Научная статья на тему 'Управление самостоятельной деятельностью будущих педагогов дошкольного образования'

Управление самостоятельной деятельностью будущих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / HIGHER EDUCATION / STUDENTS'' INDEPENDENT ACTIVITY / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысикова Татьяна Сергеевна

Вопрос организации самостоятельной деятельности в вузе не является абсолютно новым, он достаточно изучен, однако в свете изменений в современном высшем образовании, связанных со вступлением России в Болонский процесс, который ориентирован на постепенный переход на самостоятельное образование в вузе, а также изменений, произошедших в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, необходим пересмотр подходов к управлению самостоятельной деятельностью студентов. В статье рассматривается сущность понятия «самостоятельная деятельность» на уровне студент преподаватель, раскрываются проблемы организации самостоятельной деятельности будущих педагогов дошкольного образования. Автор статьи обращается к рассмотрению новых форм организации самостоятельной деятельности, одной из которых являются учебно-профессиональные задачи. В статье обоснованы принципы организации самостоятельной деятельности на примере учебно-профессиональной задачи, предложены материалы практической работы в области организации самостоятельной деятельности при изучении дисциплины «Практикум по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста». По результатам исследования выделены достоинства учебно-профессиональных задач, позволяющие оптимизировать самостоятельную деятельность студентов. Автором представлен разработанный индивидуальный оценочный лист, описан опыт его использования в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысикова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Activity Managing of the Future Pre-School Education Teachers

The issue of organization of independent activity of the university is not completely new and well understood, but in the light of changes in the contemporary higher education related to Russia''s accession to the Bologna process, which is aimed at a gradual transition to self-education in higher school, as well as changes in the Federal Government educational standards of higher education it is necessary to revise approaches to the management of independent students'' activity. The article deals with the essence of "self-activity" concept at the student-teacher level, reveals the problems of organization of the future pre-school education teachers'' independent activity. The author refers to the consideration of new forms of the independent activity organization, one of which is educational and professional goals. The organization of independent activity principles on an example of educational and professional objectives are substantiated, the materials of practical work in the field of self-employment while studying "Workshop on the development of mathematical concepts in preschool children" discipline are proposed in the article. The study highlighted the dignity of educational and professional objectives to optimize the advantages of students'' independent activity. The author presents the developed individual evaluation sheet, describes the experience of its use in the educational process.

Текст научной работы на тему «Управление самостоятельной деятельностью будущих педагогов дошкольного образования»

УДК 378.146

DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-53-60

Татьяна Сергеевна Лысикова,

старший преподаватель, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: sencha_79@mail.ru

Управление самостоятельной деятельностью будущих педагогов дошкольного образования

Вопрос организации самостоятельной деятельности в вузе не является абсолютно новым, он достаточно изучен, однако в свете изменений в современном высшем образовании, связанных со вступлением России в Болонский процесс, который ориентирован на постепенный переход на самостоятельное образование в вузе, а также изменений, произошедших в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, необходим пересмотр подходов к управлению самостоятельной деятельностью студентов. В статье рассматривается сущность понятия «самостоятельная деятельность» на уровне студент - преподаватель, раскрываются проблемы организации самостоятельной деятельности будущих педагогов дошкольного образования. Автор статьи обращается к рассмотрению новых форм организации самостоятельной деятельности, одной из которых являются учебно-профессиональные задачи. В статье обоснованы принципы организации самостоятельной деятельности на примере учебно-профессиональной задачи, предложены материалы практической работы в области организации самостоятельной деятельности при изучении дисциплины «Практикум по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста». По результатам исследования выделены достоинства учебно-профессиональных задач, позволяющие оптимизировать самостоятельную деятельность студентов. Автором представлен разработанный индивидуальный оценочный лист, описан опыт его использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: высшее образование, самостоятельная деятельность студента, учебно-профессиональная задача

Tatiana S. Lysikova,

Senior Lecturer Chair, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: sencha_79@mail.ru

Self-Activity Managing of the Future Pre-School Education Teachers

The issue of organization of independent activity of the university is not completely new and well understood, but in the light of changes in the contemporary higher education related to Russia's accession to the Bologna process, which is aimed at a gradual transition to self-education in higher school, as well as changes in the Federal Government educational standards of higher education it is necessary to revise approaches to the management of independent students' activity. The article deals with the essence of "self-activity" concept at the student-teacher level, reveals the problems of organization of the future pre-school education teachers' independent activity. The author refers to the consideration of new forms of the independent activity organization, one of which is educational and professional goals. The organization of independent activity principles on an example of educational and professional objectives are substantiated, the materials of practical work in the field of self-employment while studying "Workshop on the development of mathematical concepts in preschool children" discipline are proposed in the article. The study highlighted the dignity of educational and professional objectives to optimize the advantages of students' independent activity. The author presents the developed individual evaluation sheet, describes the experience of its use in the educational process.

Keywords: higher education, students' independent activity, educational and professional task

© Т. С. Лысикова, 2016

53

Вводная часть. Получение образования в современной высшей школе является процессом, главным образом, ориентированным на самостоятельную деятельность студентов, что связано с изменением роли преподавателя в образовательном процессе вуза. Если раньше педагог вуза был главным носителем знаний и управлял их усвоением, то на сегодняшний день преподаватель является помощником в организации процесса рационального поиска, переработки, осмысления и осознанного применения приобретённых теоретических знаний в собственной профессиональной деятельности. Современному преподавателю необходимо управлять самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов.

Данные о методологии и методики исследования. Понятие «самостоятельная деятельность» многоаспектно и многогранно, его необходимо рассматривать с двух позиций: преподавателя и студента [2]. Взяв за основу позицию преподавателя, мы вслед за учёными склоняемся к определению данного термина как системы педагогических условий, обеспечивающих подготовку студентов к самообразованию, повышению учебно-профессиональной мотивации и активности (В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис, С. И. Зиновьев, Т. Е. Климова, Т. Д. Марцинковская, И. Г. Копотюк, Э. М. Мамбетакунов). Рассматривая особенности самостоятельной деятельности с позиций студента, мы будем определять её как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний и использование этих знаний для решения учебно-профессиональных задач (С. И. Архангельский) и, что немаловажно, как фактор развития личности студента (А. В. Брушлинский, А. А. Телегин, Л. М. Фридман, А. А. Вербицкий, И. П. Под-ласый, М. Н. Скаткин и др.). Результатом самостоятельной деятельности студентов должно стать «интегральное свойство личности, берущее начало в активности и развивающееся в различных видах деятельности» [8, с. 54] - самостоятельность.

Формирование и развитие самостоятельности в вузе невозможно без последовательной, повседневной и планомерной работы, однако практика показывает, что низкий уровень мотивации, недостаточный уровень теоретических знаний не позво-

ляют будущим педагогам дошкольного образования рационально организовывать свой учебный труд, т. е. планировать время и осуществлять самоконтроль. Не менее важным элементом самостоятельной деятельности является умение в области поиска информации. Априори в высшие учебные заведения поступают люди, готовые к сознательному приобретению знаний [7, с. 418], но практика свидетельствует, что далеко не все студенты готовы к самостоятельной деятельности. Мы столкнулись с проблемой выбора студентами в качестве основного источника информации материалов Интернета, большинство из которых достаточно сомнительного качества. Кроме того, следует отметить, что обучающиеся не владеют техникой конспектирования, не понимают необходимости ссылаться на использованные литературные источники, с большим трудом готовят устные доклады.

Результаты исследования. Обозначенные проблемы побудили нас к пересмотру организации самостоятельной деятельности студентов, которая заключалась в выделении теоретических вопросов, выносимых на обсуждение, заданий для индивидуального выполнения и подборе литературных источников, необходимых для выполнения заданий. Несмотря на небольшую наполняемость студенческих групп, опросить в аудитории всех студентов не представлялось возможным, индивидуальные задания, как правило, сдавались на зачёт или экзамен и не соответствовали требованиям преподавателя. В результате знания студентов носят фрагментарный характер, умения в области самоконтроля и самооценки находятся на очень низком уровне, отсутствует инициатива и творческая самодеятельность. Актуализируется проблема выбора формы организации самостоятельной деятельности, которая позволяет контролировать каждый шаг в выполнении работы студента, регламентировать выполнение заданий и в то же время обеспечивает достаточное пространство для инициативы, творчества и рефлексии. На наш взгляд, перспективной формой организации самостоятельной деятельности будущих педагогов дошкольного образования является учебно-профессиональная задача, которую В. А. Козырев, Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпицына рассматривают как единицу содержания подготовки будущего

педагога [6]. При разработке учебно-профессиональных задач (УПЗ) в рамках дисциплины «Практикум по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста» придерживаемся следующих принципов организации самостоятельной деятельности студентов: целеустремлённость, сознательная активность в поисках более совершенных способов овладения знаниями, умениями и навыками к самостоятельному творческому мышлению; системность и последовательность в работе; сочетание высокой требовательности к студентам с необходимой помощью; индивидуальный подход к студентам [2, с. 167-168]; принцип продуктивности и прочности обучения [7, с. 419].

Учебно-профессиональные задачи формулируются педагогом в соответствии с определённой структурой и могут подразделяться на различные виды в зависимости от классификации самостоятельной деятельности «по главным звеньям учебного процесса и дидактическим целям: по приобретению новых знаний, по образованию умений и навыков деятельности, по применению знаний, на повторение и проверку знаний, умений и навыков» [9, с. 116]. В соответствии с превалирующим видом самостоятельной деятельности студентов мы используем информационно-методологические, продуктивные и творческие учебно-профессиональные задачи [1; 3; 4].

Рассмотрим пример продуктивной УПЗ по теме «Взаимодействие дошкольных образовательных организаций с родителями в логико-математическом развитии дошкольников»:

I. Обобщённая формулировка задачи

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в современных социокультурных условиях обусловливает актуализацию взаимодействия между семьёй как малой социальной группой и дошкольной образовательной организацией (ДОО) как общественной образовательной структурой. Выстраивание отношений взаимодействия выступает в качестве фактора развития отдельных участников образовательного процесса и системы в целом, достижения наибольшей результативности деятельности. Анализ педагогической практики показывает необходимость улучшения качества дошкольного образования и ком-

петентности участников образовательного процесса посредством организации эффективного взаимодействия в едином информационно-образовательном пространстве как залога соблюдения единых требований к центральному участнику образовательного процесса - ребёнку [10].

Вопросы взаимодействия воспитателя и родителей в разное время рассматривались Е. С. Евдокимовой, Т. В. Кротовой, Е. А. Кудрявцевой, О. Л. Зверевой, Н. В. До-докиной, Т. Ф. Бабыкиной и другими на примере различных образовательных областей, в том числе, логико-математического развития дошкольников. В настоящее время дошкольные образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии математических способностей детей дошкольного возраста, а родители -знакомиться с содержанием математического образования, используемыми методами и технологиями, которые применяются в процессе формирования математических представлений дошкольников.

Многие родители испытывают определённые трудности во взаимодействии со своими детьми, потому что не знают, как организовать занятия, игры и общение с ними. Сотрудничество семьи и педагогов детского сада позволяет вовлечь родителей в процесс математического развития, сделать его гибким и дифференцированным.

II. Ключевое задание

Учитывая основные положения «Закона об образовании Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, обоснуйте актуальность обозначенной проблемы, проанализируйте доступные источники информации по вопросу взаимодействия между ДОО и родителями в области математического развития (целей, задач, содержания, методов и средств образования, форм сотрудничества). Дайте описание результатов Вашего исследования в форме медиатекста для сайта детского сада, интерактивной папки лэпбука, разработки конспекта мастер-класса с участием родителей, программы родительского клуба по развитию математических способностей и др.

III. Контекст решения задачи (на выбор)

1. Вы - воспитатель средней группы, Вам необходимо организовать продуктив-

ное взаимодействие с родителями дошкольников. Продумайте форму взаимодействия, запланируйте встречи с родителями, подумайте, какие вопросы математического развития будете обсуждать, приготовьте конспект выбранной формы взаимодействия.

2. Вы - молодой педагог детского сада, занимающегося инновационной деятельностью, Вам поручили подготовить медиатекст на сайт детского сада для родителей в области математического развития детей. Подумайте, какую информацию можно разместить, как обеспечить обратную связь с родителями, чтобы оценить продуктивность ваших усилий.

3. Вы - воспитатель старшей группы, подумайте, как можно организовать обратную связь с родителями в области математического развития (изготовление лэпбуков; папок-передвижек - «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад», «Домашняя игротека»; родительская почта; родительские «уголки»; выпуск стенгазет и т. д.).

IV. Задания, которые приведут к решению

1. Ответьте на вопрос: «Почему воспитатель должен организовывать взаимодействие с родителями, каким может быть это взаимодействие?», - изучив следующие нормативные документы:

• Закон об образовании Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii (дата обращения 24.04.2016).

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru (дата обращения: 28.03.2016).

2. Осмыслите содержание задачи. Обратите внимание на то, в виде какого «продукта» можно представить решение задачи, выберите наиболее приемлемый для Вас.

3. Обратитесь к учебнику (Гогоберид-зе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2014. 464 с.), выделите этапы организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, подумайте, на каком из этапов можно бу-

дет использовать Ваш «продукт», обратите внимание на научный уровень излагаемой информации.

4. Используя доступные ресурсы, соберите информацию о том, как решают задачу взаимодействия семьи и ДОО в области математического развития педагоги в других детских садах, обратите внимание на научный уровень излагаемой информации. Воспользуйтесь следующей литературой:

• Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В. Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками образовательного учреждения: курс лекций по профессиональному модулю для студентов СПО отделения дошкольного образования. Казань: РИЦ, 2014. 112 с.

• Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников ДОУ. М., 2002. 120 с.

• Статьи в журналах «Современный детский сад», «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др.

• Публикации в электронных источниках; информация на сайтах: tavika.ru, dohcolonoc.ru и др.

5. Подготовьтесь к защите своего «продукта», сформулируйте вопросы по теме своего «мини-исследования» для студенческой группы.

V. Критерии оценки

1. «Продукт» выполнен в форме, приемлемой для дальнейшего применения в профессиональной деятельности в области математического развития дошкольников.

2. Выступающий свободно ориентируется в нормативных документах, представляет, на каком этапе организации взаимодействия семьи и детского сада в области математического развития может быть использован полученный «продукт».

3. В выступлении преобладает высокий уровень владения речью, в том числе математической, показано умение отвечать на поставленные вопросы.

4. В процессе презентации работы учитывается творческий подход к обеспечению взаимодействия семьи и ДОО в области математического развития.

Реализация принципа системности обеспечивается определением актуальности изучаемой темы и её места в системе научного знания, обозначенного в обобщённой формулировке УПЗ, принцип по-

следовательности в работе реализуется в предложенных пошаговых рекомендациях, которые приведут к решению задачи. Индивидуальный подход к студентам раскрыт в различных контекстах УПЗ, один из которых студент может выбрать самостоятельно в соответствии со своими возможностями или, на первых порах, преподаватель рекомендует конкретным студентам, опираясь на знание уровня их теоретической подготовки. Целеустремлённость, сознательная активность в поисках более совершенных способов овладения знаниями, ориентированность на приобретение профессиональных компетенций реализуется в процессе самостоятельного выбора «продукта» задачи и выполнения ключевого задания УПЗ. В процессе решения учебно-профессиональных задач со стороны преподавателя необходима высокая требовательность и в то же время обоснованная помощь на разных этапах работы, которая может быть организована в виде индивидуальных личных консультаций, дистанционных консультаций и непосредственных рекомендаций в рамках аудиторных занятий, в том числе по смежным дисциплинам. Принцип продуктивности и прочности реализуется благодаря многократным повторениям уже изученного материала. Учебно-профессиональные задачи стро-

ятся с учётом уже имеющихся теоретических знаний студентов и предполагают их применение в практической деятельности, получение продуктов (разработок занятий, упражнений, мультимедиапрезентаций; изготовление игр, дидактических пособий и т. п.), которые можно будет в дальнейшем использовать в профессиональной деятельности.

Также необходимо отметить, что огромное значение в организации самостоятельной деятельности имеет разработка форм её контроля. Важно, чтобы контроль не носил односторонний характер и предполагал организацию самооценки, рефлексии и самоконтроля. Для решения данной проблемы в структуре УПЗ предусмотрены критерии оценки, опираясь на которые, студент может объективно оценить свои усилия и спланировать собственную деятельность в зависимости от уровня притязаний. Со стороны преподавателя контроль должен быть обоснованным и носить систематический характер. С этой целью мы используем индивидуальный оценочный лист студента, содержащий перечень всех изучаемых тем дисциплины и критерии оценки с соответствующими баллами, которые может получить студент по каждой из тем. Минимальное требование: наличие «продукта» по каждой УПЗ (табл. 1).

Таблица 1

Индивидуальный оценочный лист

Критерии оценки Раздел, тема, УПЗ \ч Свободное владение речью, в т. ч. математическим языком, 1-2 балла Умение отвечать на поставленные вопросы, 1-2 балла Участие в дискуссии, рефлексии, 0,5-1 балл Оригинальность решения, 1-2 балл Возможность использования «продукта» в профессиональной деятельности, 1-2 балл Умение работать с научной литературой, 0,5-1 балл

Раздел I. Практические вопросы организации математического развития дошкольников Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в вопросах математического развития (информационно-методологическая УПЗ)

Окончание табл.1

\ч Критерии оценки Раздел, тема, УПЗ \ч Свободное владение речью, в т. ч. математическим языком, 1-2 балла Умение отвечать на поставленные вопросы, 1-2 балла Участие в дискуссии, рефлексии, 0,5-1 балл Оригинальность решения, 1-2 балл Возможность использования «продукта» в профессиональной деятельности, 1-2 балл Умение работать с научной литературой, 0,5-1 балл

Взаимодействие ДОО с родителями в логико-математическом развитии дошкольников (продуктивная УПЗ)

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития математических представлений дошкольников (творческая УПЗ)

Практикум по использованию познавательных книг математического содержания (продуктивная УПЗ)

Планирование и анализ работы по математическому развитию детей (творческая УПЗ)

Оценить свои успехи, собственный уровень овладения материалом помогает система оценки в каждом оценочном листе (табл. 2).

Таблица 2

Система оценки

А 10 95-100 зачтено отлично

А- 9 90-94 зачтено отлично

В+ 8 85-89 зачтено отлично

В 7 80-84 зачтено хорошо

В- 6 75-79 зачтено хорошо

С+ 5 70-74 зачтено хорошо

С 4 65-69 зачтено удовлетворительно

С- 3 60-64 зачтено удовлетворительно

D 2 55-59 зачтено удовлетворительно

Р 1 50-54 не зачтено неудовлетворительно

Р 0 0-49 не зачтено неудовлетворительно

Для того чтобы самооценка была объективна, необходимо обеспечить текущую рефлексию студенческого труда в форме координатных осей, столбцов, секторов,

описаний собственных приращений в форме эссе, анонимного ящика рефлексии. Подобная работа позволяет осуществить преподавателю обратную связь, увидеть

продуктивность проделанной работы как студенческой, так и своей, индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию учения, стимулировать самостоятельную деятельность студентов.

Немаловажным условием в управлении самостоятельной деятельностью, на наш взгляд, является обеспечение студентов необходимыми теоретическими и методическими материалами для повышения уровня творческой работы, в связи с этим в УПЗ мы предлагаем ссылки на доступные материалы, необходимые при решении задач.

Обсуждение результатов. Учебно-профессиональные задачи имеют ряд достоинств, которые позволяют оптимизировать самостоятельную деятельность в процессе формирования профессиональной готовности к математическому развитию дошкольников:

- способствуют личностно-професси-ональному становлению будущих педагогов дошкольного образования в области математического развития детей;

- являются эффективным средством организации самостоятельной деятельно-

сти по дисциплине «Практикум по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста»;

- позволяют осуществить свободу выбора продуктов деятельности в соответствии с собственным уровнем притязаний и интересов;

- позволяют реализовывать в аудиторной работе активные и интерактивные технологии;

- позволяют будущим педагогам дошкольного образования осуществлять оценку, самооценку и взаимооценку полученных продуктов.

Заключение. Умение студентов рационально организовывать самостоятельную деятельность на сегодняшний день может выступать одним из критериев качества образовательного процесса. Исходя из данного положения, преподавателю необходимо постоянно заниматься поиском инновационных форм организации самостоятельной деятельности, отвечающих современным требованиям к организации педагогического процесса в вузе и с учётом потенциала студентов.

Список литературы

1. Баширова Е. В., Земцова В. И. Формирование компетентности инженера в нормативно-метрологической деятельности в процессе решения учебно-профессиональных задач // Сиб. пед. журн. 2010. № 9. С. 24-32.

2. Буртонова И. Б. Система университетского образования: совершенствование самостоятельной работы студентов // Вестн. БГУ. 2010. № 5. С. 166-172.

3. Гладких В. Г., Еменц М. С. Формирование профессионально-педагогической готовности бакалавра технологического образования как научная проблема // Вестн. ОГУ 2011. № 2. С. 133-138.

4. Дубнина М. П. Учебно-профессиональные вероятностные задачи - средство формирования инициативности студентов педколледжа // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 4, № 20. С. 116-121.

5. Земцова В. И., Ткачёва И. А. Технология решения учебно-профессиональных исследовательских задач со студентами технических специальностей // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 4. С. 88-90.

6. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Ро-дионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Симонова Ж. Г. Принципы организации познавательной деятельности студентов в процессе организации самостоятельной работы на основе использования информационных технологий обучения // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2009. № 2. С. 418-421.

8. Сутягина Т. В. Педагогические условия формирования опыта самостоятельной деятельности у студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2010. № 3. С. 54-57.

9. Томашевская О. Б., Малиновская Н. А. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях вуза // Вестн. Балт. федер. ун-та им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 112-117.

Источники

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки РФ. М.: Сфера, 2015. 96 с.

References

1. Bashirova E. V., Zemcova V. I. Formirovanie kompetentnosti inzhenera v normativno-metro-logicheskoj dejatel'nosti v processe reshenija uchebno-professional'nyh zadach // Sib. ped. zhurn. 2010. № 9. S. 24-32.

2. Burtonova I. B. Sistema universitetskogo obrazovanija: sovershenstvovanie samostojatel'noj raboty studentov // Vestn. BGU. 2010. № 5. S. 166-172.

3. Gladkih V. G., Emenc M. S. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj gotovnosti bakalavra tehnologicheskogo obrazovanija kak nauchnaja problema // Vestn. OGU. 2011. № 2. S. 133-138.

4. Dubnina M. P. Uchebno-professional'nye verojatnostnye zadachi - sredstvo formirovanija iniciativnosti studentov pedkolledzha // Psihologija obrazovanija v polikul'turnom prostranstve. 2012. T. 4, № 20. S. 116-121.

5. Zemcova V. I., Tkachjova I. A. Tehnologija reshenija uchebno-professional'nyh issledovatel'skih zadach so studentami tehnicheskih special'nostej // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2008. № 4. S. 88-90.

6. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii / pod red. V. A. Kozyreva, N. F. Rodionovoj, A. P. Trjapicynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2005. 392 s.

7. Simonova Zh. G. Principy organizacii poznavatel'noj dejatel'nosti studentov v processe organizacii samostojatel'noj raboty na osnove ispol'zovanija informacionnyh tehnologij obuchenija // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. 2009. № 2. S. 418-421.

8. Sutjagina T. V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija opyta samostojatel'noj dejatel'nosti u studentov na nachal'nom jetape obuchenija v vuze // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. 2010. № 3. S. 54-57.

9. Tomashevskaja O. B., Malinovskaja N. A. Sushhnost' i soderzhanie samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah vuza // Vestn. Balt. feder. un-ta im. I. Kanta. 2011. Vyp. 11. S. 112-117.

Istochniki

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija. Pis'ma i prikazy Minobrnauki RF. M.: Sfera, 2015. 96 s.

Библиографическое описание статьи

Лысикова Т. С. Управление самостоятельной деятельностью будущих педагогов дошкольного образования // Ученые записки ЗабГУ 2016. Т. 11, № 5. С. 53-60. (Сер. Педагогические науки). DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-53-60.

Reference to the article

Lysikova T. S. Self-Activity Managing of the Future Pre-School Education Teachers // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 11, No. 5. PP. 53-60. DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-53-60.

Статья поступила в редакцию 19.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.