Н.Г. МЯСНЯНКИНА
Наталья Геннадьевна МЯСНЯНК1ША — магистр социологических наук, соискатель СПбГЭУ.
В 2013 г. окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — социология, образование.
-Ф- -Ф- -Ф-
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
В последнее десятилетие руководство страны инициировало ряд проектов, направленных на реформирование системы образования, обеспечение учебных заведений новейшим оборудованием, современными технологиями, которые должны способствовать эффективному и прогрессивному развитию подрастающего поколения — человеческого капитала. В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» главными задачами современной школы являются «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1].
В апреле 2011 г. Председателем Правительства РФ был инициирован Проект по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей [5]. О результатах проекта можно судить уже сегодня: постоянно увеличивается число образовательных учреждений, предоставляющих более качественное образование, соответственно растет уровень профессиональной подготовки будущих специалистов — основы человеческого образовательного капитала нашего государства, о чем свидетельствуют данные статистики (см. табл.).
Таблица
Количественные показатели системы образования [там же]
Вид учебною заведения 2009 2010 2011 2012
Гимназии 1494 1502 1554 1574
Количество обучающихся, тыс. человек 993 1026,3 1073,1 1106,8
Лицеи 1099 1100 1116 1137
Количество обучающихся, тыс. человек 673 703,2 742,5 771,1
В соответствии с решением Правительства РФ в 2005 г. начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Проект Федеральных государственных образовательных стандартов направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию программ, входящих в основную образовательную программу среднего (полного) общего образования;
ГРНТИ 04.51.53 © Н.Г. Мяснянкина, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. О.В. Бургонова.
создания условий для развития и самореализации, формирования экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни обучающихся [6].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», подписанном Президентом РФ 29 декабря 2012 г., используются следующие принципы, которые призваны обеспечивать личностное, интеллектуальное развитие, совершенствование человека:
1) свобода в образовании, включая право выбора форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям человека;
2) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека [7].
Таким образом, в настоящее время в учреждениях общего образования реализуются проекты, направленные на обеспечение учащихся комфортной, доступной современной образовательной инфраструктурой, инициативными и прогрессивными педагогами. Разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты, нацеленные на развитие личности, ее способностей, формирование и удовлетворение социально значимых интересов и потребностей, самореализацию обучающихся. В Законе об образовании закреплены основные понятия, функции участников образовательного процесса, структура, формы обучения и уровни образования.
Что касается эмпирических данных о состоянии современной системы общего образования, ее возможностях в формировании интеллектуального потенциала человеческого капитала — будущего нашей страны, влиянии проектов по модернизации, то интерес представляют следующие данные. Если применить традиционную, принятую в школе 5 -балльную систему оценки, то современное состояние системы образования, по данным всероссийского соцопроса, проведенного Левада-Центром в 2012 г. [3, с. 74], большинство респондентов (40 %) оценили на «тройку» (посредственное), 23 % — на «четверку» (хорошее), 14% поставили «двойку» (плохое), 14 % — «единицу» (очень плохое) и лишь 1 % — «пятерку» (отличное).
Правоту сформулированных выше положений подтверждают результаты экспертного формализованного интервью среди директоров школ, завучей и учителей г. Москвы в октябре-ноябре 2012 г. (всего было опрошено 60 экспертов). Не все эксперты видят позитивный социальный эффект от реализации мероприятий по модернизации системы общего образования (см. рис.).
Опрошенные опасались, что «с каждым годом уровень образованности и воспитанности учеников падает; снижаются уровень знаний учащихся, их работоспособность; дети теряют остатки мотивации к учебе, их безразличие к школе и стране только увеличивается», «безразличие и необразованность общества будут пагубны для страны. Небольшое количество позитивных перспектив звучали как «гимн модернизации»: «подъем уровня образования и многостороннего развития личности; новая, обновленная современная школа для детей, большие возможности для учеников; современная школа дает широкие возможности при выборе профессии».
Вопрос «Чего не хватает сегодня школе, учебному процессу, самой системе школьного образования, на Ваш взгляд?» был введен в опрос как уточняющий и носил контрольную функцию. У экспертов была возможность отметить несколько вариантов ответов, которой они не пренебрегли. В результате мы утвердились в предположении, что школе не хватает сегодня свободы, авторитета и мотивированных учеников.
Итак, эмпирические данные пока не дают однозначного ответа на вопрос: будет ли способствовать программа модернизации общего образования формированию социализированной личности подрастающего поколения, окажет ли положительное влияние на становление, развитие и совершенствование учебных и коммуникативных навыков школьников. Очевидно, ответ мы узнаем позднее, когда реформы будут повсеместно введены и поколение детей получат знания, умения и навыки, продекларированные в соответствующих программных документах.
0 5 10 15 20 25 30 35
Для страны определенная материальная выгода от реорганизации и объединения ОУ Родители будут больше платить за образование своих детей Образование станет платным частично, часть родителей выберет его для себя Положительный, р ост конкур ентоспособности личности, улучшение социальной обегановки в стране. Негативный, с каждым годом уровень образованности и воспитанности учеников падает
Для детей ничего не изменится, для учителей и школы - потеря часов, возр астают требования Модернизация системы образования должна быть хорошо обдумана, программы пр ор аботаны с учетом пер егрузки детей Нужно давать больше полномочий школе, а не отбирать их у нее —
■
Рис. Результаты опроса экспертов
Важно то, что органы государственной власти наконец-то переключили свое внимание на самый главный ресурс государства — человеческий капитал. Достижение целей постиндустриального развития экономики России невозможно без целевой реструктуризации человеческого капитала [2, с. 115] и соответствующей модернизации российской системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инициатива «Наша новая школа». URL: 11йр://президент.рф/пе\У5/6683/
2. May В. Человеческий капитал: вызовы для России // Вопросы экономики. 2012. № 7.
3. Общественное мнение. 2012. М„ 2012. 232 с.
4. Отдельные показатели деятельности организаций образования, http://www.gks.ru/iree_doc/new_site/popula tion/obraz/o-obrl .htm
5. Справка по вопросу «О реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей». URL: 11йр://мониторингмрсо.рф/риЬИсМос8/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://standart.edu.ru/
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ. URL: 1 itt р: //м и нобр на у к и. р ф/