Научная статья на тему 'Управление развитием воспитательной системы учреждения среднего профессионального образования'

Управление развитием воспитательной системы учреждения среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крахмалёва Т.С., Петьков В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием воспитательной системы учреждения среднего профессионального образования»

Крахмалёва Т.С.,

аспирант кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета Петьков В.А.,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социального права Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.», новых ФГОСах учреждения профессионального образования ориентируют на гуманизацию общественно-экономических, политических и культурных отношений.

В связи с этим проблема создания современной воспитательной системы в учреждениях среднего профессионального образования и управления процессом ее развития приобретает особую актуальность. Перевод учреждения среднего профессионального образования в инновационный режим деятельности предполагает разработку новых подходов к управлению его воспитательной системой [1, 2].

По нашему мнению, воспитательная система образовательного учреждения представляет собой целостное, социальное педагогическое явление, соединяющее в единый целенаправленный воспитательный процесс все явления внутренней и внешней жизни учреждения, которые обеспечивают полноценное развитие ее субъектов [3,4].

Сравнительный анализ развития воспитательных систем в различные периоды становления отечественной системы профессионального образования позволил определить основные концептуальные идеи, которые легли в основу создания собственной концепции воспитательной системы [5].

В качестве базового нами избран культурологический подход, который задает целевую направленность воспитательной системы на развитие таких социально-значимых качеств личности, как духовность, свобода, творчество, самостоятельность, активность. Эти качества развиваются в учебной, творческой, профес-

сиональной, трудовой, оздоровительной, досуговой, физкультурно-спортивной, социокультурной и других видах деятельности [6].

Экспериментальная работа проводилась на базе Армавирского техникума технологии и сервиса в 2011-2015 гг. Педагогическим коллективом техникума были разработаны механизмы управления воспитательной системой. Они предполагали передачу функций управления от административных органов к общественным советам, что позволило демократизировать управление учреждением.

В ходе исследования установлено, что для эффективного управления воспитательной системой в учреждениях среднего профессионального образования значимым является обновление содержания управленческой деятельности всех субъектов системы. Нами установлено, что на каждой стадии разработки проекта воспитательной системы техникума управленческая деятельность имеет свою специфику:

- качественное развитие воспитательной системы улучшает показатели сотрудничества между субъектами системы, усиливает значение самоуправления, наполняется новым содержанием и позитивно изменяется воспитательная среда учреждения;

- развитие воспитательной системы стимулирует улучшение психологического микроклимата, показателей комфортности ее субъектов, сплоченность и самоорганизацию студенческого и преподавательского коллективов;

- с качественным развитием системы возрастает эффективность системы управления, в которой значимыми становятся центры управления.

На этапе становления воспитательной системы основным содержанием управленческой деятельности для создания условий ее становления являются: формирование социального заказа; подбор и расстановка педагогических кадров и контроль за качеством их работы; организация насыщенной, эмоциональной и разнообразной воспитательной деятельности в группах; осуществление подбора и расстановки управленческих кадров; создание структуры управления и организация работы всех ее элементов. На этапе функционирования основным содержанием управленческой деятельности для создания условий функционирования воспитательной системы являются: организация содержания воспитательной деятельности в зоне взаимопроникновения обучения и воспитания и создание новых творческих групп педагогов и учащихся; организация заботы о педагогических кадрах по всевозможным направлениям; организация анализа в конце учебного го-

да по всем аспектам жизнедеятельности техникума; создание опытных, экспериментальных групп педагогов с организацией в них научного руководства; создание органа самоуправления, совета представителей учебных групп и организация его деятельности. На этапе обновления воспитательной системы учреждения основным содержанием управленческой деятельности для создания условий ее развития являются: принятие Программы развития; компьютеризация процесса управления воспитательной деятельностью; создание студенческих сообществ; организация системы мониторинга и др.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была определена совокупность критериев, показателей и признаков эффективности функционирования воспитательной системы и механизмов управления. Общими критериями являются: гуманистичность педагогической деятельности и отношений в техникуме; наличие профессионального, стабильного и сплоченного педагогического коллектива; уровень воспитанности, духовности и культуры педагогов и студентов [7, 8].

В процессе проектирования воспитательная система техникума от этапа становления к этапам эффективного ее функционирования, а затем обновления произошли следующие позитивные изменения:

- стабилизировался педагогический коллектив учреждения, произошло его сплочение и организация сотрудничества на основе развития инновационной познавательной, педагогической управленческой деятельности;

- улучшились отношения в среде студентов, произошла самоорганизация в ученических коллективах и объединениях, создана система ученического самоуправления;

- повысился уровень воспитанности, образованности и познавательной активности студентов, благодаря развитию среды взаимообогащения профессионального обучения и воспитания техникума;

- изменился психологический климат в коллективе учреждения, существенно улучшились отношения между всеми субъектами его жизнедеятельности.

Эффективность разработанной и апробированной нами концепции проектирования и управления воспитательной системой учреждении техникума подтверждена в опытно-экспериментальной работе, о чем свидетельствуют: позитивная динамика показателей развития педагогического коллектива; развитие отношений в студенческой среде; повышение культурного и профессионального

потенциалов личности студентов и педагогов и ряд других показателей.

Список использованной литературы

1. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. - М., 1998. - 144 с.

2. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейск. гос. ун-та. Серия: Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 145.

3. Синько В.М., Петьков В.А. Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 31. - С. 41-43.

4. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования) : Научно-методический сборник / Авт.-сост.: И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. - М., 2003. - 280 с.

5. Краснопёрова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2015. -№ 3 (162). - С. 71-75.

6. Крахмалева Т.С., Петьков В.А. Организация культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования на основе педагогических традиций // Вестник Адыгейск. гос. ун-та. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - № 3 (162). - С. 76-82.

7. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - № 5 (123). - С 8-10.

8. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейск. гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. - № 4. - 2011. - С. 53-58.

© Крахмалева Т.С., Петьков В.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.