Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью автотранспортного предприятия. Критерии конкурентоспособности'

Управление конкурентоспособностью автотранспортного предприятия. Критерии конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1082
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕНА / COMPETITIVENESS / CRITERION / INTEGRATED INDICATOR / MANAGEMENT / MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE / PRICE / PROFITABILITY / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пеньшин Николай Васильевич

Разработана комплексная схема управления конкурентоспособностью автотранспортного предприятия и критериев его конкурентоспособности; исследованы и обоснованы критерии конкурентоспособности автотранспортного предприятия на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях управления конкурентоспособностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Es ist das Komplexschema der Leitung von der Konkurrenzfähigkeit des Automobilbetriebes und der Kriterien seiner Konkurrenzfähigkeit erarbeitet. Es sind die Kriterien der Konkurrenzfähigkeit des Automobilbetriebes auf den operativen, taktischen und strategischen Niveaus der Leitung von der Konkurrenzfähigkeit untersucht.Est élaboré un système complexe de la gestion de la capacité du travail de lentreprise de transport ainsi que des critères de sa capacité du travail; sont étudiés et argumentés les critères de la capacité du travail de lentreprise de transport au niveau opératif, tactique et stratégique de la gestion de la capacité du travail.The paper presents a complex management scheme of management of competitiveness of motor transport enterprise and criteria for its competitiveness; the criteria of the transport enterprise competitiveness at the operational, tactical and strategic levels of management are investigated

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью автотранспортного предприятия. Критерии конкурентоспособности»

УДК 656.078.8

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

КРИТЕРИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Н.В. Пеньшин

Кафедра «Организация перевозок и безопасность дорожного движения», ГОУВПО «ТГТУ»; avto@mail.tambov.ru

Представлена членом редколлегии профессором Н.Ц. Гатаповой

Ключевые слова и фразы: автотранспортное предприятие; интегральный показатель; качество; конкурентоспособность; критерий; рентабельность; управление; цена.

Аннотация: Разработана комплексная схема управления конкурентоспособностью автотранспортного предприятия и критериев его конкурентоспособности; исследованы и обоснованы критерии конкурентоспособности автотранспортного предприятия на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях управления конкурентоспособностью.

Соотнесем между собой конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта и конкурентоспособность хозяйствующего субъекта автомобильного транспорта (автотранспортного предприятия) производителя услуг, как часть и целое.

Для непрерывного процесса воздействия на конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта с целью достижения оптимальных результатов необходимо владеть искусством управления конкурентоспособностью, уметь четко определять оперативную деятельность, тактику и стратегию конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта.

Для обеспечения конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта автотранспортное предприятие вынуждено решать задачи обеспечения конкурентоспособности самих услуг и конкурентоспособности самого автотранспортного предприятия на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях управления конкурентноспособностью.

Для этих целей разработаем комплексную схему управления конкурентоспособностью автотранспортного предприятия и критериев его конкурентоспособности (рис. 1). Критерии (греч. кгНепоп) означают признаки, мерила, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-нибудь.

На оперативном уровне управления конкурентоспособностью автотранспортного предприятия предусматриваем решение задач конкурентоспособности автотранспортных услуг, которые включают в себя показатели финансовой устойчивости. Под финансовой устойчивостью автотранспортного предприятия понимаем его платежеспособность с соблюдением условия финансового равновесия между собственными и заемными финансовыми средствами. При хорошей финансовой устойчивости автотранспортное предприятие платежеспособно, то есть имеет возможность расплачиваться по своим обязательствам [1, 4].

Рис. 1. Комплексная схема управления конкурентоспособностью автотранспортного предприятия и критериев его конкурентоспособности

Решение этих задач следует осуществлять посредством проведения маркетинговых мероприятий по обеспечению подвижным составом для реализации спроса на автотранспортные услуги, анализу рынка автотранспортных услуг, мероприятий по тарификации, а также других неотложных мер, связанных с обеспечением потребности в автотранспортных услугах. Прибыль автотранспортного предприятия достигается мерами экономического анализа затрат на оказание ав-

тотранспортных услуг, анализа себестоимости перевозочного процесса и применения тарифов, а также организации рационального и эффективного использования подвижного состава автомобильного транспорта на грузовых и пассажирских перевозках, применение передовых технологий, обеспечивающих высокую доходность перевозок. Критерием конкурентоспособности автотранспортного предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта.

Оценку конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта производим тремя основными методами: эвристическим (прогнозируемым, экспертным); квалиметрическим (количественной оценкой качества); комплексным (интегральным).

Конкурентоспособность с теоретической точки зрения - это уровень эффективности использования автотранспортным предприятием экономических ресурсов, общественной полезности услуг относительно их использования конкурентами. Конкурентоспособность определяется расходами на пользование, качественными и стоимостными критериями (значениями) услуг автомобильного транспорта, которые всесторонне «оцениваются» потребителем по значимости, удовлетворенности.

Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта может быть определена по формуле

где Эр, и Эк -годовые эксплуатационные затраты рассматриваемого и конкурирующего варианта соответственно; Т - расчетный срок службы; УПСр и УПСк -уровни потребительской стоимости рассматриваемых и конкурирующих услуг автомобильного транспорта соответственно; Цр и Цк - цены рассматриваемых и конкурирующих услуг автомобильного транспорта соответственно; УПОр и УПОк -уровни реализации услуг автомобильного транспорта рассматриваемого и конкурирующего варианта соответственно; а', в, у - коэффициенты относительной значимости каждого показателя, определяемые экспертами.

В соответствии с законами рынка, чем выше конкурентоспособность, тем больше объем реализации услуг и объем производства, что способствует снижению производственных затрат и цен, что, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для повышения конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта.

Рыночные отношения выдвигают новые требования к свойствам конкурентоспособности автотранспортных услуг. Совокупность свойств услуг автомобильного транспорта, которая характеризуется качественными и стоимостными параметрами, представляет собой базовые элементы конкурентоспособности услуг. Качество и цена являются здесь главными составляющими элементами конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта. Анализ динамики услуг автомобильного транспорта выявил тенденцию, при которой ценовая конкуренция постепенно уступает качеству услуг [2].

Качество услуг автомобильного транспорта - это существенные свойства, количественно оцениваемые системой технико-экономических показателей, отличающих их от других аналогичного назначения, определяющих степень удовлетворения потребностей и спрос в рыночных условиях.

КС =

Качество услуг автомобильного транспорта выполняет определяющую роль в формировании и оценке конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта.

Для каждого вида услуг автомобильного транспорта учитываются свои специфические уровни качества. Они распознаются методами решения практических задач для достижения конкретных целей: своевременности и безопасности выполнения перевозок, сохранности перевозимых грузов, снижении затрат перевозочного процесса, гарантированности высокого качества перевозок пассажиров, расширении сфер услуг автомобильного транспорта [3].

Исследование критерия качества услуг автомобильного транспорта достигается с помощью методов оценочных показателей, которые отражают не только уровень качества и эффективность, но и стимулируют предложения на услуги, отличительные от своих конкурентов по гарантированности, срочности, объему, уровню тарифов, технологии доставки и т.д. [5].

Расчет комплексного интегрального показателя конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта производим по формуле

где K - комплексный интегральный показатель конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта; К - значение /-го критерия конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта количеством п; - весомость /-го критерия

конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта в общей сумме, определяемой экспертным путем.

На тактическом уровне управление конкурентоспособностью автотранспортного предприятия достигается обеспечением устойчивого финансово-хозяйственного состояния и других комплексных показателей. Стратегичность здесь является ключевой характеристикой второго уровня управления. Для разработки стратегии автотранспортного предприятия используем SWOT-анализ и перспективный план развития автотранспортного предприятия. Затем проводим мероприятия по структурированию и адаптивности, то есть решаем вопросы системы управления автотранспортным предприятием и приводим в соответствие организационную структуру его управления.

Основной задачей этого уровня управления является проблема обеспечения финансовой и управленческой прозрачности, которая подразумевает наличие у автотранспортного предприятия финансовой структуры, а также финансового учета и отчетности, соответствующей определенным стандартам. Сюда же отнесем и управляемость бизнеса, которая в реальном режиме должна противодействовать всевозможным сбоям. В качестве показателей финансовой эффективности деятельности автотранспортного предприятия используем рентабельность автотранспортных услуг, рентабельность активов, оборачиваемость, объем предоставляемых автотранспортных услуг и др.

Выделим критерии конкурентоспособности автотранспортного предприятия второго уровня управления конкурентоспособностью:

— соотношение спроса и предложения на перевозки;

— качество транспортного обслуживания;

— соотношение доходов и расходов на перевозки;

— количество видов перевозок и услуг;

— ресурсы автотранспортного предприятия.

n

i=1

Интегральный показатель конкурентоспособности автотранспортного предприятия Ки, определим как средневзвешенную величину коэффициентов критерия:

К = (Кс.п + К + Кд.р +К + Kp)/N,

где N - количество критериев конкурентоспособности; Кс.п - коэффициент критерия спроса и предложения; Кк - коэффициент критерия качества; Кд.р - коэффициент критерия соотношения доходов и расходов; Кв - коэффициент критерия видов перевозок; Кр - коэффициент критерия ресурсов.

Конкурентоспособность автотранспортного предприятия в любом случае можно рассматривать как уровень эффективности использования им экономических ресурсов относительно других участников рынка. В рыночной экономике эффективность чаще всего выражается через рентабельность услуги, рассчитанную как отношение прибыли к необходимым для ее получения затратам.

В математическом виде показатель конкурентоспособности автотранспортного предприятия может быть выражен в виде:

где Кпр - показатель конкурентоспособности автотранспортного предприятия; Кг - критерий конкурентоспособности автотранспортного предприятия по рентабельности; К - критерий конкурентоспособности по динамике доли рынка; г -рентабельность услуг; Я - средневзвешенная рентабельность услуг по выборке; I - индекс изменения объемов выручки автотранспортного предприятия; 1г - индекс изменения объемов выручки по выборке.

Модифицируя приведенную выше формулу интегрального показателя конкурентоспособности автотранспортного предприятия, нами предпринята попытка ее усовершенствования с учетом современной рыночной экономики.

Стратегическим уровнем управления конкурентоспособностью автотранспортного предприятия является инвестиционная привлекательность, которая позволяет предприятию увеличить свою капитализацию, критерием которой является рост стоимости автотранспортного предприятия, определяемый доходным, сравнительным, затратным и опционным методами. Отметим, что оценка и управление стоимостью автотранспортного предприятия являются главными инструментами обеспечения его конкурентоспособности, так как отмеченные методы предлагают точные и взаимосвязанные критерии оценки, на основе которых можно управлять конкурентоспособностью автотранспортным предприятием.

При стратегическом уровне управления конкурентоспособностью автотранспортного предприятия предпочтение надо отдавать системе критериев и использованию экспертных подходов, выступающих в виде реального механизма реализации стратегического уровня.

Исходя из рассмотренных проблем конкурентоспособности автотранспортного предприятия, выделим критерии социальной направленности: критерий удовлетворения потребности населения в услугах автомобильного транспорта; критерий влияния потребляемых услуг автомобильного транспорта на решение социальных задач; критерий влияния на сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и на использование рабочего времени и др.

С целью оценки конкурентоспособности автотранспортного предприятия предлагаем применять критерий минимального автотранспортного стандарта, от которого зависит жизнедеятельность нашего общества. В качестве индикаторов минимального автотранспортного стандарта предлагаем критерии: доля автотранспортного предприятия в загрязнении окружающей среды; уровень автотранспортной доступности; уровень ДТП из-за неудовлетворительного состояния автодорог; доля автотранспортного предприятия в системе общественного пассажирского транспорта и т.д.

В результате проведенных исследований:

- разработана комплексная схема управления конкурентоспособностью автотранспортного предприятия и критериев его конкурентоспособности;

- исследованы и обоснованы критерии конкурентоспособности автотранспортного предприятия на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях управления конкурентоспособностью;

- усовершенствована методика оценки критерия конкурентоспособности автотранспортного предприятия по качеству, предложена формула расчета комплексного интегрального показателя конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта.

Список литературы

1. Мартынов, В.С. Переходная экономика. Российские проблемы / В.С. Мартынов. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 719 с.

2. Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М. А. Кричевский. - СПб. : Питер, 2004. - 268 с.

3. Иванова, Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия : учеб. пособие / Е.А. Иванова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 298 с.

4. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М. : Маркетинг,

2002. - 276 с.

5. Грузовые автомобильные перевозки : учеб. для вузов / А.В. Вельможин [и др.]. - М. : Горячая линия-Телеком, 2007 - 560 с.

Management Technology for Improving Competitiveness of Motor Transport Enterprise. Criteria for Competitiveness

N.V. Penshin

Department “Organization of Transportation and Road Safety”,

TSTU; avto@mail.tambov.ru

Key words and phrases: competitiveness; criterion; integrated indicator; management; motor transport enterprise; price; profitability; quality.

Abstract: The paper presents a complex management scheme of management of competitiveness of motor transport enterprise and criteria for its competitiveness; the criteria of the transport enterprise competitiveness at the operational, tactical and strategic levels of management are investigated.

Leitung von der Konkurrenzfahigkeit des Automobilbetriebes

Zusammenfassung: Es ist das Komplexschema der Leitung von der Konkurrenzfahigkeit des Automobilbetriebes und der Kriterien seiner Konkurrenzfahigkeit erarbeitet. Es sind die Kriterien der Konkurrenzfahigkeit des Automobilbetriebes auf den operativen, taktischen und strategischen Niveaus der Leitung von der Konkurrenzfahigkeit untersucht.

Gestion de la capacite du travail de l’entreprise de transport.

Criteres de la capacite du travail

Resume: Est elabore un systeme complexe de la gestion de la capacite du travail de l’entreprise de transport ainsi que des criteres de sa capacite du travail; sont etudies et argumentes les criteres de la capacite du travail de l’entreprise de transport au niveau operatif, tactique et strategique de la gestion de la capacite du travail.

Автор: Пеньшин Николай Васильевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Организация перевозок и безопасность дорожного движения», ГОУ ВПО «ТГТУ».

Рецензент: Герасимов Борис Иванович - доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ и качество», декан экономического факультета, ГОУ ВПО «ТГТУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.