается как система пространственно-временных и материально-технических условий для формирования личностных, межличностных и профессиональных компетенций, как ключевых составляющих человеческого капитала.

В стандартах СБЮ много говорится о социальном и деловом контекстах обучения, суть которых состоит в том, что современный профессионал - это не просто человек, владеющий набором знаний и навыков - он представляет собой личность, готовую к социальному партнерству. В этом смы сле социальный и деловой контексты в стандартах СБЮ можно интерпретировать как уровни социализации. Социальный контекст - уровень социализации, в котором происходит формирование таких составляющих человеческого капитала студента, как понимание задач и ответственности собственной профессии, влияния профессии на общество, признания общественного контроля над профессией, учета историко-культурного развития, ориентирования в современных вопросах и ценностях, понимания и участия в выработки глобальной перспективы.

Деловой контекст - уровень социализации, в котором происходит формирование человеческого капитала студентов в области уважения различных профессиональных культур, вы -страивания профессиональной стратегии, владения профессиональными технологиями, успешной работы в организациях.

С учетом сложности поставленных задач управление социализацией студенчества в ЛГУ построено на основе известных принципов системы менеджмента качества.

Целью процесса управления социализацией студенчества является формирование образовательной среды, определяющей контексты и условия социализации как процесса роста человеческого капитала.

Управление социализацией студенчества непосредственно соотнесено с общеобразовательной деятельностью университета и выступает в качестве системы ее дополнительной оптимизации, с учетом стратегических задач инновационного образования и международного опыта.

Управление социализацией студенчества осуществляется посредством процессного подхода, отвечающего философии СБЮ: «Задумка - Проектирование - Реализация - Управление». На первой и второй стадиях возникают идеи и планируются мероприятия, технологии по формированию условий образовательной среды, продуцирующих становление определенного типа компетенций (личностных, межличностных, профессиональных компетенций или их комплекса). На третьей и четвертой стадиях происходит реализация данных проектов (мероприятий, технологий), мониторинг их эффективности, осуществляется выявление «проблемных точек», разработка мер по повышению качества процесса. Данные стадии реализуются конкретным структурны м подразделением в соответствии с профилем направления программы. При решении смежных задач возможны межпрофильные мероприятия.

В качестве параметров эффективности процесса социализации студентов следует рассматривать:

1) инструментальные критерии: информированность студентов о программе, ее мероприятиях и проектах; включенность студентов в проекты программы; удовлетворенность студентов участием в мероприятиях программы; удовлетворенность студентов условиями образовательной среды;

2) критерии роста человеческого капитала студентов в соответствии со стандартами СБЮ (уровни развития личностных, межличностных, профессиональных компетенций), а также количество выпускников университета, успешно реализовавших карьерную стратегию.

В случае низких показателях эффективности процессов управления социализацией, собственно социализацией студентов, предусматриваются процедуры по коррекции административного и документационного обеспечения программы , разработка новых мероприятий и технологий.

Качество процесса управления социализацией студенчества обеспечивается наличием всех необходимых материально-технических ресурсов образовательной среды. В частности, в университете имеются региональный инновационный центр ресторанного бизнеса и правильного питания, профилакторий, фитнес-клуб, занимающиеся здоровьесберегающими технологиями, созданы центры культурного досуга и социокультурной адаптации иностранных студентов.

Институциональны й инструментарий реализации управления социализацией студенчества обеспечивают Программа ЛГУ «Социализация: технологии СБЮ», Комитет студенческого самоуправления (КССУ), Студенческая дирекция по поддержке социализации, Студенческий совет по качеству образования.

Менеджмент по улучшению показателей эффективности.

По результатам мониторинга и анализа эффективности/неэффективности управления социализацией студенчества проводится корректировка планов мероприятий и их содержания в рамках конкретных направлений программы «Социализация: технологии СБЮ», при необходимости корректируются планы мероприятий факультетов, план мероприятий программы университета, технологии менеджмента программы.

По результатам анкетирования и опросов планируется работа на уровне всех субъектов процесса социализации - студенческого сообщества, представленного КССУ, ППС факультетов, структурных подразделений университета. Создание системы поощрения наиболее активных участников программы , ППС и студентов-организаторов.

Постоянство улучшения связано с показателями двух основных параметров:

1) инструментальные критерии: информированность студентов о программе, ее мероприятиях и проектах; включенность студентов в проекты программы; удовлетворенность студентов участием в мероприятиях программы; удовлетворенность студентов условиями образовательной среды;

2) критерии роста человеческого капитала студентов в соответствии со стандартами СОЮ (уровни развития личностных, межличностных, профессиональных компетенций, а также количество выпускников университета, успешно реализовавших карьерную стратегию).

Менеджмент по улучшению показателей эффективности параметра «Инструментальные критерии» реализуются посредством следующих технологий:

- оптимизация работы по информированию студентов о целях, направлениях, мероприятиях программы (улучшение работы Интернет-портала, СМИ университета);

- мотивирование студентов к участию в мероприятиях программы (знакомство студентов с позитивным опытом участия в программе их однокурсников, выпускников университета, проведение представителями КССУ, ППС рабочих встреч, мероприятий со студентами).

Менеджмент улучшения показателей эффективности параметра «Критерии роста человеческого капитала студентов» реализуется посредством следующих инструментов:

- оптимизация эффективности содержания и методик мероприятий конкретных направлений программы;

- разработка совместно с администрацией, деканатами, ППС университета планов новых мероприятий, конкретных технологий, вносящих динамический аспект в процесс управления социализацией студенчества;

- повышение качества материально-технических характеристик инфраструктуры и образовательной среды в целом;

-проведение мероприятий по повышению эффективности карьерного роста студентов посредством включения их в профессиональное сообщество, развития контактов с бизнес-структурами, органами государственной и муниципальной власти, общественны ми организациями.

Результаты управления социализацией студенчества в АГУ

С 1 октября 2012 г. в ЛГУ активно внедряется инновационны й подход в сфере социализации, институциональными механизмами реализации которого является новая форма организа-

ции и деятельности студенческого сообщества в соответствии с принципами СБЮ. Основной идеей является уход от традиционной воспитательной парадигмы, предоставление максимально возможной свободы для студенческих инициатив при параллельной научно-методической и административной поддержке.

В настоящее время студенческое сообщество ЛГУ динамично развивается, создаются организации, позволяющие активизировать различные стороны студенческой жизни, в то же время такое многообразие и свобода действий увеличивают возможности каждого студента стать лидером в той или иной сфере, что существенно повышает его человеческий капитал. Основными студенческими организациями ЛГУ являются: Комитет студенческого самоуправления, Студенческая дирекция по поддержке социализации, Студенческий совет по качеству образования, Центр творческих объединений молодежи, Лссоциация иностранных студентов, студенческие советы факультетов.

Все они в своей деятельности руководствуются рядом принципов:

- соотнесенность с целями и стандартами СБЮ;

- инициативность: студенческое сообщество самостоятельно выступает с предложениями по организации и функционированию студенческих объединений, проектов и мероприятий, самостоятельно выбирает их руководителей; -

- добровольность: студенты участвуют в мероприятиях по социализации (спортивных, творческих, интеллектуальных и иных) на добровольных общественных началах;

- доступность: организация и посещение мероприятий по социализации доступны для всех студентов вне зависимости от направления обучения, посещение мероприятий бесплатно для всех категорий студентов;

- системность: студенческое сообщество функционируют системно, на постоянной основе, в соответствии со своими планами работы, а также расписанием и планом мероприятий университета;

- партнерство между руководством ЛГУ, ППС: университет предоставляет студентам необходимые ресурсы для организации и успешной деятельности, в свою очередь студенты несут ответственность за целевое и бережливое использование данных ресурсов.

Управление социализацией студенчества уже в краткие сроки позволило получить существенные результаты. Безусловно, важнейший из них - это рост инициативности и лидерских компетенций студентов, что отразилось на разноплановости и количестве студенческих проектов: спортивные (участие в соревнованиях, олимпиадах, деятельность студенческих спортивных клубов), творческие (конкурс молодых исполнителей популярной музыки, танцевальный фестиваль, фестиваль студенческих драматических театров факультетов, лига КВН, интеллектуальный клуб), социальные (менторство, социальное волонтерство), профессиональные (прохождение стажировок, практик, формирование портфолио карьерного роста), научные (участие и организация научных конференций, круглых столов, публикации, работа в научных группах).

Это свидетельствует о верно выбранной управленческой стратегии ЛГУ в сфере социализации, результатом которой явился рост таких показателей человеческого капитала, как инициативность, лидерские, организационные, коммуникативные компетенции, а также смежные профессиональные компетенции студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Храпов С. А. Кризисные тенденции общественного сознания и системы образования современной России / С. Л. Храпов // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во НИИ (УМЦ) ФО НГПУ, 2008. - № 4. - С. 49-54.

2. Храпов С. А. Инновационные процессы системы образования в контексте трансформации сознания российского общества / С. Л. Храпов // Философия образования. - Новосибирск: Изд-во НИИ (УМЦ) ФО НГПУ, 2009.-№3.-С. 10-15.

3. Сотников С. И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания / С. И. Сотников // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2: http://www.mavriz.ru.

4. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Ф. Друкер. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. - 272 с.

5. Драганчук Л. С. Образование и развитие человеческого капитала в России / Л. С. Драганчук // Проблемы современной экономики. -2011. - № 1 (37): М1р://ааа.т-есопоту.га/аг1^р?пАг1Ы=3447.

6. Лунёв А. П. Управление знаниями в современной организации / Л. П. Лунёв // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2010. - № 4. - С. 59-64.

7. Мазин А. Л. Внутрифирменный человеческий капитал: факторы его наращивания / Л. Л. Мазин, Т. В. Раева // Человек и труд. - 2006. - № 11: http://chelt.ru.

8. Стандарты CDIO: http://www.cdio.org/implementing-cdio/standards/12-cdio standards#standard2.

9. Кроули Э. Переосмысление инженерного образования: подход CDIO / Э. Кроули, Й. Малмгвист, С. Остлунд, Д. Бродо. - Нью-Йорк: Springer, 2007. - 286 с.

10. Янсен Л. Строительство нового образования с использованием CDIO в Техническом университете Дании / Л. Янсен: http://www.cdio.org/files/document/file/alignmen tofstudentexpectationandteachercom-municationofcdiobuildinganeweducationusingcdio.pdf.

11. Эдстром К. Инженерные реформы образования с CDIO: «Обучение инженеров. Кто может спроектировать? / К. Эдстром: http://www.vdi.de/nc/bildung/qualitaetsdialoge/3-qualitaetsdialog-2011-tagungsdo kumentation/arbeitsgruppe-4/kristina-edstroem-dr-jakob-kuttenkeuler.

12. Малмгвист Й. Десять лет CDIO - опыт долгосрочных процессов развития образования / Й. Малмгвист, Й. Банкел и др.: http://publications.lib.chalmers.se/records/fulltext/local_123264.pdf.

REFERENCES

1. Khrapov S. A. Krizisnye tendentsii obshchestvennogo soznaniia i sistemy obrazovaniia sovremennoi

Rossii [Critical tendencies of public mentality and systems of education of modern Russia]. Filosofiia obra-

zovaniia. Novosibirsk, Publ. NII (UMTs) FO NGPU, 2008, no. 4, pp. 49-54.

2. Khrapov S. A. Innovatsionnye protsessy sistemy obrazovaniia v kontekste transformatsii soznaniia ros-siiskogo obshchestva [Innovative processes of the system of education in context of transformation of Russian society mentality]. Filosofiia obrazovaniia. Novosibirsk, Publ. NII (UMTs) FO NGPU, 2009, no. 3, pp. 10-15.

3. Sotnikov S. I. Konkurentosposobnost' rynka truda: genezis sotsial'no-ekonomicheskogo soderzhaniia [Competitiveness of labour market: social-economic genesis]. Marketing v Rossii i za rubezhom, 2006, no. 2: http://www.mavriz.ru.

4. Druker P. F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke [Management strategies in XXI century]. Moscow, Iz-datel'skii dom «Vil'iams», 2004. 272 p.

5. Draganchuk L. S. Obrazovanie i razvitie chelovecheskogo kapitala v Rossii [Education and development

of the human capital in Russia]. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2011. no. 1 (37): http://www.m-

economy.ru/art.php?nArtId=3447.

6. Lunev A. P. Upravlenie znaniiami v sovremennoi organizatsii [Knowledge control in modern organization]. Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura, 2010, no. 4, pp. 59-64.

7. Mazin A. L., Raeva T. V. Vnutrifirmennyi chelovecheskii kapital: faktory ego narashchivaniia [Corporative human capital: factors of its enhancement]. Chelovek i trud, 2011, no. 11: http://chelt.ru.

8. Standarty CDIO [CDIO standards]: http://www.cdio.org/implementing-cdio/standards/12-cdio stan-dards#standard2.

9. Krouli E., Malmgvist I., Ostlund S., Brodo D. Pereosmyslenie inzhenernogo obrazovaniia: podkhod CDIO [Rethinking of engineering education: CDIO approach]. New York, Springer, 2007. 286 p.

10. Iansen L. Stroitel'stvo novogo obrazovaniia s ispol'zovaniem CDIO v Tekhnicheskom universitete Danii [Formation of new education using CDIO in Dutch Technical university]: http://www.cdio.org/files/document /file/alignmentofstudentexpectation andteachercommunicationofcdiobuildinganeweducationusingcdio.pdf.

11. Edstrom K. Inzhenernye reformy obrazovaniia s CDIO: Obuchenie inzhenerov. Kto mozhet sproekti-rovat'? [Engineering reforms of education using CDIO: Engineers’ training. Who can project?]:

http://www.vdi.de/nc/bildung/qualitaetsdialoge/3-qualitaetsdialog-2011-tagungsdokumentation/arbeitsgruppe-4/kristina-edstroem-dr-jakob-kuttenkeuler.

12. Malmgvist I., Bankel I. i dr. Desiat' let CDIO — opyt dolgosrochnykh protsessov razvitiia obrazovaniia» [10 years for CDIO - experience of long-lasting projects of development of education]: http://publications.lib.chalmers.se/records/fulltext/local_123264.pdf.

Статья поступила в редакцию 25.04.2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лунёв Александр Павлович — Астраханский государственный университет; д-р экон. наук, профессор; ректор; aspu@aspu.ru.

Lunev Alexander Pavlovich — Astrakhan State University; Doctor of Economical Sciences, Professor; Rector; aspu@aspu.ru.

Храпов Сергей Александрович — Астраханский государственный университет; д-р фипос. наук, профессор; научный руководитель программы «Социализация: технологии CDIO»; khrapov.s.a.aspu@gmail.com.

Khrapov Sergey Aleksandrovich — Astrakhan State University; Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Scientific Manager of the Program "Socialization: Technology CDIO"; khrapov.s.a.aspu@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.