Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
УДК 65
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Д.Б. Гунзунова Научный руководитель - И.О.Нагаслаева
Бурятский государственный университет Российская Федерация, 67GGGG, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
E-mail: [email protected]
Аннотация (резюме): Конфликты неизбежны в жизни человека, поэтому необходимость управлять конфликтами является важнейшей деятельностью руководителя. От управления конфликтами зависит результативность самой организации. В статье рассматривается процесс управления конфликтами, который способствует повышению эффективности управления организации. Уточняются стадии конфликта, стратегии управления конфликтами и методы управления конфликтами. Также в рамках темы статьи уделяется внимание проблемам конфликтов, их описанием и даются общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций.
Ключевые слова: конфликт, стадии конфликта, управление конфликтами, методы управления конфликтами, проблемы управления конфликтами.
ORGANIZATION CONFLICT MANAGEMENT
D.B. Gunzunova Scientific Supervisor - I.O.Nagaslaeva
Buryat State University 24a, Smolina St., Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 67GGGG, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract: Conflicts are inevitable in a person's life, therefore the need to manage conflicts is the most important activity of a leader. From the management of conflicts depends on the effectiveness of the organization itself. The article discusses the process of conflict management, which contributes to improving the management of the organization. Clarifies conflict stages, conflict management strategies and conflict management techniques. Also within the framework of the topic of the article, attention is paid to the problems of conflicts, their description and general recommendations are given on resolving conflict situations.
Keywords: conflict, conflict stages, conflict management, conflict management methods, conflict management problems.
Проблема конфликтов на сегодняшний день очень важна и актуальна для руководителя в организации. Управление конфликтом является одной из главных функций руководителя, которому следует знать о конфликтах, методах поведения при их возникновении, средствах и способах предотвращения и разрешения.
Конфликты неизбежны в жизни человека и являются необходимым элементом функционирования каждого общества.
Конфликт в менеджменте понимается как противоборство, отсутствие согласия между двумя или более субъектами, по причине противоположно направленных, несовместимых друг с другом целей, интересов и позиций этих субъектов.
«Конфликт - это не внезапное столкновение, а процесс, который развивается и состоит из четырех стадий.
Секция « Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
Первая стадия - возникновение конфликтной ситуации.
Вторая стадия - возникновение инцидента, события.
Третья стадия - кризис в отношениях.
Четвертая стадия - завершение конфликта.» [1].
По мнению Ротенберга Управление конфликтами - это «целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта и обеспечивающее решение социально значимых задач».
Выделяют две основные стратегии управления конфликтами: предупреждение конфликтов и разрешения конфликтов.
Стратегия предупреждения конфликтов имеет целью создание таких производственных условий и психологической атмосферы в коллективе, при которых возможности возникновения конфликтов сведены к минимуму.
Стратегия разрешения конфликтов имеет целью прекращение противоборства сторон и поиск приемлемого решения проблем. Реализация этой стратегии предполагает действия руководителя по анализу возникших конфликтов и определению методов их разрешения.
Для того чтобы эффективнее управлять конфликтами нужно правильно подходить к выбору методов выхода из конфликта.
Различают организационно-структурные, административные и межличностные способы управления конфликтами (см. рисунок).
Организационно-структурные
v__/
Четкая формулировка и разъяснение работникам -задаъ:
Способы регулирования конфликтов
aj'i шнис тратив ные
Разведение по целям, средствам нресурсам
Перемещение е дру гие Сглаживание
Координжкющне механизмы - к
псдразделения
. , . _ Решение проблемы
л lue сия н оощая це ль пр едприягия Перевод на иную должно; гь
Система поощрений Увольнение Ктптромисс
Предупреждение
Способы регулирования конфликтов
Представленные на рисунке способы управления конфликтами помогут эффективно выявить стратегию управления конфликтом, которую руководитель должен выбирать с точки зрения оптимального баланса последствий конфликтной ситуации для организации.
Рассмотрим основные проблемы управления конфликтами в организации.
Неопытность и некомпетентность руководителя в сфере управления конфликтом. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта в этой сфере отрицательно сказываются на работе коллектива в целом. Результативность и эффективность работы падает вследствие
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
неумения руководителя решать конфликтные ситуации, находить выход и разряжать обстановку в коллективе [2].
Игнорирование конфликта как такового. Ошибка руководителя это игнорирование конфликта, не содействия по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций среди работников.
Игнорирование причин возникновения конфликта. Руководитель при разрешении конфликтных ситуаций руководствуется своими личными побуждениями, игнорируя причины возникновения конфликтов. Вследствии этого может возникнуть ситуация, при котором одна сторона в выигрышном положении, а другая недовольна.
Из этой проблемы вытекает другая не менее важная проблема - еще большее усугубление конфликта. Руководитель не имея представления о причинах конфликта, интересах сторон, начинает больше усугублять конфликт, из-за чего резко ухудшается обстановка в коллективе, снижается производительность и появляется текучесть кадров [3].
Исходя из вышеперечисленных проблем, мы составили общие рекомендации к решению конфликтных ситуаций:
1. признать существование конфликта
2. выявить причины конфликта и интересы сторон конфликта
3. провести переговоры со сторонами конфликта
4. разработать и согласовать варианты решений
5. реализовать принятое решение
У руководителя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс протекания конфликта, внести свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному разрешению [4].
В завершении можно сказать, что конфликты в организации неизбежны и так как они могут серьезно снизить результативность работы компании необходимо уметь их регулировать.
Библиографические ссылки
1. Агафонова М. С., Ефанова Е. А. Планирование деятельности в менеджменте // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 10-1. - С. 134а. - URL: https://toptechnologies.ru/ru/ article/view?id=33371.
2. Карташев Я.П. Конфликты в организации. - М., Лаборатория книги, 2010 - С. 19.
3. Ротенберг В.С. Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация - М.: Наука, 2010-193
с.
4. Горлевский К.И., Кукарцев А.В., Огурченок И.В. Управление инновационной деятельностью предприятия ракетно-космической промышленности на основе процессного подхода экономика и менеджмент систем управления, 2014. Т.11 №1-3. С. 358-367.
© Гунзунова Д.Б., 2019