Научная статья на тему 'Управление качеством подготовки специалистов в лингвистическом вузе: концептуальные основы'

Управление качеством подготовки специалистов в лингвистическом вузе: концептуальные основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалев Борис Андреевич, Львов Лев Анатольевич

The article is devotes to the problem of quality of education. An important goal of the university is to provide modern education quality based on the preservation of its fundamental nature and compliance with current and future needs of the individual, society and state. This article discusses the basic concepts of quality of training specialists developed for the public educational institution of higher education "Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolubov". The Conception is designed to serve the strategic goal of the university the training of highly competitive professionals with a high level of common and professional culture, capable of successful self-determination in the labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devotes to the problem of quality of education. An important goal of the university is to provide modern education quality based on the preservation of its fundamental nature and compliance with current and future needs of the individual, society and state. This article discusses the basic concepts of quality of training specialists developed for the public educational institution of higher education "Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolubov". The Conception is designed to serve the strategic goal of the university the training of highly competitive professionals with a high level of common and professional culture, capable of successful self-determination in the labor market.

Текст научной работы на тему «Управление качеством подготовки специалистов в лингвистическом вузе: концептуальные основы»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО ЗНАНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

CONCEPTUAL AND METHODICAL ASPECTS OF LANGUAGE-PROFICIENT SPECIALISTS TRAINING

УДК 378.14

Б.А. Жигалев, Л.А. Львов

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ВУЗЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

B.A. Zhigalyov, L.A. Lvov

SPECIALIST TRAINING IN THE LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION:

CONCEPTUAL BACKGROUND OF QUALITY CONTROL

Abstract

The article is devotes to the problem of quality of education. An important goal of the university is to provide modern education quality based on the preservation of its fundamental nature and compliance with current and future needs of the individual, society and state. This article discusses the basic concepts of quality of training specialists developed for the public educational institution of higher education “Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolubov”. The Conception is designed to serve the strategic goal of the university - the training of highly competitive professionals with a high level of common and professional culture, capable of successful self-determination in the labor market.

Среди множества проблем, характерных для высших учебных заведений в XXI в., проблема качества, несомненно, является наиболее важной и сложной. Если до недавнего времени деятельность системы высшего образования и отдельных высших учебных заведений оценивалась количественными величинами (академическая успеваемость студентов, число студентов на 10 тыс. населения, доля ВВП, выделяемая на высшее образование, соотношение преподаватель - студенты, объем финансирования научных исследований, осуществляемых в высших учебных заведениях, и т. п.), то в условиях глобальной экономики и интернационализации многих сфер деятельности государства, включая и сферу высшего образования, первостепенное значение приобретает оценка его качества,

эффективности, соответствия современным показателям в этой области.

В настоящее время направление реформирования образования определяется главной задачей российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Данная задача актуальна как для системы образования в целом, так и для каждого вуза.

В соответствии с рекомендациями «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века», принятой в 1998 г. ЮНЕСКО, качество высшего образования определяется как многомерный параметр, который охватывает все функции и виды деятельности вуза:

учебные и академические программы; научные исследования и стипендии; комплектование кадрами; здания и оборудование; материально-техническая база; работа на благо общества, академическая среда. В соответствии с данным определением качество образования в вузе правомерно характеризовать как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик учебного процесса, его результатов и всей образовательной системы вуза установленным нормам и требованиям (стандартам), потребностям, целям, мировым образовательным тенденциям, которые определяются отдельными гражданами и организациями, обществом и государством, европейским образовательным сообществом.

Построение системы управления качеством образования в высшем учебном заведении в современных условиях в значительной мере определяется интеграцией России в общее европейское образовательное пространство, которое требует унификации образовательных процессов и гарантии качества предоставляемых услуг. В Бергенской декларации от 20 мая 2005 г. отмечается: высшим учебным заведениям стран-участниц Болонского процесса необходимо продолжить усилия по повышению качества своей деятельности посредством систематического представления своих внутренних механизмов гарантии качества и непосредственной корреляции внутренних схем с внешней системой гарантии качества.

В процессе разработки данного положения отечественными вузами было сформировано определенное представление о механизмах гарантии качества образования. Так, в общей форме они отражены в Методических рекомендациях по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения [1] и включают следующие структурные составляющие:

а) планирование качества;

б) управление качеством;

в) обеспечение качества;

г) улучшение качества;

д) оценка качества.

Планирование качества трактуется в данной публикации как деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по вопросу качества образования. Эти рекомендации, а также положения нормативно-правовых документов в области образования, принятых в Российской Федерации в XXI в. (Национальная доктрина образования, Программа «Модернизация образования», Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.), нашли отражение в Концепции качества подготовки специалистов (далее -Концепция), разработанной для Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова» (далее -НГЛУ, Университет) [2].

У правление качеством характеризуется в Концепции как совокупность методов и видов деятельности образовательного учреждения оперативного характера, используемых для выполнения требований к качеству образования. Обеспечение качества образования трактуется как деятельность, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены. Улучшение качества при этом представляет собой деятельность образовательного учреждения, направленную на улучшение способности выполнить требования к качеству образования. Оценка качества выступает подтверждением того, что требования к качеству выполнены (или не выполнены). Гарантия качества образования представлена в виде связи «процедура - процесс - продукция», где процедура представляет собой установленный способ осуществления деятельности или процесса, процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, продукция - результат процесса.

В содержании Концепции определяются следующие параметры:

1. Политика НГЛУ в области качества образовательной и научно-исследовательской деятельности.

2. Стратегия НГЛУ в области обеспечения гарантий качества, в частности:

- стратегические цели НГ ЛУ в области качества;

- ожидаемые результаты и механизмы их достижения.

3. Гарантии реализации Концепции, в число основных понятий которой входят:

- «высшее образование»;

- «качество высшего образования»;

- «качество подготовки специалистов с высшим образованием»;

- «нормы качества высшего образования»;

- «оценка качества высшего образования»;

- «мониторинг качества высшего образования»;

- «управление качеством высшего образования».

Концепция представляет собой основу для разработки и реализации системы программ и планов действий, призванных обеспечить достижение стратегических целей в области качества, реализации миссии НГЛУ и модернизации системы качества Университета, которая связана с необходимостью организации следующих процессов:

- совершенствование содержания и технологий образования;

- реализация приоритетных направлений развития образовательной системы РФ;

- повышение эффективности управления качеством;

- оперативное внедрение в образовательный процесс научных и научно-методических инновационных разработок.

В Концепции определяется миссия НГ ЛУ: расширение образовательного пространства; удовлетворение потребностей граждан в получении образования на основе фундаментальной лингвистической подготовки; обеспечение рынка труда конкурентоспособными специалистами, владеющими иностранными языками на высоком профессиональном уровне; развитие научных фундаментальных и прикладных исследований; интеграция передовых образовательных технологий и научного потенциала Нижнего Новгорода, Нижегород-

ской области и других регионов Российской Федерации в образовательный процесс вуза; повышение культурного и духовно-нравственного уровня граждан; развитие культурнообразовательных международных связей.

Выполнение миссии Университета требует:

- новаторского подхода к реализации современных теорий и технологий обучения;

- оперативного обновления содержания образования всех категорий обучающихся в Университете в соответствии с потребностями рынка труда;

- постоянного повышения эффективности функционирования внутривузовской системы качества;

- постоянного взаимодействия с отечественными и зарубежными учреждениями образования, науки и культуры, общественными организациями; анализа результатов их деятельности, обобщения опыта и внедрения лучших практик.

Стратегической целью Университета является подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, характеризующихся высоким уровнем общей и профессиональной культуры, способных к успешному самоопределению на рынке труда. Для достижения поставленной стратегической цели в области качества Университет решает следующие задачи:

- непрерывно совершенствует систему качества образования на основе требований личности, общества и государства;

- обеспечивает материальной, научной, методической и информационной базой все процессы системы качества в Университете;

- обеспечивает опережающее удовлетворение потребностей всех категорий потребителей образовательных услуг.

Особая роль в обеспечении качества образования в Университете отводится его оценке [3]. Оценка качества образования выступает как педагогическая система, сущность которой заключается в создании предпосылок для повышения качества образования и соответственно прогрессивного развития всех составляющих образовательного про-

цесса вуза. Ее основная задача состоит в том, чтобы улучшить образовательную систему вуза в целом.

Принимая во внимание тот факт, что качество характеризует степень соответствия результата образовательной деятельности вуза поставленным перед ним целям, оценка в НГЛУ учитывает сложившиеся в международной практике подходы к пониманию обеспечения качественного результата, а именно:

- традиционный, связывающий обеспечение качества образования с престижностью вуза, так как выпускник подобного вуза занимает более выгодные позиции на рынке труда;

- научный, связывающий обеспечение качества со строгим соответствием стандартам;

- менеджерский, связывающий обеспечение качества с наиболее полным удовлетворением запросов заказчика (работодателя);

- потребительский, связывающий качество с наличием востребованных потребителем (студентом) образовательных услуг;

- демократический, связывающий качество с наиболее полным удовлетворением потребностей региона, где находится вуз;

- процессный, связывающий качество образования в вузе непосредственно с качеством образовательного процесса. Процессный подход в НГЛУ является приоритетным.

В свете многообразия подходов к пониманию приоритетов в обеспечении качества управление качеством образования в НГЛУ основано на разнонаправленной оценочной деятельности:

- оценка качества работы вуза в целом (насколько успешно он функционирует, насколько слаженно работают его структурные подразделения и эффективна система управления, как используются механизмы разрешения конфликтных ситуаций; сюда же входят и административные вопросы, связанные с приемом на работу, увольнением сотрудников и т. д.);

- оценка качества учебно-образовательного процесса (качество учебных программ, планов, расписаний занятий, состава преподавателей, студентов и т. д.);

- оценка качества научно-исследовательской деятельности (оценка качественного состава научно-исследовательских работников, качественного использования фондов, выделяемых на исследования, и т. д.);

- оценка субъективных параметров образовательного процесса (мотивов и установок субъектов процесса);

- оценка путей дальнейшего повышения качества деятельности вуза (после выявления и анализа недостатков разрабатываются рекомендации, направленные на улучшение системы, способы их внедрения и контроля осуществления).

Таким образом, основная задача повышения качества состоит в том, чтобы улучшить образовательную систему вуза в целом, а не устранять отдельные недостатки. Речь идет, следовательно, о разработке такой системы оценки качества образования, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы, работают на достижение одной общей цели, а сама эта система является одним из основных звеньев в общей структуре управления учебным заведением. Основные концептуальные принципы оценивания качества образования - это надежность, обоснованность, гибкость, непредвзятость, открытость результатов, прогностичность.

Поставленные стратегические цели Университета достигаются путем эффективного функционирования системы качества и систематического улучшения основных процессов Университета, направленных на удовлетворение требований, предъявляемых заинтересованными сторонами.

Основу функционирования и постоянного совершенствования системы качества образования в НГЛУ составляют следующие принципы:

1. Ориентация на потребителя. Университет ориентируется на потребителей своих услуг, выполняет их требования и стремится соответствовать их ожиданиям. В этих целях Университет и потребитель совместно выявляют потребности, ожидания и достигают четкого их понимания.

2. Лидерство руководства. Руководство НГЛУ обеспечивает соответствие цели и направления деятельности Университета, создает и поддерживает внутреннюю среду, в которой сотрудники и обучающиеся полностью вовлечены в решение задач вуза.

3. Использование процессного подхода для управления Университетом. Эффективность системы качества образования НГЛУ достигается благодаря тому, что управление деятельностью вуза и ресурсами осуществляется как управление единым процессом, что дает возможность оперативно выявлять проблемные участки основных процессов вуза и принимать необходимые корректирующие решения. Процессный подход реализуется в НГ ЛУ на основе типовой модели конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Внутри-вузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», содержащей принципы построения системы менеджмента качества в соответствии со стандартами серии ИСО и Европейской ассоциации университетов (ENQA).

4. Постоянное улучшение деятельности Университета. Университет стремится постоянно повышать результативность своей деятельности посредством поддержания эффективного функционирования системы качества.

5. Принятие решений на основе фактов. В основе принятия решений лежат достоверные факты, базирующиеся на информации, получаемой на различных стадиях анализа (мониторинг и другие мероприятия в области качества, проводимые Отделом контроля качества образования, анализ со стороны руководства и др.).

6. Взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями и организациями при формировании контингента обучающихся. При установлении взаимовыгодного сотрудничества Университет определяет основные учреждения и организации в качестве потенциальных партнеров; совместно достигает четкого понимания взаимных потребностей и ожиданий; ставит цели, обеспечивающие возможность постоянного партнерства.

7. Интегрирование личных достижений сотрудников в достижения организации. Университет стимулирует совершенствование личных знаний каждого сотрудника и интегрирует их в знания организации для обеспечения творческого, лишенного стереотипов подхода к внедрению инноваций.

8. Вовлечение сотрудников и преподавателей в процессы по улучшению деятельности Университета. Университет обеспечивает вовлечение всех сотрудников, преподавателей и обучающихся в процесс улучшения деятельности путем создания необходимых условий для работы и развития личности, чтобы максимально использовать их знания, профессиональную компетентность и творческие способности.

Внутренние гарантии реализации Концепции обеспечиваются:

- эффективным функционированием системы качества вуза;

- систематическим проведением внутренних аудитов и самообследования;

- постоянным мониторингом различных аспектов деятельности вуза;

- действенной системой предупреждающих и корректирующих мер, эффективность которых обеспечивается процессным подходом к управлению качеством образования;

- регулярной аттестацией преподавателей, сотрудников и обучающихся.

Внешние гарантии реализации Концепции обеспечиваются:

- прохождением НГЛУ регулярных государственных процедур проверки деятельности;

- положительными отзывами об Университете в средствах массовой информации;

- результатами рейтингов.

Нормативные документы, определяющие

качество образования в НГЛУ, как и система контроля качества образования Университета, имеет ряд отличительных особенностей.

Первой особенностью является обеспечение высокого уровня образования в области иностранных языков, действительного для всех специальностей, реализуемых в НГЛУ. В учебных планах нелингвистических специ-

альностей в региональном и вузовском компонентах, а также в разделе факультативов рационально рассчитываются объемы учебной работы, достаточные для успешного овладения иностранным языком. При наличии эффективных образовательных программ и методик, высококвалифицированных преподавателей и мотивированных студентов, современных учебников и учебных пособий, лабораторного оборудования студенты нелингвистических специальностей к концу периода обучения в НГЛУ достигают уровня владения одним иностранным языком, достаточным для свободной коммуникации в иноязычной среде.

Эффективность образовательных программ обеспечивается их постоянным совершенствованием в соответствии со стратегической целью НГЛУ в области качества и связана со второй особенностью системы качества в НГЛУ, заключающейся в ее структурнофункциональном и профессиональном характере. В дополнение к традиционной структуре контроля качества образования (ректорат - учебное управление - Отдел контроля качества образования - деканаты - кафедры) в НГЛУ действуют функциональные меж-факультетские и межкафедральные органы -комиссии Научно-методического совета НГЛУ (НМС). В их число входят комиссии по преподаванию:

- общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин;

- общих математических и естественнонаучных дисциплин;

- иностранных языков и практикума по культуре иноязычного общения лингвистам и филологам практического курса;

- теории языков и межкультурной коммуникации;

- педагогической антропологии и методики обучения иностранным языкам;

- перевода;

- общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности «Журналистика»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности «Филология»;

- общепрофессиональных и специальных дисциплин экономических специальностей;

- общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности «Международные отношения»;

- общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама»;

- общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальности «Документо-ведение и документационное обучение управления»;

- иностранных языков в области нелингвистических специальностей;

а также комиссии по внедрению в учебный процесс технических средств и новых информационных технологий, по оценке качества образования.

Большинство комиссий НМС осуществляют мониторинг качества подготовки специалистов по отдельным специальностям (циклы ОПД и СД), другие комиссии - мониторинг качества усвоения студентами отдельных циклов дисциплин независимо от специальности. Результаты деятельности комиссий Научно-методического совета НГЛУ формируют основу для оценки, улучшения и пересмотра образовательных программ в случае их несоответствия требуемым стандартам качества или отклонения от достижения стратегической цели НГ ЛУ в области качества.

Организационную и методическую поддержку в работе комиссий Научно-методического совета НГЛУ оказывает созданный в Университете в 2009 г. Отдел контроля качества образования, основными функциями которого являются:

- подготовка и проведение мероприятий контроля качества образовательных процессов в НГЛУ в соответствии с текущим и перспективным планами работы Отдела;

- подготовка материалов по вопросам контроля качества подготовки специалистов в НГЛУ для заседаний Ученого совета и ректората;

- организация помощи комиссиям Научнометодического совета, институтам, факульте-

там и кафедрам НГЛУ по вопросам, связанным с осуществлением контроля качества образовательных программ НГ ЛУ;

- организация, проведение и анализ самооценки образовательной деятельности институтов, факультетов и кафедр НГ ЛУ;

- анализ качественных показателей учебного процесса НГЛУ на основе статистической отчетности с позиций требований государственной аккредитации и аттестации, разработка предложений по его совершенствованию;

- участие в совершенствовании и развитии системы качества обучения в НГЛУ на основе изучения, анализа и внедрения современных достижений менеджмента качества в сфере высшего профессионального образования, опыта российских и зарубежных вузов в области построения эффективных систем обеспечения качества подготовки специалистов;

- деятельность по подготовке к лицензированию и аккредитации образовательных программ НГ ЛУ;

- подготовка проектов локальных актов, соответствующих требованиям и рекомендациям стандарта качества образовательного учреждения высшего профессионального образования, на основе решений комиссий Научно-методического совета;

- разработка материалов и технологий оценки качества образования;

- создание баз оценочных заданий путем сбора, систематизации, совершенствования существующих и составления новых заданий;

- организация мониторинга качества образования;

- формирование отчетов о самообследо-вании качества образования в НГ ЛУ;

- анализ результатов мониторинга и их интерпретация, составление рекомендаций по управлению качеством образования в НГ ЛУ;

- создание базы данных и составление отчетов о состоянии качества образования по отдельным специальностям, учебным дисциплинам и группам дисциплин;

- разработка и издание методических и справочных пособий и материалов по контролю качества образования, проведению самооценки деятельности подразделений НГЛУ.

Главный организационный механизм достижения высокого качества образования в Университете - это единство и целостность реализации всех положений Концепции, что достигается:

- повышением уровня ответственности за качество профессиональной деятельности всех преподавателей и сотрудников Университета;

- стимулированием заинтересованности обучающихся в высоком уровне результатов обучения и воспитания;

- системой практических мер (проектов, планов и мероприятий), реализуемых всеми подразделениями и организациями Университета в области качества;

- унификацией и прозрачностью системы качества НГЛУ.

Организационную структуру системы качества Университета составляют: Ученый совет, ректор, проректоры, Научно-методический совет Университета, Отдел контроля качества образования, руководители институтов и факультетов НГЛУ. Деятельность по вопросу контроля качества образования в Университете координирует проректор по учебной работе. Руководство Университета берет на себя обязательство соответствовать государственным требованиям и постоянно повышать эффективность системы управления качеством образования.

Достижение современного уровня качества подготовки выпускников обеспечивается:

- непрерывным совершенствованием процесса образования, сочетающего в себе традиционные и инновационные модели профессиональной подготовки;

- модернизацией образовательной деятельности в соответствии с меняющимися требованиями общества, выявляемыми с помощью системы маркетинговых и социологических исследований;

- обеспечением доступности образовательных услуг;

- открытием новых направлений и специальностей подготовки, востребованных в современном обществе;

- поддержкой индивидуальных и групповых инициатив по совершенствованию и внедрению инноваций в образовательный процесс.

Развитие исследований в фундаментальных и прикладных областях наук в Университете базируется на следующих принципах:

- создание благоприятных условий для стимулирования научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся;

- поддержка и развитие собственной научно-исследовательской, информационной и материально-технической базы;

- внедрение результатов исследований в образовательную практику Университета и других образовательных учреждений.

При разработке концептуальных основ повышения качества образования в НГЛУ предполагалось, что реализация Концепции позволит обеспечить и гарантировать высокое качество образования, а также реализовать способствующие этому конкретные задачи:

- осуществить потребности граждан в получении образования, повышении их культурного и нравственного уровня;

- повысить авторитет НГ ЛУ в сфере отечественных и международных образовательных услуг;

- повысить привлекательность Университета в глазах потенциальных обучающихся и работодателей;

- использовать в образовательном процессе местный, российский и зарубежный научный потенциал;

- внедрять в образовательный процесс передовые образовательные технологии.

Политика в области повышения качества образования, отраженная в Концепции, постоянно анализируется, уточняется и используется руководством НГЛУ как средство обеспечения гарантий качества деятельности Университета.

Библиографический список

1. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. - СПб.: ЛЭТИ, 2006. - 408 с.

2. Львов Л.А. Концепция контроля качества подготовки специалистов в НГЛУ. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. - 22 с.

3. Жигалев Б.А. Педагогическая система оценки качества образования в современном вузе (теоретико-методологический аспект): монография. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. - 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.