Научная статья на тему 'Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия'

Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1083
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATION STRATEGY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соменкова Наталья Сергеевна

Исследуются проблемы управления инновационным потенциалом промышленного предприятия. Рассматривается процедура формирования инновационной стратегии на предприятии. Предлагаются методические рекомендации по оценке инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POTENTIAL MANAGEMENT IN AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

The problems of innovation potential management in an industrial enterprise are investigated. The procedure of innovative strategy formation at the enterprise is considered. Some systematic recommendations to evaluate innovation potential are proposed.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 3 (1), с. 243-245

УДК 005.342

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2011 г. Н. С. Соменкова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

N-somenkova@yandex.ru

Птстуерла в редакцрю 01.10.2010

Исследуются проблемы управления инновационным потенциалом промышленного предприятия. Рассматривается процедура формирования инновационной стратегии на предприятии. Предлагаются методические рекомендации по оценке инновационного потенциала.

Ключевые слтва: инновационный потенциал, инновационная стратегия, устойчивое развитие, пред-

приятие.

В современных условиях формирование и развитие инновационного потенциала становится определяющим фактором устойчивого развития промышленного предприятия, который связан с использованием результатов научных исследований и разработок для создания принципиально новой продукции, создания и применения новых технологий ее производства с последующим внедрением и реализацией на рынке.

Существует большое количество различных подходов к определению термина «инновационный потенциал предприятия».

Так, по мнению Р.А. Фатхутдинова, инновационный потенциал предприятия представляет собой меру готовности выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть меру готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций [1].

П.Н. Завлин определяет инновационный потенциал как совокупность различных видов ресурсов, включая материально-

производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [2].

А. Николаев под инновационным потенциалом понимает систему факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса. За основу оценки состояния инновационного потенциала принимаются возможности, которыми располагает предприятие для собственной инновационной деятельности [3]. С учетом рассмотренных подходов нами предлагается уточненная трактовка, согласно которой под инновационным потенциалом предприятия следует понимать его способность достигать поставленных инновационных целей

при имеющихся в наличии интеллектуальных, материально-технических, кадровых и финансовых ресурсах, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой.

Инновационный потенциал любого промышленного предприятия зависит от специфики и масштабов его деятельности, а степень использования потенциала определяет инновационные возможности и восприимчивость предприятия к нововведениям.

Значительное влияние на развитие инновационного потенциала предприятия оказывают факторы рыночной среды, важнейшим из которых является государственная политика.

Слабым звеном в развитии инновационного потенциала является отсутствие эффективного организационно-экономического механизма управления. Проведенный анализ позволил выявить круг основных проблем управления инновационным потенциалом предприятия. Это:

- недостаток финансовых средств, обусловливающий поиск источников финансирования и рационального использования имеющихся за счет обоснованности выбора перспективных направлений инновационной деятельности;

- отсутствие методики комплексной оценки инновационного потенциала предприятия;

- необходимость систематического технологического переоснащения производства современным оборудованием;

- повышенная рискованность, обусловленная высокой неопределенностью результата;

- отсутствие необходимой информации о потребностях рынка в инновационной продукции, о современных научно-технических достижениях;

- неэффективная работа маркетинговой службы;

Стратегический анзлиз бшш ^аы

I

Определение иенйе анионных целей предприятия ОпеЯКЕИККСЕЭШОННОГО потенциала предприятия

I

Разработка инновационной стратегии предприятия

I

Разработка и реализация программы развития инновационного потенциала предприятия +

Опенка достижения ихлявпенных целей и результатов реализации программы развития инное анионного потешшала предприятия

Рис. Блок-схема управления инновационным потенциалом предприятия

- несовершенство мотивации персонала, учитывая повышенную значимость отдельных специалистов [4].

Для обеспечения ускоренного развития инновационного потенциала предприятия необходим эффективный механизм управления, обеспечивающий формирование и реализацию такого варианта развития, который обеспечит наилучшие в сложившейся ситуации конечные результаты [5].

Предложенный алгоритм управления инновационным потенциалом промышленного предприятия представлен на рисунке.

Исходным моментом при разработке инновационной стратегии может служить анализ состояния внешней среды. Он направлен на выявление возможностей и угроз в макро- и микроэкономическом окружении. После анализа состояния внешней среды высшее руководство предприятия определяет инновационные цели. Такими целями могут быть повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем создания принципиально нового продукта или сокращение издержек производства.

Важной частью процесса управления инновационным потенциалом промышленного предприятия является его оценка, которая проводится с целью анализа эффективности его использования, а также для принятия решения о выборе инновационной стратегии.

Величину инновационного потенциала предприятия можно определить по следующей формуле:

1Р = ЦаА , (1)

I=1

где 1Р - инновационный потенциал предприятия;

п - число составляющих инновационного потенциала предприятия;

А - 1-я составляющая инновационного потенциала предприятия;

а - весовой коэффициент 1-й составляющей инновационного потенциала, определяемый

п

экспертно (при этом ^ а1 = 1 ).

1=1

Инновационный потенциал предприятия включает в себя такие составляющие, как:

• научно-исследовательский потенциал (определяется численность персонала, занятого в НИР и ОКР, расходы на НИР и ОКР, рентабельность собственного капитала);

• технико-технологический потенциал (оценивается состояние оборудования, определяется уровень механизации и автоматизации производства);

• кадровый потенциал (определяется доля затрат на обучение и подготовку персонала, достаточность промышленно-производственного персонала для выполнения производственной программы);

• финансовый потенциал (оценивается обеспеченность собственными финансовыми средствами, возможность привлечения заемных средств, бюджетных средств);

• организационно-структурный потенциал (оценивается экспериментальная база, наличие опыта, проведения НИОКР, обеспеченность предприятия специализированными подразделениями).

Для успешной реализации инновационного потенциала необходимы все эти составляющие.

На основе комплексного анализа внешней среды и оценки уровня инновационного потенциала разрабатывается инновационная стратегия предприятия. Разработка инновационной стратегии должна осуществляться на высших иерархических уровнях управления. При разработке инновационной стратегии выделяются следующие критерии:

• эффективность используемой стратегии, необходимость ее корректировки;

• стратегическое соответствие возможностей внешней среды инновационному потенциалу предприятия;

• степень операционного совершенства.

На основе результатов оценки можно выделить предприятия с высоким, средним и низким уровнем инновационного потенциала.

При высоком уровне инновационного потенциала целесообразно применение наступательных стратегий, т.е. способствующих интенсивному развитию предприятия. При выборе данных стратегий предприятию необходимо вкладывать значительные средства на проведение НИОКР, направленных на завоевание передовых позиций в отрасли.

При среднем уровне потенциала промышленным предприятиям следует выбрать одну из оборонительных стратегий.

При низком уровне инновационного потенциала предприятие нацелено на решение оперативных проблем. В данном случае руководству предприятия необходимо срочно принять меры, направленные на повышение потенциала для получения возможности выбора инновационной стратегии в соответствии с целями развития предприятия.

В случае необходимости повышения уровня

инновационного потенциала разрабатывается программа развития инновационного потенциала предприятия.

Реализация программы развития инновационного потенциала представляется посредством решения следующих задач: осуществление мероприятий программы в установленные сроки; финансовое обеспечение и организационное сопровождение процесса реализации программы; контроль исполнения программы.

На последнем этапе оцениваются результаты от реализации программы развития инновационного потенциала.

Таким образом, создание эффективного механизма управления инновационным потенциалом на промышленных предприятиях позволит принимать обоснованные решения в сфере управления на стратегическом уровне, снизить риск инновационной деятельности в результате внедрения комплексной оценки инновационного потенциала, повысить эффективность использования имеющихся ресурсов предприятия.

Список литературы

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2008. 448 с.

2. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2000. 475 с.

3. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5. С. 75-79.

4. Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием: Монография. М.: Омега-Л, 2007. 411 с.

5. Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Оценка эффективности и моделирование интеграционных подходов к активизации инновационной деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 9. С. 8-19.

INNOVATION POTENTIAL MANAGEMENT IN AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

N.S. Somenkova

The problems of innovation potential management in an industrial enterprise are investigated. The procedure of innovative strategy formation at the enterprise is considered. Some systematic recommendations to evaluate innovation potential are proposed.

Keywords: innovation potential, innovation strategy, sustainable development, enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.