Научная статья на тему 'Управление кадровыми рисками в системе обеспечения экономической безопасности малого предприятия'

Управление кадровыми рисками в системе обеспечения экономической безопасности малого предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРПОРАТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / КАДРОВЫЙ РИСК / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ECONOMIC SECURITY / CORPORATE RESOURCE / PERSONNEL RISK / SMALL BUSINESS ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Марина Сергеевна, Хутиева Елена Сергеевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы построения системы управления кадровыми ресурсами организации на примере малого бизнеса в целях обеспечения его экономической безопасности. Для таких предприятий этот вопрос является крайне важным, поскольку в его распоряжении обычно имеются немногочисленные внутренние ресурсы. По мнению авто-ров, важным параметром в системе обеспечения экономической безопасности малого предприятия является человеческий фактор. В статье представлена эффективная и доступная в обслуживании методика управления кадровыми ресурсами в целях обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса на основе формализации кадровых рисков.В качестве примера рассматривается малое предприятие, занимающееся производством пластиковых окон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL RISK ASSESSMENT MANAGEMENTIN THE CORPORATE RESOURCES SYSTEM TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF SMALL ENTERPRISES

The article deals with the topical issue of building a system of human resourcesmanagement in order to ensure the economic security of small businesses, forwhich this issue is extremely important in view of the few available internalresources. The most important factor in ensuring the economic security of a smallenterprise is the human factor. The article presents an effective and inexpensivemethod of human resources management in order to ensure the economic securityof small businesses based on the formalization of personnel risks. As an example,we consider a small enterprise engaged in the production of plastic Windows.

Текст научной работы на тему «Управление кадровыми рисками в системе обеспечения экономической безопасности малого предприятия»

УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМИ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

PERSONNEL RISK ASSESSMENT MANAGEMENT IN THE CORPORATE RESOURCES SYSTEM TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF SMALL ENTERPRISES

УДК 330. 35, 311.21 DOI: 10.25631/PEJ.2019.1.161.171

ВЛАСОВА Марина Сергеевна

доцент кафедры международного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, vms68@yandex.ru

VLASOVA, Marina Sergeevna

Associate Professor at the Department of International Business, Saint- Petersburg State University of Economics, Candidate of Economic Sciences, vms68@yandex.ru

ХУТИЕВА Елена Сергеевна

доцент кафедры международного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат технических наук, htvhes@gmail.com

KHUTIEVA, Elena Sergeevna

Associate Professor at the Department of International Business, Saint-Petersburg State University of Economics, Candidate of Technical Sciences, vms68@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются актуальные вопросы построения системы управления кадровыми ресурсами организации на примере малого бизнеса в целях обеспечения его экономической безопасности. Для таких предприятий этот вопрос является крайне важным, поскольку в его распоряжении обычно имеются немногочисленные внутренние ресурсы. По мнению авторов, важным параметром в системе обеспечения экономической безопасности малого предприятия является человеческий фактор. В статье представлена эффективная и доступная в обслуживании методика управления кадровыми ресурсами в целях обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса на основе формализации кадровых рисков. В качестве примера рассматривается малое предприятие, занимающееся производством пластиковых окон.

Ключевые слова: экономическая безопасность, корпоративные ресурсы, кадровый риск, предприятия малого бизнеса.

© Власова М. С., Хутиева Е. С., 2019.

Abstract.

The article deals with the topical issue of building a system of human resources management in order to ensure the economic security of small businesses, for which this issue is extremely important in view of the few available internal resources. The most important factor in ensuring the economic security of a small enterprise is the human factor. The article presents an effective and inexpensive method of human resources management in order to ensure the economic security of small businesses based on the formalization of personnel risks. As an example, we consider a small enterprise engaged in the production of plastic Windows.

Key words: economic security, corporate resource, personnel risk, small business enterprises.

Ситуация в современной российской экономике отличается своей нестабильностью, поэтому для предприятий малого бизнеса становится крайне важным построить эффективную систему управления имеющимися в его распоряжении немногочисленными внутренними ресурсами, которые формально можно отнести к категории корпоративных ресурсов. Под последними в деловой и экономической литературе принято понимать факторы бизнеса, которые используются владельцами и менеджерами предприятия для достижения целей бизнеса [1].

Самым важным фактором в обеспечении экономической безопасности малого предприятия является человеческий фактор, который одновременно выступает и как объект, и как субъект управления, а в большинстве случаев именно причина неэффективного управления организацией приводит к банкротству последней.

Концепция управления кадровыми ресурсами в целях обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса представляет собой совокупность взаимосвязанных теоретико-методологических взглядов на представление целей, содержания, сущ-

ности, субъекта и объекта задач и методик управления кадровыми ресурсам, одной из которых является методика управления кадровыми рисками с построением соответствующего профиля внутренних и внешних кадровых рисков организации.

Как правило, малые предприятия очень ограничены во внутренних ресурсах (что отмечено как в официальных стратегических документах, так и статьях ведущих специалистов, занимающихся проблемами развития малого бизнеса в России) [2-7], вследствие чего для диагностики кадровых рисков зачастую привлекаются сторонние консалтинговые фирмы, занимающиеся вопросами кадрового аудита и контроля (необходимо отметить, что стоимость услуг таких организаций достаточно высока).

Поэтому возникает необходимость в разработке эффективной и недорогой в обслуживании методики управления кадровыми ресурсами в целях обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса, например, на основе формализации кадровых рисков. В качестве примера рассматривается малое предприятие, занимающееся производством пластиковых окон.

Таблица 1

Пример профиля оценки внутренних кадровых рисков в целях обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса

Оценка кадровых ресурсов в целях обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса Значимость фактора (величина последствий) Оценка частоты (вероятность) Степень

Риски управления персоналом

Планирование и маркетинг персонала 1 1 Минимальная

Условия и охрана труда 2 2 Малая

Прием на работу и учет персонала 2 1 Малая

Система нематериального стимулирования труда з s Высокая

Система материального стимулирования труда s з Высокая

Обучение и развитие персонала з з Средняя

Организационная структура 2 з Малая

Некомпетентность менеджеров 4 4 Высокая

Риски персонала

Профессиональное выгорание сотрудника з s Высокая

Неудовлетворенность трудом 4 4 Высокая

Неудовлетворенность системой оплаты труда s з Высокая

Неудовлетворенность должностными обязанностями s s Критическая

Для этого создается профиль внутренних и внешних кадровых рисков управления кадровыми ресурсами в целях обеспечения экономической безопасности данного предприятия малого бизнеса, представляющий собой ранжированный список факторов кадровых рисков (таблица 1).

Демонстрация профиля кадровых рисков дает возможность собственнику предприятия

наглядно увидеть систему факторов, оказывающих существенное влияние на деятельность его организации и понять, возможно ли минимизировать риски или нет.

Для более наглядного представления и детальной проработки выявленных рисков возникает необходимость в формировании матрицы кадровых рисков предприятий малого бизнеса (рисунок), которая затем подверга-

Система материального стимулирования труда. Неудовлетворенность системой оплаты труда Неудовлетворенность должностными обязанностями

Некомпетентность менеджеров. Неудовлетворенность трудом

Обучение и развитие персонала Система нематериального стимулирования труда. Профессиональное выгорание сотрудника

Прием на работу и учет персонала Условия и охрана труда Организационная структура

Планирование и маркетинг персонала

Вероятность

Рисунок

Пример матрицы внутренних кадровых рисков предприятий малого бизнеса

ется тщательному анализу с целью принятия управленческих решений в области обеспечения экономической безопасности.

Анализ матрицы показал, что управленческие решения необходимо принимать по следующим факторам:

1. Неудовлетворенность должностными обязанностями сотрудников.

2. Система материального стимулирования труда.

3. Неудовлетворенность системой оплаты труда сотрудников.

4. Некомпетентность менеджеров линейного звена.

5. Неудовлетворенность трудом.

6. Обучение и развитие персонала.

7. Система нематериального стимулирования труда сотрудников.

8. Профессиональное выгорание сотрудников.

По рискам, вошедшим в зону повышенного внимания (на рисунке данная зона затемнена), необходимо сформировать систему показателей, отражающих состояние кадровых рисков.

Как правило, более крупные компании самостоятельно создают внутренние нормативы данных показателей, отклонение от которых сигнализирует о необходимости принятия соответствующих управленческих решений [8]. Однако малые предприятия не всегда имеют такие возможности, вследствие чего нами предложен набор показателей управления кадровыми ресурсами в целях обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса с их нормативным значением (таблица 2).

Таблица 2

Пример показателей, отражающих внутренние кадровые риски предприятий малого бизнеса

Группа кадровых рисков Показатель Формула расчета Норматив Фактическое значение

Риски управления кадровыми ресурсами в целях обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса

Коэффициент удовлетворенности Количество сотрудников, удовлетворенных существующей системой / Количество сотрудников 1 54 / 82 = 0,65

Средний уровень заработной платы, руб. Фонд заработной платы / Количество сотрудников 45 000 2 839 060/82 = = 34 622,68

Система материального стимулирования труда Коэффициент превышения / экономии затрат на оплату труда Фактические затраты на оплату труда / Плановый уровень затрат 1 2 839 060 / 3 690 000 = 0,76

Коэффициент фонда заработной платы Фонд заработной платы административного персонала / Общий фонд заработной платы 0,4 2 839 060 / 5 122 300 = 0,55

Коэффициент премии Выплаченная административному персоналу премия / Общий премиальный фонд 0,5 1 277 694 / 2 000 000 = 0,63

Продолжение таблицы 2

Группа кадровых рисков Показатель Формула расчета Норматив Фактическое значение

Прием на работу и учет персонала Количество вакантных мест, шт. - 0 3

Коэффициент приема кадров Количество принятых / Среднесписочная численность 0,1 6 / 72,5 = 0,08

Коэффициент выбытия кадров Количество уволенных / Среднесписочная численность 0,1 9 / 72,5 = 0,12

Коэффициент текучести кадров Количество принятых / Количество уволенных 1 6 / 9 = 0,67

Условия и охрана труда Количество травм, полученных на работе, шт. - 0 2

Страховой коэффициент Количество застрахованных работников / Количество работников 1 78 / 82 = 0,95

Наличие проф. заболеваний - нет нет

Коэффициент технической оснащенности Количество технически оснащенных рабочих мест / Количество рабочих мест 1 75 / 75 = 1

Обучение и развитие персонала Количество учебных программ, шт. - 10 7

Коэффициент обучения сотрудников Количество обученных сотрудников / Среднесписочная численность 0,4 7 / 72,5 = 0,09

Коэффициент выбытия сотрудников, прошедших обучение Количество уволенных, прошедших обучение / Количество обученных 0 5 / 7 = 0,71

Коэффициент издержек обучения Издержки, связанные с обучением персонала / Общие административные издержки 0,2 120 000 / 1 540 460 = 0,07

Окончание таблицы 2

Группа кадровых рисков Показатель Формула расчета Норматив Фактическое значение

Информационное обеспечение Коэффициент обеспеченности информацией Количество ошибок, сделанных в связи с не информированностью / Количество ошибок 0 15 / 21 = 0,71

Коэффициент обновления информационной базы Количество внесения изменений в базу данных / Количество изменений 1 5 / 31 = 0,16

Правовое обеспечение Коэффициент нормативно-правовых актов Количество нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений / Количество подразделений 1 7 / 10 = 0,7

Коэффициент должностных инструкций Количество должностных инструкций / Количество штатных единиц 1 70 / 85 = 0,82

Риски персонала

Половозрастная структура предприятия

Квалификационная структура предприятия

Показатели стажа сотрудников

Расчет данных показателей желательно проводить периодически (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) с формированием итоговых отчетов для собственников и управляющего звена.

После проведения анализа необходимо создать план мероприятий по управлению кадровыми ресурсами, что является трудозатрат-ным процессом, требующим определенного уровня квалификации и знания организации.

Создаются два вида планов мероприятий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. По отдельным, выявленным на предыдущем этапе, видам рисков.

2. Сводный план мероприятий по кадровым рискам организации в целом.

Планирование мероприятий по управлению кадровыми ресурсами основывается на выборе следующих мероприятий:

1. Последующее изучение риска при недостаточном количестве качественной информации по данному риску.

2. Недопущение кадрового риска при необходимости устранения его причин без попыток изменить ситуацию.

3. Принятие кадрового риска при отсутствии существенной угрозы.

4. Управление кадровым риском при наличии риска, способного с достаточной долей вероятности причинить ущерб, способный повлиять на функционирование организации.

Таблица 3

Пример отчета управления кадровыми ресурсами в целях обеспечения экономической безопасности предприятий малого бизнеса

Риск Проявление риска Причина возникновения Последствия Инструмент анализа Предложения по управлению

Неудовлетворенность должностными обязанностями Неэффективная деятельность сотрудников Отсутствие должностных инструкций Невыполнение планов. Высокий уровень текучки персонала Проведение опроса. Создание и анализ фотографии рабочего дня На основе проделанного анализа оформить должностные инструкции

Нерациональное распределение фонда оплаты труда Увеличение издержек компании. Снижение показателей эффективности работы персонала Отсутствие грамотной системы распределения ресурсов Увеличение издержек. Отсутствие материальной мотивации труда Анализ динамики и состава фонда оплаты труда. Проведение опроса сотрудников организации Пересмотр политики материального стимулирования труда. Создание четкой системы премирования

Недовольство персонала системой оплаты труда Неэффективная деятельность сотрудников Отсутствие четкой системы, определяющей уровень оплаты труда Повышенный уровень конфликтности в коллективе организации. Высокий уровень текучки персонала Изучение политики в области оплаты труда и премирования Пересмотр политики материального стимулирования труда. Создание четкой системы премирования

Выделение неформального лидера в структурном подразделении организации Снижение управляемости коллективом Неграмотный выбор сотрудника для назначения руководителем. Конфликты между сотрудниками и руководителем Потеря контроля над сотрудниками. Снижение эффективности работы структурного подразделения Наблюдение. Проведение опросов Создание программы кадрового резерва. Проведение обучения руководителей

Недовольство сотрудников трудом Снижение внутренней мотивации. Падение эффективности деятельности Неграмотно построенные системы материального и нематериального стимулирования труда Выбытие сотрудников, значимых для организации. Снижение репутации организации Изучение обязанностей сотрудников. Проведение опросов Изменение систем материального и нематериального стимулирования труда. Проведение различных мероприятий, позволяющих раскрыться потенциалу сотрудников

0) *

О X

о

£ *

0)

< □

73 0) Л

Й

ф

X

Ф X

о ы 2

О

4

л

<

5 В

£

0 <

о\

01 ф

0) £ 5

Окончание таблицы 3

Риск Проявление риска Причина возникновения Последствия Инструмент анализа Предложения по управлению

Обучение и развитие Выбытие сотрудников, Отсутствие грамотно Выбытие сотрудников, Анализ кадровой Изменение системы

персонала обученных за счет построенной системы значимых для органи- отчетности обучения и повыше-

средств компании обучения и повышения квалификации сотрудников зации. Увеличение издержек организации ния квалификации сотрудников. Заключение дополнительных соглашений при направлении сотрудников на дорогостоящее обучение с указанием периода, в течение которого после окончания обучения работник должен отработать в компании

Система нематериаль- Отсутствие Отсутствие поддержки Профессиональное Анализ системы Рассмотрение про-

ного стимулирования инициативы со стороны руковод- выгорание нематериального ектов и предложении

труда ства инициативы работника стимулирования. Проведение опросов сотрудников

Профессиональное Отсутствие инициа- Нет возможности про- Текучесть кадров. Анализ внутренних Изменение системы

выгорание тивы. явить инициативу. Нерациональное документов организа- горизонтального и

Нежелание работать Нет возможности рас- распределение ции. вертикального переме-

крыть потенциал кадрового резерва Анализ четов. кадровых от- щения кадров. Изменение систем сти-

Проведение опросов мулирования труда

ГО с

5"

ф

(Л (Л

т з

ф

т

о о з о

3

<

0) 3

а

0) з 0)

ю ф

3 ф з

План мероприятий по управлению кадровыми ресурсами должен содержать информацию следующего характера:

1. Определение кадрового риска.

2. Описание потерь от реализации данного риска.

3. Описание стратегии управления данным риском.

4. Последовательность действий при управлении кадровым риском.

5. Сроки выполнения данных действий.

6. Лица, ответственные за реализацию управления кадровыми ресурсами [9].

Отчет по управления кадровыми ресурсами предприятий малого бизнеса, как правило, представляется в следующем виде (таблица 3). На основании данного отчета руководитель принимает решение по поводу того, какие мероприятия проводить по управлению кадровыми ресурсами.

После завершения разработки данных планов сотрудники организации разрабатывают бюджет для реализации данных мероприятий. При этом определяются источники финансирования управления кадровыми ресурсами:

1. Собственные источники (нераспределенная прибыль, экономия, полученная в результате эффективного управления кадровыми ресурсами, и т. д.).

2. Заемные источники (продажа финансовых инструментов, кредиты, займы и т. д.).

Документационное обеспечение управления кадровыми ресурсами предполагает создание организационно-распорядительной и прочей документации, обеспечивающей выполнение планов по управлению кадровыми ресурсами.

На четвертом этапе происходит выполнение разработанных планов.

Пятый этап управления кадровыми ресурсами разделяется на следующие действия:

1. Оперативный контроль.

2. Оценка эффективности управления кадровыми ресурсами.

3. Пересмотр и обновление системы управления кадровыми ресурсами.

Оперативный контроль осуществляется за следующими видами кадровых рисков:

1. Ожидаемыми рисками, которые могут реализоваться в будущем, но на данный момент отсутствуют, и возможный ущерб для организации отсутствует.

2. Состоявшимися рисками, которые проявили свое негативное воздействие на результаты деятельности предприятия и нанесли ущерб.

Оценка эффективности управления кадровыми ресурсами предприятий малого бизнеса происходит путем сравнения уровней кадрового риска, а также потерь от имеющихся состоявшихся кадровых рисков за различные периоды времени. При проведении анализа эффективности управления кадровыми ресурсами также используется анализ сумм, потраченных на управление кадровыми ресурсами.

Последним этапом управления кадровыми ресурсами предприятий малого бизнеса считается пересмотр выбранной политики в данном вопросе. Необходимость постоянной корректировки управленческих решений связана с изменчивостью внутренних и внешних факторов, влияющих на кадровые риски организации [10].

Таким образом, управление кадровыми ресурсами предприятий малого бизнеса является сложным непрерывным процессом, требующим высокого уровня квалификации и гибкости в принятии управленческих решений. Предложенная методика также может применяться для минимизации рисков в деятельности организаций малого бизнеса.

I Список литературы

• 1. Корпоративные ресурсы как основа обеспечения экономической безопасности : предприятия. URL: http://newinspire.ru/l/2/25/1091-korporativnye-resursy-kak-osnova-

• obespecheniya-ekonomicheskoj-bezopasnosti-predpriyatiya.html (дата обращения: : 22.01.2019).

2. Официальный интернет-портал правовой информации. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II), ст. 212. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 22.01.2019).

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47, ст. 5489. URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 22.01.2019).

4. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»). Официальный интернет-портал правовой информации, 10.06.2016 // Собрание законодательства РФ, 13.06.2016. № 24, ст. 3549. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.01.2019).

5. Ионов В. А., Гуськова А. В. Проблемы государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства на примере средних предприятий // Финансовое право. 2017. № 09. С. 8-12.

6. Волкова О. Малый бизнес назвал четыре главные проблемы // Информационный портал РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/09/2015/560574bf9a7947d1198f 6d29https://www.rbc.ru/economics/25/09/2015/560574bf9a7947d1198f6d29 (дата обращения: 22.01.2019).

7. Литвак Е. Малый бизнес во время кризиса: проблемные точки и «лекарство» для выживания. URL: //https://b-port.com/index/item/23899.html (дата обращения: 22.01.2019).

8. Зубарева А. А. Выявление рискогенного потенциала сотрудников компании // Нефть, газ и бизнес. 2013. № 8. С. 50-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Митрофанова А. Е. Концепция управления кадровыми рисками в работе с персоналом организации // Компетентность. 2013. № 3/104. С. 40-45.

10. Слободской А. Л. Риски в управлении персоналом: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.