Научная статья на тему 'Управление познавательной деятельностью студентов при компьютерном обучении'

Управление познавательной деятельностью студентов при компьютерном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЯМЫЕ И ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ / DIDACTIC PROCESS / ADAPTIVE MANAGEMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонарев С.Г.

В статье проанализирована деятельность педагога по управлению познавательной деятельностью студентов, рассмотрены вопросы управления данной деятельностью с помощью компьютерных обучающих программ. Исследованы возможности многоканальных прямых и обратных связей, включая биологические, для их использования в автоматизированном управлении процессом учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS AT COMPUTER TRAINING

The work of the teacher to manage the cognitive activity of students is analyzed. The issues of management in this activity with the help of computer training programs are considered. The possibilities of multi-channel forward and backward linkages, including biological, for use in the automated management of the learning process are discussed.

Текст научной работы на тему «Управление познавательной деятельностью студентов при компьютерном обучении»

УДК 378 С. Г. Звонарев, доц. Челябинской

государственной агроинженерной академии (ЧГАА), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: zvonarev1956@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПРИ КОМПЬЮТЕРНОМ ОБУЧЕНИИ

В статье проанализирована деятельность педагога по управлению познавательной деятельностью студентов, рассмотрены вопросы управления данной деятельностью с помощью компьютерных обучающих программ. Исследованы возможности многоканальных прямых и обратных связей, включая биологические, для их использования в автоматизированном управлении процессом учения.

Ключевые слова: дидактический процесс, адаптивное управление познавательной деятельностью студентов, биологические прямые и обратные связи.

Управление познавательной деятельностью обучаемых — необходимая составная часть дидактического процесса. Во многих педагогических монографиях и диссертациях достаточное внимание уделяется рассмотрению особенностей этого процесса. Причем в них доказывается, что любая учебная деятельность всегда управляема. Это либо непосредственные управляющие воздействия конкретного педагога, либо опосредованные воздействия некоторого «обобщенного» преподавателя (автоматическое управление) с помощью различных технических или компьютерных средств, либо самоуправление, осуществляемое обучающимся по отношению к самому себе.

Выделяются основные недостатки традиционного обучения с точки зрения эффективности управления познавательной деятельностью обучаемых. Во-первых, преподаватель поставлен перед необходимостью одинаково качественно управлять разными объектами, т. е. ориентироваться на «усредненного» обучаемого, а не на конкретного человека. Во-вторых, обратную связь об усвоении учебной информации обучаемыми преподаватель получает лишь при проведении зачетов, контрольных работ и проверок, т. е. информация поступает время от времени, со значительными перерывами, с большим опозданием и в недостаточном объеме. В-третьих, преподаватель в значительной степени ограничен в возможности поддерживать обучаемых в состоянии постоянной активной познавательной деятельности. Обучение — это двухсторонний процесс, а если одна сторона пассивна, то и эффективность обучения значительно снижается.

Названные недостатки могут быть в значительной степени устранены при использовании информационных технологий обучения (ИТО). Говоря об ИТО, мы имеем в виду прежде всего использование компьютера как средства управления учебной деятельностью.

Для эффективного управления процессом обучения при использовании ИТО необходимо создание адаптивной модели действий педагога, явным образом учитывающей цели, методы, результаты обучения и решающей две основные задачи:

1) диагностика психологического состояния и уровня знаний обучаемого;

2) управление его познавательной деятельностью.

Суть первой задачи заключается в распознании текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Сутью второй задачи является планирование и реализация оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время.

Решение данных задач взаимосвязано с определением уровня усвоения информации обучающимися:

1) владение информацией есть уровень знания, заключающийся в способности определить назначение, место информации в содержании предмета и найти нужную информацию, отвечая на вопросы: «о чем?», «с чем связано?» и «где найти?»;

2) понимание есть уровень знания, заключающийся в способности объяснить взаимосвязи между понятиями предметной области, их свойства, отвечая на такие вопросы, как: «почему?», «откуда следует?»;

3) умение решать типовые задачи есть уровень знания, заключающийся в способности построить вычислительную схему решения типовой задачи, отвечая на вопрос «как решить?»;

4) умение решать прикладные задачи есть уровень знания, заключающийся в способности декомпозировать прикладную задачу на ряд типовых, сформировав их математическую постановку, и интерпретировать результаты их решения, исходя из целей первоначальной задачи;

5) умение синтезировать межпредметные связи есть уровень знания, заключающийся в способности использовать для решения прикладных задач предметной области знания различных предметов.

Достижение перечисленных уровней знания выражается в формировании в сознании обучаемого упомянутых выше моделей и закреплении механизмов их образования [1].

В определении знания содержится указание на то, что это активная информация, способная генерировать новую информацию. Т. е. предполагается, что знания содержат декларативную и алгоритмическую (процедурную) части, находящиеся в среде, способной активизировать мозг. Вне такой среды обе компоненты знания представляют информацию в декларативной форме.

Под активизацией познавательной деятельности следует понимать то, что знание проявляется в функционировании своей алгоритмической части или внешней информации, приводящей к выработке новой информации, в т. ч. в виде смысловых моделей.

Содержание и модели требуемых знаний формирует преподаватель. Управляющим звеном, осуществляющим управление, также выступает преподаватель. Средством управления служат учебные задания, самоуправление производится по принципу обратной связи, учебные задания вырабатываются преподавателем на основе сравнения моделей требуемых и текущих знаний обучаемого.

Наличие компьютерных программ сбора и хранения подробной информации о ходе обучения следует считать важнейшим преимуществом проведения занятий с помощью ИТО. Эта информация используется как с целью непрерывного контроля процесса обучения, быстрого выявления хорошо или слабо успевающих, так и в интересах дальнейшего совершенствования содержания занятий, усложнения либо облегчения алгоритма управления

обучением. Но это уже «вчерашний день» компьютерного обучения.

Выделение контроля в относительно самостоятельную функцию управления носит условный характер. В действительности он органически связан со всеми другими функциями управления. Контроль на всех стадиях работы обучаемого при использовании ИТО выявляет упущения в прогнозировании, позволяет корректировать дидактические возможности компьютерной обучающей программы (КОП). Тщательно организованный контроль особо ярко проявляет характер взаимодействия преподавателя — составителя КОП — с обучаемыми.

Контроль есть не только способ оценки достигнутых знаний, но и способ организации обратных связей в процессе обучения, что является необходимым условием достижения цели ИТО. Обратные связи адаптируют процесс обучения к уровню освоения учебного материала.

Управляемый по принципу обратной связи процесс обучения, состоящий из операций, носит двойственный характер: с одной стороны, в нем формируются знания обучаемого, с другой — реализуется сам процесс обучения, который в конечном итоге определяется предъявляемыми требованиями к знаниям обучаемого, их начальным состоянием и способностями студента.

Алгоритмы управления обучением интерпретируются как алгоритмы выработки учебных заданий. Они должны определяться объективными закономерностями познания и используемыми технологиями, методами, методиками, приемами обучения.

Трудности, возникающие при управлении познавательной деятельностью обучаемых, объясняются недостаточными знаниями о механизмах адаптации, закономерностях их перехода из одной стадии в другую с учетом индивидуальных особенностей личности обучаемого и его реакции на воздействие стрессовых факторов и факторов внешней среды. Поэтому актуальной проблемой является разработка методов и алгоритмов принятия решений по управлению процессом адаптации обучаемых в условиях использования современных ИТО. Таким образом, контроль должен быть постоянной функцией компьютерной программы, причем он должен основываться не только на результатах промежуточного или конечного тестирования, а на анализе информации, приходящей посредством биологической обратной связи (БОС).

Анализ процесса обучения позволяет указать возможные функции ИТО. Выпол-

нение вычислительных операций в рамках изучаемого предмета может производиться с использованием различных компьютерных и информационных средств. Поиск учебной информации обучаемым при выполнении задания может осуществляться с помощью информационно-поисковых систем учебного профиля. Рекомендации, предъявляемые к выполнению задания, даются экспертной системой учебного назначения; тестирование знаний и квалификация осуществляются диалоговыми обучающими программами, КОП, КУ или их инвариантной частью — лингвистическими роботами. Уровень усвоения может задаваться с учетом информации о состоянии обучаемого, получаемой на основе биологических обратных связей (БОС).

Эти средства, выполняющие функции преподавателя по управлению процессом обучения на различных его этапах, должны содержать модели требуемых и текущих знаний обучаемого и т. д., т. е. должны моделировать знания и функции преподавателя.

Приведенная выше формализация процесса обучения позволяет обоснованно сформулировать системную структуру компьютерной обучающей программы (КОП). По мнению ряда исследователей, она является модульной: каждый модуль поддерживает соответственный этап процесса обучения, имеет необходимый набор алгоритмов, реализующих операции обучения и предметность наполнения.

Во многих современных ИТО допускается непрямое (скрытое) управление познавательной деятельностью, когда в качестве помощи обучаемому либо дается эвристическое указание, либо предъявляется вспомогательная задача. Введение непрямого управления обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, непрямое управление позволяет использовать такие средства формирования мышления, как творческие виды познавательной активности, самостоятельный поиск решения и т. д. Во-вторых, эвристические указания в силу своей обобщенности относятся к более широкому классу обучающих воздействий, чем указания конкретные, а значит вероятность того, что такое указание будет дано не по делу, уменьшается. Скрытость управления познанием обнаруживает еще одну проблему компьютерного обучения — безопасность, но это тема отдельной статьи.

Анализ используемых ИТО позволяет выделить четыре режима управления познавательной деятельностью при компьютерном обучении.

1. Непосредственное управление: компьютер ставит перед обучаемыми учебную задачу; обучаемые могут задавать вопросы, только относящиеся к данной учебной задаче; характер помощи обучаемому определяет компьютер.

2. Опосредованное управление: компьютер ставит перед обучаемыми не учебную задачу, а проблему, которую те должны оформить в виде учебной задачи; в общении с компьютером допускаются игровые ситуации; в качестве учебных предъявляются задачи на моделирование различных производственных и социальных ситуаций, допускающие множество решений.

3. Динамическое управление: предъявленная компьютером учебная задача решается обучаемым совместно с компьютером; характер и меру помощи определяют как обучаемый, так и компьютер.

4. Управление, при котором компьютер играет роль средства учебной деятельности обучаемых: учебную задачу ставит обучаемый, характер и вид помощи также определяет он. В случае затруднений обучаемый может передавать управление компьютеру (последний в процессе диалога уточняет затруднения, которые испытывает обучаемый, и выдает требуемую помощь).

В настоящее время ведется дискуссия по поводу эффективности различных режимов управления, однако однозначно можно выделить следующие тенденции в развитии ИТО.

Первый режим, идущий от традиций программированного обучения, вначале занимал главенствующее положение, но в последние годы все меньше используется в обучающих программах. Сложнее дело обстоит с четвертым режимом. Представляемую в этом режиме возможность обучаемому самому ставить учебную задачу многие специалисты считают одним из наиболее существенных достижений компьютерного обучения. Вместе с тем многочисленные опытные данные показывают, что если обучаемому предоставить возможность самому определять, чему надо учиться, то в данной ситуации основные учебные цели, как правило, не достигаются [2].

На наш взгляд, проектируя психологическое управление познавательной деятельностью на основе БОС, можно значительно повысить процесс компьютерного обучения.

В существующей дидактике центр тяжести анализа познания приходится в основном на раскрытие структуры и процесса познания.

Основным вопросом теорий обучения является выяснение, что собой представляет процесс познания учащегося, каким образом он (учащийся) постигает истину. По отношению к процессу усвоения знаний учащимися процесс обучения, с точки зрения современной дидактики, является внешним, процесс учения — внутренним, психологическим процессом. Поэтому психологи выделяют следующие звенья процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Этими понятиями обозначается психологическая познавательная деятельность обучающихся.

Лучше нужно было бы начать с проектирования учебного процесса, с создания учебно-методического комплекса по всем предметам на основе современных технических и методологических достижений, эффективной технологии учебного процесса, его организации и наполнения конкретным практическим жизненно значимым содержанием. А затем на всех последующих этапах внедрения совершенствовать качество образования обучающихся на основе использования статистических методов посредством интенсивной систематической обратной связи, усиленной в компьютерном обучении системой биологической обратной связи (БОС).

Познание включает разные процессы: процесс накопления знаний и умений (опыта) личностью, необходимых для ее выживания в природе и комфортной адаптации в обществе; личностный процесс, необходимый личности для перехода с нижнего уровня выживаемости на более высокий; объективно-субъективный процесс самосовершенствования; сугубо личностный процесс, управляемый самой личностью.

В процессе управления познанием субъектом управления является сам обучающийся, объектом управления — его деятельность по накоплению целенаправленного опыта. Процесс управления познанием присущ личностной системе управления ученика. Личностная система управления познавательной деятельностью — это, как правило, высокоэффективная система управления замкнутого цикла. В нее входят следующие этапы управления: мотив, устанавливающий направление деятельности, цель достижения желаемого; установление критериев, способов и видов деятельности по достижению цели, а также контроль, оценка и корректирование. Зачастую эти этапы управления познавательной деятельностью прово-

дятся личностью бессознательно, автоматически, без акцентирования на них внимания.

В традиционном обучении учет индивидуальных способностей обучающегося весьма ограничен заданными взаимоотношениями; обучающегося считают объектом обучения, что является грубейшей ошибкой дидактической системы, поскольку учащийся является непосредственным субъектом обучения самого себя, своей личности.

Самообучение личности основано на мотивациях, побуждающих учащихся к определенному направлению обучения. Мотивация выступает как основа создания цели для деятельности личностной системы управления в получении определенных знаний и умений. Следовательно, объектом управления в учебном процессе может быть только познавательная деятельность учащегося.

Как же управлять познавательной деятельностью учащегося, если она является его личным делом? Очевидно, что надо сформировать систему мотивации к познавательной деятельности таким образом, чтобы цель познавательной деятельности личности ученика совпала или была бы направлена на цели обучения данного урока, темы, курса предмета. Относительно компьютерного обучения возникает вопрос: «Реализуется ли формирование положительной мотивации учения в КОП?».

Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта (без активности обучение вообще невозможно). Но степень этой активности при использовании различных методов и средств обучения неодинакова. По словам Г. П. Щедровицкого, «активными методами обучения называются те, которые позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей учащегося и сознательного формирования у них необходимых деятельностей» [3].

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнений, однако данный процесс до сих пор вызывает острые дискуссии среди педагогов. Большинство авторов, исследуя систему «педагог — КОП — обучающийся», рассматривают аспект управления познанием только в части системы «педагог — КОП», а если в целом, то без учета множества возможных обратных связей в системе «КОП — обучающийся» [4, 2].

Управление обучением со стороны педагога — это вполне упорядоченная и целенаправленная деятельность по наблюдению, контролю и коррекции, подчиняющаяся заранее выбранной стратегии. Наблюдая за поведением обучающегося при его работе с учебным материалом, учитель может сделать определенные заключения (например, о доступности материала, усталости учащегося, предпочтениях и т. п.) и подстроить дидактический процесс под конкретные характеристики обучающегося. Однако при компьютерном обучении наблюдение затруднено ввиду очевидных трудностей, хотя имеются идеи реализации компьютерного наблюдения, в т. ч. и с помощью специальных датчиков (БОС).

Учебный процесс организуется не ради получения правильных ответов от учащихся, а для обучения их тем познавательным действиям, которые ведут к этим ответам. Следовательно, контролировать надо содержание формируемых действий.

Обратная связь несет сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и дает возможность осуществлять диагностику хода процесса, следить за действиями обучаемого. Обратная связь содержит сведения о том: выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено; правильно ли его выполняет; соответствует ли форма действия данному этапу усвоения; формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.); может ли обучающийся рефлексировать по поводу изученного, т. е. имеются ли у него признаки развития свойств знаний.

По времени предъявления управляющей информации возможны два способа управления учебной деятельностью обучающегося: разомкнутое (отсроченное) или замкнутое (немедленное) управление. При разомкнутом управлении слежение, контроль и коррекция обучения выполняются по конечному результату, достигнутому за относительно продолжительный период обучения, какими могут быть несколько занятий или даже целый семестр. При замкнутом управлении слежение, контроль и коррекция деятельности учащихся по усвоению осуществляются после выполнения каждого этапа познавательной деятельности и усвоения каждого учебного элемента. Управление учением может учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося (подготовленность, темп и др.).

Эффективное учение возможно только при немедленном управлении, иначе ошибочные действия учащегося не будут своевременно корректироваться, а, наоборот, будут укореняться. Кроме того, психологи при проведении многочисленных экспериментов обнаружили, что если время реакции на важные для испытуемого действия превышает некоторое пороговое значение (порядка трех секунд), то интерес и мотивация резко падают.

В качестве систем компьютерного обучения может быть рассмотрена автоматизированная обучающая система (АОС) — это педагогическое средство, представляющее собой человеко-машинный комплекс и предназначенное для управления познавательной деятельностью в процессе обучения.

Управление познавательной деятельностью обучающихся при помощи компьютерной программы, на наш взгляд, может происходить в три этапа:

1) адаптация программы к обучающемуся, его уровню подготовки, состоянию на начало обучения и т. д. Результатом такой адаптации является выбор стратегии обучения;

2) принятие управленческих решений в ходе обучения, промежуточный контроль, корректировка неправильно понятого материала и т. д.;

3) выводы о результатах обучения, решения рекомендательного характера по дальнейшему обучению.

Рассмотрим порядок работы обучающей компьютерной системы в ходе реализации первого этапа. Система управления принимает решение о выборе очередной порции учебного материала на основании обратной связи с обучающимся. Обратная связь является многоканальной и включает наблюдение за учеником (как долго он реагирует на предоставленный ему материал, как меняется его физиологическое состояние: пульс, потоотделение, альфа-ритм работы мозга, движения зрачков и т. д.) и анализ характера общения с компьютерной обучающей программой (соответствие реакции обучающегося требуемой или ожидаемой). Уровень подготовки, диагностика исходного состояния обучающегося для организации восприятия материала определяют вариант модели обучающегося. Вместе с сигналами обратной связи эта первоначальная диагностика формирует (видоизменяет) модель обучающегося, позволяет выбрать модель процесса обучения и выдать компьютерной обучающей программе управленческие решения.

Результатом выработки управляющего воздействия является выдача того или иного учебного материала или рекомендаций по выбору дальнейшего хода обучения. Для осуществления этого необходимо, чтобы учебный материал содержал по возможности полный набор необходимых разъяснений, подсказок, задач и вопросов для обеспечения усвоения обучающимися материала на заданном уровне, этапе и фазе умственной деятельности.

Обычно преподаватель при подготовке учебника к изданию выбирает соответствующий требуемому уровню усвоения (максимальному для данного контингента) способ представления материала, насыщая его примерами и давая в конце темы или параграфа вопросы или задания, знание ответов на которые он считает необходимым. Каким образом обучающийся будет их постигать, является его личным делом, проверке подвергаются лишь итоговые ЗУН обучающегося.

При создании электронного учебного комплекса следует предусмотреть управление ходом обучения по крайней мере тех обучающихся, которые этого захотят. Это потребует организации различных схем диалога между компьютерной программой и обучающимся, их можно применять при изучении как теоретического материала, так и при решении задач, как при предоставлении полной информации (с полной системой опор), так и частичной (опираясь только на различного вида подсказки) или без опор (по памяти и на время).

При автоматическом анализе ответов обучающегося важно правильно оценить характер его ошибки, чтобы не вызвать у него раздражения на неадекватную реакцию ЭВМ. При выборочном ответе каждому варианту можно подобрать типичную ошибку, но при других способах ввода ответа реакция ЭВМ должна быть продумана и доброжелательна. Например, обучающемуся говорится, что ответ неверный, выдвигается гипотеза о причине ошибки, затем задается вопрос: «Какой вариант продолжения диалога для него предпочтительнее: дать вопрос на ошибку, разъяснить ее причину, повторить всю или часть темы, показать решение аналогичной задачи и т. д.?» При этом следует помнить, что в конце диалога задание должно быть успешно выполнено.

Здесь следует заметить о существовании такой формы тестовых заданий, как выборочный метод ответов, которую отрицает В. П. Беспалько, но которая, на наш взгляд,

содействует развитию способностей к рефлексивной деятельности ученика. В зависимости от уровня усвояемой деятельности и вида учебной деятельности запрос о помощи может быть заблокирован или оштрафован, например при выполнении контрольной работы. Иной должна быть и схема диалога с выходом на следующий уровень усвоения материала, если на большинство вопросов текущего уровня даны верные ответы. Целесообразно перед выходом на следующий уровень вернуться к его теоретическим основам, закрепляемым вопросами и задачами на их применение.

Реализация диалогов по каждой теме и уровню усвоения с проверкой фактического и измеряемого уровня усвоения представляет определенные трудности как по трудозатратам, так и по их технической реализуемости. Однако они необходимы для большинства обучающихся как обратная связь, подкрепляющая правильность усвоения материала дисциплины. Это особенно важно при дистанционных технологиях обучения, когда встречи с преподавателем ограничены.

Диалог — это коммуникация. М. Каган определяет коммуникацию как информационную связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. А. Урсул говорит о том, что коммуникация — это обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать и преобразовывать ее.

Эти определения и ряд других указывают, что диалог в системе «человек — машина» с учетом многоканальных прямых и обратных связей должен быть использован для принятия управленческих решений, той или иной модели учащегося, а значит, той или иной модели дидактического процесса.

Количество моделей обучающегося (моделей дидактического процесса) определяется также рядом факторов, связанных с такими характеристиками психики человека, как темперамент, модальность восприятия и т. д.

Психолог В. П. Морозов [5] предложил модель, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. Особенность данной модели заключается в учете роли функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи

от вербальной. Доказана ведущая роль левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики и правого полушария в переработке невербальной информации. Это обстоятельство также должно найти отражение в модели управления в виде разделения вербального и невербального каналов во всех звеньях системы «человек — компьютер». Таким образом, вербальный (лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы необходимо выделить во всех звеньях цепи коммуникации.

Если говорить о целенаправленной научно-обоснованной системе мероприятий по организации познавательной деятельности обучаемых в КОП, то хотелось бы сказать и о том что, эффективность ее функционирования зависит не только от многих элементов, входящих в ее состав, но и от совершенства организации и качества управления активной умственной деятельностью студентов (подчеркнуто нами).

При компьютерном обучении следует, на наш взгляд, уточнить и расширить (опять же за счет использования БОС) элементы адаптивного управления, предлагаемые в статье Н. В. Прядильниковой [6].

Оптимальным и наиболее приемлемым является адаптивное управление, обеспечивающее обратную связь и возможность коррекции деятельности студентов со стороны преподавателя (курсивом выделено обучение в КОП).

Адаптивное управление учебной деятельностью предполагает:

1) четкое формулирование цели и задач для ее осуществления (их осознание контролируется в соответствии с предварительными психофизиологическими исследованиями

Библиографический список

обучаемых с использованием биологической обратной связи);

2) установление исходного состояния управляемой системы (контроль исходного уровня усвоения знаний студентов и психофизиологического состояния на момент начала компьютерного обучения);

3) разработка программ алгоритма обучения и управления им с выделением основных этапов управления и учетом исходного состояния;

4) получение информации о каждом этапе функционирования управляемой системы и внесение корректирующих воздействий (оперативный контроль знаний студентов и их психофизиологического состояния);

5) реализация управляющих воздействий для движения к поставленной цели и психологический настрой на восприятие учебной информации;

6) установление промежуточных состояний управляемой системы (контроль знаний и состояний) и внесение корректирующих воздействий;

7) установление конечного состояния управляемой системы (контроль информативных узловых тем, разделов и т. д.) и выдача рекомендаций по дальнейшему обучению.

Применение на практике принципов психологической теории поэтапного формирования умственных действий с использованием теории управления на основе педагогических и биологических обратных связей и возможностей компьютерных систем и технологий позволит повысить эффективность управления процессом обучения студентов, а в конечном итоге — качество подготовки специалистов.

1. Васильева, И. Р. Развитие личностных качеств и компьютерное обучение : монография [Текст] / И. Р. Васильева. — Челябинск : ЧелГУ, 2002. — 215 с.

2. Шолохович, В. Ф. Информационные технологии обучения : Вопросы терминологии, дидактические аспекты разработки и использования [Текст] // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. трудов / отв. ред. Е. В. Ткаченко. — Вып. 2. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — С. 127-139.

3. Щедровицкий, Г. П. Компетенции и компетентность [Текст] / Г. П. Щедровицкий // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 8. — С. 36-41.

4. Сташкевич, И. Р. Проектно-технологический принцип профессионального обучения и его компьютерная реализация : В помощь преподавателю [Текст] / И. Р. Сташкевич ; Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО. — Челябинск, 2003. — 24 с.

5. Морозов, В. П. Психоакустические аспекты восприятия речи [Текст] / В. П. Морозов // Механизмы деятельности мозга / под ред. Н. П. Бехтеревой. — М., 1988. — С. 578-607.

6. Прядильникова, Н. В. Психолого-педагогические основы управления познавательной активностью студентов [Текст] / Н. В. Прядильникова. — Самара : Самарский филиал МГУП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.