Научная статья на тему 'Управление гарантией качества профессионального образования в вузах и ссузах в трансграничном регионе'

Управление гарантией качества профессионального образования в вузах и ссузах в трансграничном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ГАРАНТИЕЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРИЗНАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ / QUALITY ASSURANCE OF EDUCATION / QUALITY ASSURANCE MANAGEMENT OF EDUCATION / QUALITY ASSURANCE / PROFESSIONAL STANDARDS / ACADEMIC AND PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / RECOGNITION OF EDUCATION AND QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугарова Дулма Цырендашиевна, Маланов Иннокентий Александрович, Васильев Аркадий Александрович

В статье раскрывается роль профессиональных стандартов как документов нового типа в становлении Национальной системы квалификаций, комплексной оценки востребованности выпускников образовательных организаций определенной квалификации. Актуализируются вопросы понимания и применение понятий: квалификация, его объем, содержание, уровень квалификации, а также применения их в сфере труда и в профессиональном образовании. Показана взаимосвязь внедрения профессиональных стандартов и обеспечения ими гарантий качества подготовки выпускников высшего и среднего профессионального образования как квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций всех отраслей экономики и форм собственности. Акцент сделан на актуальности управления гарантией качества профессионального образования в вузах и ссузах, в вопросах признания академических и профессиональных квалификаций. Обсуждаемые научно-образовательные вопросы рассмотрены на основе анализа законодательных и нормативно-правовых документов модернизации отечественной системы профессионального образования в синхронизации их с требованиями международных стандартов и принципов гарантий качества профессионального образования. На примере опыта управления гарантией качества высшего и среднего профессионального образования в трансграничных регионах Забайкальского края и республики Бурятия раскрываются механизмы повышения качества подготовки выпускников высшего и среднего профессионального образования в новых институциональных условиях требований отечественных и международных стандартов гарантий качества профессионального образования по независимой оценке качества подготовки обучающихся, качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION QUALITY IN THE UNIVERSITIES AND THE SECONDARY SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE TRANSBOUNDARY REGION

The article reveals the role of professional standards as documents of a new type in the development of the National Qualifications System, a comprehensive assessment of the demand for graduates of educational organizations of certain qualifications. The issues of understanding and applying the concepts are actualized: qualification, its scope, content, qualification level, as well as their application in the sphere of labor and in vocational education. The interrelation of the introduction of professional standards and the provision of quality guarantees for the preparation of graduates of higher and secondary vocational education as qualified labor resources for enterprises and organizations of all sectors of the economy and forms of ownership is shown. The discussed scientific and educational issues are considered on the basis of the analysis of legislative and regulatory documents on the modernization of the national vocational education system in synchronization with the requirements of international standards and principles of quality assurance of vocational education. Using the experience of managing the quality assurance of higher and secondary vocational education in the transboundary regions of the Trans-Baikal Territory and the Republic of Buryatia, the example reveals the mechanisms for improving the quality of training graduates of higher and secondary vocational education in the new institutional conditions of quality assurance for vocational education.

Текст научной работы на тему «Управление гарантией качества профессионального образования в вузах и ссузах в трансграничном регионе»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF UPGRADING OF EDUCATION QUALITY

УДК 378

УПРАВЛЕНИЕ ГАРАНТИЕЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ И ССУЗАХ В ТРАНСГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ

© Дугарова Дулма Цырендашиевна

доктор педагогических наук, профессор Забайкальский государственный университет Россия 672039, г.Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30 Е-mail: dugarova_dc@mail.ru

© Маланов Иннокентий Александрович

доктор педагогических наук, профессор Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: pedagogika@bsu.ru

© Васильев Аркадий Александрович

специалист

Забайкальский государственный университет Россия 672039, г.Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30 Е-mail: aspirant_zabspu@mail.ru

В статье раскрывается роль профессиональных стандартов как документов нового типа в становлении Национальной системы квалификаций, комплексной оценки востребованности выпускников образовательных организаций определенной квалификации. Актуализируются вопросы понимания и применение понятий: квалификация, его объем, содержание, уровень квалификации, а также применения их в сфере труда и в профессиональном образовании. Показана взаимосвязь внедрения профессиональных стандартов и обеспечения ими гарантий качества подготовки выпускников высшего и среднего профессионального образования как квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций всех отраслей экономики и форм собственности. Акцент сделан на актуальности управления гарантией качества профессионального образования в вузах и ссузах, в вопросах признания академических и профессиональных квалификаций. Обсуждаемые научно-образовательные вопросы рассмотрены на основе анализа законодательных и нормативно-правовых документов модернизации отечественной системы профессионального образования в синхронизации их с требованиями международных стандартов и принципов гарантий качества профессионального образования. На примере опыта управления гарантией качества высшего и

среднего профессионального образования в трансграничных регионах Забайкальского края и республики Бурятия раскрываются механизмы повышения качества подготовки выпускников высшего и среднего профессионального образования в новых институциональных условиях требований отечественных и международных стандартов гарантий качества профессионального образования по независимой оценке качества подготовки обучающихся, качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Ключевые слова: гарантии качества образования, управление гарантией качества образования, профессиональные стандарты, академические и профессиональные квалификации, признание образования и квалификации.

Введение в проблему. Концептуальные основы отечественной системы профессионального образования определяются концепцией функциональной подготовки квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций всех отраслей экономики и форм собственности и концепцией развития личности. Интернациональная гармонизация образовательных систем рассматривает, что образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Анализ институциональных изменений в РФ системы профессионального высшего и среднего образования свидетельствует о синхронизации нормативно-правой базы отечественного образования в соответствии с тенденциями развития образования в мире, как подписантов Болонского процесса в высшем образовании и Копенгагенского процесса в среднем профессиональном образовании [14].

Основными понятиями интеграционных процессов в профессиональном образовании в вузах и ссузах, в соответствии с Болонским и Копенгагенским процессами являются понятия «прозрачность» и «признание». Прозрачность — это доступная и отслеживаемая информация, необходимая для определения и сравнения оценки ценности квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий всех отраслей экономики и форм собственности на национальном и международном уровнях. Признание профессиональной квалификации — это подтверждение показателей совокупности квалификаций и компетенций, отвечающих требованиям органов, которым предоставлены права на признание квалификации и компетенции, в том числе на приобретенные квалификации в результате неформального и спонтанного обучения.

Российская система образования, включая профессиональную подготовку выпускников вузов и ссузов, ориентирована на интеграцию в международное образовательное пространство. Поэтому необходимо разработать соответствующие стратегии, которые учитывают особенности нашей собственной системы образования и найти реалистичные способы приблизить ее к международным требованиям подтверждения документов об образовании и о квалификации, признания образования и квалификации.

В высшем образовании, несмотря на все объективные трудности, в рамках Болонского процесса ведутся процессы, обеспечивающие взаимное признание документов. Университетские системы в России и Европейском союзе сопоставимы по уровню и квалификации, законодательная база и нормативно-правовое обеспечение независимой оценки качества образования к настоящему времени сформирована.

В профессиональном образовании ситуация признания документов и квалификации сложнее. Поскольку в странах существуют различные подходы к организации структур и, следовательно, их трудно сравнивать [1]. В РФ среднее профессиональное образование представляет две относительно автономные подсистемы со своими собственными образовательными стандартами, терминологией и иерархией квалификаций. Преемственность между двумя подсистемами все еще очень ограничена и может в основном быть суммирована с возможностью для профессионально подготовленных выпускников продолжить свое обучение в предметной области более высокого уровня. Проблемы горизонтального движения не решены. Это связано с разрывом в распределенных системах квалификаций, возможностью постепенного «накопления квалификаций» и, следовательно, отсутствием механизмов для оценки и сертификации квалификации. Сравнение и сопоставление прозрачности информаций для признания дипломов и квалификаций в РФ осуществляются на основе Федеральных законов1.

Открытость интеграционных процессов обеспечивается законодательными механизмами независимой оценки качества образования. При органах-учредителях созданы общественные советы, на которые возложены полномочия по проведению данной оценки, а также определены операторы, осуществляющие сбор информации, и органы власти, координирующие данный процесс. Механизм независимой оценки квалификаций, вступивший в силу 1 января 2017 года, определен в двенадцати статьях Федерального закона «О независимой оценки квалификации».

Цель и методы исследования. Цель данной статьи — анализ институционального развития интеграционных процессов высшего и среднего профессионального образования, механизмов управления гарантией качества профессионального образования в вузах и ссузах в условиях становления Независимой системы квалификаций и особенности механизмов независимой оценки качества образования в трансграничных регионах Забайкальского края и республики Бурятия.

Методология определяется «не только как знание о познании, но и как знание о преобразовании объекта исследования»2. Теоретическую основу в данном исследовании составляет соотношение фундаментального и прикладного в педагогических исследованиях3. На уровне исследования преобразований процесса управления гарантией качества профессионального образования в вузах и ссузах используется личностно-деятельностная методология, отработанная в отечественной педагогике и получившая широкое распространение при проектировании основных профессиональных образовательных программ, основанных на компетентностном подходе.

1 Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ: федеральный закон; О независимой оценке квалификации от 03.07.2017 № 238-ФЗ: федеральный закон.

2 Гершунский Б. С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Знание, 1986. С. 9.

3 Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 400 с.

В соответствии с выбранной методологией в исследовании использованы методы: эволюционно-генетический анализ развития профессионального образования, институциональный анализ текстов правового и нормативного характера по гарантии качества образования, эмпирические исследования управления гарантией качества образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования в трансграничном регионе Забайкальского края и республики Бурятия.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование институциональных изменений профессионального образования России и управления гарантий качества профессионального образования в вузах и ссузах построено на нормативно-оценочном подходе к образовательной деятельности в условиях соотношения фундаментального и прикладного исследования в педагогике. Стратегической проблемой современной научной политики является вопрос оптимизации отношений между фундаментальными и прикладными исследованиями в целостном научном процессе1. Вопрос о соотношении «фундаментального» и «прикладного» сам по себе может рассматриваться как чисто фундаментальный, вне зависимости от его решения.

Цель прикладных исследований в педагогике состоит в решении конкретной задачи в собственной области образования и профессиональной педагогики.

Различия между фундаментальными и прикладными исследованиями лежат в особенностях выбора направлений исследований, выбора объектов исследования, но методы и результаты имеют самостоятельную ценность. В фундаментальной науке выбор проблем определяется прежде всего внутренней логикой её развития и техническими возможностями осуществления соответствующих экспериментов. В прикладных науках выбор проблем, выбор объектов исследования определяется воздействием запросов общества — технических, экономических и социальных задач. Эти различия во многом относительны. Фундаментальные исследования могут стимулироваться и внешними потребностями, например, поиском новых источников энергии. С другой стороны, важный пример из прикладной физики: изобретение транзистора отнюдь не было следствием непосредственных практических запросов.

Прикладные науки лежат на пути от фундаментальных наук к прямым техническими разработками и практическим приложениям. С середины 20 века отмечается резкое возрастание масштабов и значимости таких исследований.

Фундаментальные и прикладные исследования играют различные роли в обществе и по отношению к самой науке. Наука, развиваясь широким фронтом, имеет сложную структуру, которую во многом можно уподобить структуре высокоорганизованных систем. Прежде всего, в живых системах функцией подсистем является поддержание самих систем в живом, деятельном, активном состоянии, а есть подсистемы и процессы, функционально направленные на взаимодействие с окружающей средой, осуществление метаболизма. Аналогичным образом в науке выделяются подсистемы и процессы,

1 Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 400 с.

функцией которых, прежде всего, является поддержание науки в активном и деятельностном состоянии, а есть подсистемы и процессы, функционально ориентированные на внешние проявления науки, ее включенность в иные виды деятельности. Фундаментальная наука направлена прежде всего на внутренние потребности и интересы науки, на поддержание функционирования науки как единого целого, и достигается это путем разработки обобщенных идей и методов познания, характеризующих глубинные основания бытия.

Основными источниками проблем прикладных исследований в секторе образования являются:

• прикладные исследования можно сделать двумя способами: по запросам образования (временно) и для изменения особенностей системы образования в целом (длительный срок);

• основные результаты приобретения знаний используются для преобразования практики. Прикладные исследования направлены на создание новых методов обучения и публикации новых объективных законов, регулирующих их использование (которые рассматриваются в данной статье);

• исследование направлено на решение проблем, связанных с удовлетворением потребностей сектора образования, и типичные дефициты в практической образовательной деятельности.

Одной из основных задач системы промышленного образования в ближайшие годы будет перестройка экономики нового технологического уклада [4]. Проекты по развитию промышленного образования обеспечивают1:

• диалог между сектором образования и промышленностью обеспечивает корректировку будущих потребностей экономики в подготовке квалифицированных трудовых ресурсов, с учетом технологических и социальных изменений;

• устранение препятствий на пути адаптации к требованиям отрасли в области профессионального обучения;

• программы поддержки независимости разработки программ профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в том числе корпоративное обучение, программы наставничества для стартапов и некоммерческих проектов, стимулов и инфраструктуры для молодежного предпринимательства и т.д.).

В настоящее время экономическое развитие страны определяется не только наличием серьезных ресурсов и производственной базы, но и за счет усиления роли науки как непосредственной производительной силы, обеспечивающей интенсификацию экономического базиса всех форм общественного производства и значительное увеличение уровня жизни и её качества [8]. В структуре цены современного продукта экономики творческие и высокотехнологичные компоненты являются наиболее важными, в инновационной экономике знания становится товаром. Это представляет собой повышение уровня образования и требований по профессиональной подготовке субъектов высокотехнологичного производства и сферы информационных технологий [6].

1 Будущее образования: Глобальная повестка дня: доклад Агентства стратегических инициатив. П. Лукша и Д. Песков URL: www.edu2035.com.

47

Теория смены технологических укладов, получившая широкое распространение в XX веке, выделяет «точки роста», которые определяют новые технологические производственные структуры России, такие как: информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, медицина и здравоохранение, новые материалы и нанотехнологии, защита окружающей среды, транспорт и космические системы, энергоэффективность и энергосбережение.

Основываясь на статистических данных оценки долговременных тенденций технико-экономического развития промышленных стран, выделяют шесть последовательно доминировавших и сегодня существующих технологических укладов [2].

Институциональный анализ развития профессионального образования, институциональный анализ текстов правового и нормативного характера по разработке и применению профессионального стандарта показывает, что механизмы управленческой деятельности по применению профессиональных стандартов характеризуют уровень требований к знаниям, умениям, выполнению трудовых функций, в конечном итоге, влияют на гарантии качества деятельности образовательной организации. Внедрение профессиональных стандартов в организациях, подготовка и переподготовка кадров, в соответствии с новыми профессиональными стандартами, выступают инструментами формирования и реализации кадровой политики образовательной организации [12].

Согласно действующему законодательству по применению профессиональных стандартов ответственность за своевременность профессиональной переподготовки кадров несет работодатель. Полученная работником квалификация должна гарантировать возможность качественного и безопасного осуществления им своих трудовых функций.

Условия единообразия, полноты, непротиворечивости и практической применимости требований подтверждения документов об образовании и о квалификации, признание образования и квалификации в соответствии с Законом об образовании должны будут реализовываться в непрерывном образовании в течение все жизни. Различают понятия «квалификация человека» (физического лица, выпускника образовательной организации)1 и «квалификация работы» согласно статье 150 «Оплата труда при выполнении работ различной квалификации» представляет собой характеристику определенного вида работы, устанавливаемого по степени сложности, точности и ответственности2. Понятие «квалификация человека» сопровождает человека, как студента, выпускника вуза, ссуза, дополнительного профессионального образования, работника в рамках корпоративного обучения при непрерывном профессиональном образовании в течение всей жизни. Признание квалификации должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификации»3.

1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001, № 197-ФЗ (ред. от 08.06.2015) ст. 150.

3 О независимой оценке квалификации: федеральный закон от 03.07.2017 г. № 238 -

ФЗ.

Выпускники образовательных программ профессионального образования получают квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр, преподаватель, инженер-строитель, техник и т.д. Выпускникам образовательных программ профессионального обучения («рабочий») присваиваются квалификационные разряды: высококвалифицированный, квалифицированный, низкоквалифицированный, неквалифицированный. Выпускникам образовательных программ профессионального обучения («служащий») указываются квалификационные разряды: звания, классы, чины, ранги.

В России уровни квалификации (девять уровней) отождествляются с Национальной рамкой квалификации (НРК), раскрываются через дескрипторы (показатели) [7]. Аналогично Европейской рамке квалификации НРК РФ включает дескрипторы общих компетенций, умений и знаний, которые раскрываются через следующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность деятельности, наукоём-кость деятельности, основные пути достижения уровня квалификации1.

В глоссарии типовой модели управления качеством образовательного учреждения определено, что «гарантии качества образования могут рассматриваться как все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению образовательным учреждением применительно к качеству»2. Образование как тема перспективы имеет сложную структуру принятия решений, в которой участвуют широкая группа участников образовательной деятельности, эксперты, органы управления образования всех уровней, представители государственно-общественного сектора в управлении гарантией качества вузов и ссузов.

Независимый образовательный аудит по проведению оценки качества высшего образования осуществляют специализированные агентства:

• Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management — EFQM).

• Европейско-азиатский союз обеспечения качества образования (ЕСОКО).

• Европейская ассоциация инженерного образования и сертификационного агентства;

• Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO).

• Европейский фонд образования, (ETF — European Training Foundation).

• Международная организация труда (МОТ).

• Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании, ENQA (European Network of Quality Assurance in Higher Education).

1 Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ от 12 апреля 2003 г. № 148н / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://base.garantm/70366852/#friends.

2 Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2006. 408 с. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.

49

• Европейский национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности, ENIC (European National Information Centre on Academic Recognition and Mobility).

• Национальный информационный центр по академическому признанию (документов об образовании), NARIC (National Academic Recognition Information Centre) [16].

Общественно-профессиональная экспертиза социального партнерства в профессиональном образовании основана на методе «Форсайт» (взгляд в будущее) [3]. Ярким примером общественной экспертизы методом «Форсайт» является ежегодный «Байкальский образовательный форум» (БОФ), который проводился в республике Бурятия с 2009 до 2018 г. Данный проект поддерживался Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по надзору в сфере образования и науки, Федеральным институтом развития образования, Институтом проблем образовательной политики «Эврика», Правительством Республики Бурятия, Министерством образования и науки Республики Бурятия. Опыт проведения третьего БОФ в трансграничном регионе показывает большую заинтересованность в таком проекте как со стороны федерального экспертного сообщества, так и со стороны субъектов Российской Федерации. Участниками были более 700 человек из 53 субъектов Российской Федерации и 22 муниципальных образований Республики Бурятия.

Третий форум проходил во время празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российской Федерации, одного из самых важных событий в республике. Данное событие в жизни образовательного сообщества республики Бурятия свидетельствует о реализации образования, как общественно значимого блага, осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства. Это определило содержание форума как культурно-исторического события, которое показывает качество цивилизационного выбора Бурятии в начале XVII века и видимые результаты этого решения в XXI веке в сфере регионального образования. Таким образом, основная концептуальная идея БОФ заключается в определении стратегических направлений управления гарантией качества образования, определяющей баланс между исторической ретроспективе и модернизации аспектов образования на основе метода «Форсайт».

Байкальский образовательный форум становится переговорной площадкой по управлению гарантией качества профессионального образования, в котором объектом внешней экспертизы выступают образовательные организации, работодатели, представители родительской общественности, организации гражданского общества в муниципальных системах. Экспертами выступали ведущие специалисты в области управления качеством в образовании Министерств образования науки РФ, Федерального института развития образования, Института образовательной политики «Эврика», а также коллеги из пятидесяти трех субъектов РФ и восьми федеральных округов [15].

Анализ и синтез правовой основы регионализации профессиональной подготовки выпускников вузов и ссузов в трансграничном регионе Забайкальского края показал, что при решении задачи социального партнерства в качестве основы повышения качества профессионального образования в Забай-

кальском крае, предпочтительным был подход программно-целевого управления гарантией качества профессионального образования. Решение данной задачи заключалось в следующем:

• обеспечить прочную привлекательность для населения в получении профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

• определить приоритетные направления социального партнерства в профессиональном образовании Забайкальского края;

• сформировать общественно профессиональную оценку качества образовательных программ и деятельность профессиональных учреждений.

Результативность программы «Модернизация профессионального образования в регионе Забайкальского края» по повышению доступности качественных образовательных услуг обеспечивается подготовкой выпускников вузов и ссузов в соответствии с потребностями и удовлетворением заказов регионального рынка труда в условиях разновекторности развития экономики края.

Улучшение качества образовательной деятельности в трансграничном регионе Забайкальского края в соответствии с Руководящими принципами ЮНЕСКО и ООН по обеспечению качества высшего образования предусматривало подготовку Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) к независимой оценке качества образования и участие вуза в конкурсе Министерства образования РФ «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» [11]. Модель данного конкурса строилась с учетом требований Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), Стандартов и Директив для гарантии качества высшего образования на территории Европы, разработанных Европейской сетью гарантий качества (ENQA). Модель конкурса предполагала оценку по двум группам критериев. Первая раскрывает деятельность вуза по достижению качества образования по обеспечению гарантий качества образования, т.е. характеризует «возможности» вуза. Вторая группа описывает «результаты», достижения. Процедура проведения конкурса тождественна конкурсу на соискание Премии Правительства РФ в области качества. Содержание новых этапов по проведения конкурса определяются Советом конкурса, в состав которого входят ректора и проректора ведущих вузов, руководители федеральных органов управления образованием. Семинары для вузов-конкурсантов проводились Техническим секретариатом конкурса на базе МИСиС.

В русле широкого и всеобъемлющего процесса глобализации повышается интерес к образованию, к его гарантиям качества, способствующих повышению уровня подготовки квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций экономики. Этим объясняется актуализация управления развитием вуза на основе системы менеджмента качества, которое наблюдается в последние десятилетия в большинстве стран мира с рыночной экономикой и в Российской Федерации. В такой ситуации ощущается дефицит систематизированных знаний в области обеспечения оценки качества и гарантии качества образования в целом всего вуза, а так же к процедурам внешнего и внутреннего образовательного аудита

Для независимой оценки качества в ЗабГУ было предпочтительно приглашать сертифицированных в Европейских и других Агентствах независимых аудиторов, которые знакомят с содержанием, процедурами, критериями и требованиями независимой оценки качества и обеспечения гарантий качества высшего образования.

Внешний аудит Агенством контроля качества образования и развития карьеры (АККОРК) ЗабГУ при программной и институциональной аккредитации заключался в том, что для профессорско-преподавательского состава имело большее значение механизмы не только экспертизы и оценка, но и компетентное консультировании, и рекомендации по итогам образовательного аудита. C момента начала своей деятельности в 2005 году агентство АККОРК опирается на широко известные Стандарты и рекомендации Европейской сети гарантии качества в высшем образовании (ENQA). Это сбалансированные документы, эффективно оценивающие качество образовательных программ и деятельность вуза. Кроме того подходы АККОРК учитывали требования федеральных государственных образовательных стандартов для государственной аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации, а также собственный опыт и передовую практику других национальных и международных органов по аккредитации. Что касается выбора АК-КОРК, то основной причиной является качество и добросовестность экспертной деятельности, подтверждающейся признанием ведущими международными сетями гарантий качества образования [16]. АККОРК является независимым российским Агентством, обладающим ассоциированным статусом в Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA). Содержание экспертизы осуществлялось в соответствии с критериями оценки качества образования согласно моделям: EFQM, TAJ, NARIC, ECOKO, ENIC.

По результатам внутреннего и внешнего независимого аудита Забайкальский университет получил сертификат Ассоциации Франции (ANFOR за № 2009/34874) — участника международного проекта Европейского союза по сертификации преподавателей PROCEPTU, европейского лидера по стандартизации. При сертифицированном аудите образовательные услуги вуза признаны соответствующими требованиям стандарта ISO 9001:2008 [14].

Заключение. Анализ институционального развития отечественной системы профессионального высшего и среднего образования, в условиях внедрения профессиональных стандартов, законодательно являющихся характеристикой квалификаций педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, показывает особенности управления гарантией качества профессионального образования в вузах и ссузах. Исследование содержания управления гарантией качества профессионального образования на основе соотношения фундаментального и прикладного в педагогических исследованиях характеризует гарантии качества профессионального образования в вузах и ссузах, ориентированное на становление Национальной системы квалификации в Российской Федерации, по подтверждению документов об образовании и о квалификации и признания образования и квалификации в соответствии с законом об образовании в РФ, а также в соответствии с международными принципами и критериями гарантии качества профессионального образования.

Управление гарантией качества в подготовке выпускников вузов и ссузов в трансграничных регионах является более результативным при социальном партнерстве основных стейкхолдеров в региональной системе профессионального высшего и среднего образования.

Литература

1. Профессиональные стандарты: от разработки к применению / В. И. Блинов, О. Ф. Батрова, Е. Ю. Есенина, А. А. Факторович // Высшее образование в России. М.,

2015. № 4. С. 5-14.

2. Гончаров А. С. Трансформация высшего профессионального образования на основе смены технологического уклада в экономике // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 3-22.

3. Дугаров А. Л. Социальное партнерство как фактор модернизации профессионального образования в регионе: дис. ... канд. пед. наук. (13.00.08). Чита, 2012. 202 с.

4. Анализ нанокристаллизации и формирования нанофазных систем в поверхностном слое металлов и сплавов / С. Ф. Забелин, А. А. Васильев, А. А. Феофанов, А. А. Дорожков // Технология машиностроения. 2010. № 11. С. 5-12.

5. Лейбович А. Н. Методология и политика разработки и применения Национальной системы квалификаций [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2012. № 4(93). URL: http://nark.ru/wp-content/uploads/060_ metod_NSK.pdf

6. Макеева С. В. Социального и экономические проблемы модернизации образования в современной России [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание "Вестник МГОУ" . URL: www.evestnik-mgou.ru. 2013. № 4(1).

7. Олейникова О. Н., Золотарева Н. М. Концептуальные основы национальной рамки квалификаций // Вестник ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2014. № 4. С.113-125.

8. Осипенко Л. Я. Организация научно-практической подготовки студентов: диссертация. М., 2016. 392 с.

9. Пальчук М. И. Тенденции развития систем профессиональной подготовки производственного персонала сферы услуг в странах ЕС: дис. ... д-ра пед. наук. 2016. Т. 1. 505 с.; Т. 2. 223 с.

10. Профессиональные стандарты как инструмент формирования и реализации кадровой политики образовательной организации / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина,

0. Ф. Клинк, Е. А. Рыкова, А. А. Факторович // Высшее образование в России. М.,

2016. №10. С. 16-24.

11. Руководящие принципы обеспечения качества в трансграничном высшем образовании. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2006. URL: www/unesco.org/ educa-tion/hed/guidelines.

12. Системы гарантии качества образования. Требования: проект стандарта ENQA.ru / В. В. Азарьева, В. И. Круглов, В. М. Кутузов, С. А. Степанов, В. В. Ящен-ко. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Туринский процесс. URL: http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf0/ 1BF7B0A0EF7C6D12C1257C9A0054A861/$file/Torino%20Process%202014_RU.pdf (дата обращения: 21.12.2018).

14. Шайденко Н. А., Кутепов С. Н. Национальные приоритеты профессионального образования и обучения в контексте европейской интеграции: опыт Франции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1(28). С. 100-110.

15. Dugarova D. Ts., Starostina S. E., Namsarayev S. D., Dagbaeva N. Zh., Malanov

1. A. Non-formal Education as a Factor in Civilizational Development of Educational Space Subject in the Cross-Border Region // International Journal of Environmental and Science

Education — IJESE Volume 11, Issue 18, 2016, P. 11097-11117. URL: http ://www.ij ese. net/makale/1490.

16. Dugarova D. Ts., Starostina S. E., Bazarova T. S., Vaganova V. I., Fomitska-ya G. N. Quality Assurance as Internal Mechanism of Increasing the Competitiveness of the Higher Education Institution in the Context of International Integration // Indian Journal of Science and Technology, Volume 9, Issue 47, 2016 URL.: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/109082

MANAGEMENT OF QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION QUALITY IN THE UNIVERSITIES AND THE SECONDARY SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE TRANSBOUNDARY REGION

Dulma C. Dugarova Dr. Sci. (Education), Professor Transbaikal State University E-mail: dugarova_dc@mail.ru

Innokentiy A. Malanov

Dr. Sci. (Education), Prof., Buryat State University 24a Smolin St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: pedagogika@bsu.ru

ArcadiyA. Vasilyev Postgraduate

Transbaikal State University E-mail: aspirant_zabspu@mail.ru

The article reveals the role of professional standards as documents of a new type in the development of the National Qualifications System, a comprehensive assessment of the demand for graduates of educational organizations of certain qualifications. The issues of understanding and applying the concepts are actualized: qualification, its scope, content, qualification level, as well as their application in the sphere of labor and in vocational education. The interrelation of the introduction of professional standards and the provision of quality guarantees for the preparation of graduates of higher and secondary vocational education as qualified labor resources for enterprises and organizations of all sectors of the economy and forms of ownership is shown. The discussed scientific and educational issues are considered on the basis of the analysis of legislative and regulatory documents on the modernization of the national vocational education system in synchronization with the requirements of international standards and principles of quality assurance of vocational education. Using the experience of managing the quality assurance of higher and secondary vocational education in the transboundary regions of the Trans-Baikal Territory and the Republic of Burya-tia, the example reveals the mechanisms for improving the quality of training graduates of higher and secondary vocational education in the new institutional conditions of quality assurance for vocational education.

Keywords: quality assurance of education, quality assurance management of education, quality assurance, professional standards, academic and professional qualifications, recognition of education and qualifications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.