Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles “Health & education millennium” (series Medicine) 2012, tom 14 [2]
Колмакова Т.С., Шпак Л.И., Ишонина О.Г., Захарченко И.В.
Ростов-на-Дону. ГБОУ ВПО Ростовский ГМУ Минздравсоцразвития России, кафедра медицинской био-
логии и генетики
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАРДИО-РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ УВЦ (УЧЕБНО-ВОЕННОГО ЦЕНТРА) РОСТГМУ И КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМ. Г.Я. СЕДОВА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ
В современных условиях на фоне выраженной тенденции к ухудшению состояния здоровья населения изучение проблемы адаптогенеза молодёжи к условиям обучения в вузе в зависимости от разных состояний здоровья и двигательной активности приобретает особую значимость. Целью данного исследования является сравнение адаптации к условиям обучения в вузе студентов первого курса УВЦ РостГМУ и курсантов первого года обучения в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова г. Ростова-на-Дону. Обследовано 60 юношей в возрасте от 17 до 20 лет (30 из них обучаются в РостГМУ - первая группа, 30 - в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова - вторая группа).
В работе был проведён расчёт СОК - систолического объёма крови, МОК - минутного объёма кровотока, вегетативного индекса Кердо, дана оценка устойчивости кардиореспираторной системы к гипоксии, а так же определено преобладание отделов вегетативной нервной системы (ВНС).
Проанализировав показатели дермографической пробы, было выяснено, что все 100% испытуемых обеих групп являются нормотониками (равновесие симпатической и парасимпатической НС). После физической нагрузки в обеих группах наблюдается тенденция к понижению СОК: у студентов РостГМУ данный показатель уменьшился на 16%, тогда как у курсантов Института водного транспорта - на 6%. Стоит отметить, что среди этих групп есть лица, у которых СОК увеличился. Причём, у студентов РостГМУ и Института водного транспорта исследуемый показатель повысился в 7% и 33% случаев соответственно.
Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кисло-родо-обеспечивающих систем организма. При проведении этой пробы отличные результаты (более 1 минуты) показали 80% студентов РостГ-МУ и 73,3% курсантов Института водного транспорта, хорошие результаты (40-60 с) - 20% испытуемых первой группы и 23,3% второй группы,
удовлетворительные результаты (менее 30 с) показали 3,3% курсантов Института водного транспорта. ) Проба Генча используется для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека. Результаты этой пробы показали, что 17% испытуемых первой группы и 63% испытуемых второй группы способны задержать дыхание на 50 и более секунд - отличный результат, 63% студентов РостГМУ и 20% курсантов Института водного транспорта показали хорошие результаты (3050с), удовлетворительные показатели (менее 30 с) у 20% испытуемых первой группы и у 17% второй. Разделив студентов РостГМУ и Института водного транспорта на 2 группы по результатам пробы Генча (в первой группе - испытуемые, способные задержать дыхание более чем на 50с, во второй -все остальные), оценили устойчивость кардиоре-спираторной системы к гипоксии. Для этого рассчитали отношение ЧСС к апноэ (произвольная остановка внешнего дыхания в пробе Генча). Было установлено, что 17% студентов РостГМУ и 63% курсантов Института водного транспорта обладают высокой устойчивостью к гипоксии, остальная часть испытуемых имеют более низкие показатели.
Таким образом, результаты исследований показали, что адаптационный резерв кардиореспираторной системы у курсантов Института водного транспорта на первом году обучения выше, чем у студентов Учебного военного центра РостГМУ. По нашему мнению, одной из причин, существенно отразившихся на результатах исследования обучающихся, является режим дня. Курсанты Института водного транспорта проживали и обучались в условиях казармы, что чётко регламентировало время подъёма, приёма пищи, пребывание в аудитории и что очень важно -время отдыха, в том числе ночного сна. Студенты УВЦ проживали в условиях общежития, и регламентация времени труда и отдыха была не такой чёткой. Следовательно, соблюдение режима дня, времени труда и отдыха, сбалансированное питание, а также другие факторы повседневной жизни способствуют формированию социальных задатчиков адаптации к условиям обучения в вузе.