Научная статья на тему 'Управление развитием топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока путем совершенствования регионального энергетического законодательства'

Управление развитием топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока путем совершенствования регионального энергетического законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ / ОТРАСЛЯМИ И КОМПЛЕКСАМИ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ECONOMICS / ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF ENTERPRISES / BRANCHES AND COMPLEXES / FUEL-ENERGY COMPLEX / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Александр Даниилович, Курбатов Константин Александрович

значены приоритетные направления законотворческой деятельности. Предложены концепция и структура регионального энергетического законодательства, а также основные положения ключевых региональных законов. Затронут вопрос о разграничении регионального и федерального энергетического законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE FUEL-ENERGY COMPLEX OF EASTERN SIBERIA AND FAR EAST BY PERFECTION OF THE REGIONAL ENERGY LEGISLATION

The authors consider the relevant questions of perfection of the regional energy legislation. They mark the priorities of legislative activity and propose the conception and the structure of the regional energy legislation as well as basic clauses of the key regional laws. The authors touch upon a subject of differentiation of regional and federal energy legislation.

Текст научной работы на тему «Управление развитием топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока путем совершенствования регионального энергетического законодательства»

Насколько четкими на региональном уровне будут правила распределения бюджетных средств через образовательную субвенцию, важно для муниципального уровня и школы, которые должны обеспечить целевое использование бюджетных средств. Этих правил Федерация субъектам пока не предоставила. В результате, как отмечает М. Мусарский, большинство субъектов РФ оперирует средними удельными расходами на ученика в части расходов, входящих в состав субвенции. Это ухудшает финансовое состояние образовательной отрасли в результате неэффективного распределения ресурсов, когда при равном финансировании предоставляется неравная образовательная услуга13.

Детализация в региональной методике поправочных коэффициентов, выделение расходов на малокомплектные школы, использование коэффициентов адаптации позволят превратить муниципальные нормативы финансирования в действенный механизм эффективного распределения средств между школами, а не в инструмент регулирования межбюджетных отношений.

13 Мусарский М. Нормативная модель финансирования // Народное образование. 2009. № 1. С. 39.

Таким образом, нормативные модели бюджетного финансирования образовательных учреждений еще далеки от совершенства. Мы наблюдаем ситуации, когда самодостаточные в финансовом отношении регионы (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ямало-Ненецкий округ и некоторые др.) могут себе позволить финансирование образования (в первую очередь статью заработная плата) без учета рассмотренных теоретических положений, выделяя образованию требуемое количество средств.

С другой стороны, дотационные регионы, получая финансирование от государства, не в состоянии самостоятельно выстроить свою деятельность и почти не участвуют в экспериментах. Наконец, третья группа регионов, у которых есть некоторые ресурсы, но их явно недостаточно для решения проблем финансирования образования, как у первой группы. Они активно участвуют в проектах, осуществляя их преимущественно в локальном варианте.

Необходимость обобщения опыта и теории финансирования общего образования, его систематизация позволят выработать такие решения в этой сфере, которые помогут разумному воплощению идей закона об «Образовании» и предоставлении каждому ученику права на достойное образование, подкрепленное достаточным финансированием.

УДК 338.24

ББК У9 (2 рос) 290-21

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А.Д.Соколов1, К.А.Курбатов2

Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, 664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 130. 2Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены актуальные вопросы совершенствования регионального энергетического законодательства. Обозначены приоритетные направления законотворческой деятельности. Предложены концепция и структура регионального энергетического законодательства, а также основные положения ключевых региональных законов. Затронут вопрос о разграничении регионального и федерального энергетического законодательства. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: экономика; организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами; топливно-энергетический комплекс; государственное регулирование.

MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE FUEL-ENERGY COMPLEX OF EASTERN SIBERIA AND FAR EAST BY PERFECTION OF THE REGIONAL ENERGY LEGISLATION A.D.Sokolov, K.A. Kurbatov

The Institute of Power Systems named after L.A.Melentjev Siberian Department of Russian Academy of Sciences, 130 Lermontov St., Irkutsk, 664033. Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

1Соколов Александр Даниилович, доктор технических наук, заведующий лабораторией развития ТЭК Сибири и Дальнего Востока, тел.: (3952)429768, e-mail: sokolov@isem.sei.irk.ru

Sokolov Alexander Daniilovich, a doctor of technical sciences, the head of the laboratory of the Development of the Fuel-Energy complex of Siberia and Far East, tel.: (3952)429768, e-mail: sokolov@isem.sei.irk.ru

2Курбатов Константин Александрович, аспирант, e-mail: k_kurbatov@mail.ru Kurbatov Konstantin Alexandrovich, a postgraduate, e-mail: k_kurbatov@mail.ru

The authors consider the relevant questions of perfection of the regional energy legislation. They mark the priorities of legislative activity and propose the conception and the structure of the regional energy legislation as well as basic clauses of the key regional laws. The authors touch upon a subject of differentiation of regional and federal energy legislation. 4 sources.

Key words: economics; organization and management of enterprises, branches and complexes; fuel-energy complex; state regulation.

Неоднократно отмечалось, что при наличии большого пакета нормативно-правовых актов, регулирующих ТЭК, страна до сих пор не имеет комплексного отраслевого энергетического законодательства.

На сегодняшний день, в связи с приоритетной задачей развития топливно-энергетического комплекса как основы экономики страны, крайне актуальны проблемы нормативно-правового регулирования энергетической стратегии России до 2020 года.

Реализация энергетической стратегии России требует разработки и принятия комплекса законодательных актов, касающихся функционирования и развития ТЭК. Указывается на необходимость регулирования взаимоотношений в топливно-энергетической сфере между производителями, потребителями и государством, четкого разграничения функций между различными уровнями власти. Ключевой проблемой является обеспечение энергетической безопасности. Если учесть тревожное положение в электроэнергетике, где износ основных фондов самый высокий в промышленности (до 60 процентов), а также остроту ситуации в газовой отрасли, где динамично снижается добыча на основных действующих месторождениях, особого внимания заслуживают вопросы формирования необходимых инвестиционных источников в отраслях ТЭК.3

В числе приоритетных направлений законотворческой деятельности необходимо выделить законопроекты "Об энергосбережении", "О газоснабжении", "О концессионных соглашениях", "О теплоснабжении", "О федеральных энергетических системах", "О возобновляемых источниках энергии", а также новые редакции "Водного Кодекса" и закона "О недрах"4.

Федеральное энергетическое законодательство играет важнейшую роль в создании условий эффек-

3 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года.

4 Предусматривается возможность предоставления права пользования участками недр как на административной, так и на гражданско-правовой основе, включая договоры концессии, упорядочение механизма предоставления права пользования недрами с чёткой регламентацией всех стадий и этапов процесса лицензирования, упрощения процедуры выдачи лицензий в отношении небольших месторождений для обеспечения местных потребностей в топливно-

энергетических ресурсах, закрепления в лицензиях и договорах на пользование участками недр обязательств недропользователей по выполнению объёмов и видов работ, связанных с пользованием недрами, этапами и сроками освоения месторождений, проверки финансовой состоятельности заявителя при решении вопроса о предоставлении права пользования недрами.

тивного развития региональных ТЭК. Разработка и принятие ряда федеральных законов послужит базой для создания соответствующих региональных законов и подзаконных нормативных актов.

Концепция регионального энергетического законодательства. Определяющую роль в будущем развитии энергетики страны играет основной программный документ - Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.

Реализация стратегии является важнейшей задачей, решение которой будет во многом зависеть от подходов и механизмов управления стратегией: экономических, организационных и законодательных.5

Применительно к регионам Восточной Сибири и Дальнего Востока, исходя из основных положений стратегии развития ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока как составной части Энергетической стратегии России до 2020г., законодательные механизмы управления стратегией могут быть реализованы следующим образом.

В целях реализации задач и предложений по развитию ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока необходимо совершенствование и развитие нормативно-правовой базы. Речь идет о нормативно-правовых актах законодательной и исполнительной власти РФ и субъектов РФ, регулирующих правоотношения в энергетическом секторе экономики:

- между хозяйствующими субъектами ТЭК и государством;

- между хозяйствующими субъектами внутри ТЭК;

- между хозяйствующими субъектами ТЭК и потребителями их продукции, поставщиками, инвесторами, кредитными организациями и т.п.;

- между различными государственными структурами федерального и регионального уровня.

Решающая роль в регулировании этих правоотношений принадлежит федеральному законодательству - федеральным законам, указам Президента, постановлениям и распоряжениям Правительства, а также нормативным актам Минпромэнерго, Росатома и других федеральных органов исполнительной власти. Соответствующие предложения по развитию и совершенствованию федерального энергетического законодательства, включая формирование Энергетического кодекса России, обсуждены в рамках Энергетической стратегии России и других документов федерального уровня.

5 Соколов А.Д., Курбатов К.А. Механизмы реализации стратегического развития ТЭК Восточной Сибири и Дальнего Востока в рамках управления реализацией энергетических стратегий регионов. // Проблемы Земной цивилизации. Иркутск. 2008. 19 вып.

Цель регионального энергетического законодательства состоит в:

- детализации и конкретизации норм федерального законодательства;

- учете специфических условий и особенностей каждого из субъектов РФ и их энергетического хозяйства;

- регулировании тех сегментов правоотношений, которые относятся к сфере исключительной компетенции субъекта РФ, а также к сфере компетенции муниципальных властей;

- регулировании определенной части правоотношений, которые относятся к сфере совместного ведения РФ и ее субъектов.

Энергетическое законодательство субъектов РФ должно соответствовать принятой концепции регулируемой рыночной экономики. Из этого, в частности, следует, что конкретные решения по функционированию и развитию энергетики должны приниматься преимущественно юридическими лицами - хозяйствующими субъектами всех видов собственности в энергетическом секторе, а важнейшая функция государства состоит в создании условий для того, чтобы деятельность этих организаций осуществлялась в направлениях, соответствующих интересам страны и регионов, интересам граждан, общества, государства.

Нормы регионального энергетического законодательства должны способствовать созданию благоприятной правовой среды для формирования конкурентных энергетических рынков, преодоления монополизма, привлечения инвестиций в энергетический сектор экономики регионов, а на этой основе - для повышения экономической эффективности предприятий ТЭК и снижения цен на их продукцию, повышения эффективности использования энергоресурсов в народном хозяйстве, полного и качественного удовлетворения спроса на них при постоянном развитии и совершенствовании производственного аппарата отраслей ТЭК.

Региональное энергетическое законодательство должно строиться исходя из следующих концептуальных положений:

- Нормы регионального энергетического законодательства должны в полной мере учитывать разделение предметов ведения, функций, полномочий между РФ и субъектами РФ, установленные Конституцией РФ и федеральными законами.

- Эти нормы должны в максимально возможной степени обеспечивать реализацию интересов региона, его муниципальных образований, функционирующих на его территории хозяйствующих субъектов, населения.

- Эти нормы призваны закрепить четкое разделение и стабильность полномочий, компетенции, ответственности разных субъектов правовых отношений в энергетическом секторе экономики.

- Рассматриваемые нормы должны быть четки и прозрачны, предусматривать ограниченный круг процедур согласования и утверждения, исключать их произвольную трактовку.

- Нормы регионального энергетического законода-

тельства должны обеспечивать согласованность действий в энергетическом секторе органов исполнительной власти субъектов РФ, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, а также муниципальных органов.

Структура регионального энергетического законодательства. Структура регионального энергетического законодательства, состав и характер содержащихся в нем правовых актов и норм могут различаться по субъектам РФ в зависимости от структуры, особенностей и масштабов энергетического хозяйства и принятой в нем общей концепции законодательства. Но в основных своих чертах они должны совпадать, поскольку опираются на общие концепции правового государства и рыночной экономики, на единый правовой базис - Конституцию РФ, Гражданский кодекс и другие акты федерального общехозяйственного законодательства, а также на формирующийся Энергетический кодекс России.

В состав регионального энергетического законодательства применительно к регионам Восточной Сибири и Дальнего Востока должны входить следующие законы:

1) Об основах региональной энергетической политики.

2) Об энергосбережении.

3) Об энергетической безопасности региона.

4) Об электроснабжении и электрификации.

5) О теплоснабжении (о тепловом хозяйстве).

6) О газоснабжении и газификации.

7) О сельской энергетике.

8) Об экологической безопасности объектов ТЭК региона.

Важную роль в регулировании отношений в сфере энергетики должны играть Акты общехозяйственного законодательства, регламентирующие на региональном уровне отношения собственности, природопользования, ценообразования, рентных платежей, установление региональных налогов и налоговых льгот, формирование привлекательного инвестиционного климата в регионе и конкурентной среды на региональных энергетических рынках.

Наряду с перечисленными выше законами, энергетическое законодательство региона должно включать определенный состав подзаконных нормативно-правовых актов исполнительной власти. Среди этих актов необходимо выделить по меньшей мере три группы.

1. Положения об отдельных органах исполнительной власти региона и различных некоммерческих, общественных, государственных, частно-государственных и межрегиональных структурах (например, о комиссии по подготовке и обеспечению функционирования народного хозяйства региона в отопительный период, об агентстве (центре) энергосбережения, о фонде энергосбережения и других фондах, о различного рода наблюдательных, научно-технических, координационных советах и т.д.).

2. Положения, инструкции, правила, порядки выполнения тех или иных процедур, предусмотренные собственно региональными законами, конкретизирующие и развивающие нормы этих законов: об экс-

пертизе проектов энергетических объектов; об энергоаудите; о процедурах расчета, обоснования, согласования и утверждения тарифов на энергетические услуги; о конкурсном порядке предоставления ссуд, средств поддержки, включения проектов в региональные программы; о порядке лимитирования, ограничения или отключения потребителей энергоресурсов в условиях чрезвычайных ситуаций; о создании, хранении и расходовании страхового регионального государственного запаса топлива; об оснащении потребителей приборами учета расхода энергоносителей; о порядке ведения региональных разделов различных подсистем энергетического мониторинга; нормативы сезонных и страховых запасов топлива у потребителей; правила подготовки и принятия схем энерго- (тепло-) снабжения городов региона; региональные нормативы предельных воздействий объектов энергетики на окружающую среду; правила пользования тепловой и электрической энергией и т.п.

3. Документы программного и распорядительного характера, содержащие во многих случаях отдельные правовые нормы: региональные энергетические и энергосберегающие программы, программы реализации мероприятий того или иного характера в энергетической сфере, планы действий в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации с энергоснабжением, решения о распоряжении государственной (региональной) собственностью в энергетическом секторе и т.п.

Основные положения ключевых региональных законов. Закон об основах региональной энергетической политики. Закон должен носить в основном рамочный характер, играя роль основ энергетического законодательства региона; как правило, он не является нормативно-правовым актом прямого действия - эта роль принадлежит другим законам и подзаконным актам.

Закон устанавливает основные цели энергетической политики администрации региона - региональной энергетической политики - и основные пути их достижения. К таким целям относятся:

- обеспечение достаточного, надежного, экономически доступного снабжения всех потребителей региона качественными энергоносителями;

- обеспечение эффективного использования энергоресурсов всеми их потребителями;

- обеспечение в экстремальных ситуациях практически гарантированного бесперебойного удовлетворения минимально-необходимого спроса на энергию социально значимых и других жизненно важных потребителей с учетом собственных усилий последних;

- разрешение финансовых проблем энергообеспечения организаций бюджетной сферы, а также сельского хозяйства и низкодоходных категорий населения;

- формирование условий эффективного развития и функционирования предприятий ТЭК и конкурентных энергетических рынков, включая поддержку предпринимательства, преодоление монополизма,

защиту интересов (прав) потребителей ТЭР;

- государственное регулирование энергетического сектора на региональном уровне в установленных федеральным законодательством рамках.

Закон должен предусматривать и создавать правовые основания для поддержки сбалансированности интересов: потребителей и производителей энергии; разных отраслей ТЭК; крупных и малых предприятий; инвесторов и энергетических предприятий; населения и энергетического бизнеса (хозяйствующих субъектов).

Закон должен содержать краткий перечень направлений инвестиционной и инновационной деятельности в энергетике региона, реализацию проектов, которые государство намерено поддерживать. В законе перечисляются формы поддержки, а также устанавливаются: общий порядок, условия, сферы применения соответствующих инструментов.

Закон устанавливает как общие, так и специфические для данного региона сферы поддержки, прежде всего вовлечение в энергобаланс местных ресурсов, в том числе возобновляемых и нетрадиционных, развитие малой энергетики, автономного энергоснабжения, малого бизнеса.

Закон определяет структуру и функции органов государственной власти и других государственных структур в энергетическом секторе экономики региона. Расширяется и упорядочивается компетенция муниципалитетов разного уровня.

В Законе формулируются основы регионального законодательства об энергосбережении, энергетической безопасности, государственном регулировании и государственной поддержке, экологической и промышленной безопасности энергетических объектов, о теплоснабжении, сельской энергетике и других областях правового регулирования на региональном уровне и предусматривается принятие в каждой из таких областей более конкретных специализированных законов в основном прямого действия, а также необходимых подзаконных нормативно-правовых актов.

Закон об энергетической безопасности региона является одним из важнейших региональных энергетических законов. Закон должен раскрывать сущность и проблематику энергетической безопасности данного региона. В Законе должны быть сформулированы задачи правового регулирования в сфере обеспечения энергетической безопасности на региональном уровне, определена компетенция различных органов государственной власти данного субъекта РФ и органов местного самоуправления его городов и районов в этой сфере.

В Законе регламентируются:

- состав, задачи региональной программы обеспечения энергетической безопасности, порядок и периодичность ее разработки, корректировки, порядок и источники ее финансирования, порядок организации выполнения и контроля;

- хранение и учет энергетических запасов и резервов, формирование региональных страховых запасов топлива;

- пообъектное категорирование потребителей,

приемников электрической, тепловой энергии, газа, моторного топлива, угля;

- стимулирование и поддержка инвестиционной, инновационной, организационно-технической деятельности хозяйствующих субъектов и других лиц по обеспечению энергетической безопасности;

- планирование действий в условиях чрезвычайных ситуаций, установление и осуществление ограничений, отключений, лимитирования, административного и договорного перераспределения энергоресурсов в этих условиях;

- подготовка предприятий и организаций региона к работе в отопительный период: обследование, планирование, финансирование, контроль;

- аналогичная подготовка к прохождению пиков потребности в моторном топливе (потребителей сельского хозяйства и транспорта);

- региональная компонента мониторинга энергетической безопасности;

- учет требований энергетической безопасности при экспертизе проектов, энергоаудите объектов всех отраслей народного хозяйства, лицензировании;

- учет требований энергетической безопасности при программировании развития энергетики, экономики, ее отраслей в рамках региона или его отдельных территорий; специфический учет этих требований применительно к северным и другим труднодоступным территориям;

- разрешение споров, страхование и возмещение ущерба от недопоставок энергоресурсов, других нарушений требований энергетической безопасности.

Закон о тепловом хозяйстве. Отрасль «Тепловое хозяйство» более других энергетических отраслей нуждается в четком нормативно-правовом регулировании, поскольку она наиболее сложна и раздроблена в производственном и имущественном отношениях; наиболее монополизирована на уровне отдельных населенных пунктов или их крупных районов; находится в наихудшем состоянии по техническому уровню, степени изношенности фондов и воздействию на природную среду; наиболее тесно связана с повседневными нуждами каждого человека. Предприятия теплоснабжения более других энергетических предприятий выполняют функции публично-правового характера.

Основное внимание в этом региональном законе должно быть уделено, во-первых, правовому регулированию взаимоотношений производителей теплоты и теплоснабжающих организаций с потребителями - с учетом региональных и местных особенностей и соответствующих норм федерального законодательства; во-вторых, государственному регулированию в этой отрасли энергетики на региональном и муниципальном уровнях.

В Законе должны быть четко регламентированы договорные отношения - договоры теплоснабжения. В Законе формулируется состав взаимных обязательств по договору, материальные и иные последствия их нарушения; порядок и правила формирования и государственного регулирования тарифов на теплоэнер-гию применительно к разным категориям ее произво-

дителей, разным группам потребителей, местным особенностям; порядок установления скидок и надбавок к тарифам; регламентируется порядок, приоритетность, сроки оснащения потребителей счетчиками теплоты применительно к существующим и новым объектам, жилищно-коммунальному, общественному, производственному секторам экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важный раздел Закона - правовые нормы управления развитием систем теплоснабжения - включает правила разработки, утверждения и реализации схем теплоснабжения городов и промузлов региона: статус и требования к схеме, состав ее материалов, периодичность обновления, взаимоотношения заказчика, исполнителя, согласовывающих и утверждающих инстанций, экспертизу и обсуждение схемы. В законе должны регламентироваться основные правила сооружения объектов теплоснабжения, лицензирование их деятельности, реализация принципа свободного доступа производителей теплоты к тепловым сетям. Важная область регулирования - взаимоотношения теплоснабжающих и электроснабжающих организаций, с учетом специфики региона и конкретных его городов и промузлов.

Закон об энергосбережении. Такие законы во многих субъектах РФ приняты, в том числе в некоторых сибирских и дальневосточных регионах. Однако даже там, где эти законы есть, они довольно абстрактны и не содержат (как и федеральный закон) правовых норм, позволяющих реально запустить механизм энергосбережения. Имеется в виду сочетание экономических стимулов и правовых рычагов, побуждающих потребителей ТЭР принимать меры инновационного, инвестиционного и организационно-технического характера по повышению эффективности использования ТЭР, недопущению их расточительного, сверхнормативного потребления. В Законе, кроме того, должна быть учтена структура и состав потребителей региона, их особенности и возможности, особенности отдельных городов как потребителей ТЭР.

Региональное и федеральное энергетическое законодательство. Наряду с региональным энергетическим законодательством, важнейшую роль в создании условий эффективного развития региональных ТЭК играет федеральное энергетическое законодательство. Представляются необходимыми разработка и принятие следующих Федеральных законов:

- «Об основах федеральной энергетической политики». Закон важен как базовый для разработки в субъектах РФ законов об основах региональной энергетической политики, а также с позиций более строгого разграничения компетенции Федерации и ее субъектов в энергетической сфере.

- «Об энергетической безопасности» - базовый для соответствующих региональных законов.

- О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об энергосбережении». Дополнения должны создать правовую базу формирования инвестиционных ресурсов для финансирования энергосберегающих проектов не только федерального, но и регионального уровня в

увязке с созданием рычагов и стимулов запуска реального механизма энергосбережения, о котором сказано выше при характеристике соответствующего регионального закона.

- «О теплоснабжении» - базовый для разработки соответствующих региональных законов.

- О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» - обеспечивается более строгое разграничение сфер конкурентной и регулируемой деятельности соответствующих рынков.

- О внесении изменений в Федеральный закон «О недрах». Для ТЭК восточных регионов эти изменения важны, поскольку должны предусматривать совершенствование правовой базы привлечения инвестиций в разработку месторождений, а также перераспределение средств по платежам за пользование недрами между бюджетами разных уровней.

- Комплекс поправок к налоговому законодательству. Поправки должны касаться: ряда аспектов формирования системы рентного налогообложения в нефтегазовом секторе и гидроэнергетике; применения льготного налогового режима для разработки характерных для восточных регионов низкопродуктивных или сложнозалегающих участков недр; актуального для этих регионов перераспределения налоговой нагрузки и ее дифференциации по экологическому фактору; налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе в сферах энергосбережения, использования возобновляемых энергоисточников, обеспечения энергетической безопасности и др.

- «О поддержке инновационной деятельности в ТЭК». Закон должен предусматривать формирование консолидированного фонда инновационных отчислений с его приоритетным использованием для реализации не только федеральных научно-технических программ по отраслям ТЭК, но и подобных региональных программ.

- «О реструктуризации и развитии угольной промышленности». Для восточных регионов этот закон особенно важен, поскольку в этих регионах уголь является доминирующим ресурсом в балансе котельно-печного топлива, а экономическая эффективность угольной отрасли и решение ее социальных проблем являются важнейшими компонентами региональной политики этих регионов.

- «Об энергоугольных компаниях». Создание таких компаний и их выход на устойчивое функционирование - один из возможных подходов на пути решения энергетических проблем в ряде регионов России.

- Развитие законодательства о разработке недр на основании соглашений о разделе продукции имеет решающее значение для привлечения инвестиций в реализацию новых нефтегазовых проектов в восточных регионах России.

- «О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии». Для восточных регионов, где

характерно наличие множества изолированных и мелких удаленных потребителей топлива и энергии и одновременно значительный потенциал

возобновляемых видов энергии, этот Закон и поддерживающие его подзаконные нормативно-правовые акты особенно важны.

Основой реализации энергетической политики государства будет постоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Её совершенствование пойдет по пути дальнейшего формирования законодательства, обеспечивающего стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества.

Проблемы нормативно-правового регулирования ТЭК крайне актуальны.

Предложенная концептуальная модель регионального энергетического законодательства решающую роль в регулировании отношений, возникающих в сфере ТЭК, отводит федеральному законодательству, в то же время задачи регионального законодательства - детализация, конкретизация; учет специфических условий; вопросы исключительного ведения субъекта РФ либо совместного ведения РФ и ее субъекта.

В предложенной структуре регионального энергетического законодательства отмечены основные законы и подзаконные нормативно-правовые акты применительно к регионам Восточной Сибири и Дальнего Востока. Не исключена возможность их адаптации для применения и в других субъектах РФ.

Разработанные основные положения ключевых региональных законов отражают актуальные вызовы ТЭК Сибири и Дальнего Востока, предлагая конкретные законодательные механизмы решения возникающих вопросов.

Обозначен комплекс мер, направленных на обеспечение условий эффективного развития региональных ТЭК. Обоснована необходимость принятия ряда федеральных законов с целью создания базы для разработки соответствующих региональных нормативных актов.

Комплексное и последовательное осуществление законодательных методов управления стратегией, в частности, совершенствование и развитие нормативно-правовой базы в сфере ТЭК регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока будет способствовать реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, а также планомерному развитию энергетики страны.

Библиографический список

1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года

2. О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 г.: Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 796.

3. Региональные энергетические программы: методические основы и опыт разработки / под ред. Б. Г. Санеева. Новосибирск: Наука, 1995.

4. Государственное регулирование национальной экономики: учебник / Ходов Л.Г. М.: Изд-во Экономистъ, 2006. 620 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.