Научная статья на тему 'Управление образовательным учреждением в условиях информатизации общества'

Управление образовательным учреждением в условиях информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1242
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / MANAGEMENT / INFORMATION / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луценко Л. И.

Статья посвящена анализу различных аспектов управления образовательным учреждением. Предлагается комплекс педагогических условий позитивно влияющих на качество управления в период информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луценко Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Educational Institution in the Conditions of Developing Information Society

The article is devoted to the analysis of various aspects of the management of educational institution. The article offers the complex of pedagogical conditions that positively influence the quality of management in developing information society.

Текст научной работы на тему «Управление образовательным учреждением в условиях информатизации общества»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37(082)+15

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

© л. и. ЛУЦЕНКО

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, кафедра управления и экономики образования e-mail: agl51@mail.ru

Луценко Л. И. - Управление образовательным учреждением в условиях информатизации общества // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 841-845. - Статья посвящена анализу различных аспектов управления образовательным учреждением. Предлагается комплекс педагогических условий позитивно влияющих на качество управления в период информатизации.

Ключевые слова: управление, информатизация, образовательное учреждение.

Lutsenko L. I. - Management of Educational Institution in the Conditions of Developing Information Society // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 841-845. - The article is devoted to the analysis of various aspects of the management of educational institution. The article offers the complex of pedagogical conditions that positively influence the quality of management in developing information society.

Keywords: management, information, educational institution.

В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу происходит процесс становления новой парадигмы образования, основанной на формировании у обучаемых потребности в постоянном обновлении знаний и совершенствовании умений и навыков, доведения их до уровня компетенций. Это предполагает развитие способностей и готовности к деятельности, определенных личных и деловых качеств личности, организацию опыта деятельности. Овладение компетенциями позволяет специалистам разного профиля естественно и гармонично вписаться в деятельность, наполненную человеческими смыслами и общекультурными ценностями.

Анализ современных мировых тенденций в плане направленности образования предопределяет необходимость выработки у обучающихся в первую очередь таких качеств, как системное мышление, методологическая культура, информационная компетентность, творческая активность и чувство нового, толерантность, эмпатия и др. Названные качества оказываются востребованными в экономически развитых странах, где сегодня просматривается тенденция перехода от товарного потребления к потреблению высоко интеллектуальных услуг. Что касается экономически слаборазвитых стран, то они выступают в основном в качестве рынка для товарного капитала. Таким образом, сама жизнь вырабатывает критерии отнесения той или иной страны к определенному уровню разви-

тия и заставляет народы и государства делать выбор траектории своего развития в пользу того или иного направления, а главное следовать ему.

Как известно, большинство природных ресурсов невосполнимо, но существует действительно воспроизводимый ресурс - это интеллектуальный запас нации и осознание этого в мировом сообществе способствует возрастанию роли образования в XXI веке. В цивилизованных странах на эту цель не жалеют средств, понимая, что достичь ее невозможно без широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): когнитивной компьютерной графики, гипертекста, геоинформационных систем, мультимедиа, «виртуальной реальности», возможностей Интернета и других новейших достижений в области ИКТ.

Одной из важных составляющих управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения является информационная (познавательно-информационная) компетенция. Основанием для ее выделения является осознание того, что основные проблемы XXI века для всего международного сообщества в области образования заключаются в преодолении ряда противоречий, среди которых и несоответствие между значительным ростом информации и возможностью (способностью и готовностью) человека ее усвоить. Как одно из следствий этого - перегруженность образовательных программ разного уровня (школьного, профессионального, постдипломного) со

всеми вытекающими последствиями для человека как био-социо-духовной системы и его окружения.

В научной литературе нет четкого общепринятого разведения понятий «компетентность» и «компетенция» и наблюдается своего рода «понятийная неразбериха» в этом плане. Так, можно встретить такие словосочетания, как «ключевые компетенции» и «ключевые компетентности», «коммуникативные компетенции» и «коммуникативные компетентности» в одном и том же контексте. Терминологические проблемы встречаются и в западных исследованиях по причине, что английские слова «competence» и «competency» в большинстве словарей определяются как синонимы и переводятся в двойном значении - «компетенция», «компетентность».

Анализ исследований по данной проблеме показал, что нет и единого понимания термина «ключевые» (компетенции), тем более что это словосочетание все шире используется как новый подход к конструированию образовательных стандартов. В одних работах термин «ключевые» выступает как синоним слову «общие» и тогда возможно противопоставление понятий «ключевые компетенции» и «профессиональные компетенции». А в других исследованиях понятие «ключевые» синонимично понятию «базовые» и тогда правомерно использование словосочетания «ключевые профессиональные компетенции», что невозможно в первом случае.

Для решения проблемы определения сущности этих понятий, уточнения набора ключевых компетенций, их структурирования на различных уровнях образования и классификации по определенным основаниям, а также выявления и анализа других аспектов проблемы необходимы специальные научные исследования. Отметим, что проблема упорядочения понятийно-терминологического аппарата педагогики в условиях информационного и терминологического бума имеет тенденцию перехода в «вечные проблемы» педагогики и порождает необходимость введения своего рода «терминологического стандарта» как результата взаимного соглашения, договоренности между учеными. Наличие такого стандарта, однако, не исключает возможности его периодического пересмотра и права исследователя иметь свою точку зрения на трактовку того или иного понятия при условии раскрытия им смысла, который вкладывается в него.

Профессиональную компетентность мы рассматриваем как системное единство компетенций, синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивных и деятельностных), личностных характеристик (обобщенных знаний, умений, навыков, способностей, черт характера и т. д.) и приобретенного опыта деятельности, в совокупности позволяющих человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности. Будучи интегративным единством профессиональная компетентность порождает новые явления, качества жизни и

деятельности, позволяющие человеку быть успешным (интегративный результат).

Обладая такими характеристиками, как системность, надпредметность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность, компетентность человека способствует достижению им значимых целей и принятию оптимальных решений в сложных, непредсказуемых ситуациях, увеличение которых характерно для общества, находящегося в постоянном развитии.

Возросший в последние годы интерес к исследованию проблемы компетенций, использованию ком-петентностного подхода и признание его конструктивности обусловлено осознанием того, что прогресс человечества зависит все больше от уровня развития личности, что способствует разработке в научных исследованиях концепции «компетентности человека» в условиях ориентации на человекоцентристскую парадигму деятельности.

С учетом этого мы выстроили компетентност-ную модель управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, значимость которой состоит и в том, что она может выступать содержательной основой для дальнейшего моделирования повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в современных условиях.

Компетентностная модель выстроена на основе учета современных тенденций и проблем, анализа динамики развития статуса руководителя образовательного учреждения, целей и задач, которые ему необходимо решать в условиях модернизации российского образования, специфики отношений, складывающихся в процессе управленческой деятельности, и состоит из трех блоков компетенций - общедеятельностного, общеуправленческого, управленческо-педагогического (в соответствии с философской триадой «всеобщее - особенное - единичное»):

- общедеятельностный (компетентностный) блок включает компетенции, реализующиеся как в процессе жизнедеятельности руководителя образовательного учреждения, так и его профессиональной деятельности (уровень всеобщего);

- общеуправленческий (управленческо-процес-суальный) блок включает процессуальные действия руководителя образовательного учреждения, т. е. универсальные управленческие процедуры в логике управленческого цикла (уровень особенного).

- управленческо-педагогический (управленче-ско-содержательный) блок отражает специфику содержания управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения на основе учета особенностей объекта управления (уровень единичного).

Каждый блок компетентностной модели имеет свою сложную структуру, что позволяет выделить в нем несколько компетенций. Познавательно-информационная компетенция рассматривается внутри общедеятельностного блока, наряду с социальной, ценностно-смысловой, валеологической, коммуникативно-конфликтологической, этической и другими компетенциями. Она предполагает наличие у руко-

водителя образовательного учреждения интереса к познавательной деятельности, знаний, умений и навыков работы с информацией, умственных способностей и готовности их использования в различных ситуациях. Владение руководителем школы приемами умственной деятельности на основе мыслительных операций репродуктивного, творческого и инновационного типов позволяет ему распознавать и разрешать различные проблемные ситуации.

Особую роль в структуре этой компетенции имеет, на наш взгляд, готовность руководителя образовательного учреждения к рефлексивной деятельности, являющейся мощным фактором для непрерывного профессионально-личностного саморазвития, повышения квалификации и совершенства культуры творческой деятельности, как самого руководителя, так и возглавляемого им коллектива, придавая тем самым процессу управления культуросообразный, креативный характер.

В условиях усиления информационной составляющей в развитии общества важно овладение руководителем знаниями, умениями и навыками поиска необходимой информации, ее анализа и определения значимости для личных, профессиональных, исследовательских и других целей. Овладение руководителем способами обработки информации, ее классификации, обобщения, преобразования, сохранения и создания новой информации на основе использования современных информационно-компьютерных технологий является важной составляющей познавательноинформационной компетенции современного директора школы.

Как показывают практика, в работе руководителей образовательных учреждений при организации информационного обеспечения управленческой деятельности наблюдаются две крайности. С одной стороны, желание руководителей «быть в курсе всех дел» и одновременно отсутствие продуманной и четкой системы работы с информацией, оптимального распределения ее потоков порождают целые массивы ненужной информации, создавая «информационный шум» как один из главных «врагов» руководителя, способствующий излишней загруженности не только самого руководителя, но и педагогов. С другой стороны, призывы сократить отчетность, «дать вздохнуть педагогу» провоцируют порой руководителей, наряду с отказом от сбора действительно ненужной информации, на необоснованное прекращение сбора необходимой информации о состоянии образовательного процесса. В этом случае руководитель попадает в полосу информационного «голода» (вакуума), а в условиях отсутствия обратной связи трудно ожидать выработки и принятия оптимального управленческого решения.

С развитием информационно-коммуникационных технологий возникают благоприятные условия для оптимизации управления образовательным учреждением, решения управленческих задач на новом уровне, тем самым расширяются возможности:

- осуществлять качественно новый подход к работе с большими массивами информационных данных;

- обеспечивать сбор необходимой информации в оптимальные сроки и с полным объемом;

- обрабатывать информацию при оценке наиболее важных сторон деятельности образовательного учреждения в соответствии с принятыми критериями;

- обеспечивать условия для систематизации и долговременного хранения информации;

- осуществлять оперативный поиск нужной информации по запросам участников образовательного процесса и других потребителей информации и т. д.

Использование современных аппаратно-программных средств открывает новые возможности для повышения эффективности управления и помогает руководителю осуществлять ряд управленческих функций, в том числе:

- повышать профессиональную компетентность педагогов и руководителей;

- организовывать правовую, научно-методическую и другие формы консалтинговой поддержки управленческих и педагогических кадров;

- организовывать самостоятельную образовательную деятельность обучающихся в режиме дистанционного обучения;

- осуществлять мониторинг качества образования и решение задач статистической обработки полученных данных;

- создавать автоматизированные рабочие места сотрудников и обучающихся, в том числе и самого руководителя и т. д.

Проектирование и создание единой образовательной среды на основе единого информационного пространства поддерживает все уровни управления образовательным учреждением на основе сбора и обработки административной и педагогической информации с использованием различных баз данных: документооборот; автоматическая подготовка и распечатка документации; учет и управление кадрами; составление расписания занятий; планирование и администрирование образовательного процесса; информация о различных структурах; личная карточка обучающихся, включающую и статистику обучения; сбор и хранение сведений о сотрудниках, учебных планах и др.; ввод дополнительных информационных полей по желанию администрации и т. д.

Педагогический анализ полученной руководителем информации нацелен на осознание им состояния и тенденций в развитии управляемой им образовательной системы, объективную оценку результатов работы коллектива, выявление болевых точек и постановку целей по переводу системы в новое качественное состояние, что способствует оптимизации ее работы и управления ею.

Модернизация российского образования предполагает информатизацию образования, развитие компьютерных коммуникаций, создание и развитие единого информационного пространства, образовательной информационной среды в условиях расширенного доступа к информации. Реализации этой политики содействует ряд государственных программ, в том числе целевые программы по формированию

информатизации общества и созданию «электронной России».

Изменения в социальной, информационной, технологической сферах жизни человека приводят к становлению нового типа культуры, в условиях которой происходит кризис «зуновской» парадигмы образования. Рост темпов обновления информации способствует утрачиванию смысла приоритетности задачи знаниевого научения, ориентирует на наличие желания и развитие умений оперативно обновлять свой социально-культурный опыт, осуществлять непрерывное самообразование. Кроме того, отпала необходимость перегружать память истинами «про запас» при возникновении хранилищ информации иной природы. Таким образом, высвечивается проблема необходимости формирования системного мышления, освоения обучающимися целостного социокультурного опыта вместо лишь его части (знаниевой компоненты), т. е. преодоление сциентистской направленности образования, не нанося при этом ущерба его фундаментальности.

Одним из условий достижения этой задачи является усиление информационной составляющей в системе образовательных технологий по принципу «Кто владеет информацией, тот владеет всем». Общеизвестна мысль, о том, что посредственный педагог -излагает, хороший - еще и показывает, отличный -научает, а талантливый - к тому же и вдохновляет. Что касается талантливого педагога, то, на наш взгляд, в современных условиях этот тезис стоит расширить -не только владеет всеми указанными методами, но и как минимум:

- формирует интерес (вкус) к познавательной деятельности

- научает способам получения информации

- указывает источники получения информации.

В настоящее время в педагогической теории и

практике широко используется и одновременно формируется понятийный аппарат относительно такого феномена, как «единое информационное образовательное пространство». В целом оно трактуется как совокупность:

- цифровых образовательных ресурсов (информационные источники, информационные инструменты, учебно-методические комплексы и т. д.);

- организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного образовательного пространства;

- средств информационного взаимодействия участников образовательного пространства и организаций.

Особую значимость имеют ИКТ в управленческой деятельности. Управление любыми системами рассматривается в самом общем виде как процесс получения, переработки и выдачи информации, что обусловливает не просто возможность, а необходимость рационального использования компьютеров и ИКТ в первую очередь в управлении, что позволяет перерабатывать различные виды информации (текстовую, статистическую и т. д.), уменьшает количество

рутинной работы, оптимизирует деятельность управленцев разных уровней.

Кроме того, важно учитывать и особенности информационных потребностей руководителей, связанных со спецификой их профессионального статуса:

- постоянная динамика информационных запросов, обусловленная широким спектром должностных обязанностей;

- необходимость оперативно реагировать на конкретные управленческие ситуации;

- важность учета принципа органического соединения ретроспективной и перспективной информации, направленного на учет традиций и потенциала инноваций для выявления тенденций дальнейшего качественного изменения системы и т. д.

Развитие социально-педагогических систем и процесс управления ими наряду с общими закономерностями имеют свои особенности, что предопределяет важность разработки специальных программных продуктов, учитывающих эту специфику. С развитием ИКТ возникают благоприятные условия для оптимизации управления образовательным учреждением, решения управленческих задач на новом уровне, тем самым расширяются возможности:

- осуществлять качественно новый подход к работе с большими массивами информационных данных;

- обеспечивать сбор необходимой информации в оптимальные сроки и с полным объемом;

- обрабатывать информацию при оценке наиболее важных сторон деятельности образовательного учреждения в соответствии с принятыми критериями;

- обеспечивать условия для систематизации и долговременного хранения информации;

- осуществлять оперативный поиск нужной информации по запросам участников образовательного процесса и других потребителей информации и т. д.

Педагогический анализ полученной информации позволяет руководителю осознать состояние и тенденции в развитии управляемой им образовательной системы, объективно оценить результаты работы коллектива, выявить болевые точки и выстроить цели по переводу образовательного учреждения в новое качественное состояние, что способствует оптимизации работы коллектива и повышению эффективности управления им.

В настоящее время использование ИКТ стало актуальным для всех сфер деятельности образовательного учреждения, во многих из которых успешно используются различные пакеты программ, сами названия которых определяют их область применения:

- АРМ руководителя (ежедневник, телефонный справочник, работа с документами, проведение организационно-педагогических мероприятий, справочная информация и т. д.);

- мониторинг образовательного процесса (формирование контрольно-измерительных материалов, проведение компьютерного тестирования по различным предметам, оперативное отслеживание процессов

и сравнимость полученной информации, в том числе и учебных достижений обучающихся и т. д.);

- кадры, аттестация педагогических кадров (систематизация материалов обо всех участниках образовательного процесса и возможность делать разнообразные выборки по различным признакам, в том числе и отслеживание уровня профессионального и личностного роста педагогов);

- библиотека (дифференцированное информационное обслуживание по конкретным запросам в виде информационного сообщения, обзора литературы и документов, реферата, аналитической справки и т. д.);

- делопроизводство, бухгалтерия (основные формы документов, в том числе и приказы, закладываются на уровне шаблонов; осуществление бухгалтерского учета и т. д.);

- тарификация, расписание (использование удобной функции коррекции нерасставленных часов, дозировка загрузки преподавателей и обучающихся) и т. д.

Формирование современной информационной образовательной среды обеспечивает целостность образовательного процесса, эффективную реализацию межпредметных связей; осуществление личностноориентированного подхода, индивидуализации процесса обучения, его адаптации к потребностям и интересам обучающихся; развитие новых форм организации обучения (дистанционное обучение, сетевое взаимодействие как обучающихся и педагогов, так и образовательных учреждений разного уровня и т. д.); возможность создания новых учебников, в том числе и электронных, разработки программ, реализующих информационные технологии в образовании.

Во многих образовательных учреждениях педагог получает возможность иметь неограниченный доступ к информационным ресурсам, высокоскоростному Интернету, имея на столе компьютер или работая в кабинете информационных технологий, информационно-ресурсном центре, пользуясь постоянно пополняемой медиатекой, повышая свою ИКТ-компетентность на курсах в институтах повышения квалификации работников образования в рамка целевой государственной программы «Информатизация системы образования».

Использование Интернета создает новые возможности в разных направлениях образовательной, методической и управленческой деятельности: создание собственного сайта и использование электронной почты, обмен информацией и документацией, поиск в сети необходимой информации и создание собственного структурированного ее хранилища, обмен опытом работы и повышение квалификации работников, организация различных видов деятельности по сети (вебсеминары, телеконференции, виртуальные педсоветы, научные объединения педагогов, обучающихся и т. д.,), организация курсов в формате дистанционного обучения, создание консультационных виртуальных центров и библиотек и др.

Объединение компьютеров в локальную сеть создает возможности для обмена информацией, хотя, как и любой процесс, имеет свои издержки. Так воз-

никает проблема управления информационными рисками и необходимость принятия адекватных мер противодействия им (сокращение числа ошибочных, непреднамеренных действий пользователей в информационных системах, ведущих к изменениям их программной и технических структур; противодействие злоумышленным действиям пользователей; работа по определению круга лиц, имеющих доступ к определенным ресурсам информационной системы и т. д.).

необходимо отметить также, что при явной эффективности использования ИКТ в образовательном и управленческом процессах важно учитывать не только значимость получаемых результатов, но и дополнительные, связанные с этим затраты труда, времени и ресурсов на первоначальном этапе, которые полностью окупаются в дальнейшем. Поэтому во многих образовательных учреждениях руководители нередко используют материальные поддержку из над тарифного фонда для педагогов, разрабатывающих и активно использующих медиаресурсы в образовательном процессе.

Кроме того, процесс информатизации образования, как и любые нововведения имеет определенные издержки и риски. Так, участники «круглого стола» по проблеме «Образование в судьбе современной России», чьи выступления опубликованы на страницах журнала «Педагогика» (№ 1, 2008г.) справедливо отмечают, что в условиях информатизации образования с одной стороны многие классические приемы, постулаты, принципы стали выглядеть «стародедовскими» при сравнении с блистательными возможностями образования, оснащенного компьютерной техникой. но с другой стороны, есть реальная опасность возрождения до недавнего времени так рьяно осуждаемого технократизма, а, как известно, технократично формируемое сознание лишено мировозренческих ориентиров и не способно к постановке смысложизненных вопросов. Кроме того, «усиленное педалирование информатизации образования влечет за собой обесценивание основополагающего принципа фундаментальности знаний, на котором традиционно выстраивалось российское образование - и в этом заключается его особенность и величайшее преимущество». А, как известно, особо ценится то, что в дефиците, так зачем же от этого отказываться, куда важнее, на наш взгляд, сохранять проверенные в жизненной практике традиции и гармонично соединять их с потенциалом инноваций нового времени. Отсюда и возникает необходимость разрабатывать и включать компенсаторные механизмы, которые бы нейтрализовали указанные риски. Особенно это жизненно значимо при обучении детей, поскольку, как утверждают физиологи и психологи, чрезмерное увлечение компьютером в определенном возрасте тормозит развитие системного мышления и ведет к формированию «клипового сознания», одним из последствий которого является стремление получения результата «здесь и сейчас». Все это не может не тревожить педагогическое сообщество, поэтому необходимо при подготовке проектов заранее определять и обозначать возможные угрозы, педагогические издержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.