Научная статья на тему 'Управление профессиональным развитием педагогических работников в условиях системы повышения квалификации «Өрлеу»: интеграция посткурсового сопровождения и мониторинга'

Управление профессиональным развитием педагогических работников в условиях системы повышения квалификации «Өрлеу»: интеграция посткурсового сопровождения и мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА / ПОСТКУРСОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / РЕФЛЕКСИВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / МОНИТОРИНГ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафина Айгуль Сергеевна

В статье анализируются теоретические и практические аспекты профессионального развития педагогов после прохождения курсов повышения квалификации. Описан реализованный проект по совершенствованию и интеграции сопровождения и мониторинга профессионального развития педагогов в посткурсовой период. Представлен интерактивный образовательный портал, внедренный в работу филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», который выступает одновременно средством и средой профессионального развития педагогов. Описано содержание и механизмы планирования профессионального развития (индивидуальный «Профиль», траектория развития компетенций, диаграмма Ганта), реализации (образовательные ресурсы, консультативная помощь) и мониторинга (электронная карта непрерывного профессионального роста, включающая 9 критериев, разработанных и утвержденных АО «НЦПК «Өрлеу»). Изложены основные технические характеристики интерактивного образовательного портала, технические задачи, решенные для дифференцированного доступа пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of professional development of pedagogical workers in the advanced training system “Өрлеу”: the integration of the post courses support period and monitoring

The article analyzes the theoretical and practical aspects of the professional development of teachers after advanced training courses. The project of improving, integration of support and professional development monitoring of teachers in post courses period is described. The interactive educational portal, adopted into the work of the branch of National Center of Advanced Training “Өрлеу” is presented, which simultaneously acts as a means and environment for professional development of teachers. The content and mechanisms of professional development planning (individual “Profile”, the competence development trajectory, Gant diagram), the implementation (educational resources, advisory assistance), and monitoring (electronic map of continuous professional growth, including 9 developed and approved criteria by NCAT “Өрлеу”) are explained. The main technical characteristics of the interactive educational portal, technical tasks, solved for the differential access of users are described.

Текст научной работы на тему «Управление профессиональным развитием педагогических работников в условиях системы повышения квалификации «Өрлеу»: интеграция посткурсового сопровождения и мониторинга»

Я. С. Мустафина

Управление профессиональным, развитием педагогическихработников.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 371.018.46

Управление профессиональным развитием педагогических работников в условиях системы повышения квалификации «врлеу»: интеграция посткурсового сопровождения и мониторинга

А. С. Мустафина

Management of professional development of pedagogical workers in the advanced training system "врлеу": the integration of the post courses support period and monitoring

A. S. Mustafina

Аннотация. В статье анализируются теоретические и практические аспекты профессионального развития педагогов после прохождения курсов повышения квалификации. Описан реализованный проект по совершенствованию и интеграции сопровождения и мониторинга профессионального развития педагогов в посткурсовой период. Представлен интерактивный образовательный портал, внедренный в работу филиала АО «НЦПК «Орлеу» «ИПК ПР по СКО», который выступает одновременно средством и средой профессионального развития педагогов. Описано содержание и механизмы планирования профессионального развития (индивидуальный «Профиль», траектория развития компетенций, диаграмма Ганта), реализации (образовательные ресурсы, консультативная помощь) и мониторинга (электронная карта непрерывного профессионального роста, включающая 9 критериев, разработанных и утвержденных АО «НЦПК «Орлеу»). Изложены основные технические характеристики интерактивного образовательного портала, технические задачи, решенные для дифференцированного доступа пользователей.

Abstract. The article analyzes the theoretical and practical aspects of the professional development of teachers after advanced training courses. The project of improving, integration of support and professional development monitoring of teachers in post courses period is described. The interactive educational portal, adopted into the work of the branch of National Center of Advanced Train-

ing "Орлеу" is presented, which simultaneously acts as a means and environment for professional development of teachers. The content and mechanisms of professional development planning (individual "Profile", the competence development trajectory, Gant diagram), the implementation (educational resources, advisory assistance), and monitoring (electronic map of continuous professional growth, including 9 developed and approved criteria by NCAT "Орлеу") are explained. The main technical characteristics of the interactive educational portal, technical tasks, solved for the differential access of users are described.

Ключевые слова: профессиональное развитие, критерии профессионального роста, посткурсовое сопровождение, управление профессиональным развитием, рефлексивное осмысление, индивидуальная траектория, мониторинг, интерактивный образовательный портал.

Keywords: professional development, indicators of professional growth, post courses support, management of professional development, reflective judgment, individual trajectory monitoring, interactive educational portal.

В условиях масштабной модернизации системы образования Казахстана, поэтапного обновления содержания всех уровней образования все более востребованы профессиональное развитие педагогов, их функциональная мобильность, инновационная активность, высокий уровень ИК-компетентности,

г" ^ ^

ЧИППКРО

стремление к самореализации. Система повышения квалификации в Казахстане, представленная Акционерным обществом «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» и его 17 филиалами, посредством комплексной курсовой, посткурсовой и межкурсовой деятельности создает научно-методическое обеспечение профессионального развития педагогов и подготовки их к внедрению инноваций. Содержание курсовой подготовки и посткурсового сопровождения построено на принципах согласованности, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Совершенствование профессиональной деятельности педагога после прохождения курсов является одним из критериев качества курсовой подготовки; по сути, повышение уровня компетентности и эффективности профессионально-педагогической деятельности является отсроченным и вместе с тем надежным результатом обучения. Профессиональное развитие учителя в посткурсовой период становится предметом анализа для мониторинга повышения квалификации, осуществляемого в АО «НЦПК «Эрлеу». Обязательный мониторинг включает 9 критериев: 1) внедрение инновационных технологий; 2) успеваемость и качество знаний учащихся; 3) результативность работы с одарёнными детьми; 4) проведение мастер-классов, творческих мастерских, семинаров-тренингов; 5) выступление с докладом на семинарах, научно-практических конференциях; 6) участие в образовательных проектах, конкурсах; 7) разработка учебников, монографий, методических пособий и рекомендаций, публикация статей в периодических изданиях и СМИ; 8) прохождение дополнительных обучающих семинаров, тренингов, курсов; 9) повышение квалификационной категории [1].

Существующий опыт филиала АО «НЦПК «Эрлеу» «ИПК ПР по СКО» в реализации сопровождения и мониторинга профессионального развития педагогов позволил выявить наиболее остро проявляющиеся проблемы:

- затруднения в освоении образовательных программ и применении полученных знаний на практике, обусловленные региональными особенностями системы образования СевероКазахстанской области и качества педагогического состава (преобладание малокомплектных

школ - 81,2% при среднем показателе по Казахстану - 45,2%; 13,6% педагогов организаций дошкольного и среднего образования области в возрастной категории до 25 лет и не имеют опыта педагогической деятельности; практически третья часть педагогов школ и колледжей проходит курсы впервые и имеет стаж работы менее 5 лет);

- размытость имеющихся представлений педагогов о сущности профессионального развития и его показателях (в рамках социологического исследования 35,3% опрошенных не смогли дополнить предъявленные показатели профессионального развития);

- неумение педагогов управлять собственным профессиональным развитием, проектировать его этапы и направления, включающие развитие профессионально значимых личностных качеств, повышение знаний в предметной области, квалификационной категории, должностное продвижение и т. д. (25% не задумываются о проблемах профессионального развития, лишь 0,6% продолжают более углубленно изучать предложенные на курсах педагогические технологии и только 1,3% делятся информацией с коллегами);

- отсутствие непрерывности и цикличности обратной связи (существующая форма мониторинга профессионального развития педагога в посткурсовой период по 9 критериям предполагает срез данных один раз по итогам учебного года) [2].

Таким образом, анализ позволил установить ряд существующих противоречий между:

- степенью значимости профессиональных качеств педагога в обновлении системы образования и региональными особенностями качественного состава педагогических работников области;

- высокими ожидаемыми результатами повышения квалификации и имеющимся уровнем профессиональной компетентности педагогов, проходящих курсовую подготовку;

- требованиями к повышению эффективности мониторинга профессионального развития педагога в посткурсовой период и отсутствием полной и достоверной информации об индивидуальных изменениях слушателей курсов;

- потребностью слушателей в научно-методической поддержке в посткурсовой период и

А. С. Мустафина

Управление профессиональным.развитием педагогическихработников...

неэффективным содержанием деятельности в направлении поддержки со стороны методических служб рай/горОО.

Выделенные противоречия определяют необходимость совершенствования сопровождения профессионального развития педагога в посткурсовой период.

В последние годы в Республике Казахстан проведен ряд исследований по вопросам профессионального развития педагогов: разработаны технология и механизм преемственности управления подготовкой учителей в системе непрерывного профессионально-педагогического образования (Сайлыбаев Б. А., 2010).

Использование ИК-технологий в профессиональном развитии педагогов рассмотрено Л. В. Обыденкиной (2010). Автором проанализированы педагогические условия профессионального саморазвития педагогов на основе методических порталов, проведен критический анализ и дано описание системных свойств методического портала как инновационной модели работы с педагогами на непрерывной основе [3; 4].

В целом можно отметить, что в Казахстане активно изучаются проблемы профессионального развития педагогов, но при этом практически нет теоретических и практических исследований в области организации посткурсового сопровождения.

В связи с этим интересны существующие прикладные исследования особенностей посткурсового сопровождения учителя сопредельных государств в силу относительной схожести системы повышения квалификации педагогических работников. В настоящее время разработаны: модель научно-методической поддержки педагогов после курсов: система посткурсового сопровождения слушателей курсов для непрерывного совершенствования уровня профессионального мастерства в области информатики (Комелина Е. В., 2012); механизм поэтапного формирования готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков «группы риска», включающий диагностику, наращивание профессионального потенциала и посткурсовую профессиональную деятельность (Карнаева И. В., 2003); региональная модель подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы, предполага-

ющая посткурсовой этап - осмысление, рефлексия, внедрение, корректировка и консультации (Пашкин Г. П., 2006) [5; 6; 7].

В то же время данные модели посткурсового сопровождения ориентированы на решение частных задач. Универсальная модель системы повышения квалификации с актуализацией профессионального развития педагогов после окончания курсов разработана Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (Синен-ко В. Я., 2011). Она состоит из следующих элементов: самоопределение, актуальность компе-тентностей, обратная связь, непрерывность. Непрерывность повышения квалификации обеспечивается трехэтапным циклическим построением обучения, предполагающим следующие этапы работы над профессионализмом: предкурсовой, теоретико-практический (курсы), внедренческий (посткурсовой). Посткурсовой период в данной модели предполагает полномасштабную рефлексию, творческий отчет об осуществляемой им деятельности на первых двух этапах, комплекс методических мероприятий.

Реализация данной модели осуществляется посредством интеграции образовательной системы региона [8].

Проанализированные модели посткурсовой деятельности в системе повышения квалификации педагогов не предполагают интеграцию двух аспектов: сопровождение и мониторинг.

При этом под сопровождением мы понимаем оказание научно-методической поддержки педагогам в построении и реализации индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности, качественных изменений в профессиональной деятельности и внедрении обновленного содержания и инновационных технологий в посткурсовой период, под мониторингом профессионального развития - процесс непрерывного отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов и выявление уровня ее результативности.

Интеграция сопровождения и мониторинга в посткурсовой период дает возможность педагогу выстроить профессиональное развитие в логике: планирование, достижение, результат (рис. 1).

ЧИППКРО

ОСМЫСЛЕНИЕ

результатов обучения

(курсы повышения квалификации)

Рис. 1. Схема интеграции сопровождения и мониторинга профессионального развития

в посткурсовой период

Филиалом АО «НЦПК «брлеу» «ИПК ПР по СКО» разработан и реализуется Проект по совершенствованию сопровождения и мониторинга профессионального развития педагогов в посткурсовой период <УЗД1КС1З КЭС1БИ ДАМУ». Целью проекта является внедрение системы интеграции данных направлений деятельности на платформе портала, не имеющей аналогов на территории Республики Казахстан.

В соответствии с технологией разработки проектов проведен обзор предшествующих исследований, определены практическая значимость, критические точки, альтернативные пути реализации, создана группа управления, подготовлен типовой календарный план и т. д.

Главным продуктом проекта стал интерактивный образовательный портал PROFESSIONAL http://www.portal.ipksko.kz/, запущенный 15 августа 2016 года.

Работа педагогов на портале предполагает:

- построение индивидуальной траектории профессионального развития, а также ее кор-реагирование в посткурсовой период;

- использование образовательных ресурсов для углубленного изучения педагогических и информационных технологий, представленных на курсах, получение оперативной консульта-

тивной помощи по вопросам внедрения в практику;

- заполнение электронной карты непрерывного профессионального развития, позволяющей учителю организовать самоанализ, а филиалу - получить обратную связь. Для планирования профессионального развития педагоги используют электронный ресурс «Индивидуальная траектория профессионального развития педагога», подготовленный авторским коллективом филиала АО «НЦПК «брлеу» «ИПК ПР по СКО», основой которого являются задачи-рекомендации по планированию саморазвития и самообразования, разработанные с использованием Диаграммы Ганта и в соответствии с компонентами профессионального роста педагога, выделенными известным казахстанским ученым Ж. А. Караевым. [9].

Электронный ресурс дает возможность выстроить собственную индивидуальную траекторию профессионального развития в посткурсовой период на основе:

- рефлексивного осмысления содержания и результатов обучения на курсах;

- нормативного или идеального представления о педагогической деятельности и личности учителя;

- анализа профессиональных затруднений;

А. С. Мустафина

Управление профессиональным развитием педагогинескухработникрв...

- аккумуляции имеющихся ресурсов, средств и инструментов посредством ИК технологий.

Интерактивность Портала предполагает не только использование образовательных материалов (аудио-, видеолекций, презентаций, ЦОРов), размещенных в разделе «РЕСУРСЫ» для более углубленного изучения педагогических и информационных технологий, представленных на курсах, но и онлайн -консультирование. Раздел «Консультации» включает 10 приоритетных направлений, где педагогам предлагается возможность получить методическую помощь по вопросам внедрения в практику педагогических и информационных технологий в посткурсовой период. В качестве консультантов выступают ППС и сотрудники филиала, другие эксперты в запрашиваемой области.

Портал реализован средствами CMS Joomla! 2.5 (GNU/GPL/GPL2). Имеет двуязычный (государственный и русский языки) дружелюбный интерфейс. В основе работы портала лежит современный инструмент T3 Framework, а также хорошо зарекомендовавшие себя плагины, компоненты и модули, совместимые с Joomla! 2.5: All Video Share, ChronoForms 5, Unite Revolution Slider 2, FaqBook, Widgetkit, Kunena Forum, Sql-2-Excel, Improved AJAX Login and Register и др.

Выполнен ряд сложных технических задач.

1. Распределение ролей между пользователями портала: public (гости), registered (зарегистрированные пользователи), special (модераторы), administrator (создатели). Пояснение: в зависимости от роли меняются возможности пользователей.

2. Возможность самостоятельного заполнения каждым пользователем (слушателем) 9 критериев электронной карты непрерывного профессионального развития, причем каждый пользователь имеет возможность видеть только свои данные.

3. Полностью автоматизирован «Лист выгрузки» пользователя. По степени заполнения пользователем критериев карты непрерывного профессионального роста данные автоматически группируются и по запросу пользователя формируются в «Лист выгрузки».

4. Процедура регистрации проходит по номеру именного сертификата пользователя (слушателя) об окончании курсов ПК, что ис-

ключает вероятность нарушения целостности баз данных портала и данных пользователей.

Результатом реализации данных технических задач стал индивидуальный «ПРОФИЛЬ», доступный только для пользователя и включающий в себя личные данные и электронную карту непрерывного профессионального развития. Карта включает 9 критериев профессионального развития педагога, разработанных АО «НЦПК «брлеу».

Благодаря существующим разделам и возможностям интерактивного взаимодействия, портал представляет собой:

- инструмент и ресурс самообразования, самоанализа и самоконтроля педагога;

- базу данных, отражающую результаты профессионального развития каждого учителя, прошедшего курсы;

- инструмент взаимодействия филиала и методических служб области;

- административное средство управления профессиональным развитием педагогов.

С помощью новейших информационно-коммуникационных технологий достигнуто повышение интегративного потенциала двух направлений деятельности филиала: сопровождение и мониторинг профессионального развития педагога в посткурсовой период.

В рамках управления Проектом, основой которого является внедрение интерактивного образовательного портала PROFESSIONAL, смоделирован процесс поддержки и функционирования портала (схема апробации), подготовлен и утвержден План апробации, разработан наглядный материал, содержащий пошаговую инструкцию для педагогов.

Портал успешно апробирован в 2016 году, опыт представлен и рекомендован для распространения среди 17 филиалов АО «НЦПК «брлеу». Управленческое посткурсовое сопровождение профессионального развития педагогов должно выстраиваться в соответствии со следующими принципами: необходимость самоопределения и самоанализа педагога, формирование интерактивной и персональной позиции, соотнесение содержания курсовой подготовки и посткурсового сопровождения, непрерывность сопровождения и обратной связи.

Портал PROFESSIONAL выступает одновременно средством и средой, в которой материализуются повышение квалификации,

äk

ЧИППКРО

самообразование и самоанализ, представляет собой персональное образовательное пространство педагога. Безусловно, этап апробации формирует зону затруднений: низкая ИК -компетентность, недостаточная потребность активного использования интернета, недостаточная мотивация педагогов к профессиональному росту.

Перспективой дальнейшего внедрения портала и реализации Проекта в целом является проведение психолого-педагогических исследований профессионального развития.

Библиографический список:

1. Технология мониторинга как средство отслеживания и управления качеством повышения квалификации педагогов / под. ред. Г. К. Ахметовой. - Алматы : АО «НЦПК «бр-леу», 2013. - 119 с.

2. Особенности мониторинга и анализа профессионального развития педагога : методические рекомендации / С. Романенко, А. Муста-фина, А. Кабдирова, К. Бельгибай. - Петропавловск : Филиал АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по СКО», 2015. - 50 с.

3. Сайлыбаев Б. А. Научные основы преемственности управления подготовкой учителей в системе непрерывного профессионально-педагогического образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Б. А. Сайлыбаев. - Алматы, 2010. - 257 с.

4. Обыденкина Л. В. Педагогические условия профессионального саморазвития педагогов на основе методических порталов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. В. Обыденкина. -Алматы, 2010. - 180 с.

5. Комелина Е. В. Система повышения квалификации в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды : автореф. дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.02 / Е. В. Комелина. - Казань, 2012. - 18 с.

6. Карнаева И. В. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков «группы риска» в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. В. Карнаева. - Кемерово, 2003. - 23 с.

7. Пашкин Г. П. Подготовка педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы: на примере Ханты-Мансийского автономного

округа : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. П. Пашкин. - Тобольск, 2006. - 19 с.

8. Синенко В. Я. О модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования // Методист. - 2011. -№ 9. - С. 5-10.

9. Караев Ж. А. Профессиональный рост педагога - основа качества образования // Республиканская образовательная общественно-политическая газета «Бiлiмдi ел - Образованная страна». - 2016. - № 16. - Алматы, 2016. -С.12-14.

References:

1. Monitoring technology as a means of tracking and managing the quality of teacher advanced training [Tehnologija monitoringa kak sredstvo otslezhivanija i upravlenija kachestvom povysheni-ja kvalifikacii pedagogov]; ed. by G. K. Akhmeto-va, Almaty: NCAT "врлеу", 2013. 119 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. The features of monitoring and analysis of the professional development of teacher: methodological recommendations [Osobennosti monitoringa i analiza professional'nogo razvitija peda-goga: metodicheskie rekomendacii], S. Romanen-ko, A. Mustafina, A. Kabdirova, K. Belgibay. Pet-ropavlovsk: Branch NCAT "врлеу", 2015. 50 p.

3. Saylybaev B. A. Scientific principles of continuity in the management of teacher training in the system of continuous professional and pedagogical education: Dissertation of Doctor of Pedagogic Science [Nauchnye osnovy preemstvennosti uprav-lenija podgotovkoj uchitelej v sisteme nepreryvnogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovanij a: dis. ... d-ra ped. nauk], Almaty, 2010. 257 p.

4. Obydenkina L. V. Pedagogical conditions of professional self-development of teachers on the basis of methodical portals: Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences [Pedagogicheskie uslovija professional'nogo samorazvitija pedagogov na osnove metodicheskih portalov: dis. ... kand. ped. nauk], Almaty, 2010. 180 p.

5. Komelina E. V. System of advanced training in the field of informatics using the model of the information educational environment: the author's abstract, Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences [Sistema povyshenija kvalifikacii v oblas-ti informatiki s ispol'zovaniem modeli infor-macionnoj obrazovatel'noj sredy], Kazan, 2012. 18 p.

6. Karnaeva I. V. Formation of the teacher's readiness for the professional self-determination of

A. C fflycmatfuua

yhpasAeuue npotfeccuouaxbUbM paseumueM hedaeoemecKuxpafiomuuKoe.

A

HHnnKPO

adolescents "at risk" in the system of professional development: the author's abstract, Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences [Formirovanie gotovnosti uchitelja k professional'nomu samoo-predeleniju podrostkov "gruppy riska" v sisteme povyshenija kvalifikacii], Kemerovo, 2003. 23 p.

7. Pashkin G. P. Training of teachers for the implementation of the national-regional component of the curriculum of the profile school: the author's abstract, Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences [Podgotovka pedagogov k realizacii

nacionaTno-regional'nogo komponenta uchebnogo plana profil'noj shkoly], Tobolsk, 2006. 19 p.

8. Sinenko V. Ya. The modernization of the system of additional professional pedagogical education [O modernizacii sistemy dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija], 2011, No. 9, pp. 5-10.

9. Karayev Zh. A. Professional growth of the teacher is the basis of the quality of education [Professional'nyj rost pedagoga - osnova kachestva obrazovanija], Almaty, 2016, No. 16, pp. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.