Научная статья на тему 'Управление интеллектуальным капиталом в вузе'

Управление интеллектуальным капиталом в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ЗНАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабаева В. Б.

В статье рассматриваются вопросы производства интеллектуальных знаний в вузе и проблема управления интеллектуальным капиталом в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление интеллектуальным капиталом в вузе»

УДК 378.091

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ В ВУЗЕ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

В.Б. ТАРАБАЕВА

В статье рассматриваются вопросы производства интеллектуальных знаний в вузе и проблема управления интеллектуальным капиталом в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, воспроизводство, знания, управление, вуз.

университет

e-mail: tarabaeva@bsu.edu.ru

Способность использовать интеллектуальные ресурсы и создавать новые решения для удовлетворения человеческих потребностей начинает занимать центральное место в экономике, основанной на знаниях. Несмотря на то, что исторически практическое использование определённых форм, образующих интеллектуальный капитал, связано с началом производственной деятельности человека, в научный оборот понятие «интеллектуальный капитал» введено сравнительно недавно. Чаще всего это понятие обозначает нематериальные активы, стоимость которых составляет разность рыночной цены фирмы и стоимости её материальных активов. Вместе с тем категория интеллектуального капитала должна определяться выделенным К. Марксом фундаментальным свойством категории «капитал» как самовозрастающей стоимости. К. Маркс, моделируя трансформацию денежной и товарной форм стоимости, выделяет эффект её самовозрастания в процессе производства, где она «изменяет свою величину, присоединяет к себе прибавочную стоимость, или возрастает. И как раз это движение превращает её в капитал»1. Согласно определению К. Маркса, «Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание [Wissen, knowledge] превращается в непосредственную производительную силу, и отсюда — показателем того, до какой степени условия самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним»2.

Попытки анализа феномена знания в бизнесе прослеживаются на всех этапах его развития. Ф. У. Тейлор в своей школе «научного управления» начал формализовывать опыт и навыки рабочих в объективное и научное знание, не осознавая при этом, что решение рабочего было источник нового знания3. Честер Барнард изучал значение «поведенческого знания» в процессах управления. П. Друкер, вводя термин «интеллектуальный работник», позже утверждал, что в «обществе знания» базисным экономическим ресурсом уже являются знания, а не капитал, природные ресурсы или рабочая сила. В дальнейшем он отмечал, что «знание стало ключевым экономическим ресурсом и доминантой — и возможно даже единственным источником конкурентного преимущества»4. Это следует из его утверждения, что увеличение производительности на основе знания представляет большую задачу менеджмента XX века, наравне с инновациями и увеличением производительности при сплошной индустриализации процессов ручного труда. Знанию отдаёт приоритет и А. Маршалл, утверждая, что капитал составляют в большей части знания и организация, и знание является самым мощным двигателем производства5.

Сегоднясчитается, что интеллектуальный капитал — это знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно

1 Маркс К. Капитал. Т. 1, кн. 1. М.: Политиздат, 1988. С. 161.

2 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. / / Соч. 46, ч. II. С. 215.

3 Тейлор Ф. «Принципы научного менеджмента» //монография, 1911. С 125.

4 Drucker P. Beyond the Information Revolution / / The Atlantic Monthly, October 1999. — Vol. 284., № 4.

5 Managing Industrial Knowledge: Creation, Transfer and Utilization. — Sage Publications, 2001. - p. 138.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов.

В работах отечественных авторов и переводах зарубежных публикаций совокупность объектов, включаемых в состав интеллектуального капитала, называют активами, так же как в структуре материальных и финансовых ресурсов в бухгалтерском балансе. Вместе с тем за термином «актив» закреплены определённые экономические и правовые атрибуты, какими не обладает доминирующий ресурс интеллектуального капитала — знания. Поэтому интеллектуальный капитал включает и материальные авуары, и активы типа патентов, торговых марок, операционных технологий и компьютерных программ, и неосязаемые ресурсы — знания, технические навыки, компетентность и деловые возможности сотрудников.

Ресурсы интеллектуального капитала объединены в три группы: человеческие ресурсы, структурные и рыночные ресурсы и активы6. Человеческие ресурсы включают совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала фирмы, компетенцию — знание и опыт в конкретной области, творческие способности, технологические и управленческие навыки и т. п. Рыночные активы и ресурсы связаны непосредственно с операциями на рынке и обеспечением конкурентных преимуществ фирмы. Структурные активы обеспечивают успешное функционирование основного производства.

Среди человеческих ресурсов в первую очередь обычно называют «знания», но гносеологические и онтологические атрибуты этого понятия не конкретизируются. При этом фактически происходит отождествление понятий «знание», «информация» и «базы данных». Таким образом, рассматриваются только субстантивные аспекты «знания», а процедурные аспекты подразумеваются только на технологическом уровне ноу-хау. Вследствие этого в структуру интеллектуального капитала не включены общенаучные, экономические и математические методологии и методы. Эти методологии и методы не имеют отраслевых ограничений (как ноу-хау) и ограничений, связанных с правами собственности. Они являются результатом прошлого исключительно интеллектуального труда (в большинстве случаев — неоплаченного). Приобретение и использование этого интеллектуального ресурса не связано с какими-либо издержками и, соответственно, в отличие от традиционных факторов производства они не переносят свою стоимость на вновь созданный продукт и не увеличивают его себестоимость. Эти ресурсы вследствие своей неограниченной распространённости не обладают ликвидностью и имущественными правами, их наличие в той или иной форме не может оказать влияние на рыночную стоимость фирмы. Тем не менее, они являются ресурсом и производственным фактором. По своей экономической сущности знания являются идеальным возобновляемым ресурсом, производство и эксплуатация которого также является идеальным. При соответствующих условиях их применения они обеспечивают извлечение дополнительной экономической выгоды. Эти новые стоимости создаёт интеллектуальный труд менеджеров.

Таким образом, общенаучные, экономические и математические методологии и методы обладают основным свойством капитала — производить новые стоимости — и должны быть включены в структуру интеллектуального капитала. Формально эти ресурсы образуют базу методологических знаний, которая в равной мере может включаться в состав человеческих и структурных ресурсов интеллектуального капитала.

Гносеологические и онтологические концепции структуризации знаний определяются тем, что они являются ядром интеллектуального капитала. В общенаучном, философском аспекте знание — проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. При этом структура знаний имеет гносеологическую основу в зависимости от природы их формирования — научные, житейские, художественные и др. Вместе с тем имеет основание и онтологический подход к структуризации знания и близких к нему категорий по направлению их использования. В случае интеллектуального капитала для этих целей можно применить понятие «корпоративные знания» в следующем определении: корпоративные знания — совокупность общенаучных и специальных знаний, производствен-

6 Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. В. Ноздриной. М.: Поколение, 2007. 368 с.

ного опыта и навыков, баз знаний и данных, используемых в интеллектуальном капитале фирмы для получения экономических и технологических результатов. В общем случае в корпоративных знаниях следует выделить нормативные знания — руководства по использованию средств и предметов труда, know-how, технологические инструкции и т. п. Другую группу знаний — дескриптивных, образуют общенаучные и специальные знания.

В корпоративных знаниях можно выделить следующие типы специальных знаний: экономические, математические, отраслевые и технологические знания. При этом общенаучное знание «пронизывает» все виды специальных знаний. Особые свойства экономического знания в интеллектуальном капитале заключаются в том, что в отличие от общенаучных, они рассматривает достаточно узкий диапазон искусственных систем и деятельность человека как экономического агента, вместе с тем и по тем же причинам захватывают более широкую область, чем традиционные технологические и отраслевые знания. Сгруппированные по конкретным признакам названных научных и технологических знаний на твёрдых или электронных носителях, они образуют тематические базы знаний (библиотеки).

В рамках интеллектуальной экономики человеческий интеллект принимает форму интеллектуального потенциала, творческое применение которого в воспроизводственном процессе обеспечивает создание интеллектуальных жизненных благ. Интеллектуальный потенциал, реализуемый в созидательной деятельности субъекта, принимает форму интеллектуального капитала. Исследованию интеллектуального капитала в целом, а также интеллектуального капитала современной организации посвящается работа Б.В. Салихова7.

Особое место здесь отводится рассмотрению интеллектуальных знаний, расширенное воспроизводство которых составляет основу развития интеллектуального капитала субъекта.

Таким образом, знание - это сознательно и целенаправленно актуализированная, обобщенная, систематизированная, структурированная и скоординированная информация, представляющая собой проверенный практикой и относительно истинный результат познания действительности. Если к приведенному определению добавить такие характеристики, как «созидательность» и «ноосферность», то возникнет интеллектуальное знание. Важнейшим выводом из приведенного определения сущности знания является то, что обобщающий характер знания объективно предопределяет системность поиска и выявления нового знания. Производство новейших знаний не может быть фрагментарным: нужна систематизированная процедура их формирования и позиционирования в более общей системе уже существующих знаний.

Очевидно, что способность создавать знания должна формироваться в процессе подготовки специалистов. И именно в этом заключается основная задача вузов.

Создание (производство) знания - это процесс выявления из соответствующих источников определенной востребованной информации и формирование на этой основе требуемого нового знания. Либо это процесс сознательной генерации нового знания в ходе экономического дискурса, осуществляемого, например, в рамках организации, некоего профессионального сообщества и т.д. Производство нового знания, таким образом, может заключаться в систематизации ранее существующей информации, а также представлять собой результат целенаправленного дискурса, где на основе существующих знаний создается новое знание8.

И. Нонака и Х. Такеучи9 разработали методологию, предлагающую четыре способа приобретения и создания знаний: социализация, экстернализация, интернализация и комбинация. Эта методология описывает четыре состояния знаний в процессе управления ими на этапе создания и трансформации двух типов знаний - явных и неявных.

Социализация знаний заключается в предоставлении знаний в общее пользование или превращение неявных знаний. В этом случае происходит расширение поля или

7 Салихов Б.В. «Интеллектуальный капитал организации (Сущность, структура и основы управления) Дашков и К. 2009. 265 с.

8 Салихов Б.В., Нейматова Б.А. Интеллектуальное предпринимательство в сфере производства корпоративных знаний / Б.В. Салихов, Б.А. Нейматова //Креативная экономика - 2009, № 1(25).

9 Nonaka T., Takeuchi H. Knowledge - Creating Company. New York: Oxford University Press, 1995.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

числа собственников неявных знаний. В процессе социализации осуществляется невербальная передача скрытого знания от одного человека к другому, в том числе и путём наблюдения. Последнее широко используется в социальном научении.

Экстернализация знаний - это превращение неявных знаний в явные представления. Такой перевод скрытых знаний в формализованные И. Нонака предлагает осуществлять поэтапно через метафоры, аналогии и формирование интеллектуальной модели или представления о новом знании.

Комбинация или соединение разных знаний осуществляется с целью создания новых знаний или имеет целью превращения явных знаний в другие явные знания. Завершающим этапом этого процесса являются создаваемые исследователями концепции и теории. Передача явных, кодифицированных знаний от одних людей к другим происходит преимущественно вербально. Здесь также могут быть использованы электронные носители, книги и т.д.

Интернализация знаний или их усвоение представляет собой воплощение - превращение явных знаний в неявные знания. Происходит это путём освоения опыта и обогащения интуитивного знания. Превращение явного знания на основе индивидуального восприятия в скрытую форму обычно осуществляется в ходе выполнения какой-либо работы.

Вербализация и усвоение передаваемых знаний не могут происходить без активного участия человека, без его личной заинтересованности. И. Нонака уверен, что «человек хочет учиться/ научиться и усвоить/ передать свои знания»10. Эти этапы приобретения и создания знаний можно проследить в деятельности преподавателей и студентов вуза.

Однако, не только передача и усвоение знаний характерно для вуза. Необходимо, на наш взгляд, дополнить ещё один этап - этап обогащения и появления новых знаний. В ходе применения тех или иных знаний в конкретной ситуации происходит их обогащение. «Усваивая и применяя знания, человек, с одной стороны, максимально использует имеющиеся у него явные знания, а с другой - добавляет к этому нечто личностное, известное только ему, создавая в каждом конкретном случае неявные знания. В результате начальные знания поднимаются на новый уровень, т.е. появляются новые знания»11. Таким образом, вуз непосредственно связан с производством новых знаний. Фактором такого производства является уже созданный интеллектуальный капитал вуза, материализованный в созидательных свойствах членов коллектива вуза и представленный системой знаний. Ранее отмечалось, что существует «внутреннее» интеллектуальное производство, направленное на развитие интеллектуальных сил и способностей членов коллектива вуза. Фактором этого интеллектуального производства является, как известно, интеллектуальный капитал.

Кадровое и институциональное обеспечение процесса производства интеллектуальных знаний - основное направление деятельности руководства вуза. Сегодня широкое распространение в вузах получила проектная деятельность, в том числе области производства новых знаний. Задача руководства здесь состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить «то-чечность» использования кадров в рамках организуемых проектов (возглавлять созидательные проекты должны руководители, способные неординарно мыслить и умеющие организовать и возглавить «мозговые штурмы», что и есть способ производства знаний).

Кадровая стабильность, особенно в среде руководителей проектных групп, их обеспеченность всем необходимым для креативной деятельности, развитая система поощрений и «беспредельность» стратегических исследовательских перспектив позволят создать устойчивость и предсказуемость в расширенном воспроизводстве интеллектуальных знаний, а, значит, в осуществлении проектов в вузе. Предметом особого внимания руководителя вуза является создание норм, регулирующих и координирующих развитие лидерских качеств у руководителей проектных групп, да и у всего персонала вуза.

Во-вторых, менеджмент интеллектуального капитала вуза должен интенсифицировать кадровую и информационную «подпитку извне», что оградит персонал от созидательных повторов. Отмеченная «подпитка извне» может заключаться в найме «целевых»

10 Нонака И. Компания - создатель знания // Управление знаниями (серия «Классика ^1^^-BusinessReview): пер. с англ. М: Альпина Бизнес Букс, 2006.

11 Наумов А.И., Взоров В.Н. Концепция управления знаниями и практика компании 1ВМ // Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. - 2012. - №2. - С. 53.

сотрудников - носителей требуемых знаний. Кроме того, вуз может осуществить патентный поиск и приобрести лицензию на использование ранее произведенных знаний. Однако, в контексте расширенного воспроизводства знаний, приобретенные знания «со стороны» предназначены не столько для непосредственного использования, сколько для генерации новых интеллектуальных знаний.

В-третьих, менеджмент интеллектуального капитала вуза призван создать благоприятные социально-экономические условия для расширенного воспроизводства интеллектуальных знаний. Практика показывает, что эффективность созидательной деятельности персонала вуза определяется их морально-материальной заинтересованностью. По сути, речь идет о развитости системы собственности каждой личности на свой интеллектуальный капитал.

В-четвертых, производство интеллектуальных знаний должно осуществляться в рамках определенной институциональной инфраструктуры. В связи с этим, институциональное знание сотрудников вуза может иметь ключевое значение для интеллектуального производства. Практика свидетельствует, что «институты имеют значение» (по Д. Норту)12 не в абстрактной постановке, а с точки зрения обеспечения скорости осуществления внутренних и внешних трансакций. Отсюда императивом современного интеллектуального предпринимательства все более становится предпринимательство институциональное, призванное обеспечить, в том числе, высокоэффективную трансформацию неявных знаний - в знания явные.

В рамках вуза могут действовать, например, открытость и доступ любого сотрудника к имеющимся базам знаний, что способствует «открытости» и самого сотрудника; пример формального или неформального лидера в распространении «добытых» знаний (любой пример всегда заключает в себе институциональный потенциал); демонстрация успешности и система поощрений для тех, кто не «скупится» на свои знания и осуществляет их формализацию; внедрение правила, связанного с требованием к каждому сотруднику иметь индивидуальную базу знаний; введение и развитие «совещательное™» и дискуссионности и др.

Механизм производства интеллектуальных знаний в вузе можно определить как взаимосвязанное и развивающееся единство источников, условий, факторов и способов, обеспечивающих синергетический результат в форме создания новейших знаний в рамках дискурсивного созидательно-энергетического пространства. Задача руководителя вуза заключается в «наладке» данного механизма и обеспечении его «бесперебойной» работы.

В результате, можно сделать следующие умозаключения. Во-первых, управление процессом производства интеллектуальных знаний в вузе должно быть системным. Только в этом случае обеспечивается оптимизация явных и неявных знаний, а также «внутреннего» и «внешнего» интеллектуального капитала вуза.

Во-вторых, исходным звеном деятельности менеджеров в сфере обеспечения высокой эффективности управления знаниями в вузе является определение общественной потребности в интеллектуальном продукте, что позволяет осуществить адекватный экономический выбор в использовании интеллектуального потенциала вуза. Для решения задачи необходимо развивать маркетинг интеллектуальных продуктов, который должен работать на опережение, формируя в сознании реальных и потенциальных потребителей образ «товарных замыслов», заключающих в себе ключевые свойства инновационных продуктов.

В-третьих, результаты интеллектуально ориентированного маркетинга менеджер интеллектуального капитала «внедряет» в дискурсивное пространство вуза. Недостаток требуемых знаний актуализирует управление дополнительным их производством в рамках обмена-общения. Очевидно, что не существует опасности «перепроизводства» интеллектуальных знаний, поскольку возникающее в процессе творческой деятельности и дискуссий «попутное знание» может пригодиться в будущем. Созданные новые знания, материализуются в конечном рыночном продукте и в этой своей «оболочке» переходят в сферу рынка, где и тестируются на предмет их доходности. Чем выше уровень качества произведенных новых знаний, тем на больший объем интеллектуальной ренты может рассчитывать предприятие.

12Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

В-четвертых, ключевым звеном управления знаниями является активизация «внутреннего» интеллектуального капитала вуза. Конкретика этого управления непосредственно увязывается с созданием благоприятных социально-экономических и институциональных условий. Речь идет о развитии системы интеллектуальной корпоративной собственности, а также о создании инновационных институтов, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек, интенсифицирующих обмен-общение.

Особое внимание должно быть уделено формам доходности от интеллектуального предпринимательства в вузе. В условиях одноименного производства базовой формой доходности является не опосредованная товарно-денежными трансакциями потребительская удовлетворенность от творческой самореализации участников созидательного процесса. В процессе такой самореализации осуществляется действительное развитие преподавателя или сотрудника вуза как творца-интеллектуала, что и является для него основным результатом интеллектуально-инновационной деятельности.

В-пятых, сферой особого исследовательского внимания и практического использования является синергетическая эффективность социально-экономических внутриву-зовских взаимодействий. Данная эффективность является функцией интенсивности дискурсивных трансакций. При этом любые проявления администрирования и внутренней бюрократизации приводят к разрушению пространства развивающего обмена-общения.

Дискурсивное пространство созидательных трансакций следует рассматривать как интеллектуальный важнейший базовый актив вуза. Существующие характеристики созидательных сил дискурсивного пространства часто трактуются как «творческий корпоративный дух», или «благоприятная атмосфера для делового сотрудничества» и т.д. Руководству вуза необходимо заботиться о том, как произвести и сохранить эту атмосферу, обладающую потенциалом созидания новых идей и знаний.

1. Маркс К. Капитал. Т. 1, кн. 1. — М.: Политиздат, 1988. - С. 161.

2. Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов // Соч. 46, ч. II, с. 215.

3. Наумов А.И., Взоров В.Н. Концепция управления знаниями и практика компании 1ВМ//Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. - 2012. - №2 - С.53.

4. Нонака И. Компания - создатель знания // Управление знаниями (серия «Классика HarvardBusinessReview): пер. с англ. - М: Альпина Бизнес Букс, 2006.

5. Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180с.

6. Салихов, Б.В. «Интеллектуальный капитал организации (Сущность, структура и основы управления) - Дашков и К., 2009. - 265 с.

7. Салихов Б.В., Нейматова Б. А. Интеллектуальное предпринимательство в сфере производства корпоративных знаний / Б.В. Салихов, Б.А. Нейматова / / Креативная экономика, 2009, № 1(25).

8. Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. В. Ноздриной. - М.: Поколение, 2007. - 368 с.

9. Тейлор Ф. «Принципы научного менеджмента» : монография, 1911. - С 125.

10. Drucker P. Beyond the Information Revolution // The Atlantic Monthly, October 1999.— Vol. 284, № 4.

11. Managing Industrial Knowledge: Creation, Transfer and Utilization. — Sage Publications, 2001. - Р. 138.

12. Nonaka, T., Takeuchi, H. Knowledge - Creating Company. New York: Oxford University

Список литературы

Press, 1995.

MANAGEMENT OF THE INTELLECTUAL CAPITAL IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Belgorod National Research University

e-mail: tarabaeva@bsu.edu.ru

V.B. TARABAEVA

The article discusses the questions of production of intellectual knowledge and the intellectual capital management in higher education institution.

Keywords: intellectual capital, reproduction, knowledge, management, higher education institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.