Научная статья на тему 'Управление инвестициями в инновационные проекты'

Управление инвестициями в инновационные проекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2476
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / MANAGEMENT / FINANCING / INNOVATION / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадрин Вячеслав Васильевич

Статья посвящена управлению финансированием инновационных процессов. Рассматриваются принципы организации финансирования. Показаны методы, источники и объекты финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT MANAGEMENT IN INNOVATIVE PROJECTS

The article is devoted to management financing of innovative processes. The author considers the principles of financing organization and shows the methods, sources and objects of financing.

Текст научной работы на тему «Управление инвестициями в инновационные проекты»

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

УДК: 336.63

Вячеслав Васильевич Шадрин,

д.э.н., доцент, профессор кафедры управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте,

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,

Тел.: +79151589743, Эл. почта: 1589743@mail.ru

Статья посвящена управлению финансированием инновационных процессов. Рассматриваются принципы организации финансирования. Показаны методы, источники и объекты финансирования.

Ключевые слова: управление, финансирование, инновации, инвестиции.

VyachesIav V. Shadrin,

Doctorate of Economics, Associate Professor, Professor, the Department of Knowledge Management and Applied Informatics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tel.: +79151589743, E-mail: 1589743@mail.ru

INVESTMENT MANAGEMENT IN INNOVATIVE PROJECTS

The article is devoted to management financing of innovative processes. The author considers the principles of financing organization and shows the methods, sources and objects of financing.

Keywords: management, financing, innovation, investment.

1. Введение

Под финансированием инновационных проектов понимается проведение финансовых операций, дающих возможность инициаторам проектов снизить затраты по погашению долгов, уменьшить риски, связанные с эксплуатацией оборудования, установить долгосрочные отношения с поставщиками сырья и полуфабрикатов, пользоваться поддержкой финансовых организаций.

К основным принципам организации финансирования инновационных проектов относятся следующие [2.С.217]:

- участие в проекте солидных и подготовленных к сотрудничеству партнеров;

- квалифицированная подготовка технико-экономического обоснования и его предварительное согласование с инвестором, кредитором, гарантом или агентом организатора финансирования;

- достаточная капитализация проекта;

- удовлетворительное решение вопросов финансового обеспечения всех работ по проекту;

- четкое определение проектных рисков и их разделение между участниками проекта;

- наличие соответствующих гарантий.

2. Классификация методов финансирования

Проведенный анализ баз статистических данных Thomson Reuters, Venture Economics, Preqin, Merger Analytics по осуществленным инвестициям в инновации в мировой практике показал, что отличительной особенностью финансирования инновационных проектов является распределение траншей финансирования по этапам проекта при привлечении на каждом этапе различных комбинаций источников финансирования [1.С. 54]. В соответствии с принятой зарубежной практикой нами представлена классификация методов финансирования инновационных проектов исходя из особенностей привлечения финансовых ресурсов по соответствующим этапам проекта (рис.1).

Все источники финансирования, с позиции коммерческой фирмы, принято подразделять на централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Среди вышеперечисленных источников средства федерального бюджета являются главным инструментом научно-технической политики государства.

В соответствии с законом РФ «О науке и научно-технической политике» на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактически, процесс выделения средств осуществляется не из бюджета как такового, а из различных фондов (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана). Денежные средства перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, так и частными фирмами.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности науки по следующим причинам:

1. Необходимость в проведении фундаментальных исследований, которые практически не осуществляются частными предприятиями в связи с длительным сроком проведения, неопределенностью, сроков и результатов.

2. Необходимость проведения масштабных дорогостоящих проектов, для проведения которых требуются значительные затраты, которых у частного предприятия может быть недостаточно.

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2012

я

£

_

Ц

С

& •

X

ц

Е

я

Й

5

р

в

=

В

л

Ф

3

§

ы

£

11 осей но« ф II на н си ронанне {Псеё СарЫ) - Первоначальный капитал, нкосимы и на самой ранней Стадии рашпгня миижшшинш приемгов

Стартовое фяниинро вам не ($ЫП-ир СарНа!) - Фиилпсиринанцс ралрнбцп цчг [¡юнсс-киншнцпц, исрнпнлчцльнык исследований и разработок. прорсленин начального маркетинга ■онни продукта

ФиНЛНСИртН^ШК ПОМННХ (Ш1Й iI.iiti-r.Stiw С а/»'¡1/1) - Фиияиснрпнлннс олытно-нсиктрусторскик |Н1фй1к)1АК, шишки кромы имен нош пора Ню

Фнмлнснрсисммк' пие.феннн м расширении (Ехрапз1оп Сир И и!)

Меыншише фннавднроаинне (Менян гм СорИя!)

Фипянснрова име серизною иришволстви, выаа]» нитги нролкм) }|л рынок, расширен!» прян зволс! 1неииы \ мощностей и обеспечение дополнительною оборотного капитала .ия достижения точки бе1убытпч11пт1 »1 |)от компании

[|уо. III ЧИ(К р&ШСЩЫШС

......... (1РО)

Финансирование с 1 ¡к.ши проекта, неносре.чсиэснпо предшествую шей гпб.нгшсж нро.мже лкииП, п форме жмнш средств, ■киноиершио к*питала или обеспечении долговых овямтел ьств

Рис. 1. Методы поэтапного финансирования инновационных проектов

3. Необходимость проведения НИ-ОКР в отраслях с высокой долей государственной собственности в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера и т.п.)

4. Необходимость проведения НИ-ОКР военного назначения и в области разработки космической техники.

В ряде случаев проект может получить государственную поддержку. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются государственными органами власти в соответствии с законодательством РФ. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:

- государственных инновационных фондов (РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);

- федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;

- программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает следующие формы участия государства в их финансировании (как правило, на конкурсной основе) [2.С.14]:

- централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе;

- закрепление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

- государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями субъектам инновационной деятельности.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации финансирование инновационных проектов может осуществляться Внешэкономбанком и за счет средств федерального Инвестиционного фонда. При этом оценка эффективности и результативности использования этих средств осуществляется на общих основаниях в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса, согласно которой участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Объектами прямой государственной финансовой поддержки в иннова-

ционной сфере являются:

1. НИОКР оборонного производства или оборонного характера, космические исследования. Результаты профинансированных оборонных НИОКР могут быть использованы по прямому назначению. Т.е. для организации и производства новой техники и вооружений (поставка новых видов военной техники в действующую армию и экспорт военной техники за рубеж) или запатентованы и также экспортированы за рубеж.

2. НИОКР гражданского назначения: финансирование фундаментальных и крупных прикладных исследований, проводимых академическими НИО; финансирование непроизводственных НИОКР (в области медицины, строительства очистных сооружений, оказании коммунальных услуг); НИОКР, выполняемые на уровне государственных программ.

Федеральный инвестиционный фонд финансирует программы, которые имеют общегосударственное значение. Например, по состоянию на 01 января 2012 года, фонд выделил 279,56 млн. рублей на создание первой очереди промышленной зоны «Заволжье». Также сейчас реализуется государственная программа участия государства в развитии инновационной системы. Одним из результатов реализации этой программы стало продолжение практического выполнения 13 важнейших инновационных проектов государственного значения за счет средств федерального бюджета. В настоящее время находится на рассмотрении еще

№4, 2012

2

около 40 предложений, претендующих на включение в перечень важнейших инновационных проектов, финансирование которых может быть обеспечено, в том числе за счет внешних инвестиций^].

Эти проекты предусматривают усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счет решения ключевых задач конкурентоспособности, а именно ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), применения технологий высокой степени переработки исходного сырья, эффективного использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства.

Они основаны на научных достижениях мирового уровня в передовых областях науки и техники и в первую очередь касаются критических технологий федерального уровня.

Следует отметить, что в рамках вышеуказанных проектов реализуется полный инновационный цикл: прикладные научные исследования - опытно-конструкторские и технологические разработки - освоение производства в период не более 3-4 лет[4].

Особенностью этих проектов является то обстоятельство, что в результате их выполнения должны быть обеспечены промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции в объемах, не менее чем в пять раз превышающих бюджетные ассигнования, выделенные исполнителю соответствующего государственного контракта.

Кроме того, в ходе реализации каждого важнейшего инновационного проекта государственного значения наряду со средствами федерального бюджета предусмотрено обязательное привлечение необходимых средств из внебюджетных источников в пропорции 1:2[2. С 152].

Одним из важнейших элементов развития инновационной системы России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, финансирование, которого осуществляется пока только за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует ряд программ, таких как «Старт», «Темп», которые направлены на финансовое содействие при создании и развитии малых инновационных предприятий.

В настоящее время в стране осуществляется создание государственной

Российской венчурной компании с уставным капиталом в 15 млрд. рублей. Предполагается, что такой фонд будет инвестировать целый ряд венчурных фондов с уставным капиталом от 1 до 3 млрд. рублей. При этом доля государства в создаваемых венчурных фондах будет варьироваться в пределах от 25% до 49% [5].

Существенное значение для активизации инновационной деятельности в России имеет создание 10 зон промыш-ленно-производственного и технико-внедренческого типов.

В настоящее время уже созданы четыре технико-внедренческие зоны в г. Санкт - Петербурге, Зеленограде (Московской обл.), Томской области, г. Дубна и две промышленно-производ-ственные зоны в Республике Татарстан и Липецкой области [5].

Источниками собственных средств предприятий, направляемых на инновационную деятельность, являются:

- нераспределенная между акционерами (пайщиками) часть прибыли;

- амортизационные отчисления;

- акционерный капитал.

Крупные предприятия осваивают

конструкторские и технологические новшества за счет собственных средств, концентрирующихся в фонде развития производства и фонде амортизационных отчислений. В целом общая сумма финансирования инновационного проекта компании направляется на:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;

2. Финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, инструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

3. Проведение НИОКР (в том числе приобретение лицензий) на финансирование затрат для приобретения приборов и оборудования, материально-технических ценностей для этих работ;

4. Компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

5. Финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

6. Погашение долгосрочных кредитов банков и уплату процентов по ним.

На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная к графику инновационного проекта и осуще-

ствляется поиск оптимального инструментария финансирования.

3. Совершенствование управления инновациями

Первостепенное значение для предприятий, осуществляющих инновации, имеет вопрос о включении расходов на НИОКР, проводимых предприятиями за счет собственных средств, в себестоимость продукции. В соответствии с действующим положением, затраты, связанные с проведением НИОКР, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства и разработкой новых технологий, в себестоимость продукции не включается, что не соответствует мировой практике учета расходов на НИОКР и сужает базу собственных средств предприятий, используемых на реализацию инноваций.

Финансирование из нераспределенной прибыли не используется при выполнении крупных, средних или долгосрочных проектов, поскольку связано с изъятием денежных средств из хозяйственного оборота, что может нарушить стабильность производственного цикла из-за недостатка оборотного капитала. В то же время применение рассматриваемого источника стабильно работающими предприятиями, имеющими регулярные денежные поступления от продаж, на осуществление инновационной деятельности позволяет избавить предприятия от долгосрочной задолженности.

Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности. Инновационные предприятия часто прибегают к дополнительной эмиссии ценных бумаг в случае недостатка собственных средств для финансирования перспективных инновационных проектов, развития материально-технической базы, проведения необходимых НИОКР.

Сейчас на ММВБ «Рынок инноваций и инвестиций» (РИИ ММВБ) торгуются бумаги 20 эмитентов, таких как «Фармсинтез», «Диод», «Ютинет.ру», «Армада» и др.

На сегодняшний день существует множество инновационных проектов, требующих инвестиций для развития. Например, такие проекты как: Dom Hunter.pro (требуется 8 млн. рублей, уже инвестировано 500 тыс. рублей, инвесторам предлагается доля в компании в размере 30 %), «Искусственная

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2012

3

кожа «ВИОГЕЛЬ»» (требуемый объем инвестиций 30,5 млн. рублей, уже инвестировано 7 млн. рублей, предлагаемая доля инвесторам в компании 35%) и множество других [6].

При осуществлении технологических инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу для привлечения дополнительных средств.

Необходимо отметить, что международный лизинг может представлять собой эффективную форму сотрудничества для инновационного предприятия, т.к. при этом для реорганизации производства и перевода его на более эффективную технологию и выпуск новой продукции, отвечающей требованиям международного рынка, не требуется изначального выделения крупных средств в иностранной валюте. Все расходы по приобретению необходимых основных фондов на первом этапе внедрения новой технологии покрыва-

ет лизинговая компания (арендодатель).

4. Заключение

При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов. Кроме того, возможно заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

Литература

1. Инвестиции. Под ред. Подшива-ленко Г.П. - М., КНОРУС, 2009 - 348 с.

2. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент.- М.: ИНФРА-М, 2008.264 с.

3. Муравьев А.И. Общая теория инновационных технологий. - СПб.: ИВЭ-СЭП. Знание. 2007- 510 с.

4. Хучек М. Инновация на предприятии и их внедрение. - М.: Луч, 2010 -186 с.

5. О реализации важнейших инновационных проектов государственного значения// http://stanislavnaumov.ru/ innovation

6. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http:// www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/

References

1. Investments. Pod red. Podshivalenko G.P. - M., KNORUS, 2009 - 348 p.

2. Medynskii V.G. Innovation Management.- M.: INFRA-M, 2008.264 p.

3. Murav'ev A.I. The general theory of innovative technologies. - SPb.: IVESEP. Znanie. 2007- 510 p.

4. Huchek M. Innovations in the enterprise and their implementation. - M.: Luch, 2010 - 186 p.

5. On the realization of major innovative projects of national importance // http://stanislavnaumov.ru/innovation

6. Federal'nyi portal po nauchnoi i innovacionnoi deyatel'nosti http:// www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/

№4, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.