Научная статья на тему 'Управление формированием трудового потенциала как важный фактор модернизации российской экономики'

Управление формированием трудового потенциала как важный фактор модернизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOR POTENTIAL / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / INNOVATIVE SPHERE / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC MODERNIZATION / ИННОВАЦИОННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / INNOVATIVE ECONOMIC THINKING / INNOVATIVE ACCEPTABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Пётр Петрович

В работе рассматривается роль трудового потенциала инновационной сферы в деле обеспечения технологического прорыва в развитии российской экономики. Анализируются проблемы формирования инновационной восприимчивости у трудового потенциала как важной составной части современного экономического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF LABOR POTENTIAL AS AN IMPORTANT FACTOR OF MODERNIZATION OF RUSSIAN ECONOMY

The article argues the role of labor potential of business innovative sphere in maintenance of technological improvement in development of the Russian economy. Problems of developing of innovative acceptability of labor potential as important component of modern economic thinking are analyzed.

Текст научной работы на тему «Управление формированием трудового потенциала как важный фактор модернизации российской экономики»

УДК 331

Васильев П.П.

Управление формированием трудового потенциала как важный фактор модернизации российской экономики

В работе рассматривается роль трудового потенциала инновационной сферы в деле обеспечения технологического прорыва в развитии российской экономики. Анализируются проблемы формирования инновационной восприимчивости у трудового потенциала как важной составной части современного экономического мышления.

Ключевые слова: трудовой потенциал, инновационная сфера, модернизация экономики, инновационное экономическое мышление.

Российское Правительство разработало концепцию модернизации социально-экономического развития страны и обозначило практические меры по ее реализации. С этой целью стране предстоит осуществить новую техническую реконструкцию производства, качественно преобразовать его научно-техническую базу. Решение этой задачи - дело безотлагательное, дело общенародное. И решить ее надо в кратчайшие исторические сроки, обеспечив выход страны на передовые рубежи в производительности труда и эффективности экономики. При этом главная задача состоит в повышении темпов эффективности развития экономики на базе технического перевооружения и реконструкции производства, повышении производительности труда, интенсивном использовании созданного производственного потенциала и на этой основе в дальнейшем подъеме благосостояния российского народа.

По мнению В.В. Путина, «рост эффективности должен изменить качество рынка труда, структуру занятости. Вместо старых, архаичных и подчас низкооплачиваемых рабочих мест нам нужно дать миллионам наших граждан более высокооплачиваемую и перспективную работу, прежде всего в современных отраслях, в среднем и малом производственном, несырьевом бизнесе, помочь людям повысить свою квалификацию, получить новую профессию» [1].

Практика жизни подтверждает важность поставленных задач по модернизации экономики. В работе аргументируется необходимость выдвинутого руководством страны курса и сложность его реализации в процессе модернизации экономики, обосновывается положение о том, что ускорение темпов экономического роста прямо зависит от повышения эффективности управления трудовым потенциалом страны. Вследствие того, что данная проблема очень обширна в статье проводится анализ влияния повышения характеристик трудового потенциала на решение экономических задач, поскольку именно в экономике создаются предпосылки для обеспечения материально и духовно богатой, социально насыщенной жизни людей, для достижения нового качественного состояния общества.

Концепция модернизации материализуется в конкретных задачах и цифрах до 2020 г. За предстоящий период намечается увеличить объем национального дохода при модернизации производственного потенциала и его качественном преобразовании, повысить производительность труда. Планируется существенное наращивание и, главное, коренное обновление производственного аппарата страны. Намечается повышение эффективности экономики и темпов ее развития.

Вопрос о темпах всегда был и остается одним из центральных в экономической политике страны. На современном этапе в свете концепции модернизации социально -экономического развития он приобретает принципиальное значение и новое содержание.

Так, на инвестиционном форуме «Россия зовёт!» 2 октября 2013 г., В.В. Путин подчеркнул: «Мы более чем в два раза уступаем развитым экономикам по производительности

труда. Такой разрыв между уровнем потребления и эффективностью, безусловно, опасен. Существование на природной ренте, в счёт будущих поколений, незаработанное благосостояние, делёж этого незаработанного благосостояния не может быть устойчивым и долгосрочным» [1].

Самой важной стороной нового качества экономического роста является то, что повышение темпов будет достигаться на принципиально иной основе - всемерной модернизации производства. Развитие производства в современных условиях планируется осуществлять на основе его научно-технического обновления и ресурсосбережения. Руководство страны разработало и реализует комплексный подход к научно-техническому прогрессу. Особое внимание уделяется разработке приоритетных направлений науки и техники. Усилия должны быть направлены на разработку принципиально новых идей, на создание техники новых поколений. Ведущая роль отводится повышению темпов на основе последовательной интенсификации, выхода на высокие рубежи науки и техники, технологии самых последних поколений. Ускорение научно-технического прогресса является основой для повышения производительности труда, т.к. развитие науки и техники, совершенствование орудий труда, технологических процессов производства, а также повышение квалификации работников являются важнейшим факторами роста производительности труда. Растет выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием (табл. 1).

Таблица 1

Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием по федеральным округам РФ (тыс. чел.) [2, с. 306-309]

Федеральный округ 1990 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011

Центральный 140,2 213,1 343,5 420,6 431,7 480,7 483,2 472,1

Северо -Западный 47,6 71,0 120,0 137,2 138,6 145,1 147,0 146,3

Южный 28,6 51,1 93,1 110,9 114,9 119,9 121,7 122,1

Северо-Кавказский 16,4 26,6 58,3 69,2 72,4 72,9 74,9 70,7

Приволжский 73,6 115,8 233,8 266,4 271,3 279,1 291,0 290,2

Уральский 25,5 48,7 97,5 106,6 106,6 111,9 113,7 113,9

Сибирский 53,9 84,4 156,5 168,5 168,3 175,2 180,2 171,6

Дальневосточный 15,3 24,4 49,0 56,1 54,7 57,7 56,3 55,9

Российская Федерация 401,1 635,1 1151,7 1335,5 1358,5 1442,3 1467,9 1442,9

Ещё К. Маркс указывал, что «Производительная сила труда определяется разнообразными обстоятельствами, между прочим, средней степенью искусства рабочего, уровнем развития науки и степенью ее технологического применения, общественной комбинацией производственного процесса, размерами и эффективностью средств производства...» [3, с. 48].

Как отмечал Е.Т. Гайдар, «опыт ХХ в. показал, что представления о фундаментальной роли экономического развития, развития производительных сил в трансформации общественной жизни, по существу верны. Чтобы разумно использовать эти представления на практике, необходимо видеть мир таким, какой он есть - многомерным» [4, с. 124].

Нужно отметить, что основополагающее значение при этом имеет техническое перевооружение экономики. Поэтому поставлена задача осуществить комплекс мероприятий по кардинальному повышению технического уровня производства, совершенствованию технологии, последовательному повышению организационной и технологической гибкости. Правительство планирует добиться определенных успехов в деле модернизации производства и

за счет этого получить не менее двух третей прироста производительности труда. Намечено поднять уровень автоматизации производства, создав комплексно-автоматизированные производства, которые можно быстро и экономно перестраивать.

Следует подчеркнуть, что правительственные агентства и министерства, ответственные за осуществление инновационной политики, в целом, показывают высокую активность, совершенствуют и развивают ее новые формы. Вследствие этого в реализации российской инновационной политики наблюдаются некоторые позитивные сдвиги. Тем не менее, в системе управления инновационным процессом имеются и серьезные проблемы. Известно, что российская инновационная политика базируется на центристской идеологии, при которой чрезмерное значение придается отбору государственных приоритетов и федеральных программ и недостаточное внимание уделяется потребностям и возможностям частного инновационного бизнеса. Очевидно, что в современной российской экономике утвердилась экспортно -сырьевая модель развития. Это деформирует всю систему распределительных отношений и систему хозяйствования российской экономики. Поэтому необходимо преодолеть консервативный и инерционный характер российской экономической политики, чтобы обеспечить стратегический поворот к инновационной модели, основанной на использовании интеллектуального потенциала страны [5, с. 51].

При этом характерной чертой является всемерная концентрация капитальных вложений, прежде всего на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Планируется проведение модернизации на основе широкого использования достижений науки и техники, осуществления прогрессивных сдвигов в структуре и организации производства. В этом процессе важной задачей является создание таких организационных форм интеграции науки, техники и производства, которые бы позволили обеспечить четкое и быстрое прохождение научных идей от зарождения до широкого их применения. При разработке новой техники и технологии будут полнее использоваться нанотехнологии, материалы с заранее заданными свойствами, особенно прогрессивных конструкций.

Модернизация и внедрение инновационных технологий направлены на радикальное улучшение использования природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии на всех стадиях - от добычи и комплексной переработки сырья до выпуска и использования конечной продукции, что приведет к качественным изменениям в экономике страны.

Целью модернизации является, прежде всего, повышение темпов экономического роста. Намеченный переход к более высоким темпам экономического роста знаменует важную поворотную веху в осуществлении расширенного воспроизводства, более полную реализацию свойственных ему закономерностей и преимуществ. Однако динамизм воспроизводственного процесса, ускорение социально-экономического развития не сводится только к наращиванию темпов роста. Поставлена цель перейти к новому качеству экономического роста: всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройке экономики, эффективным формам управления, организации и стимулирования труда.

Качество роста неразрывно связано с ростом качества продукции, выходом нашей продукции на передовые рубежи в мире по этому показателю, что позволит обеспечить более полное удовлетворение производственных и личных потребностей. Оно находит свое воплощение в наращивании абсолютных приростов промышленной продукции, валовой продукции сельского хозяйства и национального дохода и выражается в преобладании качественных факторов роста над количественными, интенсивных над экстенсивными. Намеченный переход экономики на инновационный путь развития характеризуется усилением напряженности функционирования всего воспроизводственного цикла, повышением продуктивности всех производственных ресурсов. Он позволит обеспечить опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами на него.

Перевод экономики на инновационный путь развития - это способ планомерного разрешения противоречий между потребностями развертывания НТР, осуществления крупных социальных программ, направленных на существенное повышение жизненного уровня населения, усиления позиций государства на мировом рынке, с одной стороны, и ограниченными возможностями отечественной экономики, которая до сих пор продолжала развиваться преимущественно экстенсивно - с другой. Российская экономика вышла на такой рубеж, когда она может развиваться не за счет все большего наращивания ресурсов, а путем всесторонней модернизации, ведущей не только к росту производительности труда и уменьшению материалоемкости, но и новому качеству экономического роста. Вследствие этого следует согласиться с мнением ученых, утверждающих, что главный ресурс (или ресурсы) инновационного развития экономики заключен в источниках и факторах роста производительности труда [6, с. 30].

В более широком плане стратегия модернизации экономики предполагает совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы, решительное преодоление инертности, застойности и консерватизма - всего, что сдерживает общественный прогресс. В условиях модернизации социально-экономического развития процесс совершенствования хозяйственного механизма наполняется новым содержанием. Речь идет о его глубокой перестройке, поскольку частичные изменения в каждом блоке структуры хозяйственного механизма не могут дать существенного эффекта, поскольку эта структура сложилась в условиях экстенсивного типа воспроизводства. Процесс модернизации производства должен быть подчинен формированию новой целостной, эффективной и гибкой системе хозяйствования, способной на деле обеспечить инновационный тип воспроизводства. Главное, что должно обеспечить успех в реализации намеченной стратегии - живое творчество работников, трудового потенциала, максимальное использование его огромных возможностей и преимуществ.

Как уже отмечалось, процесс модернизации социально-экономических отношений в России показывает, что ее основой является всестороннее развитие человека, современного работника, без которого невозможны любые долгосрочные изменения в стране [7, с. 54-55].

Прогресс человечества непосредственно связан с научно-технической революцией, которая дала начало колоссальному приращению материальных и духовных возможностей человека. В то же время физические возможности человека, в конечном счете, имеют предел, тогда как творческая мысль его безгранична. Она открывает все новые и новые пути овладения законами природы и ставит их человеку на службу. Поэтому в модернизации экономики, в ускорении социально-экономического развития страны трудовому потенциалу отводится ведущая роль.

Так, Правительством предусмотрена система мер, направленных на создание благоприятных условий труда, его глубоких преобразований с целью повышения производительности и творческого характера труда. Основная роль в решении этих задач отводится технической реконструкции народного хозяйства, его автоматизации, компьютеризации и роботизации. Так, до 2020 г. предполагается снизить долю ручного труда в производственной сфере до 15-20 %, освободить от ручных операций миллионы людей. При этом дальнейшее преобразование труда в условиях модернизации предъявляет высокие требования к образовательной и профессиональной подготовке трудового потенциала. Остро стоит задача создания единой системы непрерывного образования. Большое значение придается усилению творческого содержания труда, его инновационного характера, повышению культуры труда и производства, поощрению высококвалифицированной работы на благо общества.

В условиях модернизации все явственнее проявляется необходимость целостного понимания экономики и вытекающая из этого комплексность проводимой реформы. Какой объективный принцип лежит в основе этого подхода? Это неразрывное единство основного производственного отношения, основного экономического противоречия, основного эконо-

мического закона и основного экономического интереса. Этот блок понятий представляет собой ядро экономической системы, позволяющей уяснить экономические законы как связь необходимости модернизации и структурной перестройки экономики. Усиливается социальная направленность модернизации. Становится необходимым понимание ее осуществления не только в направлении экономического роста, но и расширение ее действия на непроизводственную сферу, на так называемое духовное производство. Сферы науки, образования и здравоохранения трактуются при этом как производительные, ибо воспроизводят трудовой потенциал и обеспечивают «научный элемент» НТП. Это сферы, не только потребляющие национальный доход, но и формирующие социально-экономическую эффективность производства.

Модернизация призвана обеспечить новое качество жизни. По стратегическим направлениям достижения поставленных целей выработаны комплексные целевые программы, началась их реализация. Более динамично планируется развивать отрасли, связанные с научно-техническим прогрессом и определяющие его ускорение, обеспечивающие быструю экономическую отдачу и решение неотложных социальных проблем.

Главным средством модернизации производства, его подъема на качественно новую ступень, является кардинальное ускорение научно-технического прогресса, ибо на прежней материально-технической основе кардинальных перемен добиться невозможно. Необходима глубокая реконструкция народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники, прорывов на авангардных направлениях научно-технического прогресса.

Реализация стратегического курса в указанной сфере связана, прежде всего, с осуществлением модернизации народного хозяйства, включающей в себя обновление производственного аппарата путем широкого внедрения передовой техники и эффективное использование основных фондов, реконструкцию топливно-энергетического комплекса, рационализацию и улучшение использования всего комплекса предметов труда, техническое перевооружение производственной инфраструктуры, рационализацию технологических основ производства.

Следует сделать особый акцент на последнем направлении, так как наиболее общей формулой современного этапа НТР является «технологическая революция». Именно через технологию наука реализуется в сфере производства, оказывая активное воздействие на его прогресс и совершенствование. Принципиально важно, что инновационные технологии позволяют создавать качественно новые машины, приборы, оборудование, на которых становится возможным производство принципиально новых видов продукции и эффективное использование сырья и материалов. Это переводит научно-технический прогресс с эволюционного на революционный путь развития.

Руководством страны определены необходимые условия новой технической реконструкции народного хозяйства: изменение структурной и инвестиционной политики; дальнейшее наращивание и эффективное использование научно-технического потенциала страны; развертывание научных исследований, открывающих новые возможности модернизации экономики с тем, чтобы наука в полной мере стала непосредственной производительной силой. Должно быть обеспечено повсеместное внедрение новейших достижений науки в производство. Для этого предусматривается совершенствование организационных форм интеграции науки, техники и производства (создание межотраслевых научно-технических комплексов и центров, укрепление опытно-экспериментальной базы науки и т.п.); модернизация хозяйственного механизма в интересах ускорения НТП в каждой отрасли экономики; обеспечение необходимых экономических, социальных, организационных предпосылок для творческого труда инженеров, ученых, конструкторов.

Рассматривая проблемы научно-технического прогресса необходимо обратить особое внимание на то, что модернизация не самоцель, а средство решения экономических и социальных задач. В этой связи следует подчеркнуть, что в процессе создания и внедрения но-

вой техники и технологии должны быть реализованы две функции машин: экономическая, т.е. сбережение, экономия совокупного (живого и овеществленного) труда в обществе; в сфере производства и потребления машин, социальная - облегчение, улучшение условий труда, повышение его содержательности, обеспечение безопасности работы и т.п. Поэтому, подчеркиваем, - в современных условиях требования к экономичности новой техники так же, как и к социальной направленности НТП, многократно возрастают.

С проблемой трудового потенциала тесно смыкается и проблема формирования работника нового типа. Следует обратить внимание на следующие положения. Во-первых, в квалификационной характеристике работника сейчас происходит перенесение центра тяжести с умения и навыков на знания - общие и профессиональные. Лишь на этой основе формируется способность работника к повышению квалификации, переквалификации, изменения профессии в соответствии с общественной потребностью. Во-вторых, в условиях современного производства конкретные знания, умения и навыки должны непрерывно пополняться и совершенствоваться у всех работников. Только так можно поддерживать компетентность кадров на уровне современных требований. Именно этим целям будет служить создание государственной системы непрерывного образования. В-третьих, профессиональная подготовка работника нового типа требует в условиях модернизации системы управления и методов хозяйствования глубоких экономических знаний как неотъемлемого и необходимого элемента подготовки работников всех специальностей. В-четвертых, развитие систем управления производством, переход к новому качеству управленческих технологий требует от работника умения сочетать исполнительские функции с функциями управленческими.

Рассматривая вопрос о модернизации форм организации производства, необходимо раскрыть в качестве основного направления такого совершенствования следующее положение: следует проводить линию на создание крупных научно-производственных, отраслевых, межотраслевых и территориально-отраслевых объединений, способных самостоятельно осуществлять весь цикл: научные исследования - разработки - инвестиции - производство -сбыт - обслуживание.

С развитием HTП получает дальнейшее развитие творческое содержание и характер труда, повышение его культуры. Это факторы трудового воспитания. В свою очередь, подготовленность человека к труду на современных машинах и оборудовании с использованием новейшей аппаратуры, увлеченность наукой и техникой послужат делу дальнейшего развития HTП. Трудовое воспитание эффективно, если оно направлено на развитие у молодежи инновационного экономического мышления: заботы о государственных интересах, совершенствовании умения работать качественно, чувствовать ответственность за эффективное внедрение инноваций в своей сфере деятельности.

На современном этапе центр тяжести переносится с простейших форм пропорциональности и сбалансированности на динамичность развития экономики. В структуре планомерного развития на первый план выдвигается функция обеспечения модернизации, структурной перестройки и перевода производства в новое качественное состояние. В экономической области переход к новому качеству роста означает, что экономика переводится на принципиально новый уровень эффективности и качества. Это позволит благодаря гибкости созданной материально-технической базы и организационной структуры быстро, своевременно и рационально реагировать на динамизм общественных и личных потребностей.

Литература

1. Путин В.В. Выступление на инвестиционном форуме «Россия зовет!» http://kremlin.ru/news/19351

2. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. М.: Росстат,

2012.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20.

4. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: Очерки экономической истории. М.: Дело, 2005.

5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010.

6. Черковец В. Инновационное воспроизводство как антикризисный ресурс // Экономист. 2009. № 6.

7. Игнатова Т.В., Васильев П.П. Повышение значимости теории человеческого капитала для управления российской экономикой // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2013. № 2. Т. 4.

УДК 338.242

Пономарев М.А.

Основные формы партнерства государства, бизнеса и общества в социально-экономической сфере

В статье раскрываются равноправные формы сотрудничества и рассматриваются возможные формы государственно-частного партнерства. Менеджериальный подход и децентрализация управления возможны лишь в условиях равных прав при партнерстве государства, бизнеса и общества.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство; государственно-публичное партнерство; публично-частное партнерство; децентрализация; гражданское общество; некоммерческие организации.

Особо значимой формой партнерства государства, бизнеса и общества является государственно-частное партнерство (ГЧП). Под ГЧП следует понимать осуществляемое на договорной основе институциональное и организационное взаимодействие и соинвестирова-ние на условиях распределения затрат, результатов и рисков. ГЧП создаются прежде всего в сфере крупных инфраструктурных проектов, например, - инновационный центр «Сколко-во», дорожное строительство - на Каширском, Волоколамском, Старошереметьевском, Осташковском шоссе в Москве, аэропорт «Санкт-Петербург», Инвестиционный проект по комплексному обустройству трассы М-4 «Дон», строительство северного тоннеля в г. Ростове-на-Дону. Управление ГЧП в России носит смешанный характер, это и формирование состава, активное привлечение представителей бизнеса в управление, и принятие решений, широкий круг управленческих полномочий, так называемый «аутсорсинг» политического управления сферой ГЧП, активное развитие региональных структур координации и управления ГЧП-проектов на основе смешанного представительства интересов частного и государственного сектора и т. п. Можно согласиться с Абдрахмановым А.И. [1], что необходима взвешенная подконтрольность государству в сфере управления за счет представительства государственных экспертов и подконтрольности министерствам или специальным структурам исполнительной власти, минимизация политической ангажированности и формирование определенного суверенитета институтов ГЧП в принятии тех или иных управленческих решений.

Альянс между государством и бизнесом (государственно-частное партнерство), между государством и муниципальными органами управления (государственно-публичное партнерство), между муниципальными органами управления и частными структурами (публично-частное партнёрство), а также между некоммерческими организациями и государством (публично-государственное партнерство), между частными структурами и (или) частным лицом и муниципальными органами управления (частно-публичное партнерство), между частными структурами и (или) частным лицом и государством (частно-государственное партнерство) по производству масштабных и локальных общественно значимых социальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.