Научная статья на тему 'Управление системой мотивации персонала сельскохозяйственных организаций'

Управление системой мотивации персонала сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.И.Прока

Исследуются тенденции и основные направления проводимых в Орловской области аграрных преобразований и их влияние на социальные проблемы развития сельской местности. Обоснована необходимость целенаправленного управления процессом формирования эффективного кадрового потенциала в рамках реализации основных мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Критически оценивается политика заработной платы сельскохозяйственных организаций, и предложены методические рекомендации !о ее совершенствованию. Для оценки эффективности менеджмента организаций аграрной сферы экономики предлагается изменить систему показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление системой мотивации персонала сельскохозяйственных организаций»

УДК 338.413.6

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н.И.Прока

д.э.н., профессор,

зав. кафедрой организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК, декан экономического факультета ОрелГАУ

Исследуются тенденции и основные направления проводимых в Орловской области аграрных преобразований и их влияние на социальные проблемы развития сельской местности. Обоснована необходимость целенаправленного управления процессом формирования эффективного кадрового потенциала в рамках реализации основных мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Критически оценивается политика заработной платы сельскохозяйственных организаций, и предложены методические рекомендации по ее совершенствованию. Для оценки эффективности менеджмента организаций аграрной сферы экономики - предлагается изменить систему показателей.

Аграрный сектор экономики Орловской области развивается в условиях многоукладной экономики и дальнейшего совершенствования интеграционных процессов. Обеспечение его устойчивого роста возможно только путем создания благоприятных организационно-экономических условий для эффективной деятельности всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и соответствующих социально-экономических условий для повышения качества жизни населения сельской местности. В этом и состоит основная задача региональной аграрной политики.

Исследования показали, что в последние годы выделяются несколько основных направлений проводимых аграрных преобразований: во-первых, организационно-правовым изменениям подвергаются все финансово-неустойчивые организации; во-вторых, укрепляют свои позиции, путем наращивания производственного потенциала крупные сельскохозяйственные организации; в-третьих, успешно развиваются и формирования агрохол-дингового типа, основанные на привлечении частных инвестиций; в-четвертых, усиливается социальная направленность реализуемых инвестиционно-инновационных проектов и программ.

В результате всех этих организационных изменений количество сельскохозяйственных организации существенно сократилось. Так, например, если в 2000 г. аграрный комплекс области был представлен 474 организациями, то к началу 2006 г. - уже только 270 или меньше на 43,0%.

Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции организациями всех форм собственности увеличился с 9,6 млрд. руб. в 2000 г. до 17,3 млрд. руб. в 2005 г. В животноводстве произведено продукции на 7,0 млрд. руб. или 40%, а в растениеводстве - 10,3 млрд. руб. или 60% от всей валовой продукции сельского хозяйства. В 2005 г. в результате хозяйственной деятельности сельскохозяйственные организации с учетом дотаций и компенсаций получили 223 млн. руб. прибыли, что составило всего 53% от суммы полученной прибыли в 2004 г. (421 млн. руб.).1

В 2005 г. настоящее время в агропромышленном комплексе было занято 34,6 тыс. человек или 9,8% от работающего населения Орловской области2. За 2000-2005 гг. среднегодовая численность работников сельскохозяйственных организаций уменьшилась на 40%, а в отдельных районах области - более чем на 50%. Сокращение коснулось почти в равной степени всех категорий работников.

таким образом, мы наблюдаем следующую тенденцию: одновременно с сокращением количества сельскохозяйственных организаций (за счет их укрупнения) уменьшается и численность работников аграрного сектора, примерно в том же соотношении - 40%.

1 По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области.

2 Основные статистические показатели Орловской области по видам экономической деятельности за 2005 г. - Орел, 2006.

С другой стороны, ухудшаются и количественные показатели воспроизводства трудовых ресурсов. Сельская местность обладает ограниченным приростным кадровым потенциалом для обеспечения сельского хозяйства области на перспективу. На период до 2015 г. максимальный ежегодный прирост сельского населения в трудоспособным возрасте может составить около 3000 человек - только при условии, что все они останутся работать в сельской местности. ежегодно это составляет всего 9,9% от общей численности сельского населения, которое составляет 303,2 тыс. чел. (на 01.01.2005 г.) и 3,5 % от численности сельского населения - 86,6 тыс. чел., занятого по всем видам экономической деятельности.

Освоение основных мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и социально-экономическая эффективность его реализации во многом будут определяться количественными и качественными параметрами кадрового потенциала. Поэтому особое внимание следует уделять целенаправленному управлению процессом формирования эффективного кадрового потенциала и его развития. Для этого необходимо разработать соответствующую региональную стратегию, учитывающую реальные экономические преобразования, происходящие в аграрной сфере.

В рамках реализации этого проекта в области прорабатывается социальная программа «Молодая семья» и «Молодой специалист», в соответствии, с которой планируется обеспечить жильем около 1000 молодых семей и молодых специалистов.

Учитывая, относительно невысокий уровень оплаты аграрного труда, проблема кадрового обеспечения этого сектора экономики чувствительно обостряется. Привлечь и удержать в этих условиях молодых специалистов и рабочих основных профессий становиться все сложнее и поэтому предлагаемый здесь будущим работникам соответствующий социальный пакет условий и льгот должен быть достаточно весомый. Именно из-за неудовлетворительных социальных условий сейчас очень сложно направить или привлечь молодого специалиста любой аграрной специальности для работы в сельском хозяйстве, особенно в районах весьма отдаленных от областного центра.

Экономический эффект от реализации национального проекта в регионах, так же как и любого инвестиционного проекта, реализуемого в АПК должен сравниваться с уровнем повышения качества жизни сельского населения, проживающего на соответствующей сельской территории. Эти составляющие должны быть не только взаимозависимы, но и равнозначны по доли получаемого эффекта.

На региональный аграрный рынок приходят внешние инвесторы со своей бизнес-стратегией, которые учреждают новые крупные агрохолдинговые компании. Например, ООО «Агрофест», арендует 135 тыс. га пашни в 8 районах области. В структурных подразделениях созданной организации работают около 2300 работников. Это новая форма агробизнеса.

Экономика и управление АПК

Вестник ОрелГАУ 1 '06

С экономической точки зрения, инвесторы это не спонсоры - здесь все основано на взаимной экономической выгоде. Для области - это приток существенных реальных инвестиций для обновления материально-технической базы аграрного сектора с целью внедрения инновационных технологий производства сельскохозяйственной продукции, и ее переработки, это увеличение налоговых поступлений, в том числе в местный бюджет и обеспечение занятости сельского населения. Но особенно важными аспектами реализации таких проектов должны быть обеспечение стабильного нормального дохода работающих и усиленное комплексное социальное развитие соответствующих сельских территорий.

Одной из характерных особенностей этого процесса, отражающих позицию инвесторов, - это существенное сокращение управленческого персонала создаваемых структур. Здесь весь спектр управленческой деятельности направлен на установление прямых связей менеджеров агрохолдинговых формирований с производственным персоналом, при этом значительно стимулируется их трудовой вклад. Жесткий отбор персонала для работы в структурных подразделениях этих новых формирований способствует более качественному изменению его отношения к труду.

Наравне с укрупнением сельскохозяйственных организаций эта тенденция затрагивает и КФХ. В 1500 крестьянских (фермерских) хозяйствах производится около 7% всего объема производимой в области сельскохозяйственной продукции. При средней земельной площади на одно фермерское хозяйство в 133 га, в области немало примеров расширения ресурсного потенциала кФХ. так, например фермерское хозяйство «Золото Черноземья» троснянского района возделывает 6500 га земли. Для привлечения квалифицированных кадров здесь построен поселок из 20 домов со всеми удобствами, которые предоставляются работникам практически бесплатно, при одном условии - отработать в данном хозяйстве не менее 10 лет.

Все сельскохозяйственные организации и все инвесторы в области работают только на основе аренды земли. За сданные в аренду земельные доли владельцы, в качестве арендной платы: получают зерно; им оказываются услуги по обработке приусадебных участков и, кроме того, организации, арендующие земельные доли, платят налог на землю в бюджет местного самоуправления.

Однако, к сожалению, следует отметить, что в течение всего периода аграрных преобразований доход владельцев земельных долей в виде арендной платы был и остается по-прежнему очень низким. Занимая в структуре, пока относительно невысоких доходов основной части сельского населения, - в среднем около 5-6 % она существенно не влияет на уровень доходов и поэтому в настоящее время арендная плата - как источник дохода практически неощутима. Сложившаяся ситуация не отражает объективную роль и мотивационную значимость этого источника дохода для жителей сельской местности.

Любые организационно-экономические преобразования в аграрном секторе будут эффективными с экономической точки зрения, только в том случае если они социально ориентированы.

Повышению роли и значимости другого источника дохода сельских жителей - доход от ЛПХ и КФХ, уделено особое внимание в приоритетном национальном проекте. В соответствии с его основными параметрами к 2008 г. планируется увеличить объем реализации, производимой здесь продукции на 6% в целом по РФ. Для достижения этой цели планируется увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов, и создание 2550 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: 1000 - по заготовке, снабжению и сбыту продукции ЛПХ и КФХ; 550 - по переработке продукции и 1000 кредитных кооперативов.

В Орловской области предусматривается привлечение 1,5 млрд. руб. кредитных ресурсов для ЛПХ (количество личных подсобных хозяйств населения составляет

118,8 тыс. с 53% долей в объеме производства продукции) и КФХ, и создание 100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это позволит увеличить объем реализации продукции ЛПХ, КФХ и потребительских кооперативов на 20%.

Эффективность агробизнеса, с одной стороны, и полнота мотивации работников, с другой стороны, в одинаковой степени во-многом зависят от стимулирования заинтересованности работников в повышении производительности труда и рационального использования ресурсного потенциала, от адекватной оценки их трудового вклада в конечные результаты и от грамотной кадровой политики.

Уровень жизни сельского населения определяет, прежде всего, уровень его занятости и заработной платы. За последние годы в структуре доходов жителей области на долю заработной платы приходится чуть более 60%. Доля же доходов от ЛПХ, фермерской и заготовительной деятельности составляет около 15%. Вот почему, в первую очередь, через заработную плату можно и необходимо решать часть социальных проблем сельской местности и поэтому не нужно бояться ее повышать тем, кто здесь работает.

Средний уровень заработной платы, сложившийся по аграрному сектору, по сравнению с уровнем заработной платы в других сферах экономической деятельности, по-прежнему невысокий. И, эта тенденция характерна не только для страны в целом (где размер средней заработной платы в сельском хозяйстве находится на уровне где-то 40% от среднероссийского показателя), но и для нашей области.

В 2005 г. самый низкий уровень среднемесячной заработной платы в Орловской области опять оказался у работников сельского хозяйства - 2853 руб., или всего 52,3% от среднеобластного уровня - 5456 руб. по всем видам экономической деятельности. В декабре это соотношение составило уже 54,6%.

В то же время, если сравнивать средний уровень заработной платы между сельскохозяйственными организациями, то в рамках региона диапазон колебаний довольно существенный - более 4 раз. Такой разброс в уровне заработной платы лишнее тому подтверждение, что возможности для ее повышения есть.

Одна из причин низкого уровня заработной платы в сельском хозяйстве - это отсутствие финансовых возможностей организации для ее повышения. И, это при том, что ежегодно численность работников заметно снижается. Если частично такую ситуацию можно оправдать за счет действительно низких реализационных цен на произведенную продукцию и соответственно низкой доли доходов товаропроизводителей в конечной цене продукта, то высокие производственные затраты - трудно. Особенно это наглядно проявляется в уровне себестоимости производства основных видов продукции. Даже в пределах небольшой области - как Орловская, себестоимость единицы продукции отличается в несколько раз.

Неоправданно низкая оценка сельскохозяйственного труда реально может быть увеличена.

Экономическая стабильность многих субъектов регионального агробизнеса, обеспечивающих высокий доход своим работникам, достигается во многом за счет поиска и преимущественного использования внутренних резервов увеличения производства конкурентоспособной продукции и снижения ее себестоимости: эффективного формирования и использования производственного потенциала; освоения инновационных - ресурсосберегающих технологий производства; системного подхода к управлению затратами; рациональной организации труда и высокой мотивации работников; эффективного менеджмента.

Социальную направленность экономического механизма хозяйствования, складывающегося в организациях отражает его политика заработной платы, которая реализуется на практике через систему взаимоувязанных параметров. Основные, принципиальные позиции, определяющие

ее особенности заключаются в методике оценки труда, разработки системы нормативов оплаты и организации механизма распределительных отношений.

Организациям АПК относительно давно предоставлены права самостоятельно определять параметры построения оплаты труда. Однако многие из них и по настоящее время руководствуются критериями ETC и МРОТ (которые уже не выдерживают никакой критики), ограничивая этим стремление к совершенствованию существующих методологических подходов к оплате аграрного труда. Для отдельных руководителей они являются своего рода «щитом», сдерживающим рост заработной платы.

В отличие от других сфер экономической деятельности в сельскохозяйственных организациях, вопросы организации оплаты труда работников долгое время практически были открытыми. Однако в последние годы постоянно увеличивается количество и сельскохозяйственных организаций окутывающих коммерческой тайной проблему оплаты труда.

Одним из основных таких параметров, раскрывающих политику заработной платы организации - это структура ее фонда заработной платы. Если проанализировать структуру фонда заработной платы в среднем по аграрному сектору области, то за последнее 10-тие существенных изменений не наблюдается. Доля основной оплаты находится примерно на одном и том же уровне - 73-74%, а вот доля премии за счет всех источников, включая вознаграждения по итогам работы за год, увеличилась от 5 до 13%.

как известно, в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной части заработной платы составляет - не менее 90%, обеспечивая при этом высокий уровень заработной платы работникам.

Проведенный анализ структуры фонда заработной платы отдельных организаций области показывает огромный диапазон доли основной оплаты. Например, от 24,7% в колхозе «50 лет Октября» Ливенского района и 31% в ОАО «Агрофирма Мценская» до 95% в ООО «Маслово» Орловского района и 82% в ЗАО «Луганское» Должанского района.

Наглядно здесь прослеживаются два противоположных варианта формирования заработной платы: при первом варианте доля основной оплаты труда может быть -минимальной, например, до 30-35%; во - втором варианте - максимальной до 80-85%. Обе эти точки зрения имеют право на существование и обе, при построении эффективной системы мотивации, могут обеспечивать работникам конкретной организации достаточно высокий уровень заработной платы. Однако в основе политики заработной платы организации доминирует только один вариант, который и определяет особенности ее построения.

При первом варианте 65-70% заработной платы работников формируется по прогрессивно-возрастающим нормативам материального поощрения за достигнутые, конечные результаты производственной деятельности, то есть в структуре заработной платы доминирует переменная ее часть. Основная же часть заработной платы устанавливается относительно невысокая и учитывает не столько трудовой вклад работника, сколько его профессионально-квалификационный уровень и занимаемую должность. Именно такая методика формирования заработной платы работников используется во многих эффективно функционирующих сельскохозяйственных организациях области. Работникам предоставляется возможность самим влиять на уровень своей заработной платы за счет мотивации своего труда, отношения к труду, соблюдения технологической дисциплины, повышения уровня своего профессионального мастерства.

При втором варианте в структуре заработной платы работников доминирует уже постоянная, тарифная ее часть, а на долю переменной части приходится всего 2030%. В этом варианте возможны два сценария. Если абсолютный уровень заработной платы низкий - значит, мы

имеем дело с экономически слабыми организациями, где уровень тарифной ставки 1-го тарифного разряда применяемых здесь тарифных сеток находится на уровне МРОТ.

К сожалению еще немало таких сельскохозяйственных организаций, имеющих и задолженность по заработной плате. В 2005 г. в области убыточными оказались 83 сельскохозяйственные организации или 31% от их общего количества. Это на 38% больше чем в 2004 г.

если же абсолютный уровень заработной платы работников высокий, то такой вариант формирования заработной платы уже более приемлем для экономически устойчивых организаций с относительно стабильным трудовым коллективом, с высокой культурой труда и соответственно с высоким уровнем производительности труда. Он тоже в достаточной степени носит мотивационный характер, поскольку в этом случае работники дорожат своим рабочим местом.

В механизме стимулирования следует усилить роль нормативной базы. Не следует ожидать особого экономического эффекта от применения любой системы оплаты труда, даже противозатратной, если она не будет базироваться на обоснованной нормативной базе.

Наиболее приемлем здесь, должен быть такой методологический подход, когда ее состав и структуру формируют не отдельные нормы и нормативы, а система взаимосвязанных организационно-производственных (натуральных) нормативов по видам продукции и оказанным услугам. Нормативы оплаты труда (при той или иной системе) должны быть установлены в зависимости от степени соблюдения отраслевых нормативных комплексов. Особенно возрастает значимость наличия таких отраслевых систем нормативов при внедрении ресурсосберегающих технологий производства.

Немаловажным аспектом политики заработной платы организации является установление на определенный период нормативного соотношения основных экономических показателей хозяйственной деятельности и фонда заработной платы.

Какой должен быть, например, норматив фонда заработной платы в денежной выручке сельскохозяйственной организации? Наиболее часто встречается точка зрения, которая одновременно совпадает с параметрами, которые устанавливаются во многих экономически стабильных организациях - от 30 до 35%. Именно такое соотношение и обеспечивает им высокую эффективность хозяйственной деятельности и соответственно высокий уровень заработной платы работникам.

Современная политика заработной платы сельскохозяйственной организации должна быть направлена на создание такой модели вознаграждения по результатам труда, которую следует рассматривать как систему инвестиций для достижения конкурентного преимущества.

В последнее время степень социальной ориентированности рыночной экономики особенно остро воспринимается в сельском хозяйстве. Вот почему для усиления социальной направленности экономики особую значимость в сельской местности имеет не только экономическая эффективность агробизнеса, но в равной степени и социальная. Оценивается она, в первую очередь, качеством жизни населения соответствующей сельской местности, в том числе уровнем заработной платы работников, и уровнем занятости.

Все это обуславливает необходимость изменения показателей оценки деятельности любой организации, и его руководителя, придавая им социально - экономическую направленность. Эффективность менеджмента любой организации должна оцениваться одновременно по двум равнозначным показателям - суммой полученной прибыли и уровню заработной платы работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.