Научная статья на тему 'Управление пространственным развитием: роль партнерства муниципальной власти и бизнеса'

Управление пространственным развитием: роль партнерства муниципальной власти и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутова Татьяна Витальевна, Кривцова Марина Константиновна, Широкова Алена Игоревна

В статье авторами рассмотрены аспекты функционирования социально-экономического развития урбанизированных территорий для равномерного размещения потребления и производства с учетом требований экологических норм и сохранения культурного разнообразия городской среды. Проанализировано отличие городской среды от других территориально-пространственных хозяйственных систем, а также проблемы взаимодействия местных органов власти с представителями малого и среднего бизнеса на ограниченных территориях. Авторами выявлены базовые принципы деятельности малых предприятий в условиях сбалансированного развития социально-экономического пространства города. Рассмотрен пример взаимодействия представителей бизнеса с местными органами самоуправления на примере города Волгограда, где принцип расположения бизнес-структур позволяет сделать вывод о моноцентричных тенденциях пространственного развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL DEVELOPMENT MANAGEMENT: THE ROLE OF PARTNERSHIP OF MUNICIPAL AUTHORITIES AND BUSINESS

In the article the authors consider the aspects of functioning of social and economic development of urbanized territories for proportional placement of consumption and production taking into account the requirements of environmental standards and preservation of cultural diversity of urban environment. The difference of urban environment from other territorial and spatial economic systems as well as the problems of interaction between local authorities and the representatives of small and medium business in limited territories are analyzed. The authors reveal the basic principles of small enterprises' activity in the conditions of balanced development of social and economic space of the city. The example of interaction between business representatives and local self-government bodies by the example of the city of Volgograd where the principle of arrangement of business structures allows to draw a conclusion about monocentric tendencies of spatial development of the city is also touched upon.

Текст научной работы на тему «Управление пространственным развитием: роль партнерства муниципальной власти и бизнеса»

Т.В. Бутова М.К. Кривцова А.И. Широкова

УДК 330.8 2013

УПРАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ: РОЛЬ ПАРТНЕРСТВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА

Аннотация. В статье авторами рассмотрены аспекты функционирования социально-экономического развития урбанизированных территорий для равномерного размещения потребления и производства с учетом требований экологических норм и сохранения культурного разнообразия городской среды. Проанализировано отличие городской среды от других территориально-пространственных хозяйственных систем, а также проблемы взаимодействия местных органов власти с представителями малого и среднего бизнеса на ограниченных территориях. Авторами выявлены базовые принципы деятельности малых предприятий в условиях сбалансированного развития социально-экономического пространства города. Рассмотрен пример взаимодействия представителей бизнеса с местными органами самоуправления на примере города Волгограда, где принцип расположения бизнес-структур позволяет сделать вывод о моноцентричных тенденциях пространственного развития города.

Ключевые слова: пространственное развитие, административное деление, городская среда, социально-экономическое развитие.

Tatiana Butova Marina Krivtsova Alena Shirokova

SPATIAL DEVELOPMENT MANAGEMENT: THE ROLE OF PARTNERSHIP OF MUNICIPAL AUTHORITIES AND BUSINESS

Annotation. In the article the authors consider the aspects of functioning of social and economic development of urbanized territories for proportional placement of consumption and production taking into account the requirements of environmental standards and preservation of cultural diversity of urban environment. The difference of urban environment from other territorial and spatial economic systems as well as the problems of interaction between local authorities and the representatives of small and medium business in limited territories are analyzed. The authors reveal the basic principles of small enterprises' activity in the conditions of balanced development of social and economic space of the city. The example of interaction between business representatives and local self-government bodies by the example of the city of Volgograd where the principle of arrangement of business structures allows to draw a conclusion about monocentric tendencies of spatial development of the city is also touched upon. Keywords: spatial development, administrative division, urban environment, social and economic development.

Такие стратегически важные задачи, как повышение конкурентоспособности города, создание благоприятных экономических условий его развития и повышение комфортности проживания жителей, не могут решаться без пространственной организации расселения и производства городских систем [4]. Сегодня особенно важное значение имеют вопросы развития городских агломераций в России. Наличие стихийного характера образования агломераций, поток жителей из малых городов в крупные, концентрация необходимых экономических ресурсов центров агломераций могут стать толчком к усилению территориальных диспропорций во внутригородском пространстве.

Соответственно регулируемое сбалансированное социально-экономическое развитие урбанизированных территорий в своей основе предполагает обеспечение условий для равномерного размещения потребления и производства с учетом требований экологических норм и сохранения культурного разнообразия городской среды [8]. По этим причинам муниципальные органы управления ставят перед собой такую задачу, как формирование новых центров экономического роста, основываясь на двух важных моментах: создании центров там, где существуют обоснованные предпосылки формирования агломераций, а также там, где более эффективно и рационально будут распределяться внут-

© Бутова Т.В., Кривцова М.К., Широкова А.И., 2014

ренние территориальные ресурсы города, что представляет собой основу устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований [2]. Пересечение этих моментов в области пространственной организации города вызывает немалый интерес у субъектов малого бизнеса.

В свою очередь, мелкие производители ориентируются в своем опыте в основном на местные ресурсы и местные потребности, что образует собой уже более широкую многоотраслевую производственную сеть, которая изменяет всю систему хозяйственных связей и в конечном итоге ведет к изменению экономического пространства и влияет на жизнь местного населения. Это подтверждает важность изучения особенностей пространственного размещения и возможностей функционирования представителей малого бизнеса в виде сбалансированного социально-экономического развития городских систем. Главным отличием городской среды от других территориально-пространственных хозяйственных систем является наличие в ней более широкого и многообразного спектра экономических факторов, оказывающих значительное влияние на функционирование малого бизнеса. Одной из основополагающих характеристик этой среды является большая концентрация предприятий на довольно сжатой урбанизированной территории. Таким образом, состояние каждого отдельно взятого фактора оказывает большое влияние на характер производства малого предприятия.

Одними из основных положений, связанных с деятельностью малых предприятий и сбалансированным развитием социально-экономического пространства города, являются следующие базовые позиции.

1. Концентрация крупных предприятий в границах городской системы создает собой некоторые барьеры для выхода мелких производителей на рынок, что вынуждает мелких произодителей располагаться в отдаленных местах вдали от центров скопления крупномасштабного производства, то есть там, где конкуренция крупного бизнеса достигает своего наименьшего значения.

2. Ориентированность на сферу обслуживания, которая формируется непосредственно самим местным населением. Области концентрации населения становятся привлекательными центрами для развития малого предпринимательства, что способствует расположению предприятий в соответствии с расселением городских жителей.

3. Более высокие, чем у крупных предпринимателей, показатели зависимости субъектов малого предпринимательства от объемов местного рынка обуславливают возможности развития малого предпринимательства там, где ресурсы работы на внутреннем рынке богаче.

Волгоград относится к категории городов-миллионников с населением 1018,7 тыс. чел., в производственном профиле которого представлены практически все сферы и отрасли экономики, с преимущественным развитием промышленного комплекса. В общем объеме производства города сектор малого бизнеса занимает 17,3 % и обеспечивает рабочими местами 35 % от общего числа занятых в экономике муниципального образования. В настоящее время проблема диспропорций социально-экономического развития городских территорий для Волгограда весьма актуальна.

Таким образом, принцип расположения бизнес-структур в Волгограде позволяет сделать вывод о моноцентричных тенденциях пространственного развития города: около 28 % как крупных, так и средних предприятий (а именно: филиалы и структурные подразделения) сконцентрированы в одном и том же районе - Центральном (см. рис.). Данные по организациям включают также сведения о филиалах и структурных подразделениях.

Большое скопление бизнес-структур в центральной части города вызывает транспортную нагрузку, а также приводит к сокращению объемов нового строительства и слабой функциональной специализации других районов города.

Рис. Территориальное распределение численности хозяйствующих субъектов по районам г. Волгограда, 2013 г. (тыс. ед.)

По мнению исследователей, моноцентричность пространственного развития города (см. табл.) объективно сужает возможности развития бизнеса и его дальнейшей экспансии, способствует возникновению экономически отсталых и социально депрессивных районов, вызывает рост цен на аренду помещений и земельных участков в экономически развитых районах, а в целом снижает конкурентоспособность города с точки зрения проживания жителей и потенциальных мигрантов.

Таблица

Пространственная структура потребительского рынка г. Волгограда, 2013 г. [6]

Район Распределение Доля рабо- Удельный Распределение Число объектов

численности тающих от оборот роз- объемов плат- мелкорознич-

населения по общей чис- ничной тор- ных услуг по ной торговли

районам,% ленности говли на районам, % на 1000 чел.

населения 1 чел., населения, ед.

района, % млн руб.

Среднее значение по 100 28,0 0,07 100 3,05

городу

Ворошиловский 8,2 38,9 0,05 25,2 3,8

Дзержинский 17,8 27,1 1,80 7,8 3,8

Кировский 10,2 15,4 0,02 2,2 2,2

Красноармейский 16,4 24,5 0,04 2,0 1,9

Краснооктябрьский 14,8 18,3 0,04 2,8 1,8

Советский 10,7 25,3 0,06 7,8 4,2

Тракторозаводской 13,7 12,6 0,04 1,2 2,3

Центральный 8,2 87,4 0,09 50,8 6,0

Расхождение в показателях по территориальному развитию экономической системы в городе Волгограде подтверждается также результатами анализа потребительской сферы среди населения в

муниципальном образовании, выполненном, опираясь на следующие данные: общая численность распределения населения в городе является относительно равномерной, в то время как занятость населения в районах города и уровни потребления товаров и услуг среди жителей значительно расходятся в показателях, в основном высокие значения субъектов малого бизнеса в территориальном разрезе муниципального образования преобладают в Центральном районе [1].

Таким образом, сегодня рано говорить о полной реализации потенциала малого бизнеса как участника развития социально-экономического пространства города [7]. Дифференцированная отраслевая структура малых предприятий, где доминирующей сферой является торговля, а также малая доля в обрабатывающем производстве и низкие показатели инновационной активности свидетельствуют о слабом влияние сектора на повышение эффективности как отраслевой, так и территориальной структур хозяйственного комплекса города.

В заключение хотелось бы отметить, что решение вопроса о реализации потенциала малого предпринимательства в развитии полицентричной структуры города во многом зависит от позиции органов местного самоуправления, а не от субтерриториальных подразделений администрации. Такое решение должно быть закреплено в муниципальных целевых программах поддержки малого предпринимательства, ведомственных целевых программах развития отдельных районов, а также в стратегическом плане социально-экономического развития города, основанного на мониторинге, анализе и прогнозировании деятельности субъектов малого бизнеса в территориальном разрезе муниципального образования.

Библиографический список

1. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем на местном уровне // Муниципальная академия. - 2012. - № 2. - С. 40-46.

2. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Влияние сотрудничества власти и банковского сектора на развитие столичного мегаполиса в РФ // Управление экономикой регионов: функции и механизмы управления, формы и механизмы взаимодействия: сборник материалов Международной конференции. - Кишинев, 2013. - С. 10-13.

3. Думная Н.Н. Современная экономическая наука: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 . - 534 с.

4. Зайнашева З.Г., Семкина О.С. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально-значимых услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 3. -С. 29-37.

5. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. И.Ю. Беляева, М.А. Эскиндарова. - М.: Кнорус, 2008.

6. Офиц. сайт Департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dppr.volgadmin.ru/Consumer/Default.aspx

7. Официальный портал Правительства Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mos.ru/authority/activity/innovations/index.php?id_14=26325

8. Петрова Ю.И., Довгаль С.А., Судибье А.О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике // Вестник Академии. - 2013. - № 2. -С. 47-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.