Научная статья на тему 'Управление персоналом в современных условиях'

Управление персоналом в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21954
2022
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квагинидзе В. С., Поповская М. Н., Чупейкина Н. Н.

В настоящее время изучение системы управления персонала, как в целом, так и отдельных ее направлений представляет большой интерес для российских и зарубежных исследователей. Проведенный анализ работ по данной тематике позволит рассмотреть существующие проблемы управления человеческими ресурсами и разработать наиболее оптимальную методику для решения задач в области создания и оптимизации стратегии управления человеческим капиталом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление персоналом в современных условиях»

--------------------------------- © В.С. Квагинидзе, М.Н. Поповская,

Н.Н. Чупейкина, 2011

УДК 332.1(571.56)

В. С. Квагинидзе, М.Н. Поповская, Н.Н. Чупейкина

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В настоящее время изучение системы управления персонала, как в целом, так и отдельных ее направлений представляет большой интерес для российских и зарубежных исследователей. Проведенный анализ работ по данной тематике позволит рассмотреть существующие проблемы управления человеческими ресурсами и разработать наиболее оптимальную методику для решения задач в области создания и оптимизации стратегии управления человеческим капиталом.

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, кадровый потенциал, формирование кадровой политики.

ТЪ настоящее время вопросам управления персонала уделя-Х.#ется все больше внимания. Вопросы эффективной работы производства и решение задач, связанных с повышением конкурентоспособности, рентабельности любого предприятия, учреждения, его стабильности замыкаются на «качестве» (качественном) составе кадров, его потенциале. Перспективы развития предприятия помимо главной экономической составляющей напрямую зависят от степени вовлеченности персонала в процессы совершенствования организации. Рядом зарубежных и отечественных исследователей, ученых, топ-менеджеров разработаны теоретически обоснованные методы, инструменты и модели управления кадровыми ресурсами, которые одновременно являются руководством при разработке и реализации конкретной системы управления человеческим капиталом, выборе форм и методов управления, расстановки приоритетов. В рамках выбора основных механизмов управления персоналом в современных условиях следует остановиться на анализе некоторых работ в области управления человеческими ресурсами. Ряд зарубежных и российских ученых, исследователей в своих трудах анализируют разные направления деятельности по управлению персоналам, среди которых функции управления персоналом, связанные с комплексной системой управления: от процессов формирования

кадровой политики, до многоаспектных экономических, правовых, организационных условий управления кадрами.

В учебном пособии известных авторов Н.В. Федоровой и О.Ю. Минченковой «Управление персоналом организации» [14] рассматриваемый материал позволяет понять роль и систему управления персоналом, раскрывает комплексные функции управления и определяет их влияние на деятельность организации. Авторы рассматривают процессы формирования персонала организации, уделяя внимание специфики анализа рынка труда. Наем персонала авторы связывают со стратегией развития организации.

Особенное внимание при анализе современных подходов в управлении персонала следует уделить работе Реймарова Г.А. «Комплексная оценка персонала: Инженерный подход к управлению качеством труда» [11], которая посвящена методологии и практике использования компьютерных систем, предназначенных для комплексной оценки качества труда руководителей и специалистов промышленности, в том числе в научно-производственной сфере. В данной работе представлены результаты исследований неочевидных эффектов и закономерностей оценивания. Методология и философия комплексной оценки деятельности персонала ориентирована на отечественную специфику трудовых ресурсов. В своей рецензии на данную книгу доктор технических наук, профессор, заместитель директора Института проблем управления РАН по научной работе, член-корреспондент РАН Д.А. Новиков утверждает, что «данная книга является одной из первых серьезных работ, в которой описана единая система методик, программных средств и результатов исследований, обеспечивающих комплексную оценку и мотивирование надежной и эффективной деятельности работников». По мнению Д.А. Новикова данная работа опережает и превосходит отечественные и зарубежные разработки аналогичной направленности, как в системно-аналитическом, так и в инструментальном плане и утверждает, что она является фундаментом нового научного направления, наиболее полно отвечающего требованиям инновационного развития экономики, - управление качеством труда. Автор книги «Комплексная оценка персонала: Инженерный подход к управлению качеством труда» исходит из того (как и все практики и теоретики), что будущее России в решающей степени зависит от эффективного использования главного капитала предприятий - человеческого. Особенностью данной работы является 160

то, что в ней описаны разработанные программно-методические комплексы и результаты их применения в энергетике, атомной промышленности, других отраслях.

В книге «HR- практика. Управление персоналом. Как оно есть на самом деле» - авторы Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. [12], материал строится на основе реального управленческого опыта ведущих HR-менеджеров российских предприятий и является обобщением практического учебного курса «HR- практикум». В ней описывается ряд авторских методик в области управления персоналом и подходы к формированию конкретных навыков их применения и внедрения. Предлагаемые в книге варианты решений нацелены на рациональное использование человеческих ресурсов для достижение бизнес-задач компании. Особое внимание в данной работе уделяется службе управления персонала, как проводнику идей и поставленных задач в области управления человеческими ресурсами. Авторы книги отмечают, что «управление персоналом -дело тонкое, где не бывает единственно правильного решения и однозначно верного пути» и делятся практическим опытом, изучение которого может быть интересным, технологичным и полезным.

Среди учебных пособий с кратким изложением теоретических основ управления персоналом заслуживает внимание труд Лукиче-вой Л.И. «Управление персоналом» [7]. Особенностью данной работы является включенная в него методика проведения практических занятий и игр, учитывающая необходимость активного использования приобретенных теоретических знаний, навыков коллегиальной работы, самостоятельность и обоснованность при выборе и принятии решений по кадровым проблемам.

Учебное пособие «Управление персоналом организации» авторов Кибанова А.Я., Дураковой И.Б. [5], построено по принципу от общего к частному. В нем сфокусировано внимание на локальных сферах управления персоналом организации, оно ориентирует на изучение методологических основ, технологии осуществления данного направления деятельности. Учебное пособие от главы к главе раскрывает основные цели, роль и значение привлечения к труду профессионально пригодных работников; исследует основные принципы формирования и концепций отбора и найма, с учетом внешних и внутренних факторов; определяет технологию оценки персонала; раскрывает роль, назначение и содержание кадровой политики, а также опыт ее формирования, необходимость

увязки со стратегией развития организации. Авторы раскрывают представление об отечественном опыте работы с занятым в организации персоналом: от вопросов конфликтологии, подбора, расстановки кадров до механизмов оценки персонала.

Интерес представляет практическое пособие «HR-инжиниринг. Как построить современную модель организации деятельности персонала» (авторы - В.В. Кондратьев, Ю.А. Лунев) [6]. Это пособие фактически является навигатором для профессионала в котором даются практические рекомендации по построению системы управления человеческими ресурсами, соединяющие человека, корпоративную архитектуру и информационные технологии, раскрываются понимание человека как организационно-ролевой единицы с учетом понимания его уникальной психологической сущности.

Заслуживает внимание работа Балашова Ю.К. «Оценка персонала - основа кадровой политики зарубежных фирм» [2], который отмечает, что «кадровая политика сводится, в конечном счете, к выработке определенного набора кадровых решений, касающихся отдельных лиц или их групп, в целях обеспечения нормального функционирования организации: решений по найму, расстановке, продвижению, обучению, стимулированию и оплате, увольнению кадров». По мнению Балашова Ю.К., основа соответствующих кадровых решений - результаты оценки, которая проводится с применением разнообразных методов оценки персонала и кадрового состояния организации в целом. Автор утверждает, что западные фирмы рассматривают оценку персонала как взаимосвязанный непрерывный цикл проведения оценочных процедур от стадии подбора персонала до оценки потенциала внутренних кадровых ресурсов, объективные сведения о которых должны быть источником формирования кадровых политик. Работа, написанная в 2003 году, не теряет актуальности и в настоящее время, и является интересной для правоприменительной практики.

В рамках выбора методики оценки персонала предприятия представляет определенный интерес работа Г. Тугускиной «Оценка стоимости человеческого капитала предприятий» [13]. В своей работе автор утверждает, что существующие методики оценки персонала являются несовершенными, а также анализируя научные методики делает выводы, почему они не находят широкого применения на практике в России. Г. Тугускина в своей работе рассмат-162

ривает методику определения стоимости человеческого капитала В. Алавердяна [1], которая по ее мнению является наиболее адаптированной к реалиям отечественного бизнеса. На взгляд автора указанной статьи данная методика способствует более точной оценке стоимости человеческого капитала и позволяет более точно оценивать его составляющие, которые не находят отражения в бухгалтерском учете.

В работе Н.Е. Папоновой «Построение системы оценки персонала: практическое пособие» [10] приводятся различные методы оценки персонала, эффективности деятельности работников, которые сопровождаются примерами, в том числе инструменты расчета лояльности персонала, позволяющие увеличить эффективность управления персонала. Эффективное управление человеческим капиталом рассматривается через построение системы оценки персонала.

Внимание в России к трудам ученых и практиков в области менеджмента в вопросах управления человеческим капиталом не только российских, но и зарубежных свидетельствует о стойком интересе к изучению лучших практик международного характера, поскольку относительная стабильность системы организации трудовых отношений передовых зарубежных стран нацеливает российских менеджеров на апробацию соответствующего опыта применительно к отечественному рынку труда.

Научный интерес, на наш взгляд, представляет собой известное широкому кругу специалистов в области менеджмента исследование Джима Коллинза «От хорошего к великому» (JIM COLLINS «GOOD TO GREAT») [4]. Д.Коллинз размышляет о роли руководителя, который способен осуществлять преобразования, о том всегда ли успех выдающих компаний основан на применении новых технологий. Многолетнее изучение великих компаний-долгожителей, путей их развития и причин успеха позволило Д. Коллинзу в своей книге дать практические советы, способные указать вектор управленческим решениям, нацеленный на успех.

Значительный интерес представляет книга «Оценка персонала: как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию», написанная в соавторстве - Марк А. Хьюзилид, Брайан Е. Беккер, Ричард У. Битти Ю. [9]. В ней сделан акцент на то, что инвестиции в трудовые ресурсы должны способствовать реализации стратегии организации через ее культуру, образ мышления, спо-

собности и соответствующие поведенческие модели ее сотрудников. Авторы утверждают, что для того, чтобы эффективно управлять трудовыми ресурсами, необходимо уметь оценивать их деятельность. Именно это позволяет сделать система показателей для оценки эффективности рабочей силы, которая рассматривается в данной книге в качестве практического инструмента для достижения успеха в современной конкурентной среде.

В книге авторов Майкла Мескона, Майкла Альберта, Франклина Хедоури «Основы менеджмента» [8] глава «Управление трудовыми ресурсами» посвящена фундаментальным урокам американского менеджмента в рамках исторического перехода от административно-командной системы управления к рыночной, и соответствующем самоопределении роли человека в новых отношениях. Вопросы планирования потребности в человеческих ресурсах, отбора, приема персонала, повышения качества персонала, качества трудовой деятельности, удовлетворенности трудом заточены на решение главных задач производства - повышению производительности труда. Все процессы производства, анализируемые в данной книге, рассматривают роль человека, преломляемую в рамках конкретных целей и достижения определенных результатов.

Книга Бреддик У. «Менеджмент организации», [3] очень полезна всем, кто интересуется проблемами управления. В ней раскрывается общая сущность и факторы менеджмента, предлагается обзор западных теорий менеджмента. Управленческие решения предлагаются на примере анализа менеджмента в банковской сфере. Особенно интересно проработана в данной книге тема «Люди и организация».

На основе обширного материала в области управления персоналом складывается общее представление о том, что все области являются достаточно изученными, теоретически структурированными и фундаментально проработанными, что позволяет составить общую концепцию об управленческих основах различных направлений HR-менеджмента. Однако в рамках управления человеческим капиталом менеджеры различного уровня и специализации должны выбрать наиболее оптимальную методику из многочисленных методик для решения конкретных целей и задач или разработать свою оригинальную методику. С этим, как правило, возникают определенные сложности, поскольку существующее 164

многообразие предлагаемых решений, зачастую трудно укладывается в конкретную управленческую ситуацию. Тем не менее, выбор - за управленцами: разработка внутри компании силами своих специалистов своей системы управления или экспертное заключение, основанное на глубоком анализе существующих методик, и внедрение наиболее оптимальной из них с целью совершенствования стратегии управления персоналом предприятия.

---------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллавердян В. Управление экономическим потенциалом промышленного предприятия на основе социально-ориентированных инноваций :на примере предприятий сахарной промышленности Воронежской области.- Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2009г.

2. Балашов Ю.К. Оценка персонала - основа кадровой политики зарубежных фирм. - Журнал Кадры предприятия №9, 2003 г.

3. Бреддик У. Менеджмент организации. - М.: «Инфра-М», 1997 г.

4. Джим Коллинз «От хорошего к великому» (JIM COLLINS «GOOD TO GREAT»). - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006 г.

5. Кибанова А.Я., Дуракова И.Б. Учебное пособие «Управление персоналом организации» - Издательство «Экзамен», 2005г.

6. Кондратьев В.В., Лунев Ю.А. HR-инжиниринг. Как построить современную модель организации деятельности персонала. - М.: Издательствово «Эксмо», 2007.

7. Лукичева Л.И. «Управление персоналом». - М.: Издательство Омега - Л,

2011.

8. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента. - М.: Издательство Дело, 1994 г.

9. Марк А. Хьюзилид, Брайан Е. Беккер, Ричард У. Битти Ю. Оценка персонала: как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. -М.: Издательство «И.Д. Вильямс», 2007 г.

10. Папонова Н.Е., под общ. ред. Щура Д.Л. «Построение системы оценки персонала: практическое пособие» - Библиотека журнала "Кадры предприятия "Издательство: Финпресс, 2009 г.

11. Реймаров Г.А. «Комплексная оценка персонала: Инженерный подход к управлению качеством труда». - М.: Издательство ЛКИ, 2010 г.

12. Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. «HR- практика. Управление персоналом. Как оно есть на самом деле» - СПб., Питер, 2005 г.

13. Тугускина Г. «Оценка стоимости человеческого капитала предприятий». -Журнал «Кадровик. Кадровый менеджмент», №11, 2009г.

14. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. «Управление персоналом организации» - М.: Издательство КноРус, 2010г. шгд=1

Квагинидзе B.C. - доктор технических наук, профессор, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», ipk40@rambler.ru

Поповская М.Н. - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г. Москва, начальник Управления персонала, mpopovskaya@hse.ru

Чупейкина Н.Н. - кандидат технических наук, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри, nfygu@neru. sakha.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.