Научная статья на тему 'Управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в школьном округе МОУ Кантемировский лицей'

Управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в школьном округе МОУ Кантемировский лицей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилова Е. Б.

Объектами качества выступают образовательная среда и образова­тельный результат. Составляющими образовательной среды являются образовательный процесс, профессиональная деятельность педагогов, взаимодействие лицея с внешней средой. Построение модели вариативной образовательной среды на основе реализации принципов личностно ориентированной педагогики и раз­работки новых для образовательного учреждения механизмов управ­ления качеством образования в условиях данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в школьном округе МОУ Кантемировский лицей»

Список литературы:

1. Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. - М., 1995.

2.Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. - 2004. - № 1.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЬНОМ ОКРУГЕ МОУ КАНТЕМИРОВСКИЙ

ЛИЦЕЙ

© Шипилова Е.Б.*

Кантемировский лицей, р. п. Кантемировка

Объектами качества выступают образовательная среда и образовательный результат.

Составляющими образовательной среды являются образовательный процесс, профессиональная деятельность педагогов, взаимодействие лицея с внешней средой.

Построение модели вариативной образовательной среды на основе реализации принципов личностно ориентированной педагогики и разработки новых для образовательного учреждения механизмов управления качеством образования в условиях данной модели.

Говоря о заказе общества к образованию, мы предполагаем построение такого образовательного пространства, в котором каждый обучающийся лицея сможет самореализоваться, самопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в лицее «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций; реализовать творческие запросы различными средствами развивающей деятельности как в лицее, так и на кафедрах Воронежского государственного университета, в округ которого входит Кантемировский лицей и других вузов, с которыми организовано взаимодействие.

Способы поисков разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся в разных направлениях. Одним из них является и поисковая деятельность лицея по разработке модели вариативной образовательной среды.

Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты

* Директор.

образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями; свойство, способность образовательного учреждения предоставлять учащимся достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории.

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Таким образом, вариативный образовательный процесс в лицее - взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Объектами качества выступают образовательная среда и образовательный результат.

Составляющими образовательной среды являются образовательный процесс, профессиональная деятельность педагогов, взаимодействие лицея с внешней средой.

Под вариативностью нами понимаются не только используемые вариативные программы, разные по содержанию (общеобразовательный, углубленный, расширенный уровни), но и программы, различающиеся по способам, формам, технологиям учения. Следовательно, вариативность образования ориентирована на личность обучающегося, учитывает его потребности, возможности, запросы.

Дифференциация и индивидуализация при этом выступают как условия проектирования модели вариативной образовательной среды лицея.

Реализация модели вариативной образовательной среды обеспечивает условия, при которых каждый лицеист из числа предлагаемых учебным планом предметов имеет возможность формировать свой индивидуальный учебный план. Одно из принципиальных оснований учебного плана - постоянное расширение для учащегося поля выбора на каждой ступени обучения и предоставления лицеисту права на реальный выбор:

- дополнительного лицейского образовательного компонента;

- программы изучения учебного предмета;

- уровня изучения учебного предмета (кроме инвариантной части);

- выбора формы получения образования, формы отчета в рамках программы изучаемого предмета, формы выполнения домашнего задания;

- учителя-консультанта или научного руководителя;

- форм промежуточной аттестации.

Модель вариативной образовательной среды требует и адекватного построения организационной структуры лицея и специфического подхода в организации управления образовательным учреждением.

Для достижения новых целей образования лицей выбрал стратегическую идею - построение модели вариативной образовательной среды на основе реализации принципов личностно ориентированной педагогики и разработки новых для образовательного учреждения механизмов управления качеством образования в условиях данной модели.

Одна из основных задач формирования и реализации модели вариативной образовательной среды - создание эффективной системы управления качеством образования. Оценка качества образования является в настоящее время одним из актуальных направлений в российской системе образования. В данном направлении лицей ведет работу с 2002 года: в течение 5-ти лет лицей являлся областной экспериментальной площадкой ВОИПКРО по формированию региональной модели мониторинга качества образования; с 2008 года лицей работает над реализацией системы оценки качества образования.

Системы оценки качества образования (СОКО) МОУ Кантемировский лицей разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, направлениями приоритетного национального проекта «Образование», Положением о региональной системе оценки качества образования Воронежской области. Целью построения СОКО в лицее является оценка состояния образовательной системы, уровня качества, которое она обеспечивает; выявление её сильных и слабых сторон и, соответственно, определение приоритетов развития; соотнесение факторов и условий, которые определяют сложившийся уровень качества образования, и на этой основе выбор необходимых управленческих действий для повышения качества образования.

Назначение СОКО - разработка и внедрение системы, механизмов и процессов управления качеством лицейского образования на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений лицейского округа, структурных подразделений образовательного учреждения, взаимодействия лицея с научно-методическими учреждениями, вузами, лицеями.

Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для обеспечения повышения качества образования на основе разработанных системы, механизмов управления качеством образования, развития и обучения школьников в соответствии индивидуальными особенностями и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей) в рамках модели вариативной образовательной среды, обеспечивающей повышенный уровень образования.

К предполагаемым результатам мытакже относим следующие:

- разработка системы и механизмов управления качеством образования;

- повышение педагогической эффективности образовательной системы в вопросах качественной подготовки обучающихся, укрепления и сохранения их здоровья;

- создание системы оптимального соотношения между базовым образованием, образованием повышенного уровня и решением задач индивидуальной специализации;

- достижение качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;

- расширение возможностей для проектной и исследовательской работы учащихся в рамках проекта образовательной программы «Одаренные дети»;

- реализация принципа партнерства на основе привлечения представителей высшей школы, - создание системы оптимального соотношения базового, повышенного уровня образования и системы дополнительного образования.

Однако управление качеством образования невозможно осуществлять только на административной основе. Оно требует участия всех субъектов образовательного процесса.

Управление качеством образования включает следующие компоненты:

- контроль качества;

- мотивация;

- организация;

- планирование, проектирование;

- анализ;

- исследование качества.

Для управления качеством образования необходимы:

1. средства управления и измерения качества;

2. система управления, включающая специализированные звенья;

3. мотивы управления;

4. механизмы управления;

5. цели и условия использования результатов управления качеством.

Целью управления качеством является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, повышения его авторитета в социуме, укрепление статуса, стабилизация будущего.

Система управления качеством образования предполагает наличие специализированных подразделений, ведущих аналитическую работу по обеспечению качества образования. Данные подразделения занимаются:

- получением и обработкой информации;

- разработкой методических рекомендаций;

- определением стратегии развития образовательного процесса;

- изучением опыта других образовательных учреждений;

- консультированием;

- осуществлением взаимодействия с научно-методическими учреждениями, вузами;

- проведением конференций, круглых столов, семинаров, и т.д. по вопросам управления качеством образования;

- организацией повышения квалификации по вопросам управления качеством образование через систему модульных курсов, стажировок, проведение научно-практических семинаров, практикумов, мастер-классов;

- разработкой и внедрением системы мониторинга качества образования.

Миссия лицея состоит в обеспечении условий повышения качества лицейского образования на основе разработки системы и механизмов управления качеством образования, организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, реализующих программы лицейского образования в условиях формирования вариативной образовательной среды. Эксперименты по внедрению профильного обучения показали, что малочисленный контингент уч-ся 10-х классов сельских школ, ресурсы отдельно взятого образовательного учреждения ограничивают возможность широкого выбора профильных специализаций. При такой ситуации становится практически невозможно учесть индивидуальные способности и стремления каждого ребёнка, что сводит на нет саму идею профильного обучения. Следовательно, наиболее оптимальной моделью профильного обучения в сельской местности, может быть создание единой образовательной сети учреждений округа с базовой школой - центром профильного обучения.

В соответствии с приказом отдела по образованию администрации Кантемировского района, был образован базовый округ «МОУ Кантемировский лицей», в который вошли 6 образовательных учреждений, Центр развития ребенка, Дом детского творчества, имеющие статус самостоятельных юридических лиц, прошедшие лицензирование, аттестацию и аккредитацию, работающие в соответствии с образовательной программой базовой школы и собственными образовательными программами.

Целью функционирования лицея как базовой школы является формирование равнодоступного единого межшкольного образовательного пространства и, в связи с этим, реализация в округе Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования через организацию индивидуальных образовательных программ для каждого ученика. На базе лицея создана глубокая специализированная подготовка учащихся 10-11 классов и предпрофильная подготовка на средней ступени основного образования.

К содержанию деятельности лицея как базовой школы относится:

- планирование работы по организации профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся;

- разработка учебных планов, программ профильных учебных дисциплин и элективных курсов;

- предоставление педагогическим кадрам округа возможности повышения профессиональной компетенции;

- осуществление сетевого взаимодействия образовательных учреждений округа с целью качественной предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Деятельность образовательного округа лицея направлена на решение целей и задач:

- концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

- программы развития лицея и округа;

- образовательной программы лицея и округа;

- программы реструктуризации сети образовательных учреждений;

- программы сетевого взаимодействия образовательных учреждений в образовательном округе МОУ Кантемировский лицей;

- программы профильного бучения;

- образовательной карты округа МОУ Кантемировский лицей. Чтобы скоординировать совместную работу образовательных учреждений в округе, были созданы:

- совет директоров;

- научно-методический совет;

- попечительский совет.

Работа единой образовательной сети регламентируется следующими локальными актами:

- положение о школьном округе;

- положение о базовой сельской общеобразовательной школе;

- положение о попечительском совете округа;

- положение о деятельности заместителя директора по научно-методической работе базовой школы;

- положение о научно-методическом совете округа;

- положение об олимпиаде школьников в базовом округе;

- положение о проведении базового конкурса «Учитель года»;

- договор о намерениях между базовой школой и школами округа. Научно-методический совет - это орган, объединяющий усилия педагогических работников школ округа. Деятельность НМС строится на основе Положения о Научно-методическом совете округа. В состав НМС входят заместители директоров школ-спутников, отвечающих за методи-

ческую работу, руководители межшкольных методических объединений. На заседаниях НМС рассматриваются вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса, внедрения в практику достижений педагогической науки, прогрессивных педагогических технологий, включения педагогов в творческую исследовательскую деятельность. В связи с функционированием в условиях сетевого взаимодействия, мы пришли к пониманию того, что существует необходимость в тесном сотрудничестве учителей, прежде всего в рамках своего образовательного округа и создания так называемых кустовых межшкольных методических объединений учителей. На заседаниях базовых методических объединений рассматриваются вопросы совершенствования работы по единым учебным планам, проведения элективных курсов, технологии проведения уроков с использованием современных средств обучения и т.п. Проблема, над которой работают школы образовательного округа, соответствует проблеме лицея: «Качество как цель и результат образовательной деятельности учащихся». В настоящее время в базовом округе лицея созданы необходимые условия для решения проблемы формирования системы качества образования через сетевое взаимодействие в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Образовательные учреждения округа имеют удовлетворительную материально-техническую базу. Школы располагаются в типовых зданиях, имеются участки земли, спортивные площадки. В округе достаточно высокий уровень обеспеченности учебной, методической и художественной литературой. Все школы имеют современное технологическое оборудование, выход в интернет. Анализ обеспеченности округа педагогическими кадрами показывает, что в округе имеется достаточное количество учителей для осуществления профильного обучения в базовой школе и получения базового образования в школах-спутниках: педагогов с ВКК и 1КК - 57 %.

На сегодняшний день в округе сформирована индивидуальная траектория получения учащимися образования:

- предшкольная подготовка детей 5-6-ти лет в школах «Первые шаги» и «Дошкольник», организованных на базе лицея;

- I ступень:

1. обучение по развивающим технологиям и методикам в лицее, Кантемировской СОШ № 2, Кантемировской ООШ, Кантемировской НОШ, Таловской СОШ;

2. раннее изучение информатики в Гармашевской ООШ,

- II ступень - ранняя профилизация учащихся через ведение пропедевтических курсов, предметов по выбору, элективных курсов, расширенное изучение базовых предметов - в базовой школе и школах округа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучение в профильных классах в школах округа и группах лич-ностно-ориентированного обучения в лицее.

Кроме того, учащимся лицея и школ округа предоставляется возможность заниматься:

- исследовательской деятельностью в лицейском научном обществе «Искатели»;

- довузовской подготовкой по договорам с ВГУ, ВГАСУ, ВГМА (лицей), с Луганской национальной аграрной академией (Кантемировская СОШ № 2), образовательным центром «АПЕКС» г. Рос-сошь (Кантемировская ООШ)

- участвовать в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, лицейских конференциях, ежегодной научно-практической конференции ВГУ;

- дополнительными платными образовательными услугами (лицей).

С целью создания единого образовательного пространства в пределах

округа научно-методическим советом был разработан и принят единый учебный план для 9-11 классов, состоящий из двух компонентов: инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть предполагает изучение предметов на базовом уровне, и эта часть учебного плана реализуется в школах-спутниках. Вариативная часть отведена на организацию курсов по выбору и профориентационных занятий в 9-х классах и профильных курсов и углубленного изучения отдельных предметов в 10-11 классах, учебной практики, проектов, исследовательской деятельности в базовой школе. Таким образом, учебный план каждого отдельно взятого школьника состоит из набора предметов базового уровня и профильных предметов, формируемых самим учеником в соответствии с его потребностями.

В основе управления качеством образования в условиях сетевого взаимодействия лежат определенные функции. К таким функциям можно отнести:

- прогнозирование и планирование качества лицейского образования, предвидение тенденций его изменения;

- организацию системы управления качеством образования через распределение функций, их закрепление и реализацию;

- осуществление контроля качества образования по параметрам его потенциала;

- регулирование качества, обеспечение его соответствия предъявляемым требованиям;

- отслеживание результатов образования, анализ и исследование причин формирования того или иного качества образования;

- создание условий для обеспечения мотивации повышения качества образования.

Перечисленные функции интегрируют в себе специфические функции в системе управления качеством образования, характеризующие не только специфику объекта управления, но и реальные условия его функциониро-

вания: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, трудоемкость, временные затраты и т.д.

Одним из условий и действенных средств повышения эффективности управления качеством образовательного процесса является совершенствование информационной службы, создание информационно-аналитического центра образовательного учреждения, предоставляющего учащимся, родителям и педагогам всю необходимую и достаточную информацию на разных носителях.

Разработка модели управления качеством лицейского образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса - важное условие функционирования как лицейского округа, так и лицея в целом.

Потребность в разработке модели сетевой организации управленческой деятельности вызвана необходимостью формирования вариативной образовательной среды лицея на основе создания и развития новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательного учреждения с иными организациями по вопросам повышения качества образования в соответствии с запросами обучающихся.

Разработка модели управления качеством образования на основе сетевого взаимодействия способствует совершенствованию системы непрерывного образования и реализации модели лицейского образовательного сообщества, созданию наиболее благоприятных условий для управления качеством обра -зования, формированию вариативной образовательной среды лицея.

Принципиальное значение в модели управления качеством лицейского образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса имеют следующие положения:

- управление строится на основе анализа и самоанализа результатов деятельности педагогов, диагностики профессионализма;

- содержание и формы управления определяются с учетом принципов дифференциации и индивидуализации;

- критерием результативности управленческой деятельности становится рост профессионального мастерства педагогов, ученические и творческие достижения учащихся, уровень удовлетворения са-моопределенческих запросов обучающихся.

В основе управления качеством образования (в рамках сетевого взаимодействия) лежат горизонтальная и вертикальная структуры взаимодействия.

Горизонтальная структура предполагает следующий состав сети: лицей как ресурсный центр, предметные кафедры лицея, методические объединения школ округа, центр психологической поддержки, система ученического самоуправления Высший совет лицейской галактки, Управляющий совет, родительская общественность. Горизонтальная структура взаимодействия позволит реализовать принцип вариативности в решении проблем, осуществлять взаимодействие всех участников образовательного процесса в ре-

шении стоящих задач. Основными условиями горизонтальной структуры взаимодействия являются: ясное понимание всеми субъектами стоящих задач; определение основных направлений деятельности; формирование программ профессионального развития и повышения квалификации.

Вертикальная структура строится на взаимодействии школ лицейского округа с районным информационно-методическим центром, ВОИПКРо, областными экспериментальными площадками, педагогическими мастерскими, вузами. Вертикальная структура позволяет решать проблемы обеспечения нормативной и организационной поддержки развития лицея, разноплановой методической поддержки, внешних экспертных оценок, консультирования, координации деятельности лицея в контексте Концепции развития российского образования и городских целевых программ.

Условиями функционирования модели управления качеством образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса являются:

1. наличие нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность;

2. наличие единой информационной сети (через интернет, собственную локальную сеть);

3. наличие общего каталога библиотечных фондов, инновационных разработок и проектов на основе электронной версии;

4. наличие справочного аппарата на методическую литературу;

5. выстраивание модели сетевого взаимодействия с внешними организациями;

6. осуществление договорных отношений между субъектами сетевого взаимодействия.

Сетевая организация управления качеством образования строится на

принципах взаимодействия, социального партнерства, вариативности, информационных потоков и адресности.

Сетевая модель способствует:

- более полному обеспечению информационной поддержки;

- повышению эффективности использования методических ресурсов;

- расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;

- объединению усилий для внедрения современных технологий, инновационных проектов;

- удовлетворению профессиональных запросов участников образовательного процесса.

Таким образом, управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия в условиях формирования вариативной образовательной среды обеспечивает условия, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с любым образовательным учре-

ждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными продуктами, что позволит удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников.

Список литературы:

1. Митрофанов К.Г. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление. - М.: Альянс Пресс, 2004 - 268 с.

2. Мигаль В.И., Мигаль Е.А. Управление современной школой. Выпуск I. Внутришкольный контроль и сетевое планироание: практич. пособие для руководителей школ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Издательство «Учитель», 2002. - 64 с.

3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / Под ред. А.И. Адамского. - М.:Эврика, 2006. - 160 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© Шипилова Е.Б.*

Кантемировский лицей, р. п. Кантемировка

Самое главное - это установление единого государственного образовательного стандарта, который обеспечит единство главных целей и содержание образования.

Но так как общество постоянно развивается, то и критерии соответствия тому или иному стандарту должны быть ориентированы в завтрашний день и должны учитывать то, что нашим детям придётся конкурировать со своими сверстниками не только в нашей стране, но и за рубежом.

Принцип единства образовательного пространства был выдвинут законом «Об образовании». Он заключается, с одной стороны, в обеспечении преемственности и стыковки последовательных ступеней образования от начального до высшего, с другой стороны «в стирании барьеров» между образовательными учреждениями, формировании университетских образовательных округов, базовых школ.

Каким путём можно достигнуть формирования единого образовательного пространства? Самое главное - это установление единого государст-

* Директор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.