Научная статья на тему 'Управление качеством безопасности в атомной энергетике в соответствии с требованиями стандартов ИСО'

Управление качеством безопасности в атомной энергетике в соответствии с требованиями стандартов ИСО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
904
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седикова И. А.

В статье исследована специфика применения стандартов ИСО на предприятиях атомной промышленности. Раскрыта проблема соотношения понятий «безопасность» и «качество». Определено значение сертификации системы менеджмента качества для атомной станции. Проанализирована действующая система менеджмента качества Балаковской АЭС. Особое внимание уделено процессному подходу к управлению и организации деятельности АЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENTOFTHE QUALITYOF SAFETY IN ATOMIC POWER ENGINEERING INACCORDANCE WITHTHE REQUIREMENTS OF STANDARDS [ISO]

In the given article we have investigated the specificity of application of ISO standards on enterprises of nuclear industry. Unfolded the problem of correspondence such terms as «safety» and «quality». There has been defined the importance of certification of quality management system for nuclear power stations. The current quality management system of Balakovo NPS has been analyzed. Particular attention has been given to process approach to management and organization of production on NPSs.

Текст научной работы на тему «Управление качеством безопасности в атомной энергетике в соответствии с требованиями стандартов ИСО»

♦

казателей могут служить суммарные эксплуатационные затраты, суммарные или прямые затраты на оплату труда, затраты, добавляющие ценность продукции, и средняя фактическая себестоимость поставленной продукции или услуг. Основная идея заключена в использовании в качестве базовых хорошо известных, имеющих практическое значение и применяемых в реальном времени базовых показателей, непосредственно относящихся к тем областям бизнеса предприятия, где требуется со вершенствование.

Для обеспечения эффективности системы управления затратами на качество предпочтительно применять

несколько баз для измерения относительных величин этих затрат. Кроме того, любые шаги по измерению (оцен -ке) или улучшению качества можно считать обеспечением качества.

1 Каору И. Японские методы управления качеством / Пер. с япон. М.: Экономика, 1988. С. 57 - 59.

2 См.: Адлер Ю., Турко С. Ограничения в бизнесе - ограничения в мышлении, или как бороться с тем, что мешает нам в достижении целей//Методы менеджмента качества. 2001. № 1. С. 4 - 8.

3 См.: http ://www.inventech.ru/lib/quality/quality-0012/

УДК 338.45:621.38

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ БЕЗОПАСНОСТИ В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТОВ ИСО

И.А. Седикова,

преподаватель кафедры экономических дисциплин, Балаковский институт экономики и бизнеса (филиал СГСЭУ)

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

В современном бизнесе конкурентоспособность компании зависит от качества менеджмента организации. В России с каждым годом все большее число руководителей связывают стабильность своих предприятий с отлаженной системой управления, отвечающей мировым стандартам.

Общепризнанно, что один из шагов на пути улучшения менеджмента -внедрение системы менеджмента качества, соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9000:2000. Сформулированные в них принципы менеджмента и критерии качества, по сути, вобрали в себя опыт международного сообщества по созданию конкурентоспособного бизнеса. Стандарты ИСО 9000:2000 признаны во многих странах. Существуют переведенные на национальные языки и адаптированные версии стандартов, такие как ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

Основной целью создания стандартов ИСО серии 9000 была разработка требований к деятельности организации, выполнение которых свидетельствовало бы о способности производить продукцию в точном соответствии с требованиями клиентов. Универсальность семейства стандартов ИСО заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции и услуг (например, требуемых технических характеристик продукции), а задают лишь методологию функционирования системы качества, которая, в свою оче -редь, должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятие, иными словами - обеспечивать высокую степень удов -летворенности потребителей. Стандарты содержат ряд требований, которые организация наиболее приемлемым для себя способом реализует в своей деятельности. Таким образом, система качества выстраивается индивидуально под конкретную организацию в соответствии с ее целями и задачами, спецификой внешнего окружения и внутренними особенностями деятельности.

Анализ термина « качество», принятого в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-20011, показывает, что в общем случае безопасность является составной частью свойств, характеризующих качество объекта. Применительно к отраслям промышленности, где вопросы безопасности имеют приоритетное значение (например, атомная энергетика), соотношение понятий «безопасность» и «качество» имеет обратный характер: определяющим является безо пас -ность, а качество - одним из факторов, влияющих на ее уровень. В этой связи приоритетными регулирующими документами в области безопасности АЭС являются разработанные Международным агентством по атом -ной энергии (МАГАТЭ) стандарты безопасности. В частности, в области обеспечения качества МАГАТЭ разработана серия стандартов по безо пас -ности № 50-С/вЗ-0 «Обеспечение качества в области безопасности атом-

ных электростанций и других ядерных установок», большая часть которых прямо или косвенно используется для определения требований по ядерной безопасности при взаимодействии «эксплуатирующая организация - над -зорный орган»2. Стандарт ИСО 9001:2000 «Системы уп -равления качеством. Требования» часто используется при определении требовани й со стороны систем управления качеством при взаимодействии « эксплуатирующая организация - поставщик».

В области использования атомной энергии стандарты ИСО могут быть применимы для регулирования контрактных отношений АЭС с предприятиями-поставщи -ками оборудования, для которых АЭС выступает в роли внешнего заказчика. Основные положения этих стандар -тов также могут быть применимы на АЭС в части организации взаимоотношений структурных подразделений внутри АЭС, т.е. для регулирования отношений внутренних заказчиков и поставщиков.

Одной из передовых организаций отрасли является Балаковская атомная электростанция, представляющая собой современное, наукоемкое, высокотехнологичное предприятие, которое обеспечивает электроэнергией потребителей Поволжья, Центральной России, Урала, Северного Кавказа и др. Такое динамично развивающееся предприятие не может и не должно оставаться в сто -роне от современных тенденций в области управления.

Балаковская АЭС стала пионером российской атом -ной отрасли по проведению сертификации собственной системы менеджмента качества. С 2000 г. на станции велась работа по улучшению действующей системы, приведению ее в соответствие с требованиями россий -ского стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Совершенствовалась документация, прово -дилось обучение персонала по вопросам менеджмента качества, изучался опыт зарубежных партнеров, осуществлялась деятельность по разработке соответствующих документов с потребителем продукции станции - объединенным диспетчерским управлением энергосистем средней Волги, а также с эксплуатирующей организаци -ей - концерном «Росэнергоатом».

В 2004 г. был проведен окончательный аудит систе -мы менеджмента качества Балаковской АЭС, и пред при -ятие достигло поставленной цели, получив два серти -фиката соответствия - в системе сертификации ГОСТ Р и в системе сертификации оборудования, изделий и тех -нологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Эти документы, по сути, являются российскими аналогами международных стандартов серии ИСО. Важность сертификата качества для атомной станции объясняется несколькими причинами. Во -первых, он является доказательством ее конкурентоспособности и эффективности , а во-вторых, что очень важно в современном мире, - подтверждением надежной и безопасной эксплуатации атомных энергоблоков в глазах общественности.

Концепция стандартов ИСО серии 9000 основана на процессном подходе, согласно которому деятельность предприятия описывается в виде ряда взаимосвязанных процессов, управляя которыми, предприятие совершенствует собственную деятельность. В соответствии с данным подходом каждый процесс в организации должен

иметь своего владельца, который несет ответственность за процесс, отслеживает и анализирует его эффективность, отвечает за его корректировку. Периодическая деятельность по мониторингу и корректировке обеспечивает непрерывное совершенствование процессов деятельности предприятия.

Как отмечают создатели системы менеджмента качества на Балаковской АЭС3, процесс ее внедрения по -зволил взглянуть на многие аспекты деятельности предприятия с новой точки зрения и определить «узкие» места. Стало очевидным, что некоторые процессы, существующие на АЭС, описаны недостаточно полно. Поэтому были разработаны и внедрены соответствующие процедуры. Разработка карт процессов, входящих в систему менеджмента качества, позволила более четко определить, какая продукция на выходе одного процесса является продуктом на входе другого и как ответственность, описанная в должностных инструкциях, согласуется с ответственностью руководителя процесса. Кроме того, возникали сложности в определении того, какие процессы системы менеджмента качества следует включить в руководство по качеству, до какой степени прово -дить их детализацию и т.п. Даже и меющие большой опыт в проведении сертификации таких систем специалисты компании БйР (Франция), с которой Балаковская АЭС сотрудничает, не брались определить количество таких процессов применительно к энергетике. Эту задачу организации удалось решить самостоятельно в процессе разработки руководства по качеству.

На основе совокупности взаимосвязанных процессов, выполняемых на предприятии, руководство Балаков-ской АЭС определило процессы системы менеджмента качества, которые разделены на четы ре группы4: основные процессы - «Планирование производства», «Оперативная эксплуатация»; вспомогательные процессы -«Инженерная поддержка» «Реконструкция и модернизация», «Периодические испытания»; процессы развития и управления - «Управление безопасностью », «Фор -мирование политики в области качества», «Развитие системы менеджмента качества»; обеспечивающие процессы -«Управление документацией », « Менеджмент персонала», «Управление закупками».

Особого внимания вследствие имеющихся отличительных характеристик заслуживают процессы жизненного цикла продукции, связанные с потребителями (под -раздел 7.2 ГОСТ Р ИСО 9001-20015). Потребителем электроэнергии выступает Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Единственным показателем продукции, на который может влиять АЭС, является суммарная нагрузка энергоблоков (мощность, поставляемая в энергосистему). Он устанавливается в соответствии с графиком несения нагрузки, согласованным с объединенным диспетчерским управлением энергосистем средней Волги, через которое осуществляется оперативное взаимодействие Балаковской АЭС с потребителем.

Разработанная в соответствии со стандартом серии ИСО 9000:2000 система менеджмента качества - это управленческая подсистема, в основе которой лежит структурированный набор документов, регламентирующих основные аспекты деятельности предприятия. Специфика документированной системы обеспечения качества

АЭС заключается в том, что ее значительную часть составляет документация, относящаяся к безопасности, поскольку управление вопросами безопасности и качества происходит в рамках единой системы управления предприятием и единой системы документации.

Структура документации системы менеджмента качества Балаковской АЭС состоит из трех уровней6:

1) первый уровень - руководство по качеству, общая и частная программы обеспечения качества;

2) второй уровень - документы административного управления, описывающие функции и задачи подразделений, руководителей и специалистов, необходимые для функционирования системы менеджмента качества, а также распределение ответственности и полномочий между работниками;

3) третий уровень - документы прямого действия (рабочие программы, инструкции по эксплуатации, графики), детально описывающие отдельные виды деятельности.

Совокупность документов всех трех уровней принято называть Программой обеспечения качества при экс -плуатации АЭС - ПОКАС(Э )7. Документальное описание ключевых процессов деятельности обеспечивает их про-слеживаемость, четкое понимание, управление ими и постоянное их улучшение. При обнаружении несоответствий требований документации системы менеджмента качества, разработанной на Балаковской АЭС, требованиям руководства по качеству приоритет имеют требования последнего как основного документа системы менеджмента качества.

Руководство по качеству Балаковской АЭС в целом соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, однако некоторые требования стандарта неприменимы на предприятии ввиду специфики производства и продукции. В частности, вследствие потребления электроэнергии в момент производства Балаковская АЭС не проводит мониторинга, контроля и испытаний продукции, не устанавливает критериев приемки продукции, не проводит проектирования и разработки продукции и услуг, поставляемых внешнему потребителю. Способность АЭС поставлять электроэнергию, соответствующую требованиям нормативных документов, подтверждается пусконаладочными и периодическими испытаниями оборудования.

Кроме того, руководство по качеству Балаковской АЭС содержит раздел, не входящий в требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001, - «Управление безопасностью», что обуславлено специфичностью этого вида деятельности . Управление безопасностью включает процессы управления ядерной безопасностью, осуществляемого с целью обеспечения надежной и безопасной эксплуатации технологического оборудования АЭС, и управления радиационной безопасностью, осуществляемого с целью снижения радиационного воздействия Балаков-ской АЭС на персонал, население и окружающую среду. При выборе альтернативных вариантов предпочтение отдается тому, который обеспечивает больший уровень безопасности.

Система менеджмента качества содержит встроенные механизмы самосовершенствования (внутренние ауд иты, анал из со стороны р уководства, обратная связь с потребителями и др.), которые в совокупности обеспе-

чивают, во-первых, своевременное изменение системы в ответ на изменения внешней и внутренней среды, а во-вторых, постоянное улучшение деятельности предприятия.

На Балаковской АЭС измерение, анализ и улучше -ние не применяются для демонстрации соответствия продукции ввиду ее специфических свойств (потребление в момент производства, невозможность отбраковки и последующей доработки). Однако проводится измерение, анализ и улучшение результативности сис -темы менеджмента качества. Для достижения данной цели на предприятии действует система внутренних проверок (аудитов) качества, ответственность за организацию и проведение которых возложена на отдел управления качеством. В целях координации деятель -ности по оценке функционирования системы менеджмента качества, анализу со стороны руководства на Балаковской АЭС создан Совет по качеству8. Руководителем процесса «Самооценка и анализ со стороны руководства» является главный инженер, а процесса «Формирование политики в области качества» - директор Балаковской АЭС.

Что касается перспектив совершенствования системы менеджмента качества на Балаковской АЭС, то на станции уже разработаны, введены в действие и реализуются такие мероприятия, как каскадное обучение руководящего персонала и специалистов требованиям рос -сийских и международных стандартов, проверки результативности системы менеджмента качества по результатам внутренних аудитов, совершенствование документации и т.д. Процесс совершенствования системы менеджмента качества Балаковской АЭС должен непрерывно продолжаться в течение всего срока эксплуатации станции, что является залогом эффективной и безопасной, т.е. качественной работы атомных энергоблоков.

Таким образом, неформальный подход к внедрению систем менеджмента качества на предприятиях атомной промышленности, лидерство высшего руководства, вовлечение персонала и привлечение квалифицированных специалистов к деятельности в области качества помогут предприятиям максимально полно использовать возможности, которые заложены в требованиях международных стандартов ИСО серии 9000.

1 См.: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

2 См.: Стандарты качества: Сравнение стандарта МАГАТЭ 50-С /SG-Q и стандарта ISO 9001 :2000 // Серия «Отчеты по безопасности». № 22.

3 См.: Кадочникова Г. Качество на всех уровнях // http:// www.balaes.ru/

4 См.: Руководство по качеству «Система менеджмента качества Балаковской АЭС».

5 См.: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования».

6 См.: Руководство по качеству «Система менеджмента качества Балаковской АЭС».

7 См.: ЧерныхЮ.Н., Мартьненко Ю.Б., КозенюкА.А. Обеспечение качества при эксплуатации АЭС: Справочное пособие. М.: ВНИИАЭС, 2003.

8 См.: Кадочникова Г. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.