Научная статья на тему 'Управление инновациями и инновационными процессами'

Управление инновациями и инновационными процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8099
923
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / INNOVATIONS / MANAGEMENT OF INNOVATIONS / MANAGEMENT / INNOVATIVE MANAGEMENT / INNOVATIVE PROCESS / MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимова Сауле Абайбековна

Рассматриваются понятия «управление инновациями» и «управление инновационными процессами». Представлены выводы о различии и взаимосвязи понятий «инновационный менеджмент» и «управление инновациями». Даны ключевые теоретические основы управления, актуализирована необходимость управления инновациями и инновационными процессами. Предлагается авторское виденье управления инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of innovations and innovative processes

In the given article the concepts ‘Management of innovations’ and ‘Management of innovative processes’ are observed. The author has her own scientific conclusions on differences and interconnections between concepts ‘Innovative management’ and ‘Management of innovations’. The author gives key theoretical bases of management and updates the necessity of management of innovations and innovative processes. The author has suggested her own methods of management of innovative processes. Author`s own approaches to rendering of concepts have been revealed. In the article author`s position on management of innovative processes is given.

Текст научной работы на тему «Управление инновациями и инновационными процессами»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2013. № 4. С. 146-151.

УДК 338.24.001.76

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

MANAGEMENT OF INNOVATIONS AND INNOVATIVE PROCESSES

С.А. Рахимова S.A. Rakhimova

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (Казахстан)

Рассматриваются понятия «управление инновациями» и «управление инновационными процессами». Представлены выводы о различии и взаимосвязи понятий «инновационный менеджмент» и «управление инновациями». Даны ключевые теоретические основы управления, актуализирована необходимость управления инновациями и инновационными процессами. Предлагается авторское виденье управления инновационными процессами.

In the given article the concepts ‘Management of innovations' and ‘Management of innovative processes' are observed. The author has her own scientific conclusions on differences and interconnections between concepts ‘Innovative management' and ‘Management of innovations'. The author gives key theoretical bases of management and updates the necessity of management of innovations and innovative processes. The author has suggested her own methods of management of innovative processes. Author's own approaches to rendering of concepts have been revealed. In the article author's position on management of innovative processes is given.

Ключевые слова: инновации, управление инновациями, менеджмент, инновационный менеджмент, инновационный процесс, управление инновационными процессами.

Key words: innovations, management of innovations, management, innovative management, innovative process, management of innovative processes.

Управление пронизывает все уровни хозяйственной системы - начиная с домашних хозяйств и завершая государством. Благодаря управлению достигается согласованность действий многочисленных участников экономической деятельности, объединение усилий каждого из них во имя достижения цели.

Управление - это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы и связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемые результаты [1].

Рассмотрим как объект управления одну из основных областей, с которой каждый из нас имеет прямую и косвенную связь - экономику. Основными объектами управления экономикой, по Р.А. Фатхутдинову, являются люди (производители и потребители), естественная природа (экология), основные и оборотные средства, инфраструктура, предметы потребления, информация, денежные средства.

Основная задача Казахстана, как и других государств с богатым природным потенциалом - не стать сырьевым придатком, страной, зависящей от уровня мировых цен на нефть,

газ и др., но рационально использовать имеющийся потенциал, максимально раскрыть свои возможности, сохранить и приумножить природные богатства, выйти на мировые рынки с научным, технологическим, инновационным потенциалом. Поэтому необходимо акцентировать внимание на инновационной экономике.

Под инновационной экономикой понимается тип модернизированной экономики, основанной на производстве наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью [2]. Базовыми элементами инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, новые производственные отношения. Все это применительно и работает в инновационном процессе.

Перейдем к рассмотрению понятийно-категориального аппарата.

«Процесс» во многих словарях рассматривается как явление, ход протекания события.

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Процесс -последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата» [3].

© С.А. Рахимова, 2013

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение -инновация.

Инновационный процесс - это создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Это мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Инновационный процесс призван обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационным процессам посвятили свои труды такие ученые, как С.В. Шманева, Т.Ю. Кику, В.Е. Пятецкий, В.Г. Медынский,

О.Л. Перерва, Э.А. Козловская, Д.С. Демиден-ко, Е.А. Яковлева и др.

В.Е. Пятецкий под инновационным процессом понимает последовательную цепь событий, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике [4]. По В.Е. Пятецкому, инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо предприятия и направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В данном случае, инновационный процесс сужен и рассматривается только на уровне предприятия.

Т.Ю. Кику считает, что инновационным процессом называется формирование замысла, подготовка и постоянное осуществление инновационных изменений. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации: во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, науч-

но-технической, производственной деятельности и инноваций; во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения. В данном случае Т.Ю. Кику разделяет точку зрения В.Е. Пятец-кого, определяя инновационный процесс как последовательную цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, так как по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным [5]. В данном случае автор попытался связать инновационный процесс с экономикой нововведений, но только на уровне предприятия.

С.В. Шманева рассматривает инновационный процесс как процесс преобразования научного знания в инновацию, т. е. как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании [6].

В таблице представлено определение понятия «инновационный процесс» с точки зрения различных авторов.

Резюмируя научные трактовки исследователей в области инновационного процесса, можно сделать вывод, что инновационный процесс в основном рассматривается на уровне предприятий; с позиции дальнейшего совершенствования и эффективности процесс рассматривается как незавершенный.

На наш взгляд, инновационный процесс -это ход событий в области инновационного развития, в результате которого происходит преобразование, совершенствование, развитие и взаимодействие всех субъектов, участвующих в инновационной деятельности: государства, предпринимательства, инновационной инфраструктуры, - каждый из которых стремится к достижению частной и общей цели.

Основная на сегодняшний день задача в области инноваций, подтверждаемая всеми исследователями - грамотное управление инновационным процессом для достижения всех целей и на микро-, и на макроуровне.

Определение понятия «инновационный процесс»

Автор Определение

В.Г. Медынский Процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, - процесс коммерциализации технологий

В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк Совокупость научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций

А.В. Барышева, К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов, Н.А. Кочкин Процесс создания, распространения и потребления субъектами национального хозяйства научно-технических, производственных, организационных, управленческих и других новшеств

Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолаева, П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели Процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Ю.В. Шленов Совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, процессов, связанных с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшества, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности

Э.А. Козловская, Д.С. Демиденко, Е.А. Яковлева Преобразование научного знания в нововведение. Его можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых новация превращается из идеи в конкретный продукт, технологию или услугу и распространяется при практическом использовании

Под управлением инновационными процессами зачастую понимают управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала компании в целях совершенствования способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей рынка в конкурентоспособных товарах и услугах [4].

На наш взгляд, управление инновационными процессами - это совокупность последовательных действий всех субъектов инновационной системы, которые согласованы между собой на всех уровнях управления (планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование) и стремятся к достижению устойчивого развития экономики на данном этапе посредством инноваций.

В нашем понимании, инновационный процесс необходимо различать на макро- и микроуровнях. Это не означает разделенности и не дает повода думать, что речь идет о разных вещах, но позволяет выделить объекты управления единого целого инновационного процесса.

На макроуровне под инновационным процессом понимается, во-первых, этап от выбора инновационного пути развития до определенного периода, во-вторых, преобразование и развитие каждой отдельно взятой составляющей инновационной экономики. Управляя иннова-

ционным процессом, государство должно скоординировать и выявить инновационный потенциал предпринимательства, научно-технический потенциал страны, возможности инновационной инфраструктуры, выявить конкурентные инновационные позиции, выстроить инновационную стратегию и политику в области управления, тем самым взяв на себя функции регулирования и координирования. Ключевыми составляющими в данном случае будут национальная инновационная система, государственная и инновационная стратегия развития экономики, государственные методы и механизмы управления инновационными процессами.

Инновации, как правило, зарождаются на уровне отдельных предприятий: появляется идея, которая позже, пройдя все этапы, перерождается в новый товар или новую технологию, новую услугу. Этот путь от зарождения идеи до получения конкретного результата и есть инновационный процесс на микроуровне.

Предприятия должны влиться в инновационную среду, определить свои возможности занять нишу на рынке, запланировать, организовать инновационную деятельность, мотивировать, взаимодействовать с внешней инновационной средой, управлять каждым жизненным циклом инноваций, контролировать исполнение, оперативно реагировать на внешние изменения и принимать решения с целью произ-

водства инновационной продукции и получения дохода.

Одной из особенностей инновационного процесса является его многоэтапность. Он начинается с изобретения (открытия) новых видов технологий и продуктов, новых форм организации производства. Затем идея получает свое воплощение в конструкторской разработке, в образцах нового продукта, либо в моделях новых способов организации производства. Далее от конструкторских разработок совершается переход к выпуску первых образцов, а затем - к серийному и массовому производству новых продуктов.

Не всегда на одном предприятии инновационный процесс охватывает все этапы: предприятия могут прибегать к услугам сторонних организаций. Но конечный результат зависит от грамотного управления инновационным процессом.

Попытаемся дать определение понятию «управление инновационным процессом на микроуровне». Управление инновационным процессом на уровне отдельно взятого предприятия - это совокупность мер и действий по организации перехода от одного этапа к другому, в конечном счете, получении нового продукта, востребованного на рынке, позволяющего достичь результата на микро- и макроуровне посредством планирования, формирования инновационной политики, наличия инновационной стратегии, организации инновационного менеджмента, наличия инновационного потенциала, мониторирования возможностей для осуществления всех элементов и этапов инновационного процесса, организации взаимодействия с инновационной инфраструктурой, прогнозирования уровня инновационного развития, контроля и т. д. И оттого, насколько грамотно будет осуществляться управление, зависит конечный результат. В данном случае, управлять необходимо научной, научнотехнической, производственной деятельностью, интеллектуальным потенциалом предприятия, инвестиционными, финансовыми ресурсами.

Управление инновационными процессами имеет свои особенности по сравнению с традиционной деятельностью. Прежде всего, это обусловлено наличием научно-исследовательских и проектных работ. Другой особенностью является ее рискованность. На любом этапе создания новых потребительских продуктов и образцов техники возможно появление неожиданных, неизвестных ранее проблем, которые могут привести к нарушению сроков, перерасходу ресурсов, недостижению запла-

нированных целей, неполучению конечных результатов и наступлению вероятности того, что инновационный процесс на каком-то из этапов может прекратиться.

Успешность совершения полного цикла инновационного процесса и получения конкретного результата на предприятии зависит от наличия инновационного потенциала и эффективного управления им. Необходимо наличие следующих элементов:

- инновационной стратегии, инновационной политики;

- научно-технической базы;

- инновационных менеджеров, интеллектуального потенциала;

- финансовых ресурсов;

- хорошо отлаженной связи с внешней и внутренней средой;

- маркетинговой структуры на предприятии и т. д.

От активности предприятий зависит очень многое. В ведущих государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок: 65 % - в странах ЕС, 71 % - в Японии, 75 % - в США. В Республике Казахстан инновационная активность предприятий колеблется от 2 % до 5,6 %: инновационная пассивность составляет 94-98 %.

Во многом такой результат связан не только с неактивным инновационным предпринимательством, но и с инновационными процессами, протекающими в целом в стране. В развитых странах достигнут положительный результат, и инновационная деятельность является приоритетной в социально-экономическом развитии благодаря грамотному и эффективному управлению инновационными процессами. Разрыв цепочки инновационного процесса возникает на стыке отдельных стадий вследствие отсутствия институтов, связывающих отдельные звенья инновационной цепочки в единое целое и обеспечивающих продвижение инноваций от одной стадии к другой. С одной стороны, в Казахстане есть производители и продавцы научных идей, результатов прикладных исследований и разработок или другой интеллектуальной собственности, желающие передать эти результаты в производство. С другой - есть ее покупатели - промышленные предприятия. Но отсутствуют сами механизмы передачи результатов исследований между наукой и производством, а также между отдельными этапами инновационного процесса, отсутствует связь, позволяющая исследователям узнать, какие исследования востребованы, отсутствуют институты, осуществляющие передачу

результатов исследований от одного участника инновационного процесса к другому, система информирования предприятий об имеющихся научных достижениях и результатах исследований (базы данных), нет и единой методики оценки эффективности инновационных проектов (которые зачастую оцениваются как инвестиционные проекты).

Для перехода от сырьевой к сервисно-технологической экономике, экономике, основанной на знаниях, или инновационной экономике необходимо управлять инновационным процессом, под которым мы понимаем (в целом) согласованную деятельность государства и бизнеса, инновационной инфраструктуры, в которой каждый имеет свое место, играет свою роль в достижении общей главной цели и отдельной по субъектам. В нашем понимании, если рассматривать инновационный процесс как объект управления, то это управление научно-техническим потенциалом, технологическими и организационными изменениями, кадровыми ресурсами, государством и бизнесом как субъектами инновационной деятельности, финансами, инновационной инфраструктурой, жизненным циклом инноваций, где стратегия и политика имеют инновационную направленность. В результате грамотного управления инновационным процессом может быть согласована деятельность всех субъектов инновационного процесса для достижения желаемого каждым из них результата.

Управление инновациями является одной из составных частей управления инновационными процессами. Каждая страна перед выходом на внутренний и внешний рынки определяет приоритетные для себя виды инноваций.

Сегодня бытует мнение, что переход на инновационный путь развития привел к появлению нового научного понятия - «инновационный менеджмент». На наш взгляд, это не совсем верно, так как и при необходимости использовать новые методы в управлении немаловажным является аспект управления инновациями. Отождествление этих двух понятий ошибочно.

Управление инновациями - это наука об инновациях и управлении ими; инновационный менеджмент - это новые формы и методы принятия управленческих решений, применение многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. Примени-

тельно к управлению инновационными процессами роль инновационного менеджмента состоит в том, что в ходе преобразований и развития составляющих инновационного процесса необходимо принимать грамотные решения, способствующие и приводящие к достижению целей, поставленных в ходе протекания инновационного процесса на определенном этапе или промежутке времени.

В нашем случае, когда выбрано инновационное направление развития, необходимо управлять им - воздействовать на всех субъектов, имеющих отношение к инновационным процессам, с целью придания этим процессам определенной направленности и получения желаемых результатов.

Преодоление научно-технического отставания Казахстана от развитых стран мира, включение его в мировое сообщество в качестве партнера во многом будет зависеть от того, как будут осуществляться инновационные процессы на всех уровнях. Поэтому исследование сущности, структуры, особенностей и организационно-экономических форм реализации инновационных процессов является актуальной проблемой.

Необходимо провести критический анализ и дать классификацию подходов отечественных и западных ученых к исследованию сущности инновационных процессов, проанализировать эволюцию структуры инновационных процессов и раскрыть их современную природу. Также необходимо проанализировать основные направления институциональных преобразований и реструктуризации организационно-экономических форм реализации инновационных процессов в регионе с позиций увеличения эффективности их функционирования.

Для того, чтобы говорить об управлении инновационными процессами на макро- и микроуровне, необходимо:

- на предприятиях: проанализировать текущую деятельность, разработать инновационную стратегию и политику, в соответствие с ними изменить организационную структуру, оценить инновационный потенциал, организовать инновационное планирование на предприятии, выявить возможности осуществления инновационного процесса своими силами или прибегнув к услугам инновационной инфраструктуры;

- на уровне региона: определить инновационные возможности и потенциал региона, выявить приоритетные отрасли и сектора, позиционирующие инновационную деятельность на региональном уровне, и оценить перспек-

тивы занятия ниши на республиканском и мировом уровне, создать региональную инновационную систему;

- на уровне государства: создать мониторинговый центр по оценке осуществления инновационного процесса в республике, усовершенствовать деятельность имеющейся инновационной инфраструктуры, принять меры по усилению связи науки с производством, оценить возможности и потенциал для осуществления полного цикла инновационного процесса, создать условия для повышения защиты интеллектуальной собственности, создать механизмы поддержки предпринимателей, способствующих инновационному развитию, усовершенствовать методы оценки инновационных проектов и критериев эффективности, влияющих на принятие решений, разработать современные методы управления проектами и нововведениями, управления организациями, знаниями и информационной ориентацией в целом. Необходимо обеспечить прогнозирование уровня инновационного развития и достижения результатов посредством реализации модели управления инновационными процессами. Реа-

лизация указанных выше мероприятий позволит управлять инновационными процессами и достичь устойчивого экономического развития посредством инновационной составляющей.

1. Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. - М. : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. - С. 20.

2. Иванцов П. И. Инновационная экономика. - Минск : Дикта, 2012. - С. 6.

3. Процесс // Большой энциклопедический словарь. - URL : http://www.vedu.ru/bigencdic/ 51025/.

4. Пятецкий В. Е. Управление инновационными процессами: методологические основы и принципы инновационного менеджмента в управлении предприятиями : учеб. пособие.

- М. : Изд-во МИСиС, 2012. - 152 с.

5. Кику Т. Ю. Управление инновационными процессами : учеб. пособие. - Новосибирск : НГМА, 2005. - 94 с.

6. Управление инновационными процессами в современной экономике : коллективная монография / под общ. ред. С. В. Шманева. -Воронеж : Научная книга, 2011. - С. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.