Научная статья на тему 'Управление непроизводительными расходами и потерями предприятия как элемент подготовки специалистов в современных условиях'

Управление непроизводительными расходами и потерями предприятия как элемент подготовки специалистов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесник Н. Ф.

В статье рассмотрены теоретические основы и практические аспекты управления непроизводительными расходами и потерями предприятия как важнейшего элемента подготовки специалистов в современных условиях. Определена сущность понятий «непроизводительные расходы» и «потери» и предложены признаки их классификации. Особое внимание уделено информационному обеспечению управления непроизводительными расходами. Раскрыты вопросы интегрирования учетно-экономических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Non-Productive Costs and Losses as an Important Constituent of Professional Training

The theoretical fundamentals and practical aspects of managing non-productive costs and losses of the enterprise as a major element of preparation of experts in modern conditions are considered. The essence of concepts «non-productive costs» and «losses» is determined and criteria of their classification are offered. A special attention is given to information technologies in non-productive costs management. Aspects of integration of registration-economic processes are shown.

Текст научной работы на тему «Управление непроизводительными расходами и потерями предприятия как элемент подготовки специалистов в современных условиях»

'iSliiiii ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ jjjjjgjgjgjgjgjjjjjjjjjjgjgj

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМИ РАСХОДАМИ И ПОТЕРЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Н.Ф. Колесник, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита МГУ им. Н.П. Огарева

В статье рассмотрены теоретические основы и практические аспекты управления непроизводительными расходами и потерями предприятия как важнейшего элемента подготовки специалистов в современных условиях. Определена сущность понятий «непроизводительные расходы» и «потери» и предложены признаки их классификации. Особое внимание уделено информационному обеспечению управления непроизводительными расходами. Раскрыты вопросы интегрирования учетно-экономических процессов.

The theoretical fundamentals and practical aspects of managing non-productive costs and losses of the enterprise as a major element of preparation of experts in modern conditions are considered. The essence of concepts «non-productive costs» and «losses» is determined and criteria of their classification are offered. A special attention is given to information technologies in non-productive costs management. Aspects of integration of registration-economic processes are shown.

В современных условиях перехода к рыночным отношениям и становления малого предпринимательства в России грамотному и квалифицированному кадровому обеспечению подготовки специалистов отводится особая роль. Важным элементом подготовки является изучение основ теории управления предприятием, поскольку уровень и качество управления должны измеряться способностью персонала своевременно принимать наиболее рациональные решения, организовывать их выполнение в необходимые сроки, а результативность работы персонала должна определяться путем сопоставления затрат с выручкой от продажи продукции, т.е. прибылью, экономическим эффектом использования производственных ресурсов.

Одну из основных подсистем управления предприятием составляет система управления расходами, так как именно расходы отражают величину использованных ресурсов. Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения расходов до рационального их уровня, что позволяет добиться роста экономической эффективности деятельности, повышения конкурентоспособности.

Управление расходами сводится не только к снижению затрат — оно распространяется на все элементы управления. При этом особое внимание при подготов-

ке специалистов следует уделить вопросам выявления и устранения непроизводительных расходов и потерь предприятия.

Любой социально-экономической форме производства присущи свойственные только ей экономические законы, объективно проявляющиеся в особых социально-экономических противоречиях, в результате которых могут возникать непроизводительные расходы и потери. В условиях рынка неизбежна относительная самостоятельность хозяйствующих субъектов в реализации высшей цели производства, что определяется известной их обособленностью. Связанные с этим некоторые различия их экономических интересов при определенных условиях могут порождать специфические потери, проявляющиеся в нарушениях организациями плановой и договорной дисциплины, стремлении к искусственному завышению цен, трудностях реализации продукции и т.п., а в конечном счете выражающиеся в больших потерях для экономики в целом.

Субъективные причины существования непроизводительных расходов и потерь связаны с несоответствием профессионального и культурного уровня работников достигнутому уровню научно-технического прогресса, несвоевременностью устранения и разрешения тех или иных социально-экономических противо-© Н.Ф. Колесник, 2004

речий, осуществления необходимых организационно-экономических мероприятий.

На наш взгляд, целесообразно разграничить понятия «непроизводительные расходы» и «потери». Непроизводительными следует считать расходы, которые предприятие допускает в результате организационных, технических, технологических и производственных упущений, а также в результате бесхозяйственности и безответственности как организаций, так и конкретных исполнителей (брак, простои, штрафные санкции и т.д.). Потери — это стоимостное выражение расходов непроизводительного характера. Причем не каждый вид непроизводительных расходов связан с потерями. Под потерями мы также понимаем технологически обусловленные затраты сверх прогрессивных технически обоснованных норм и нормативов. От них нужно отличать технологически неизбежные потери в пределах установленных норм: брак в технологически допустимых размерах, потери при транспортировке и хранении в пределах естественной убыли и т.д. Несмотря на неизбежность образования этих потерь, на определенной стадии развития техники и технологии предприятия могут оказывать влияние на их снижение и устранение, доводя технологически неизбежные потери до минимума. Предел допустимого уровня целесообразности осуществления затрат на разных предприятиях колеблется в зависимости от конкретных условий производства.

Важное значение в выявлении и обнаружении непроизводительных расходов и потерь имеет их научно обоснованная классификация. Исходной предпосылкой для ее разработки служит правильное определение классификационных признаков, позволяющих обеспечить полноту охвата всех расходов непроизводительного характера и потерь, что может быть достигнуто благодаря комплексному подходу при их исследовании в разрезе стадий экономического оборота: приобретения (заготовления) производственных запасов; производства и продажи.

Процесс воспроизводства в отдельной организации имеет вид кругооборо-

та средств предприятия. В ходе возобновления и повторения кругооборота средства предприятия принимают три общественные формы: денежную, производительную и товарную. Следовательно, каждой организации для осуществления производственной деятельности необходимо наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые могут быть использованы производительно или непроизводительно. В связи с этим рассмотрение расходов непроизводительного характера, возникающих на различных стадиях хозяйственного оборота, производится по видам ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. В основу рекомендуемой классификации положен подход, предполагающий рассмотрение расходов непроизводительного характера по видам ресурсов, процессам хозяйственной деятельности предприятия (заготовления, производства и продажи) и их стадиям (субпроцессам). Так, в процессе заготовления следует выделить следующие стадии: заключение договоров, транспортировка, приемка и хранение производственных запасов. Процесс производства включает подготовку производства, непосредственное изготовление продукции или выполнение услуг и упаковку. Процесс продажи состоит из стадий заключения договоров, хранения готовой продукции и ее транспортировки.

Непроизводительные расходы и потери материальных ресурсов включают в себя брак и несортную продукцию, недостачи, хищения, порчу как производственных запасов, так и готовой продукции, отклонения от норм и др. Непроизводительные расходы трудовых ресурсов имеют вид оплаты простоев, доплат за отклонения от нормальных условий работы, нарушение технологического процесса, исправление брака, до среднего заработка и т.д. Расходы непроизводительного характера финансовых ресурсов в целом можно охарактеризовать как нецелесообразное использование денежных средств организации, выражающееся в превышении установленных норм расхода ресурсов, использовании средств не по назначению, утраты денег вследствие неудовлетворительного хо-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

зяйствования и т.д. В составе непроизводительных расходов последнего вида необходимо выделить расходы, представляющие собой утрату денежных средств, обусловленную неудовлетворительной организацией производства, и расходы, возникающие по не зависящим от предприятия причинам. Это различного рода штрафы, пени, неустойки уплаченные, убытки по аннулированным заказам, от списания недоамортизированной части основных средств, списания долгов и т.д.

Комплексный охват всех видов расходов позволяет выделить их следующие классификационные признаки:

— обусловленность технологическим процессом (технологически неизбежные потери и непроизводительные расходы);

— место возникновения и место выявления (организация, предприятие, производство, филиал, участок, бригада, рабочее место) и центры ответственности (директор организации, директор предприятия, начальник производства, цеха, филиала, мастер, бригадир, рабочий);

— причины (технологические, технические, организационные, внешние) и виновники (технические отделы и службы, администрация, поставщики, транспортные организации, покупатели);

— время возникновения (прошлый период, текущий период);

— способы выявления (документируемые, недокументируемые, выявленные при инвентаризации и ревизии, статистическими или расчетными методами);

— источники возмещения (внутренние — расходы, прибыль, виновные лица, внешние — поставщики, транспортные организации).

Для эффективного управления предприятием необходима достоверная информация о расходах, характеризующих количество потребленных ресурсов и результативность работы организации, а также о расходах непроизводительного характера. Сложность процесса потребления ресурсов и разнообразие связанных с ним процессов определили использование в управлении расходами широкого спектра информации, охватывающей, в силу всеобъемлющего характера затрат, все стороны функционирования

предприятия. Чем значительнее масштабы его деятельности, сложнее номенклатура продукции, тем проблематичнее становится информационное обеспечение данного управления. В этой связи важное значение в процессе подготовки специалистов приобретает изучение информационного обеспечения управления расходами производительного и непроизводительного характера. В самом широком плане информационное обеспечение означает предоставление информационных ресурсов в распоряжение какого-либо объекта или субъекта. Информационное обеспечение включает в себя следующие составляющие: собственно информацию, информационные технологии и персонал, занятый обработкой информации.

Вхождение страны в рыночные отношения существенно изменило систему информационного обеспечения управления расходами. Грамотное и эффективное управление как расходами, так и в целом предприятием в рыночных условиях требует от руководящего персонала обширных экономических знаний, методологии и организации бухгалтерского учета, налогообложения, финансов. Создаваемая на предприятии информационная система должна располагать минимальным, но достаточным объемом информации для выработки управленческих решений, предоставлять содержательную, адресную, максимально полную и достоверную информацию об объекте управления в наглядном виде, обеспечивать срочность обработки и предоставления информации.

Разработка системы информационного обеспечения управления расходами представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих показателей, способствующих правильному формированию расходов предприятия как производительного, так и непроизводительного характера, что в конечном счете влияет на финансовый результат хозяйственной жизни предприятия.

Современная система формирования экономической информации не может полностью удовлетворить увеличивающиеся информационные потребности управления. Решение этой проблемы воз-

можно в условиях интегрирования учетно-экономических процессов. Необходимость интеграции информационных потоков в условиях рыночной экономики обусловлена потребностью в аналитической информации, характеризующей использование производственных ресурсов, целесообразность инвестирования в них, а также доходность от инвестиционных вложений. Этому должна способствовать такая организация учета, которая может обеспечить все заинтересованные подразделения, отделы, службы предприятия и конкретных исполнителей полной и достоверной информацией о формировании расходов производительного и непроизводительного характера.

Для создания интегрированной системы управления непроизводительными расходами необходимо взаимодействие информации, получаемой со стороны как производственных, так и экономических подразделений предприятия. Исследование запросов внутренних пользователей учетной информации о непроизводительных расходах показало, что стандартная бухгалтерская отчетность не обеспечивает их всей совокупностью информации, необходимой для целей управления. Информация, использующаяся в бухгалтерском финансовом учете, недостаточна для оперативного вмешательства в производственный процесс, поскольку отчетность содержит в себе показатели уже свершившихся фактов хозяйственной жизни. Поэтому возникает необходимость в составлении внутренней управленческой отчетности, что и осуществляет подсистема управленческого учета, характеризуя состояние исследуемого объекта в реальном режиме времени, с применением натуральных и денежных измерителей.

Основной причиной организации налогового учета явилось различие в формировании бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли, а также неспособность получения налоговой базы с использованием данных только бухгалтерского учета. В настоящее время право налогового учета на существование законодательно закреплено, хотя вопрос продолжает дискутироваться в литературе.

Поскольку основным назначением бухгалтерского учета выступает приме-

нение его данных для выявления финансовых результатов деятельности организации, то закономерно считать бухгалтерский учет финансовым. Информация, использующаяся в финансовом и налоговом учете, является жестко регламентированной и служит для составления официальной финансовой отчетности и для целей налогообложения. В подсистеме управленческого учета формируется информация для целей управления, которая составляет коммерческую тайну организации, а потому не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер. Показатели управленческого учета отличаются от показателей финансового и налогового учета тем, что наряду с информацией о свершившихся фактах хозяйственной жизни организации содержат ожидаемую, или прогнозную, информацию, которая не отражается на счетах бухгалтерского учета, а находится за пределами единой системы учетных процедур.

Формирование информации в нескольких учетных системах вызывает ряд проблем, и в частности относительно взаимосвязи информационных потоков, создания оптимальных пакетов показателей в интегрированной учетной системе, складывания информационных моделей показателей, разработки алгоритмов их расчета и т.д. Решение поставленных перед учетной системой задач возможно только при интегрированном подходе, предполагающем взаимодействие бухгалтерского (финансового), налогового и управленческого учета. При этом под интеграцией системы учета следует понимать взаимосвязь показателей всех подсистем учета при осуществлении сбора, регистрации, обработки и представления экономической информации.

Учитывая единство формирования информации об объекте исследования, специфической для каждого вида учета, можно сделать вывод о том, что именно интегрированный подход к организации учетной системы без выделения главенствующей роли той или иной подсистемы позволит получить единую информационную среду для управления непроизводительными расходами.

Поступила 04.02.04.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.