Научная статья на тему 'Управление качеством учебного процесса'

Управление качеством учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / КАЧЕСТВО / QUALITY / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗИЧЕ-СКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / FUNCTIONAL READINESS / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / COMPLEX ESTIMATION / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Е.А.

Значение мониторинга комплексного тестирования студентов для эффективно-сти обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Value of monitoring of complex testing of students for learning efficiency.

Текст научной работы на тему «Управление качеством учебного процесса»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Е.А. Лазарева E.A.Lazareva

ГОУ ВПО МГСУ

Значение мониторинга комплексного тестирования студентов для эффективности обучения.

Value of monitoring of complex testing of students for learning efficiency.

К 2010/11 учебному году нами была разработана функциональная модель организации учебно-тренировочного процесса, способствующая управлению качеством учебного процесса. Модель включает организационную, учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу и физкультурно-спортивную деятельность.

Бесспорно, важно уделять постоянное внимание качеству учебного процесса, использованию инновационных технологий, опыту авторских программ по физическому воспитанию для оздоровления студентов и их профессиональной подготовки средствами физической культуры и спорта согласно программе по учебной дисциплине «Физическая культура» и в соответствии с государственным образовательным стандар-

Но также важен и педагогический комплексный мониторинг, включающий наблюдение, оценку, коррекцию и прогноз в учебно-тренировочном процессе способствуя реальному управлению его качеством. Не менее важно использовать методику мониторинга показателей физического состояния, физического развития студентов, уровня их здоровья, работоспособности, физической и функциональной подготовленности, т.к. своевременная объективная информация необходима для более эффективного управления учебным процессом.

Мониторинг вышеперечисленных показателей как никогда востребован и актуален. В статье 24 «Физическая культура в системе образования» Закона «О физической культуре и спорте в РФ» записано о необходимости проведения ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся.

Анализ результатов комплексных мониторинговых исследований помогает объективно оценить воздействие на студентов практических занятий по физической культуре, адекватность физических нагрузок уровням здоровья и психофизической, функциональной, профессиональной подготовленности студентов.

Преподаватели, используя методику комплексной оценки способствуют навыкам студентов самостоятельно проводить тестирование уровня здоровья, работоспособности профессионально важных качеств инженера-строителя. Каждый студент получает рекомендации по индивидуальной программе оздоровления, коррекции функциональ-

ВЕСТНИК 4/2010

ного состояния и профессиональной психофизической подготовке с соответствующей записью в учебном журнале. Дополнительное консультирование проводится ведущими преподавателями кафедры по расписанию. Такой личностно-ориентированный подход к студентам помогает сформировать мотивацию на физкультурно-спортивную деятельность.

Отслеживая мониторинг в учебно-тренировочном процессе, мы можем оценить эффективность внедрения инновационных технологий и совершенствовать как учебный процесс, так и уровень профессионально прикладной психофизической подготов-

Компьютерная база данных поможет анализировать динамику тестирования за весь период обучения в вузе каждого студента.

Программа обследования включает хорошо знакомые для студентов тесты, обеспечивает единство измерений, проводящихся в течение двух недель.

Общим для студентов всех 9 методических отделений является: определение длины, массы тела, уровня общего обмена веществ, тип телосложения, оценка частоты сердечных сокращений и дыхания в покое, тестирование выносливости сердечнососудистой системы (проба Руфье), оценка физических качеств (силы различных мышечных групп, скоростно-силовые, быстроты, гибкости, выносливости), характеристика вестибулярного аппарата студентов (проба Ромберга).

Дополнительное различное тестирование, проводится для студентов по специализации методического отделения и членов сборных команд по видам спорта.

В 2009/10 учебном году на кафедре проводилось апробирование программы ежегодного обследования студентов университета. Преподавательский состав кафедры протестировал 2669 студентов 1-4 курсов основной и подготовительной медицинских групп, занимающихся в методических отделениях баскетбола, волейбола, гимнастики, общей физической и силовой подготовки, футбола и 919 студентов специальной медицинской группы.

Например, результаты выносливости сердечно-сосудистой системы представлены в таблице 1, из которых видно, что в основном это: хорошее (42,9 и 44,2 %), удовлетворительное (35,6 и 33,1 %) и отличное (11,1 и 13,9 %) состояние. Сердечная недостаточность отмечается у 7,7 % (99 студентов) и 11,7 % (161 студенток) обследованных, т.е. 260 студентов не имеют резервных возможностей и у них плохое состояние сердечно-сосудистой системы, что вызывает тревогу из-за возможности компенсаторного срыва во время предстоящей экзаменационной сессии и возникновения умственного переутомления, депрессии.

Это и подтверждают результаты анкетного опроса. В ответах на вопрос о наличии вредных привычек первое место занимает у всех респондентов лень. Учитывая, что анкетирование проводилось в апреле месяце, то возможно накопилась не только весенняя усталость, но и умственная. Это особенно тревожно, т.к. анкетирование проводилось перед экзаменационной сессией, которая увеличивает количество студентов с состоянием нервно-эмоциональной, умственной перегрузки, стресса, отмечаемых во время осенней сессии. Что, в свою очередь, повлекло ухудшение здоровья студентов, их физического состояния, снижение работоспособности и т.д.

Постоянный комплексный контроль за состоянием студентов, общей их работоспособностью, принятие решений по коррекции физических нагрузок и необходимых восстановительных мероприятий способствует непрерывному поиску новых, прогрессивных технологий в области физической культуры, вносит коррективы в рабочие программы и повышает эффективность управления учебным процессом.

Таблица 1

оценка характеристика Результаты %

1 курс - 979 2 курс - 871 3 курс - 404 4 курс - 415 Общая средняя

Количество студентов

Дев. 418 Юн. 561 Дев. 404 Юн. 467 Дев. 199 Юн. 205 Дев. 268 Юн. 147 Дев. 1289 Юн. 1380

< 0 Атлетическое сердце 4,5 1,6 1,9 2,4 - 1,3 - - 1,6 1

0,1-5 Отлично 15 13,3 6,5 11,9 13,4 14,1 9,7 16,3 11,1 13,9

5,110 Хорошо 46,8 45,9 43,3 45,8 29,3 52 52,2 33,3 42,9 44,2

10,115 Удовлетворительно 27,7 33 37,6 35 42,3 25,8 35,5 38,7 35,6 33,1

>15 Плохо (сердечная недостаточность) 6 7,8 10,7 4,9 15 6,8 12,6 11,7 11,7 7,7

Научные направления ведущих преподавателей кафедры, учебные и учебно-методические пособия также направлены на обеспечение эффективности учебно-тренировочного процесса.

Актуальность исследований инновационных аспектов физической культуры обусловлена всем комплексом ее взаимодействия с экономикой, политикой, образованием и другими областями жизни общества. По сути, физическая культура и спорт являются инновационными явлениями.

Большое внимание уделяется управлению профессиональной, психофизической подготовке студентов посредством физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, осуществляемой спортивно-образовательным комплексом МГСУ.

Автором использовался материал собственных статей и результаты исследований с его участием.

Ключевые слова: управление, качество, учебный процесс, мониторинг, здоровье, физическое развитие, функциональная подготовленность, комплексная оценка, тестирование

Key words: Management, quality, educationalprocess, monitoring, health, physical development, functional readiness, complex estimation, testing

129337 г. Москва, Ярославское ш., 26/11.

Факс:8(499)-188-03-04 Тел: 8(499)-188-15-89;

E-mail: sattarova@mgsu.ru

Рецензент: Пуляев Сергей Михайлович, кандидат технических наук, профессор, начальник УОУП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.