Научная статья на тему 'Управление инновационным развитием высших учебных заведений в условиях глобализации системы образования'

Управление инновационным развитием высших учебных заведений в условиях глобализации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MANAGEMENT OF INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Ирина Леонидовна

Переход российской экономики на инновационный путь развития обусловливает необходимость формирования адекватных ему инновационных принципов развития российского высшего профессионального образования, что, в свою очередь, предполагает создание благоприятных условий для внедрения и управления нововведениями, а также усиление адаптационных возможностей вузов к изменениям внешней экономической среды в условиях глобализации. В статье обоснована необходимость усиления конкурентных преимуществ национальной системы образования путем развития стратегического планирования, формирования системы аккумулирования средств многоканального финансирования, технологической политики и технологий, а также административного управления инновационным развитием вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF AN EDUCATION SYSTEM

Transition of the Russian economy to an innovative way of development causes need of formation of the innovative principles of development of the Russian higher education adequate to it that, in turn, assumes creating favorable conditions for introduction and management of innovations, and also strengthening of adaptation opportunities of higher education institutions to changes of the external economic environment in the conditions of globalization. In article need of strengthening of competitive advantages of a national education system by development of strategicheksky planning, formation of system of accumulation of means of a multichannel fiknansirovaniye, technological policy and technologies, and also administraktivny management of innovative development of higher education institutions is proved.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным развитием высших учебных заведений в условиях глобализации системы образования»

УДК 378. 4

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

И.Л. Авдеева

Переход российской экономики на инновационный путь развития обусловливает необходимость формирования адекватных ему инновационных принципов развития российского высшего профессионального образования, что, в свою очередь, предполагает создание благоприятных условий для внедрения и управления нововведениями, а также усиление адаптационных возможностей вузов к изменениям внешней экономической среды в условиях глобализации. В статье обоснована необходимость усиления конкурентных преимуществ национальной системы образования путем развития стратегического планирования, формирования системы аккумулирования средств многоканального финансирования, технологической политики и технологий, а также административного управления инновационным развитием вузов.

Ключевые слова: высшие учебные заведения, образовательная среда, управление инновациями, инновационное развитие.

Глобальные тенденции инновационного развития российской системы высшего образования, все более динамично происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной работы в этом направлении.

Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома.

Задача повышения конкурентоспособности вуза в условиях глобализации мировой экономики требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит - об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования.

Мировые тенденции реформирования и модернизации системы образования ставят перед образовательной системой задачи совершенно нового уровня. Так или иначе, реформы образования направлены на повышение конкурентоспособности образования и формирования имиджа вуза как одного из ведущих образовательных и научных центров мира.

В таблице 1 представлены мировые тенденции оказывающие влияние на процесс развития системы глобального образования.

Проведенные исследования показали, что глобализация в системе высшего образования определяется следующими процессами:

- развитие интеграционных процессов в системе высшего образования стран мира (к настоящему времени в мире сложились несколько крупных интеграционных образовательных группировок - Европейское образовательное пространство, образовательное пространство Латинской Америки и Карибского бассейна, образовательное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона, Североамериканское образовательное пространство);

- формирование единого образовательного пространства с доминирующей ролью таких стран, как Великобритания, Германия, Франция, Италия, США, Австралия;

- создание региональных и международных образовательных коопераций, обеспечивающих доступность высшего образования;

- разработка международных гарантий качества образовательной деятельности, позволяющих внедрять и развивать новейшие технологии образования.

Таблица 1

Мировые тенденции развития системы глобального образования

Глобализация Участие в общероссийских и международных программах; возможность доступа к экспертизе в любой точке земного пространства; возможность подключения к мировым GRID системам; возможность коллективной работы с мировыми университетами; доступ к мировым источникам информации

Интернационализация Соответствие международным стандартам выдаваемых дипломов, предоставляемых курсов, работающих преподавателей

Индивидуализация Формирование персонального учебного плана для студентов и аспирантов; образование по желанию

Непрерывность Постоянное образование - основа карьерного роста

Доступность Предоставление образовательного контента студентам и слушателям в любое место и в любое время; предоставление образовательного контента для людей с ограниченными физическими способностями

Конкурентоспособность Образование это бизнес (обучение - услуги, преподаватели - работники, слушатели - клиенты); привлечение инвестиций и оценка их эффективности; высокое качество и актуальность обучения

Образование является одним из основных факторов развития национальной экономики, а так же её конкурентоспособности на международной арене. В современном мире образование является одной из базовых систем, что общепризнано мировым сообществом и понимается лидерами и элитами национальных государств. Экономика современного постиндустриального общества определяется большинством исследователей как «экономика знаний», в которой не вещи, не природные, в том числе энергетические ресурсы составляют главные богатства общества, приоритетными являются -информация и интеллект. В новом обществе на первый план выходят духовные ценности, создаваемые, прежде всего людьми, функционирующими в сфере науки и образования - научная и образовательная элиты [1]. Образование в современном мире и продаваемая услуга, и ценная интеллектуальная собственность. Таким образом, знания - один из ключевых факторов экономического роста и глобальной конкурентоспособности.

Высшая школа является основой формирования инновационной экономики России, поэтому следует определить, насколько система высшего профессионального образования России способна готовить кадры требуемой квалификации.

В мире развита практика оценки университетов по рейтингам, которые формируют различные организации. Традиционно в мировых рейтингах высших учебных заведений первые места занимают американские и английские университеты. Эти учебные заведения имеют самые большие технические базы и современные аудитории. Российские вузы если и попадают в эти рейтинги, то, как правило, в последнюю сотню.

Исходя из международных рейтингов университетов, российские вузы являются абсолютно неконкурентоспособными. Однако имеющаяся практика отъезда российских ученых и выпускников вузов на работу в зарубежные компании и университеты свидетельствует, что отечественная высшая школа готовит специалистов, востребованных в инновационных экономиках, и, следовательно, располагает достаточно высоким потенциалом в подготовке кадров. Массовый отъезд российских специалистов за рубеж свидетельствует о том, что отечественные вузы готовят достаточно квалифицированных специалистов области генерирования новаций, ценимых в странах с инновационной экономикой, не в состоянии подготовить специалистов, способных выстраивать условия для внедрения таких новаций в российских бизнес - структурах.

Требуются адекватные управленческие новации, совершенствование нормативной национальной модели управления обществом и экономикой, благодаря которым сформировались бы условия перехода от декларативных утверждений об инновационном развитии к обеспечению гарантий внедрения инновационных продуктов в экономику.

Вот именно по этому направлению российская сфера услуг высшего образования не обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов, что снижает рейтинг отечественных вузов.

Вопросы управления инновациями в образовательной среде затрагивают совершенствование отдельных процессов управления (рисунок 1), влияние внешних и внутренних факторов, совершенствование контроля образовательного процесса [1].

Определение приоритетной стратегии инновационного развития высшего учебного заведения

Декомпозиция проблемы по процессами видения или функциям или

Поиск стратеги решения г совершенствова ческих альтернатив фоблемы или ния процесса

1 г

Выбор одной стратегической альтернативы

Выборочное совершенствование работы ВУЗов

Развитие вопросов и процессов управления в ВУЗ

Выборочный характер совершенствования управления инновациями

в образовательной среде

Основополагающие элементы управления инновациями в высшем учебном заведении включают:

- стратегическая диагностика, в рамках которой принятие любых стратегических решений возможно только на основе точной диагностики не только финансово-экономического состояния системы ВПО, ее положения на рынке образовательных услуг, а также оценки востребованности предлагаемых образовательных услуг на рынке труда;

- формирование стратегической цели, индикаторов и рамочных ограничений, для которых необходим анализ стратегических альтернатив, проведение оценки выгод и рисков, связанных с реализацией того или иного прогноза стратегии развития социально-экономической системы;

- стратегическое прогнозирование, определяемое рамочными ограничениями и будущим состоянием объекта прогнозирования, систематическим поиском возможностей действовать, прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях;

- стратегическое планирование и реализация проектов развития отрасли, стратегический контроллинг, предполагающий отслеживание по

ключевым показателям процесс выполнения стратегии и, в случае необходимости, проведение корректировки стратегических планов или пересмотра стратегических целей; данные контроллинга служат индикаторами для диагностики состояния социально-экономической системы, что обеспечивает непрерывность процесса стратегического управления.

Инновационное управление системой высшего профессионального образования как динамической социально-экономической системой предполагает обязательно наличие прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой высшего профессионального образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управления системой высшего профессионального образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе [6].

Анализ опыта управления развитием высшего профессионального образования в России позволяет утверждать, что в целях инновационной экономики требуется усиление стратегической составляющей в выработке долгосрочных стратегических инициатив. Интеграция России в международное сообщество требует также интеграции в международные стандарты отечественной системы высшего профессионального образования, т.е. стратегия развития высшей школы должна регулироваться и международными стандартами в образовании [4,5].

В рамках совершенствования стратегического подхода к управлению в высшем профессиональном образовании основная роль принадлежит концепции стратегического прогнозирования, которая определяет эффективность функционирования системы высшего профессионального образования наряду с четким определением компетенции, полномочий и ответственности органов управления высшим профессиональным образованием на всех уровнях.

В современной экономике инновационная деятельность, формирующая интеллектуальный капитал организаций и промышленных предприятий, приобретает решающее значение как для экономического развития страны в целом, так и для успешной финансовой деятельности отдельных экономических субъектов. Инновации приносят организациям дополнительную прибыль, улучшают показатели их конкурентоспособности [5].

Любой прогноз сопряжен с возможностью появления ошибок, которые могут возникать как при постановке задачи прогнозирования, так и в процессе осуществления прогноза и даже при оценке результатов прогнозирования. Опыт проведения Форсайта за рубежом позволяет выделить ряд

рисков, которые могут привести к существенному снижению эффективности или получению неверных результатов. Главные из них:

- подмена действительно долгосрочного прогноза экстраполяцией текущих тенденций;

- использование для построения прогноза завышенных ожиданий и утрату системности в выборе приоритетов развития;

- предвзятость экспертов.

Для выбора приоритетных направлений развития образовательной среды необходимо определить, насколько развитие отечественных вузов соответствует тем требованиям, которые необходимы для модернизации экономики страны в разрезе инновационного курса.

Уровень конкурентоспособности образовательного учреждения определяется функционирующим капиталом, персоналом, технологиями, оборудованием, инновационной культурой, инфраструктурой и др. Это его способность быть выделенным среди других учебных заведений в силу наилучших показателей, характеризующих качество и эффективность на «входе» и «выходе» образовательного учреждения, что представлено в таблице 2 [2,3].

Таблица 2

Реализация конкурентных преимуществ образовательных

учреждений, сформированных на «входе» и «выходе»

Классификационный признак Конкурентоспособность об разовательного учреждения

Вход Выход

Степень интеграции вуза, науки, производства и рыночного механизма Структура специальностей и специализаций, инновационный потенциал и возможности образовательного учреждения Доля выпускников, работающих по специальности, количество выпускников, получивших квалификационное признание в России и других государствах. Количество выпускников, выстроивших научную карьеру

Степень подготовленности обучающего персонала Структура и эффективность учебных планов, эффективность учебных программ Качество подготовки выпускников, количество выпускников, занявших ведущие должности в соответствующей сфере

Степень подготовленности профессорско- преподавательского состава Креативность, инновацион-ность, компетентностный подход, модульный принцип обучения. Конкурс в вуз, уровень требований при поступлении и обучении в вузе, компетентность выпускников.

Степень мобильности, «современности» образовательного учреждения Способность преодолевать отжившие традиции, восприимчивость к переменам Взаимодействие глобальной, национальной и местной среды

Главным условием повышения конкурентоспособности образовательного учреждения на основе компетентностного подхода является интеграция школы, вуза, науки, производства и рыночного механизма на основе инноваций.

Конкурентные преимущества национальной системы образования зависят от стратегического планирования, от формирования системы аккумулирования средств многоканального финансирования, технологической политики и технологий, организационной системы, административного управления.

Развитие образовательной среды может быть достигнуто только в рамках инновационного образования, которое представляется сменой фундаментальных основ традиционной системы образования, начиная с ее философской основы, новых образовательных процессов, новых технологий, качественно новой интеграции мировых образовательных систем.

Список литературы

1. Баринова Н.Ю. Технология проектирования и реализации инновационного образовательного процесса в вузе [Текст] // автореф. дис. канд. пед. наук. - Уфа, 2011. - 48 с.

2. Воейкова О.Б. Инструменты формирования системы управления инновационной деятельностью в высшей школе [Текст]// автореф. дисс. на соискание науч. степени канд. экон. наук / О.Б. Войекова / Сиб . гос . аэро-космич. ун-т им. М.Ф. Решетнева. // Красноярск., 2011. - 19 с .

3. Зернов В. А. Конкурентоспособность образования как условие развития конкурентоспособной экономики [Текст] // Alma Mater: Вестник высшей школы, 2010. - № 4. - С. 14-19.

4. Измалкова С.А. Развитие эффективных механизмов взаимодействия промышленности, науки и образования в инновационной среде [Текст] / С.А. Измалкова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2 Ч. I. - Тула: ТулГУ, 2012. - С. 164-170

5. Ланских А.Н. Направления развития российской системы высшего профессионального образования [Текст] // Изд-во М.; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2011. - С. 258.

6. Юданова А.Л. Комплексный анализ в управлении эффективностью высшего образования // Культура и общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ/ Моск.гос.ун-т культуры и искусств - Электрон. журн. - М.: МГУКИ, 2011. Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006

Авдеева Ирина Леонидовна, канд. экон. наук, доцент, i-avdeeva-i@yandex.ru, Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»

MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF AN EDUCATION

SYSTEM

I.L Avdeeva

Transition of the Russian economy to an innovative way of development causes need of formation of the innovative principles of development of the Russian higher education adequate to it that, in turn, assumes creating favorable conditions for introduction and management of innovations, and also strengthening of adaptation opportunities of higher education institutions to changes of the external economic environment in the conditions of globalization. In article need of strengthening of competitive advantages of a national education system by development of strategicheksky planning, formation of system of accumulation of means of a multichannel fiknansirovaniye, technological policy and technologies, and also administraktivny management of innovative development of higher education institutions is proved.

Keywords: higher educational institutions, educational environment, management of innovations, innovative development.

Avdeeva Irina Leonidovna, candidate of economical science, i-avdeeva-i@yandex.ru, Russia, Orel, VPO "State University-UNPK"

УДК 005:330.322]:625.8

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ

ПРОЕКТОВ

К.В. Аксенов

Рассмотрены преимущества управления инновационными инфраструктурными проектами с помощью инструментов инвестиционного обеспечения различных государственных структур

Ключевые слова: инновации, инвестиции, управление, государство, инфраструктура, проект, технологии, модернизация, фонд.

Управление инвестиционной деятельность на макро, мезо, и микроуровнях управления представляет собой совокупность практических действий органов государственного управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. От эффективности инвестиционных решений зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики субъекта федерации в целом. Особый интерес приобретает приобретает изучение и обобщение новейших достижений и зарубежного опыта управления инвестициями со стороны органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.