Научная статья на тему 'Управление инфраструктурным обеспечением развития арктических территорий'

Управление инфраструктурным обеспечением развития арктических территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление социально-экономическими системами / Арктический регион / международные отношения / международные общественные организации / региональная экономика / управление инфраструктурой Арктической зоны / management of socio-economic systems / Arctic region / international relations / international public organizations / regional economy / management of infrastructure of Arctic Zone

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Татьяна Анатольевна Черняк

В статье рассмотрены различные уровни управления инфраструктурного обеспечения развития арктических территорий – от мирового до регионального уровней. Статья раскрывает актуальнейшие вопросы совместной эксплуатации арктических территорий в интересах стран Арктического совета. Арктический совет, как представительный орган на международном уровне хозяйственных отношений, выступает субъектом управления, декларирующим границы и приоритеты использования ресурсов, возможностей и непосредственных территорий арктических зон. В представленной статье отражены основные приоритеты развития арктических регионов на международном уровне. Определены приоритеты управления и отдельных функций управления в развитии деловых отношений в Арктической зоне. В работе систематизирован ряд научно-практических задач, решение которых необходимо для развития транспортных каналов, но так или иначе затрагивает вопросы сохранения морских экосистем арктических морей. Расставлены приоритеты в использовании морских ресурсов на основе систематизации международных предложений о совместном использовании арктических территорий. Для классификации субъектов управления в работе применен метод индукции. Произведена группировка субъектов управления на международном уровне. Определены международные приоритеты исследования сотрудничества на макроэкономическом уровне. Приведены ключевые результаты международного сотрудничества государств в Арктике. Выявлены возможные секторы совмещения отечественных и зарубежных интересов в развитии арктических территорий. Обоснованы сложности в реализации управления арктическими регионами на территории РФ. Определены ключевые различия Южной морской и Северной морской транспортных инфраструктур, служащих развитию отношений Восток–Запад. Выявлены приоритеты в использовании Северного морского пути. Раскрыты перспективы интеграции российской экономической активности в перспективные направления развития международного транспортного сообщения в арктических территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management and infrastructure for the implementation of promising international marine projects in the Arctic Zone of the Russian Federation

The article considers global and regional levels of management of infrastructure support for the development of Arctic territories. It reveals the most pressing issues of joint exploitation of the Arctic territories in the interests of the Arctic Council countries. The Arctic Council, as a representative body at the international level of economic relations, acts as a management entity declaring the boundaries and priorities of the use of resources, opportunities and immediate territories of the Arctic zones. The presented article reflects the main priorities of the development of the Arctic regions at the international level. The priorities of management and individual management functions in the development of business relations in the Arctic Zone are determined. The article systematizes a number of scientific and practical tasks, the solution of which is necessary for the development of transport channels, but somehow affects the conservation of marine ecosystems of the Arctic seas. Priorities have been set in the use of marine resources, based on the systematization of international proposals for the joint use of Arctic territories. The method of induction is used to classify the subjects of management in the study. Management entities at the international level have been grouped. The international priorities of cooperation research at the macroeconomic level have been determined. The key results of international cooperation of states in the Arctic are presented. Possible sectors of combining domestic and foreign interests in the development of Arctic territories are identified. The difficulties in the implementation of management of the Arctic regions on the territory of the Russian Federation are substantiated. The key differences between the Southern Sea and Northern Sea transport infrastructures serving the development of East–West relations are identified. Priorities in the use of the Northern Sea Route are identified. The prospects of integration of Russian economic activities into promising directions of international transport communication development in the Arctic territories are revealed.

Текст научной работы на тему «Управление инфраструктурным обеспечением развития арктических территорий»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 65. С. 47-60. Tomsk State University Journal of Economics. 2024. 65. рр. 47-60.

Научная статья УДК 338.2

doi: 10.17223/19988648/65/4

Управление инфраструктурным обеспечением развития арктических территорий

Татьяна Анатольевна Черняк1

1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова, Санкт-Петербург, Россия, 79119113039@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены различные уровни управления инфраструктурного обеспечения развития арктических территорий - от мирового до регионального уровней. Статья раскрывает актуальнейшие вопросы совместной эксплуатации арктических территорий в интересах стран Арктического совета. Арктический совет, как представительный орган на международном уровне хозяйственных отношений, выступает субъектом управления, декларирующим границы и приоритеты использования ресурсов, возможностей и непосредственных территорий арктических зон. В представленной статье отражены основные приоритеты развития арктических регионов на международном уровне. Определены приоритеты управления и отдельных функций управления в развитии деловых отношений в Арктической зоне. В работе систематизирован ряд научно-практических задач, решение которых необходимо для развития транспортных каналов, но так или иначе затрагивает вопросы сохранения морских экосистем арктических морей. Расставлены приоритеты в использовании морских ресурсов на основе систематизации международных предложений о совместном использовании арктических территорий. Для классификации субъектов управления в работе применен метод индукции. Произведена группировка субъектов управления на международном уровне. Определены международные приоритеты исследования сотрудничества на макроэкономическом уровне. Приведены ключевые результаты международного сотрудничества государств в Арктике. Выявлены возможные секторы совмещения отечественных и зарубежных интересов в развитии арктических территорий. Обоснованы сложности в реализации управления арктическими регионами на территории РФ. Определены ключевые различия Южной морской и Северной морской транспортных инфраструктур, служащих развитию отношений Восток-Запад. Выявлены приоритеты в использовании Северного морского пути. Раскрыты перспективы интеграции российской экономической активности в перспективные направления развития международного транспортного сообщения в арктических территориях.

Ключевые слова: управление социально-экономическими системами, Арктический регион, международные отношения, международные общественные организации, региональная экономика, управление инфраструктурой Арктической зоны

Для цитирования: Черняк Т.А. Управление инфраструктурным обеспечением развития арктических территорий // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 65. С. 47-60. doi: 10.17223/19988648/65/4

© Черняк Т.А., 2024

Original article

Management and infrastructure for the implementation of promising international marine projects in the Arctic Zone of the Russian Federation

Tatyana A. Chernyak1

1 Saint Petersburg State University of Civil Aviation, Saint Petersburg, Russian Federation,

79119113039@yandex. ru

Abstract. The article considers global and regional levels of management of infrastructure support for the development of Arctic territories. It reveals the most pressing issues of joint exploitation of the Arctic territories in the interests of the Arctic Council countries. The Arctic Council, as a representative body at the international level of economic relations, acts as a management entity declaring the boundaries and priorities of the use of resources, opportunities and immediate territories of the Arctic zones. The presented article reflects the main priorities of the development of the Arctic regions at the international level. The priorities of management and individual management functions in the development of business relations in the Arctic Zone are determined. The article systematizes a number of scientific and practical tasks, the solution of which is necessary for the development of transport channels, but somehow affects the conservation of marine ecosystems of the Arctic seas. Priorities have been set in the use of marine resources, based on the systematization of international proposals for the joint use of Arctic territories. The method of induction is used to classify the subjects of management in the study. Management entities at the international level have been grouped. The international priorities of cooperation research at the macroeconomic level have been determined. The key results of international cooperation of states in the Arctic are presented. Possible sectors of combining domestic and foreign interests in the development of Arctic territories are identified. The difficulties in the implementation of management of the Arctic regions on the territory of the Russian Federation are substantiated. The key differences between the Southern Sea and Northern Sea transport infrastructures serving the development of East-West relations are identified. Priorities in the use of the Northern Sea Route are identified. The prospects of integration of Russian economic activities into promising directions of international transport communication development in the Arctic territories are revealed.

Keywords: management of socio-economic systems, Arctic region, international relations, international public organizations, regional economy, management of infrastructure of Arctic Zone

For citation: Chernyak, T.A. (2024) Management and infrastructure for the implementation of promising international marine projects in the Arctic Zone of the Russian Federation. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 65. pp. 47-60. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/65/4

Арктика как самостоятельный регион, на территории которого действует добывающая, перерабатывающая промышленности, развивается высокими темпами. Отечественный сектор получил дополнительный импульс развития Арктической зоны после разведывания и начала добычи углеводородов на шельфе в 2017-2018 гг. Крупные отечественные проекты консолидируют деятельность множества субъектов отечественного и западного бизнеса в реализации нефтегазовых проектов.

Реализация арктических проектов подразумевает использование морских ресурсов и ресурсов прибрежных территорий, которые требуют рационального подхода к их добыче, переработке, транспортировке и дальнейшей эксплуатации.

Основной целью исследования выступает выделение состава управляющих субъектов, которые определяют приоритеты в реализации процессов становления и развития инфраструктуры Арктической зоны РФ.

Для этого в работе последовательно поставлен ряд взаимосвязанных задач:

1. Определить место и роль руководства со стороны России изменениями в Арктической зоне на международном уровне.

2. Выявить ключевые субъекты управления в системе инфраструктурного обеспечения арктических зон.

3. Раскрыть ключевые противоречия между субъектами управления одного уровня иерархии и предложить пути, позволяющие обеспечить принятие рациональных решений.

Исследованию проблем использования морских ресурсов посвятили свои работы такие ученые, как Т.К. Власова, С.Г. Волков [2], И.В. Гладышева [3], М.В. Колодезникова [8], А.Ю. Солуянова [13]. Эти авторы нацеливают внимание исследователей на проблемы разрешения задач использования морских ресурсов при реализации нефтегазовых проектов, беря за основу принципы соблюдения замкнутости оборота морских ресурсов арктических территорий.

Ключевым вопросом является продолжительный срок возобновления ресурсов, который в действительности может быть в два раза медленнее, чем в экваториальных зонах.

Другим немаловажным направлением современных исследований является проблема организации транспортировки грузов по Северному морскому пути и соответственно разрешение экологических проблем, связанных с нарушением ледового покрова и загрязнением морских вод в ходе эксплуатации современных судов.

Эти проблемы остро поставлены в работах Ван Ци [1], А.Н. Кадочникова [4], О.Г. Карпович [6], Н.М. Куприковой [9], И.В. Никулкиной [10], Э.А. Поповой, Ю.С. Сизовой [12], содержание данных исследований раскрывает способы оптимизации хозяйственной деятельности в условиях сокращения нагрузки на арктическую экосистему.

Вместе с тем современные исследователи [5, 11, 13, 14, 16] отмечают интенсивность международной научно-исследовательской и хозяйственной активности, а также торговли, которые нуждаются в системном регулирова-

нии. Остро встают проблемы по ресурсному обеспечению текущих исследовательских работ, происходит эскалация проблем при сервисном обслуживании добывающего оборудования. Не за горой закономерные процессы модернизации технологических решений по телекоммуникационному и энергетическому обеспечению всех видов работ на арктических территориях. Пространства Арктической зоны затрагивают территориальные границы множества государств, которые сообща решают глобальные экологические, экономические и политические проблемы.

Основными методами исследования проблем развития арктических экосистем являются методы систематизации и обобщения данных о развитии промышленного освоения арктических территорий, а также нормы и требования к использованию морских ресурсов. Обязательным к применению являются методы обобщения юридических и политических концепций сотрудничества в области сохранения аквасреды арктических зон.

Обязательным к решению является согласование международных интересов хозяйствующих субъектов в арктическом регионе по рациональному использованию морских ресурсов.

На международном уровне вот уже третье десятилетие реализуется международное сотрудничество в рамках координационного совета - Арктический совет (таблица). Внутри Совета еще очень много разногласий, но все его члены понимают всеобщую ответственность за сохранение и развитие аквакультуры в арктических водах, необходимость согласования совместного использования логистических путей, формирующих кратчайшие маршруты коммуникаций между континентами и странами.

Актуальность разрешения глобальных экологических проблем, которые отражаются на развитии флоры и фауны Северного Ледовитого океана, подчеркивается год от года на заседаниях Арктического совета. Каждая председательствующая страна ставит свои приоритеты в направлении рационального использования морских ресурсов.

В 2022 г. Россия должна была председательствовать в международном Арктическом совете во второй раз. Круг вопросов и проблем, которые были заявлены к разрешению от нашей страны, сняты с повестки в связи с напряженностью международных отношений. Тем не менее интересы России в Арктике остаются прежние - это рациональная добыча сырьевых ресурсов и энергоносителей, а также организация беспрепятственного сообщения между восточными и западными границами континента Евразия. Совмещение экономических интересов множества экономических субъектов на пути решения задач развития транспортных коммуникаций в Арктике позволит извлечь синергетический эффект в развитии экономической активности европейских стран и стран Тихоокеанской группы. Безусловно, Россия является бенефициаром при использовании маршрутов Северного морского пути (СМП), но вместе с тем Россия берет на себя затраты по обеспечению инфраструктуры в соответствии и с соблюдением целей и задач уже сформированных рабочих и целевых групп Арктического совета (рис. 1). Договоренности и программы развития:

Международное сотрудничество в рамках координационного совета

Члены совета (председательство) Канада (2013-2015) Дания (2009-2011) Финляндия (2000-2002, 2017-2019) Исландия (2002-2004, 2019-2021) Норвегия (2006-2009) Россия (2004-2006, 2022-2024) Швеция (2011-2013) США (1998-2000, 2015-2017)

Постоянные участники (коренные народы) Международная ассоциация алеутов Арктический совет атабасков Международный совет гвичинов Циркумполярный совет ину-итов Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Союз саамов

Наблюдатели Организации и представители государств по выделенным проблемным вопросам

Рабочие группы

Направления работы Арктического совета

Целевые группы

По защите арктической морской среды (РАМЕ)

По устранению загрязнения в Арктике (АСАР) По реализации Программы арктического мониторинга и оценки (АМАР)

По сохранению арктической флоры и фауны (CAFF)' По предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕРРЯ)

По устойчивому развитию (ЗБШО), занимается улучшением условий жизни арктических общин в целом

Целевая группа по вопросам арктического морского сотрудничества (ТРАМС)

Целевая группа по вопросам улучшения качества связи в Арктике (РР1СА)

Экспертная группа

Содействует реализации Рамочного документа для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана (ЕОВСМ)

Мандат Арктического совета, согласно Оттавской декларации, однозначно исключает вопросы военной безопасности

Рис. 1. Сфера интересов рабочих и целевых групп Арктического совета

1) были реализованы программы сотрудничества в развитии телекоммуникаций в Арктической зоне;

2) разработаны рекомендации по снижению выбросов черного углерода и метана для замедления изменения климата Арктики;

3) выявлен ряд потребностей и возможностей для усиления и укрепления нормативно-информационной роли Совета в Арктическом морском управлении;

4) достигнуто соглашение о сотрудничестве по обеспечению готовности к загрязнению морской нефтью и реагированию на него в Арктике;

5) организованы конференции по проблемам малых народов Севера и повышению качества жизни на территориях.

Выявленная системность организационных решений и актуальных предложений к развитию отношений в Арктической зоне с 2022 г. во многом опирается на потребности имущественного комплекса Северного морского пути.

Следует отметить, что проведенные заседания Арктического совета уже сейчас позволили достигнуть целого ряда решений, имеющих высокое международное значение.

К наиболее весомым достижениям международного сотрудничества следует отнести следующие:

1. Определены приоритеты в техническом обеспечении информационной инфраструктуры движения морских судов и приоритеты в обеспечении безопасности их движения.

2. Разделена ответственность за утилизацию отходов, сопряженных с движением судов в Арктике, и использование прибрежных территорий.

3. Выявлены приоритеты транспортного сообщения в международных отношениях с использованием СМП.

Однако в силу политических разногласий последние два года Арктический совет не проводит заседания и не сверяет требования и их исполнение на местах. Российская делегация в Арктическом совете представила всю информацию Президенту РФ.

Таким образом, управление социально-экономическими процессами в Арктической зоне Российской Федерации по всем направлениям находится под контролем администрации Президента РФ, а частные региональные вопросы переданы к решению в администрации федеральных округов, принадлежащих побережью северных морей. В частности, в их обязанности входит обеспечение необходимых и достаточных условий по развитию инфраструктуры движения отечественных судов.

Между тем согласно плану развития Северного морского пути эксплуатация морских ресурсов международными агентами Северного морского пути будет происходить по всей протяженности береговой линии и государственных вод России.

Обобщая сказанное выше, следует отметить, что содержание массива инфраструктурного сопровождения транспортов вдоль Северного морского пути сосредоточено в руках одного государства - России.

Современное состояние инфраструктуры подлежит модернизации и должно соответствовать международным нормам к 2035 г., в то же время в эксплуатацию должны быть введены объекты инфраструктуры, обеспечивающие безопасность международного морского сообщения.

Поступательное освоение морских территорий, охват их информационными сетями вызваны активностью по разработке новых месторождений природных ресурсов, а также необходимостью транспортного обеспечения всех монтажных процессов.

Развитие промышленности в Арктической зоне является катализатором роста активности использования Северного морского пути отечественными морскими операторами.

По словам Дмитрия Кобылкина из Госдумы, «...одно лишь рабочее место в арктической зоне создает до 14 новых мест по всей стране. Каждый же государственный рубль, вложенный в этот регион, может привлечь до 15 рублей инвестиций из внебюджетных источников». В рамках проекта «Реализация минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики» Россия планирует привлечь до 2030 г. почти 11 трлн руб. частных инвестиций и увеличить объем грузоперевозок по Северному морскому пути с 2034 г. до 157 млн т.

Для РФ СМП в первую очередь - транспортный канал, способный расширить доступность работы с минеральными ресурсами. Повышение потенциала в добывающей и перерабатывающей промышленности косвенным образом привлекает внимание иностранного капитала к СМП. Базовой потребностью для иностранного капитала является сокращение времени следования грузов Северным морским путем.

«Северный Морской Путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово море). Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5 600 км. СМП не представляет собой единого маршрута, это целая система арктических морей и соединяющих их проливов» [3].

Географические условия определяют требования и устанавливают ограничения на использование различных типов судов. «В зависимости от ледовой обстановки, суда могут проходить либо вплотную к континентальному побережью России, либо севернее его. Особенность маршрута, проходящего вдоль побережья, заключается в том, что в этих акваториях меньше льда, однако они довольно мелководны (менее 100 м глубины), а проливы, их соединяющие, в силу своих особенностей накладывают ограничения на осадку и тоннаж проходящих судов. Так, пролив Карские Ворота имеет глубину только 21 м, а пролив Санникова - всего 13 м. Соответственно, прохождение по этому маршруту возможно только для судов вместимостью не более 4 500 ТЕШ4, что значительно меньше вместимости большинства судов, проходящих через Суэцкий канал» [4].

Судоходство и техническое обеспечение эксплуатации морской транспортной инфраструктуры по Северному морскому пути переданы в ведение

госкорпорации «РосАтом». Это третий участник процесса принятия управленческих решений в русле развития инфраструктурного обеспечения Арктической зоны РФ. Наряду с федеральным руководством и администрациями федеральных округов разрабатываются решения по:

1) обеспечению экологической безопасности акваторий северных морей;

2) рационализации механизма управления движением Северным морским путем;

3) обеспечению доступности социально значимых и экономически необходимых благ малым народам Арктической зоны РФ.

Если первая и последняя задачи уже имеют концептуальные решения, сформированные в результате многолетней работы Арктического совета, то рационализация управления движением грузов и пассажиров Северным морским путем остается внутренней стратегически важной задачей.

Современные многотонные суда типа МАЕРСК, контейнеровозы, которые формируют основную массу судов межконтинентального обмена товарами, способны двигаться по СМП лишь высокими широтами, обходя мели моря Лаптевых. Это условие делает путь еще короче за счет сближения меридианов, но ледовая обстановка в высоких широтах резко ухудшается с октября по март.

Для преодоления этих проблем в строительство новых ледоколов вложены многомиллиардные отечественные инвестиции. К 2034 г. предполагается получить 4 ледокола нового ледового класса, способных сопровождать крупные суда высокими широтами СМП.

«Северный Морской Путь является небезальтернативным решением России на рынке организации доставки грузов с одной части континента Евразия на другой. Однако именно маршрут Северного Морского Пути остается самым коротким. Его развитие затрудняется как необходимостью инвестирования в дорогие компоненты инфраструктуры, так и отсутствием на пути следования судов значимых для международного сообщения портов для транзитных грузов» [3].

Многозадачность морских сообщений затрагивает интересы множества стран, эксперты [7, 17-20] отмечают, что «...грузы из восточных стран по пути следования в Роттердам отчасти удовлетворяют спрос стран Персидского залива, где обращается большое количество денежных средств». Двигаясь северным путем, грузы из Японии или Китая не смогут посетить морские порты этих государств. Несмотря на более короткие сроки движения из Японии в Роттердам, возникнут потери, связанные с промежуточным товарооборотом. Эта задача не имеет рационального решения при использовании Северного морского пути. Отечественные эксперты и политики предполагают, что в международном сотрудничестве речь пойдет о дефрагмен-тации движения грузов, - с использованием северного маршрута и неполного южного до стран Персидского залива.

Управление эксплуатацией Северным морским путем останется за Россией; важно, чтобы наши операторы смогли сформировать конкурентоспо-

собное предложение по транспортировке грузов по СМП. Сроки, безусловно, являются приоритетом в любой форме движения, однако именно сохранность грузов, соблюдение требований хранения и переработки и многие другие вопросы еще предстоит решать в ходе международных переговоров, по множеству направлений использования инфраструктуры Северного морского пути.

Северный морской путь с точки зрения проблем управления - это комплекс целей и соответствующих задач, взаимосвязанных с сетевой формой хозяйствования. Любая точка по СМП, каждый километр движения судов и возможности их контакта с континентом являются массивом вопросов, которые должны решаться оперативно. Немалую роль в этом вопросе играет авиационная инфраструктура Северного морского пути, обеспечивающая как работу конкретных производств, так и выполняющая информационно-спасательную службу на всем протяжении маршрута.

Использование высоких широт для следования СМП делает доступным связь с континентом только с применением малой авиации, содержание которой является самостоятельной задачей по развитию инфраструктуры СМП.

Цели и задачи стратегического развития и достижение стратегических результатов по освоению ресурсов в Арктике, а также обеспечению физической и экономической безопасности в этом регионе находятся под управлением целой группы субъектов управления: администрации Президента Российской Федерации, администрации федеральных округов, принадлежащих побережью северных морей, и госкорпорации «РосАтом».

Крупной не до конца решенной задачей развития инфраструктуры Арктической зоны РФ является обеспечение постоянного сообщения СМП. Реализация этого проекта не может быть последовательно завершена без подключения еще одного субъекта управления - Федерального агентства «Ро-савиация». Именно оно должно утвердить план сетевого обеспечения северного побережья аэродромами и аэропортами, позволяющими гарантировать исполнение процедур перевозки и спасание грузов и пассажиров в северных морях по маршрутам СМП.

Согласованность организационных решений по четырем субъектам управления должна позволить разрешить большой массив проблем по освоению и использованию арктического пространства, позволить оптимизировать транспортные морские пути сообщения между странами Тихоокеанского и Атлантического бассейнов.

Таким образом, отечественная составляющая в системе управления арктическими территориями на сегодняшний день имеет несколько составляющих одного уровня, но не представляется системно выстроенной структурой. В дальнейшем еще предстоит сложный процесс выявления и согласования частных, региональных и федеральных интересов в развитии регионов, которые должны быть реализованы за счет сочетания компетенций всех четырех участников системы управления инфраструктурным обеспечением развития Арктической зоны РФ.

Список источников

1. Ван Ци. Анализ стратегического сотрудничества в Арктике между Китаем и Россией: история освоения Арктики // Россия в глобальном мире. 2016. № 9 (32). С. 119-130.

2. Власова Т.К., Волков С.Г. Мониторинг устойчивости Арктики в рамках международного сотрудничества по наблюдениям в Арктике и изучении устойчивости // Арктические ведомости. 2017. № 1 (20). С. 124-131.

3. Гладышева И.В. Инновационное развитие территорий Арктической зоны: проблемы анализа и оценки // The North and the Arctic in the new Global development Paradigm. Luzin Readings - 2016. Апатиты, 14-16 апреля 2016 года. Апатиты : Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, 2016. P. 397-406.

4. Кадочников А.Н., Моргуненко-Крамар Я.Д. Международный правовой статус Арктики: к вопросу о защите права Российской Федерации на Арктику // Проблемы защиты прав: история и современность : XV Международная научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 29 октября 2020 г. СПб. : Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2021. С. 268-272.

5. Карпова Е.И. Арктический совет и другие арктические организации // Молодой ученый 2021. № 36 (378). С. 134-136.

6. Карпович О.Г., Шлафман А.И. Место и роль Северного морского пути в становлении и развитии международных экономических связей в контексте расширения экономического потенциала регионов // RUSSIAN JOURNAL OF MANAGEMENT. 2020. № 1. С. 21-25.

7. Кефели И. Ф. Арктика в проекте «Большая Евразия» (Российская Арктика в геополитической стратегии ЕАЭС и ОДКБ) // Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации : сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Северодвинск, 14-16 сентября 2017 года / сост. Е.Н. Богданова, И.Д. Нефедова. Северодвинск : Консультационное информационно-рекламное агентство, 2017. С. 3-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Колодезникова М.В. Проблемы Арктики: Что ждет Арктику? // Вестник науки. 2020. № 6 (27). С. 63-65.

9. Куприков Н.М. Повышение конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, применяемой в Арктическом регионе: арктические стандарты. Орел : Картуш, 2020. 151 с.

10. Никулкина И.В., Филимонова Л.М., Золотов Е.Ю. Драйверы резильентности арктических поселений: на примере Арктической зоны Республики Саха (Якутия) // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13, № 1. С. 61-74.

11. Новенчук А.Д., ЩебароваН.Н. Роль Арктического коридора в освоении Арктической зоны Российской Федерации // Экономика. Менеджмент. Арктика : материалы II студенческой научно-практической конференции. Мурманск, 16-24 декабря 2021 года. Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2022. С. 52-55.

12. Попова Э.А., Сизова Ю.С. Пути реализации государственных программ развития Северного морского пути за счет привлечения частных инвестиций // Вопросы региональной экономики. 2020. № 2(43). С. 129-136.

13. СолуяноваА.Ю. Проблемы развития Северного морского пути и пути их устранения // Материалы 3 международной конференции 2016: Теории и концепции развития территорий и их практическое применение. Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016. С. 62-65.

14. Томова А.Б., Оздоева А.Х. Стратегии устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации и оценка экономической эффективности арктических проектов: нефтегазовый аспект // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. № 1(205). С. 14-19. doi: 10.33285/1999-6942-2022-1(205)-14-19

15. Тренды и векторы устойчивого развития в Арктике: Арктический совет и регионы Российской Арктики : в 2 ч. / О.А. Сапожникова, А.С. Полыгалова, Е.Н. Забродина

[и др.]. Т. 1. М. : Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2022. 339 с.

16. Чаленко А.Г. Россия в системе арктических координат европейских стран- наблюдателей Арктического совета: вызовы и ответы сотрудничеству // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2021. Т. 2, № 131. С. 440-443.

17. Арктический совет ведущий межправительственный форум. URL: https://arctic-council.org/ru/

18. Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век». URL: http://xn—ctbsbazhbctieai.ru (дата обращения: 12.02.2023).

19. Информационно-аналитическое агентство «Деловые новости». URL: https://delonovosti.ru/ analitika/3921-severnyy-morskoy-put-i-sueckiy-kanal.html (дата обращения: 12.02.2023).

20. Информационно-аналитическое агентство «ПортНьюс». URL: http://portnews.ru/ news/290153/ (дата обращения: 12.02.2023).

21. Информационное агентство Zero Hedge. URL: https://www.zerohedge.com/news/ real-indicator-global-economy-africa (дата обращения: 12.02.2023).

22. Информационное агентство «life». URL: https://life.ru/p/966689 (дата обращения: 12.02.2023).

23. Деловой журнал «Инвест форсайт». URL: https://www.if24.ru/ledokoly-dlya-sevmorputi/ (дата обращения: 12.02.2023).

24. Информационное агентство «Газета.Ру». URL: https://www.gazeta.ru/ business/2018/09/10/11957443.shtml (дата обращения: 12.02.2023).

25. Информационная служба «Яндекс». URL: https://zen.yandex.ru/media/tgd/ naskolko-serezna-novaia-alternativa-sueckomu-kanalu-5bdb62efe4c44c00aa021752 (дата обращения: 12.02.2023).

References

1. Wang Qi. (2016) Analiz strategicheskogo sotrudnichestva v Arktike mezhdu Kitaem i Rossiey: istoriya osvoeniya Arktiki [Analysis of strategic cooperation in the Arctic between China and Russia: history of Arctic developmen]. Rossiya v global 'nom mire. 9 (32). pp. 119130.

2. Vlasova, T.K. & Volkov, S.G. (2017) Monitoring ustoychivosti Arktiki v ramkakh mezhdunarodnogo sotrudnichestva po nablyudeniyam v Arktike i izuchenii ustoychivosti [Monitoring the sustainability of the Arctic within the framework of international cooperation on observations in the Arctic and the study of sustainability]. Arkticheskie vedomosti. 1 (20). pp. 124-131.

3. Gladysheva, I.V. (2016) [Innovative development of the territories of the Arctic zone: problems of analysis and assessment]. The North and the Arctic in the new Global development Paradigm. Luzin Readings - 2016. Apatity, 14-16 April 2016. Apatity: Institute of Economic Problems, Kola Scientific Center, RAS. pp. 397-406. (In Russian).

4. Kadochnikov, A.N. & Morgunenko-Kramar, Ya.D. (2021) [International legal status of the Arctic: on protecting the right of the Russian Federation to the Arctic]. Problemy zashchity prav: istoriya i sovremennost' [Problems of protection of rights: history and modernity]. Proceedings of the XV International Conference, St. Petersburg. 29 October 2020. St. Petersburg: Pushkin Leningrad State University. pp. 268-272. (In Russian).

5. Karpova, E.I. (2021) Arctic Council and other Arctic organizations. Molodoy uchenyy. 36 (378). pp. 134-136. (In Russian).

6. Karpovich, O.G. & Shlafman, A.I. (2020) The Place and Role of the Northern Sea Route in the Formation and Development of International Economic Relations and Expansion of the Economic Potential of the Regions. Russian Journal of Management. 1. pp. 21-25. (In Russian).

7. Kefeli, I.F. (2017) [The Arctic in the project "Greater Eurasia" (Russian Arctic in the geopolitical strategy of the EAEU and CSTO)]. Upravlenie innovatsionnym razvitiem Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [Management of innovative development of the Arctic Zone of the Russian Federation]. Conference Proceedings. Severodvinsk. 14-16 September 2017. Severodvinsk: Konsul'tatsionnoe informatsionno-reklamnoe agentstvo. pp. 3-6. (In Russian).

8. Kolodeznikova, M.V. (2020) Problemy Arktiki: Chto zhdet Arktiku? [Arctic problems: What awaits the Arctic?]. Vestniknauki. 6 (27). pp. 63-65.

9. Kuprikov, N.M. (2020) Povyshenie konkurentosposobnosti vysokotekhnologichnoy produktsii, primenyaemoy v Arkticheskom regione: arkticheskie standarty [Increasing the competitiveness of high-tech products used in the Arctic region: Arctic standards]. Oryol: Kartush.

10. Nikulkina, I.V., Filimonova, L.M. & Zolotov, E.Yu. (2023) Drivers of Arctic settlements' resilience: on the example of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia). Ekonomika, predprinimatel'stvo ipravo. 13 (1). pp. 61-74. (In Russian).

11. Novenchuk, A.D. & Shchebarova, N.N. (2022) [The role of the Arctic corridor in the development of the Arctic Zone of the Russian Federation]. Ekonomika. Menedzhment. Arktika [Economics. Proceedings of the II Student Conference. Murmansk. 16-24 December 2021. Murmansk: Murmansk Arctic State University. pp. 52-55. (In Russian).

12. Popova, E.A. & Sizova, Yu.S. (2020) Puti realizatsii gosudarstvennykh programm razvitiya severnogo morskogo puti za schet privlecheniya chastnykh investitsiy [Ways to implement state programs for the development of the Northern Sea Route by attracting private investment]. Voprosy regional'noy ekonomiki. 2(43). pp. 129-136.

13. Soluyanova, A.Yu. (2016) [Problems of development of the Northern Sea Route and ways to eliminate them]. Teorii i kontseptsii razvitiya territoriy i ikhprakticheskoeprimenenie [Theories and concepts of territorial development and their practical application]. Conference Proceedings. Arkhangelsk: Northern (Arctic) Federal University. pp. 62-65. (In Russian).

14. Tomova, A.B. & Ozdoeva, A.Kh. (2022) Strategies for Sustainable Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Assessment of Economic Efficiency of Arctic Projects: Oil and Gas Aspect. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom. 1 (205). pp. 14-19. (In Russian). doi: 10.33285/1999-6942-2022-1(205)-14-19

15. Sapozhnikova, O.A. et al. (2022) Trendy i vektory ustoychivogo razvitiya v Arktike: Arkticheskiy sovet i regiony Rossiyskoy Arktiki: v 2 ch. [Trends and vectors of sustainable development in the Arctic: Arctic Council and regions of the Russian Arctic: in 2 parts]. Vol. 1. Moscow: MGIMO University.

16. Chalenko, A.G. (2021) Rossiya v sisteme arkticheskikh koordinat evropeyskikh stran-nablyudateley Arkticheskogo soveta: vyzovy i otvety sotrudnichestvu [Russia in the system of Arctic coordinates of European observer countries of the Arctic Council: challenges and responses to cooperation]. Vestnik studencheskogo nauchnogo obshchestva GOU VPO "Donetskiy natsional'nyy universitet". 2 (13-1). pp. 440-443.

17. Arkticheskiy sovet, vedushchiy mezhpravitel'stvennyy forum [The Arctic Council, a leading intergovernmental forum]. [Online] Available from: https://arctic-council.org/ru/

18. Informatsionnoe agentstvo Russkogo Obshchestvennogo Dvizheniya "Vozrozhdenie. Zolotoy Vek" [Information agency of the Russian Social Movement "Renaissance. Golden Age"]. [Online] Available from: http://xn—ctbsbazhbctieai.ru (Accessed: 12.02.2023).

19. Delovye novosti. (2023) The Northern Sea Route and the Suez Canal. [Online] Available from: https://delonovosti.ru/ analitika/3921-severnyy-morskoy-put-i-sueckiy-kanal.html (Accessed: 12.02.2023).

20. PortNews. (2020) The number of ship passages through the Suez Canal in 2019 increased by 3.9% to 18.88 thousand units. [Online] Available from: http://portnews.ru/news/290153/ (Accessed: 12.02.2023). (In Russian).

21. Durden, T. (2012) Is the Real Indicator of the Global Economy in Africa? [Online] Available from: https://www.zerohedge.com/news/ real-indicator-global-economy-africa (Accessed: 12.02.2023).

22. Life. (2017) The icebreaker Captain Dranitsyn and two dry cargo ships will remain for the winter in Chukotka [Online] Available from: https://life.ru/p/966689 (Accessed: 12.02.2023). (In Russian).

23. Invest forsayt. (2018) Icebreakers for the Northern Sea Route: forecasts against the backdrop of conflicts [Online] Available from: https://www.if24.ru/ledokoly-dlya-sevmorputi/ (Accessed: 12.02.2023). (In Russian).

24. Krakova, S. (2018) An environmental disaster plays into Russia's hands: the Northern Sea Route will push aside the Suez Canal. [Online] Available from: https://www.gazeta.ru/ business/2018/09/10/11957443.shtml (Accessed: 12.02.2023). (In Russian).

25. Sudostroy. (2018) How serious is the new alternative to the Suez Canal? [Online] Available from: https://zen.yandex.ru/media/tgd/ naskolko-serezna-novaia-alternativa-sueckomu-kanalu-5bdb62efe4c44c00aa021752 (Accessed: 12.02.2023). (In Russian).

Информация об авторе:

Черняк Т.А. - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики факультета транспортных систем и безопасности, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: 79119113039@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

T.A. Chernyak, Cand. Sci. (Economics), docent, head of the Department of Higher Mathematics, Faculty of Transport Systems and Security, Saint Petersburg State University of Civil Aviation (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: 79119113039@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.11.2023; одобрена после рецензирования 19.01.2024; принята к публикации 29.02.2024.

The article was submitted 13.11.2023; approved after reviewing 19.01.2024; accepted for publication 20.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.