УДК 378.091.398
УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
А. В. Коптелов, Н. В. Полякова
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об управлении повышением профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне на примере Карабаш-ского городского округа Челябинской области. Повышение профессиональной компетентности педагогов рассматривается как одна из задач организации методической работы на муниципальном уровне. На основе проведенного SWOT-анализа имеющихся условий в муниципальной образовательной системе для повышения профессиональной компетентности педагогов авторы предлагают модель управления повышением профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне. Ее описание дается через характеристику цели и задач, принципов построения модели, компонентов модели и этапов реализации модели. Приводится перечень критериев оценки профессиональной компетентности педагогов, которые позволяют делать вывод об успешности реализации модели. В заключение выделяются преимущества для педагогов и образовательных учреждений от реализации описываемой модели.
This article discusses the management of increasing professional competence of teachers at the municipal level, the example of Karabashsky urban district of Chelyabinsk region. Enhance the professional competence of teachers is regarded as one of the objectives of methodical work at the municipal level. Based on the SWOT-analysis of existing conditions in the municipal educational system to enhance the professional competence of teachers, the authors propose a model of increasing control of professional competence of teachers at the municipal level. Its description is presented through the characterization of the purpose and objectives, principles, model building, model components and phases of the model. Criteria for assessing the professional competence of teachers, which allows conclusions about the success of the model, are listed. In conclusion, the benefits are
allocated for teachers and educational institutions using the described model.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, управление профессиональной компетентностью педагогов, ФГОС общего образования, SWOT-анализ, модель управления повышением профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне, критерии оценки профессиональной компетентности педагогов.
Professional competence, management of professional competence of teachers, Federal State Educational Standards, SWOT-analysis, management model of improvement the professional competence of teachers at the municipal level, the criteria for assessing professional competence of teachers.
Новая школа требует новых учителей. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определена перспективная задача для образования, в целом, и системы повышения квалификации работников образования, в частности, - развитие учительского потенциала. Сегодня современной школе необходим учитель, обладающий профессиональной, информационной, коммуникативной и правовой компетенциями. Среди механизмов, обеспечивающих поддержание и развитие потенциала педагогов, ведущее место занимает система переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также система методической работы, которые, вместе взятые, составляют непрерывность развития профессиональной компетентности всех работников образования. В современных условиях методическая работа представляет собой комплекс различных направлений деятельности, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию задач, поставленных перед системой образования государством и обществом, и прежде всего, внедрение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) общего образования.
В комплексе проблем методической работы в качестве приоритетной выходит сегодня проблема управления процессами по повышению профессиональной компетентности педагогов.
Проанализировав различные подходы к определению профессиональной компетентности (Т. Г. Браже, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, Э. М. Никитин и др.) мы пришли к выводу, что содержание данного понятия обусловлено конкретно-историческим характером социальной и педагогической действительности; оно ситуативно, открыто для изменений и служит работникам образования ориентиром, помогающим более адекватно действовать в постоянно меняющейся ситуации [2]. Кроме того, мы считаем, что понятие профессиональной компетентности интегративно, и практически все авторы сходятся на том, что «понятие “профессиональная компетентность” выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [6]. Под профессиональной компетентностью педагогов мы понимаем интегративную характеристику, которая определяется совокупностью личностных и профессиональных качеств, состоящей из теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность по обеспечению реализации задач, поставленных перед системой образования государством и обществом.
Поскольку современное образование развивается в режиме инновационного поиска, постольку в решении проблемы управленческой деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера их профессионального развития как условия готовности к решению профессиональных задач, связанных с реализацией ФГОС общего образования.
Одна из главных задач управленческой деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов заключается в том, чтобы сделать практику разрешения образовательных потребностей педагогов ресурсом
единого методического пространства. Результаты деятельности работы с педагогами зависят от того, насколько правильно выстроена система управленческой деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов, насколько точно она отражает индивидуальную траекторию развития каждого педагога, его индивидуальные профессиональные затруднения и потребности.
Для решения этой непростой задачи необходимо разработать модель управления повышением профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне, предварительно отрефлексировав и проанализировав сложившуюся ситуацию.
Для определения проблем, подлежащих решению в рамках реализации модели управления повышением профессиональной компетентности педагогов, целевых установок, выделения объектов решения был проведен SWOT-анализ кадровых, материально-технических, научно-методических, информационных условий муниципальной системы образования г. Карабаша Челябинской области (табл. 1).
Успешное разрешение проблем, выявленных в результате анализа и отрицательно влияющих на развитие профессиональной компетентности педагогов, требует индивидуализации управленческой поддержки педагогов в повышении их профессиональной компетентности, определения ее ресурсного обеспечения и механизмов оценки ее результативности. Поэтому нами была разработана модель управления повышением профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне. Под данной моделью мы понимаем теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как должен выглядеть этот процесс в системе непрерывного профессионального развития педагогов. Такая модель обязательно включает в себя стратегическое видение, целевые установки и задачи, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.
Таблица 1
SWOT-анализ
Возможности: Сильные стороны:
есть возможность получить квалифицированную научнометодическую помощь, благодаря близости к областному центру, к ММЦ г. Кыштыма; высокий уровень мотивации коллектива к переменам в школе;
осознание педагогов несоответствия знаний требованиям сегодняшнего дня; большой процент педагогов с высшей и первой категорией, с высшим образованием;
имеется методическая литература, в которой даны рекомендации по осуществлению развития системы повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС общего образования; наличие педагогов с высоким уровнем профессиональной компетентности, зарекомендовавших себя как высококвалифицированные специалисты на уровне области и федерации;
готовность учителей к освоению новых форм повышения квалификации; сформирована система наставничества в образовательных учреждениях
мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств; наличие сторонних организаций, согласных на сотрудничество в направлении повышении профессиональной компетентности педагогов;
имеются возможности стимулирования инновационной деятельности педагогов, роста их профессиональной компетентности. возможность привлечения внебюджетных средств (спонсоров).
Угрозы: Слабые стороны:
мотивация роста педагогов профессиональной компетентности может быть существенно снижена при отсутствии материального вознаграждения; старение педагогических кадров;
разница в оплате и условиях труда может привести к оттоку части наиболее квалифицированных учителей в более крупные школы города, где созданы более комфортные условия труда; преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к повышению профессиональной компетентности;
формальные требования городского Комитета образования, форсирующего внедрение некоторых модных нововведений без учета потребностей и реальных возможностей конкретной школы, конкретных педагогов; завышенная самооценка педагогов своей профессиональной компетентности;
отказ «возрастных» педагогов от повышения их профессиональной компетентности. отсутствие системы работы запросов и учета индивидуальных потребностей педагога в повышении профессиональной компетентности;
транспортные проблемы перемещения в центры повышения профессиональной компетентности педагогов.
Содержательную часть модели составляют четко сформулированные взгляды руководства муниципальной системы образования по поводу того, как должно осуществляться профессиональное развитие педагогов и как должны создаваться и совершенствоваться необходимые для этого ресурсы (материально-технические, информационные, кадровые и др.). В связи с этим целью работы с педагогами муниципальной системы образования, сегодня становится обеспечение непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических кадров для достижения новых образовательных результатов обучающимися в условиях введения и реализации ФГОС общего образования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- развитие системы повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
- развитие творческого потенциала педагогических работников;
- удовлетворение информационных, учебно-методических образовательных потребностей педагогических работников;
- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников;
- построение индивидуальных траекторий развития профессиональной компетентности педагогов.
Также были определены принципы построения модели управления повышением профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне, к которым относятся:
- принцип ориентации на системно-деятельностный подход - максимальное использование интерактивных методов в образовательной практике;
- принцип внутренней мотивации педагогов - профессиональная успешность педагога, тесно связанная с особенностями мотивации, с его профессиональными и личностными интересами, возможностью признания его достижений, профессионального роста;
- принцип дифференциации - содержание и формы повышения профессиональной компетентности определяются с учетом профессиональных уровней педагогов (репродуктивный, конструктивный, продуктивный, интегративный);
- принцип персонификации - повышение квалификации строится на основе профессиональных потребностей работников образования и опирается на анализ и самоанализ результатов деятельности педагогов;
- принцип ориентации на саморазвитие -постоянное вовлечение педагога в процесс непрерывного образования, самообразования, активизация потребности профессионального самосовершенствования;
- принцип добровольности - система взаимодействия субъектов, основанная на личностно-ориентированной, персонифицированной ориентации;
- принцип заданности критериев оценки результатов деятельности;
- принцип стимулирования.
В модели управления повышением профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне мы выделяем следующие компоненты:
- целевой компонент, отражающий многообразие целей и задач организации управления по повышению профессиональной компетентности педагогов;
- содержательный компонент, характеризующий различные направления взаимодействия всех уровней системы повышения профессиональной компетентности педагогов;
- процессуальный компонент, определяющий наиболее целесообразное сочетание форм, методов и средств организационноуправленческого обеспечения по повышению профессиональной компетентности педагогов;
- результативный компонент, определяющий ожидаемые результаты управленческой деятельности.
Процессуальный характер деятельности организации управления, направленной на качественные изменения в уровне профессиональной компетентности педагогов, определяется этапами включения их в сам процесс повышения своей профессиональной компетентности и в методическую работу в целом:
- мотивационно-подготовительный этап, направленный на формирование у педагогов заинтересованности в повышении своей профессиональной компетентности;
- проектно-моделирующий этап, обеспечивающий создание персонифицированных программ повышения профессиональной компетентности в муниципальной образовательной системе и определение наиболее эффективных форм профессионального развития педагогических кадров (персонифицированный подход);
- организационно-деятельностный этап, характеризующийся включением муниципального органа управления образованием и муниципальной методической службы в организацию и обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов;
- рефлексивно-аналитический этап, направленный на организацию анализа результатов повышения профессиональной компетентности.
Данные этапы позволяют содержательно охарактеризовать компоненты системы организационно-управленческой деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне, направленной на удовлетворение образовательных потребностей, устранение затруднений педагогов, развитие их профессионального потенциала, включение педагогов в процессы методического обеспечения функционирования и развития муниципальной образовательной системы и повышения их профессиональной компетентности.
Для реализации модели была разработана Программа «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников Карабашского городского округа на 2010-2013 гг.». Основная цель Программы -формирование кадровой политики и создание социально-экономических условий для полного обеспечения системы образования высококва-
* \
ЧИППКРО
лифицированными педагогическими и руководящими кадрами в г. Карабаше. Данная цель достигается посредством решения следующих задач Программы:
- обеспечение стабилизации кадровой ситуации в образовательной системе города;
- совершенствование системы непрерывного педагогического образования;
- стимулирование профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров системы образования города.
Программа является среднесрочной и разработана на период 2010-2013 годы. Реализация Программы предполагает достижение показателей, которые отражают результаты внедрения модели управления повышением профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне и к которым относятся:
1) повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
2) повышение эффективности подготовки руководящих кадров в муниципальной системе образования;
3) обеспечение условий для закрепления молодых педагогов в общеобразовательных учреждениях города;
4) обеспечение информационно-методической поддержкой работников муниципальной системы образования.
Для измерения эффективности результатов реализации данной модели были разработаны критерии оценки профессиональной компетентности педагога образовательных учреждений Карабашского городского округа (табл. 2). Их разработка осуществлялась на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Мин-здравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н (Зарегистрирован в Минюсте РФ 06 октября 2010 г. Регистрационный № 18638), и Федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования. Таблица 2 «Критерии оценки профессиональной компетентности педагога учреждений образования Карабашского городского округа» заполняется аттестационной комиссией перед аттестацией педагогического работника, используя при этом данные Информационной карты индикативных показателях деятельности педагога, которую педагог представляет за три последних года.
Определение максимального количества баллов осуществляется с учетом особенностей профессиональной деятельности педагогов. Так, для учителей начальных классов учреждений общего образования максимальное количество баллов - 138, для учителей, работающих в основной и средней (полной) школе - 156 баллов, для учителей, по предметам которых не проводится Всероссийская олимпиада школьников -144 балла, для учителей коррекционных (специальных) школ - 111 баллов.
Информационная карта индикативных показателей деятельности педагога самоанализа позволяет отслеживать следующие направления деятельности педагога: профессиональную активность учителя, эффективность учебнометодической работы, результативность профессионально-педагогической деятельности, включая и деятельность по воспитанию учащихся, результаты итоговой и промежуточной аттестации учащихся.
Данная карта позволяет не только видеть результаты развития и совершенствования педагога, но и своевременно выявить проблемы и затруднения в деятельности каждого педагога. Опираясь на данные карты, разрабатывается индивидуальная, персонифицированная программа повышения профессиональной компетентности педагога. При заполнении карты можно организовать не только анализ деятельности педагога со стороны администрации, но и самоанализ, сравнение своих результатов за разные периоды деятельности. Это повышает уровень самостоятельной деятельности педагога по самосовершенствованию, учит выявлять не только свои ошибки, но и свои находки и достижения, обобщать свой опыт работы.
Таблица 2
Критерии оценки профессиональной компетентности педагога учреждений образования
Карабашского городского округа
№ п/п Критерии Значение критериев (в баллах)
1.1 Уровень образования в соответствии с преподаваемым предметом: - среднее профессиональное, высшее профессиональное (непедагогическое); - высшее профессиональное (педагогическое). Макс. 6 баллов 3 6
1.2 Прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки по предмету (за 5 лет): - удостоверение; - свидетельство, диплом. Макс. 6 баллов 3 6
1.3 Прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки по информационным технологиям (за 5 лет): - удостоверение; - свидетельство, диплом. Макс. 2 балла 1 2
1.4 Применение в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов: - на уроках; - во внеурочной деятельности. Макс. 2 балла 1 1
1.5 Наличие поощрений и наград: - на уровне образовательного учреждения (за 5 лет); - муниципального уровня (за 5 лет); - областного уровня (без срока давности); - отраслевые и государственные награды (без срока давности). Макс. 4 балла 1 2 3 4
1.5* Наличие поощрений и наград (по профсоюзной линии): - областного уровня (без срока давности); - государственного уровня (Совета Федерации Независимых Профсоюзов России) (без срока давности). Примечание. Данный критерий является дополнительным и не влияет на максимальное количество баллов. Макс. 4 балла 3 4
1.6 Признание профессионализма учителя педагогическим сообществом на: - уровне образовательного учреждения; - муниципальном уровне; - окружном, областном уровнях. Макс. 3 балла 1 2 3
1.7 Признание профессионализма учителя органами самоуправления образовательного учреждения в соответствии с Уставом. 2 балла
1.8 Участие в методической работе на: - уровне образовательного учреждения; - муниципальном уровне; - областном уровне. Макс. 3 балла 1 2 3
1.9 Осуществление инновационной (экспериментальной) деятельности на: - уровне образовательного учреждения; - муниципальном уровне; - областном уровне; - всероссийском уровне. Макс. 4 балла 1 2 3 4
1.10 Для учителей учреждений коррекционного (специального) образования Прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки по предмету (в области дефектологии) (за 5 лет): - удостоверение; - свидетельство, диплом. Макс. 6 баллов 3 6
1.11 Является победителем, лауреатом, дипломантом конкурсов профессионального мастерства на: - уровне образовательного учреждения; - муниципальном уровне; - областном уровне; - всероссийском уровне. Макс. 6 баллов 1 2 4 6
1.12 Наличие методических публикаций в сборниках материалов конференций, форумов, в периодических печатных изданиях на: - муниципальном уровне; - областном уровне; - всероссийском уровне. Макс. 3 балла 1 2 3
1.13 Участие в работе жюри, экспертных комиссий (за последние 3 года): - муниципального уровня; - окружного, областного уровня; - всероссийского уровня. Макс. 3 балла 1 2 3
1.14 Руководство работой профессиональных сообществ учителей (за последние 3 года): - муниципального уровня; - окружного, областного уровня; - всероссийского уровня. Макс. 3 балла 1 2 3
1.15 Средняя отметка по ГИА и (или) ЕГЭ выше регионального показателя (за исключением учителей начальных классов). Макс. 6 баллов (по 2 балла за каждый год)
1.16 Наличие личного профессионального сайта, веб-страницы, электронного портфолио, профессионального блога (на момент аттестации). 2 балла
1.17 Осуществление контрольно-оценочной деятельности с использованием средств ИКТ (электронные формы ведения документации, в т. ч. электронный журнал). 2 балла
2.1 Уровень освоения обучающимися государственных образовательных стандартов по предмету: - соответствует областному показателю; - выше областного показателя. Для учителей коррекционных (специальных) учреждений: - уровень усвоения 97-98% (3 балла за каждый год); - уровень усвоения 99-100% (6 баллов за каждый год). Макс. 12 баллов 2 4
2.2 Средняя отметка по предмету: - соответствует областному значению; - выше областного значения. Макс. 12 баллов 2 4
2.3 Доля обучающихся на «4» и «5»: - 15-20%; - 21-30%; - свыше 30%. Макс. 12 баллов 2 3 4
2.4 Доля обучающихся, сохранивших и повысивших средний балл по предмету: - 80-89%; - свыше 89%. Макс. 12 баллов 2 4
2.5 Выполнение рабочих программ: - 90-95%; - свыше 95%. Макс. 15 баллов 3 5
2.6 (а) Для учителей, работающих по ФГОС общего образования. Доля обучающихся, занятых во внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении (по программам, реализуемым аттестующимся педагогом): - 20-30%; - 31-40%; - 41% и более. Макс. 15 баллов 2 4 5
2.6 (б) Для учителей, работающих по ФГОС начального общего образования. Реализация программ внеурочной деятельности обучающихся по направлениям развития личности младшего школьника (аттестующимся педагогом): - по 1 направлению; - по 2 направлениям; - по 3 направлениям; - по 4 направлениям; - по 5 направлениям. Макс. 15 баллов 1 2 3 4 5
2.7 Подготовка победителей и призеров Всероссийской, Международной олимпиад школьников по предмету: - школьный этап; - муниципальный этап; - областной этап; - всероссийский, международный этапы. Макс. 12 баллов 1 2 3 4
ЧИППКРО
2.8 Подготовка победителей и призеров различных мероприятий: - уровень образовательного учреждения; - муниципальный уровень; - областной уровень; - всероссийский, международный уровни. Макс. 12 баллов 1 2 3 4
2.9 Отсутствие травматизма обучающихся во время образовательного процесса. Макс. 9 баллов
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогов показывает, что действующая модель управления повышением профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне:
- способствует реализации личностного подхода к работе с кадрами, созданию условий для профессионального роста всех категорий работников образования, поскольку позволяет не только расширить спектр образовательных услуг, но и сделать их максимально доступными;
- позволяет учитывать и выстраивать разнообразные образовательные маршруты с учетом специфики типа и вида образовательного учреждения, в котором работает педагог, его стажа и опыта, желаемого результата, поддерживать приоритетные направления профессиональной подготовки педагогических и управленческих кадров.
Реализация данной модели характеризуется следующими преимуществами для педагогов и образовательных учреждений:
- экономическими (резко уменьшаются временные и финансовые затраты на повышение квалификации);
- педагогическими (обучение становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);
- эргономическими (гибкий график занятий позволяет педагогу и руководителю без отрыва от основной деятельности повышать квалификацию);
- информационными (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий, поскольку сетевая организация формирует образовательное пространство открытого типа);
- коммуникационными (каждый педагог может включаться в сетевое взаимодействие, привносить в процесс свой опыт, идеи).
Таким образом, результатом реализуемой модели управления повышением профессиональ-
ной компетентности педагогов на муниципальном уровне является изменение уровня профессиональной компетентности работников образования, что является актуальным в условиях реализации ФГОС общего образования: чем эффективнее организовано управление процессами профессионального развития педагогов, тем выше уровень изменения их профессиональной компетентности.
Литература
1. Браже, Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т. Г. Браже // Педагогика. -1993.- № 2. - С. 70-75.
2. Коптелов, А. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальных методических служб / А. В. Коптелов, А. Г. Обоскалов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -Челябинск : ИУМЦ «Образование», 2009. -№ 2. - С. 53-58.
3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Высш. шк., 1990. - 255 с.
4. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. -192 с.
5. Никитин, Э. М. Федеральная система повышения квалификации работников образования (История становления, сравнительный опыт, современное состояние, прогнозирование развития): учеб. пособие / Э. М. Никитин. - М. : РИПКРО, 1995. - 194 с.
6. Ильясов, Д. Ф. Системный эффект в контексте реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. -Вып. 9. - № 23 (199). - С. 14-21.