Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью в образовательной организации'

Управление инновационной деятельностью в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1713
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновационная деятельность / управление инновационной деятельностью / инновационная педагогическая деятельность / innovation / innovative activity / management of innovation activity / innovation activity of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколенко Яна Владимировна

Cтатья посвящена управлению инновационной деятельностью в общеобразовательном учреждении. Проанализированы нормативно-правовые документы, которые ставят своей целью модернизацию и инновационное развитие образовательных организаций. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается руководитель в процессе работы, на пути к инновациям в образовательных учреждениях. Приведены способы решения данных проблем путем создания атмосферы открытости, информированности всех субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of innovation activity in educational institution

This article is devoted to the management of innovation activity in educational institution. The author has analyzed legal normative documents, which are aimed at modernization and innovative development of educational organizations, has revealed main problems, which a principal deal with during his/her work developing innovations at the educational institutions, has provided the ways to solve these problems by developing the environment of openness and awareness of each member of educational process.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью в образовательной организации»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-119619 Я.В. Соколенко

Управление инновационной деятельностью в образовательной организации

Аннотация

Статья посвящена управлению инновационной деятельностью в общеобразовательном учреждении. Проанализированы нормативно-правовые документы, которые ставят своей целью модернизацию и инновационное развитие образовательных организаций. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается руководитель в процессе работы, на пути к инновациям в образовательных учреждениях. Приведены способы решения данных проблем путем создания атмосферы открытости, информированности всех субъектов образовательного процесса.

I

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, управление инновационной деятельностью, инновационная педагогическая деятельность.

Ya.V. Sokolenko

Management of innovation activity in educational institution

Abstract

This article is devoted to the management of innovation activity in educational institution. The author has analyzed legal normative documents, which are aimed at modernization and innovative development of educational organizations, has revealed main problems, which a principal deal with during his/her work developing innovations at the educational institutions, has provided the ways to solve these problems by developing the environment of openness and awareness of each member of educational process.

I Keywords: innovation, innovative activity, management of innovation activity, innovation activity of teachers.

В настоящее время российская система образования, находится на пике своего бурного развития инновационной деятельности. Одним из важных условий для прогрессивного внедрения инноваций в образовательный процесс - полное понимание руководителем (управленцем) всей их важности и перспективности для образовательной организации. Главная задача управления - создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в образовательном учреждении [1, с. 5].

А для того, чтобы создать эти условия в образовательном учреждении, руководителю необходимо шагать в ногу со временем и использовать в управлении всевозможные инновации.

Инновации несут в основном положительные результаты. Прежде всего, инновационные процессы способствуют повышению образованности учащихся, становлению их личности, укреплению физического здоровья, созданию благоприятного психологического климата для осуществления инновационной деятельности.

Термин «инновация» отличается широтой определений. Впервые это понятие появляется еще в научных исследованиях XIX века. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». В педагогическом словаре дается такое толкование понятию «инновация»: «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом» [4, с. 175].

Pedagogy

Также в современном словаре по педагогике термин «инновация-нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности» [9, с. 928].

В современное время инновационная педагогическая деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг. В связи с этим прогрессивный руководитель понимает всю важность инновационных процессов для развития конкурентоспособности образовательной организации.

Ведущим источником идей для инновационной деятельности руководителей являются нормативно-правовые документы: Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы и Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам» [6].

Также помимо этих нормативно-правовых документов существует приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н , в котором четко указано, что руководитель образовательного учреждения должен создавать условия для внедрения инноваций, обеспечивать формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования [7]/ Совсем недавно было утверждено распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2015 г. №373-р «План реализации в 2015-2016 годах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», в котором было указано одно из направлений общего образования «Формирование системы поддержки инновационного развития общеобразовательных организаций» [8].

В данный момент времени все большее количество руководителей вовлекаются в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, но сталкиваются на своем пути с множеством проблем. Одной из проблем является неподготовленность самих управленцев к введению новшеств. Ведь пред ними стоит огромнейший ряд всевозможных форм, методик, технологий. И как среди этого многообразия выбрать то, что действительно будет работать.

Определим понятие «готовность руководителей общеобразовательных учреждений к осуществлению инновационной деятельности». Как отмечает В.П. Ларина, оно должно быть адекватно структуре готовности руководителя общеобразовательного учреждения к осуществлению им инновационной деятельности (к управлению инновационной деятельностью) [2, с. 389-392].

Подготовка руководителей образовательных организаций к управлению инновационной деятельностью

является задачей учреждений дополнительного образования (повышения квалификации). Однако в настоящее время эта система направлена только на подготовку отдельных руководителей к управлению инновационной деятельностью. Это связано, прежде всего, с отсутствием в системе повышения квалификации соответствующих программ, способствующих подготовке всех руководителей образовательных учреждений.

Также руководитель сталкивается с проблемой подготовки коллектива к введению инноваций, так как ряд педагогов, привыкших работать по старинке, не хотят нововведений. Это явление можно назвать педагогическим консерватизмом. На фазе сопротивления возможно проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощущением неизбежности перемен. Руководителю необходимо наладить «обратную связь» с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение вплоть до категорического: «делайте или уходите» [10].

Еще одной стороной проблемы внедрения инноваций в образовательные организации является отсутствие должного финансирования. Регулярные денежные ресурсы должны идти на обновление и дополнение, а пока идут только на штопанье дыр.

Управление развитием новой системы может быть эффективным только тогда, когда применение современных образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения, становление соответствующих организационных структур и форм, разработка новых экономических механизмов его финансирования, развития организационных форм не могут решаться изолированно [5, с. 5].

Решение данных проблем видится в создании атмосферы открытости, информированности всех субъектов образовательного процесса, что должно привести к осознанию происходящих изменений извне, требующих существенных изменений внутри отдельно взятого образовательного учреждения [3].

Классик современного управления П. Друкер отмечает, что для периода потрясений, который мы сейчас переживаем, перемены - это норма. Перемены сопряжены с потерями и риском, требуют огромного труда, но, если организация не ставит себе целью смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром, она обречена на прозябание. В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливает тенденции изменений и мгновенно приспосабливается к ним, используя себе во благо открывающиеся возможностиПодводя итог выше сказанному, можно с уверенностью утверждать, что внедрение инноваций в образовательный процесс в настоящее время одна из важнейших обязанностей управленцев. Трудности, возникающие перед руководителем, в том или ином случае будут, но нужно с ними бороться и это обязательно будет вознаграждено престижностью и конкурентоспособностью образовательной организации.

Interactive science | 4 (14) • 2017

75

Педагогика

Литература

1. Борытко Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - С. 5.

2. Ефимова Н.Г. Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1870/

3. Инновации в образовании. Выступления участников УП-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Эйдос. - 10 сентября, 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm

4. Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Каджаспиро-ва, А.Ю. Каджаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 175

5. Назмутдинов В.Я. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности / В.Я. Наз-мутдинов, И.Ф. Яруллин. - Казань: ТРИ «Школа», 2013.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0 %да0/(^1%820/(С1%8В/1450

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцраз-вития России) от 26 августа 2010 г. №761н г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html

8. Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2015 г. №373-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// government.ru/media/files/AvblwTWvibE.pdf

9. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - С. 928.

10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования // Эйдос. - 10 сентября 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm

11. Цыганенко И.И. Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования // Управление инновационной деятельностью современного образовательного учреждения: Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arbir.ru/articles/a_2997.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.