Научная статья на тему 'Управление формированием себестоимости продукции крупных производственных структур с использованием современных информационных технологий'

Управление формированием себестоимости продукции крупных производственных структур с использованием современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
005:338.512 / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАТРАТЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ENTERPRISE / PRODUCTION / MANAGEMENT / COSTS / COST PRICE OF PRODUCTS / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснобокая И. А.

Рассмотрены актуальные вопросы управления формированием производственных затрат и себестоимости продукции крупных производственных структур в системе управленческого учета на основе использования современных информационных технологий. Дана оценка преимуществ использования ERP-систем и освещены особенности и проблемы ихреализации в практике работы отечественных промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of forming the cost price of production of large industrial structures with use of modern information technologies

In the article the pressing questions o/ management o//orming the manu/acturing costs and the cost prices o/ production o/ large industrial structures in the system o/ the administrative account on the basis o/ use o/ modern in/ormation technologies are considered. The estimation o/ advantages o/ use o/ ERP-systems is given, and /eatures and problems o/ their realization in practice o/ work o/ the domestic industrial enterprises are speci/ied.

Текст научной работы на тему «Управление формированием себестоимости продукции крупных производственных структур с использованием современных информационных технологий»

В случае четырех программ достаточные условия максимума имеют

вид:

*10 ^ *20 ^ *30 ^ *40 _ a, /1 (*10 ) _ /2 (*20 ) _ /3 (*30 ) _ /4 (*40 X /1 (*10 ) ^ 0,

/l" (*10 )/2' (*20 ) + fl (*10 )/4 (*40 ) + /2' (*20 )/4 (*40 ) > 0 fl (*10 )/2 (*20 )/3 (*30 ) ^ / (*10 )/3 (*30 )./4 (*40 ) ^

^/1 (*10 )/2 (*20 )/4 (*40 ) ^ /2 (*20 )/3 (*30 )/4 (*40 ) ^ 0

Таковы теоретические основы для методов решения задачи оптимального распределения ресурсов.

E.A.Seslavina

Theoretical bases о/dependences о/economic bene/it o/volumes o/financing at optimum distribution o/ resources

The theoretical substantiation o/ the decision o/ a problem o/ optimum distribution o/ resources is offered in case o/ smooth continuous /unction. Formulas /or carrying out o/ calculations /or various variants o/programs o/ distribution o/ money resources are received. Key words: optimum distribution o/ resources, economic efficiency, smooth /unctions.

УДК 005:338.512

И.А. Краснобокая, канд. экон. наук, доцент, (4862) 73-94-37, бМ 131175@mail.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ)

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ КРУПНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассмотрены актуальные вопросы управления формированием производственных затрат и себестоимости продукции крупных производственных структур в системе управленческого учета на основе использования современных информационных технологий. Дана оценка преимуществ использования ЕКР-систем и освещены особенности и проблемы ихреализации в практике работы отечественных промышленных предприятии.

Ключевые слова: предприятие, производство, управление, затраты, себестоимость продукции, корпоративные информационные системы.

Потребность современного менеджмента в информации, в том числе в информации о затратах предприятия, постоянно растет. Основная задача управленческого учета — это информационное сопровождение менеджмента, способствующее выполнению всех его функций. Именно

управленческий учет затрат должен оказать помощь менеджменту в планировании, учете, анализе и контроле затрат. В условиях современной экономики эффективная реализация управленческого учета затрат без автоматизации представляется весьма затруднительной.

Управленческий учет — это, прежде всего, информационная система, которая активно использует другие информационные ресурсы предприятия при сборе и обработке информации. Особенно это касается количественной и оценочной информации, поставщиками которой выступают различные службы предприятия: производственно

диспетчерский отдел, служба главного инженера, управление материальнотехническим снабжением, служба технического директора, отдел труда и заработной платы и др. Корпоративная информационная система выступает в роли информационной среды, в которой происходит регистрация и генерация информации различных служб предприятия, необходимой для управления затратами и предприятием в целом.

Система управленческого учета сама практически не генерирует и не обрабатывает количественную и оценочную информацию. На первоначальной стадии она производит дополнительную обработку собранной информации (группировку, соотношение и др.). Для получения дополнительной информации система управленческого учета может вести самостоятельный сбор информации или добавить необходимые ей признаки, если они не генерируются в других информационных системах.

Наличие в единой информационной системе всех необходимых данных позволяет управленческому учету в кратчайшие сроки формировать управленческую отчетность. Анализ и дополнительная обработка отчетности, сформированной на основании единых данных подразделений предприятия, способствует принятию эффективных управленческих решений. Таким образом, система управленческого учета выступает посредником между информационной системой предприятия и менеджментом предприятия.

Проблема автоматизации управленческого учета характерна для большинства крупных российских промышленных предприятий. Это отмечается и в исследованиях, проведенных ТАСИС в 2002 г. на крупнейших отечественных предприятиях [1].

Реализация управленческого учета на базе корпоративной информационной системы является естественным шагом. На западе корпоративные информационные системы называют Enterprise resource planning (планирование ресурсов предприятия) (ERP). ERP-система

представляет собой класс учетно-транзакционных компьютерных систем управления предприятием, предназначенных для планирования и управления всеми ресурсами предприятия, необходимыми для производства, реализации и учета продукции. Каждая компания, производящая ERP-пакеты, по-своему усмотрению применяет и

разрабатывает алгоритмы для решения задач. В настоящее время большинство ERP-систем содержат такие модули, как производство, финансы, управление затратами, управление знаниями, управление кадрами, логистика, бизнес-анализ, конфигуратор продукции, проекты. Последним шагом в эволюции систем управления и планирования является появления систем класса ERP II (Enterprise resource and relationship processing) — управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия. Основное отличие систем этого класса — наличие элементов, автоматизирующих функции, обращенные вовне — CRM (Customer relation management) и SCM (Supply chain management) — управление отношениями соответственно с заказчиками и с поставщиками.

Корпоративная информационная система имеет двойственную природу: с одной стороны, это, прежде всего, информационная система; с другой — концепция управления, которая реализована в данной информационной системе.

Корпоративная информационная система объединяет информацию, используемую многочисленными функциональными подразделениями организации, в унифицированную компьютерную систему. Это означает, что для управления информацией вместо изолированных предметных баз данных (как, например, базы данных по персоналу, клиентам, заказам, оборудованию, финансам и др.) используют единую базу данных предприятия. Это позволяет руководству компании и работникам в разных отделах всегда иметь одинаково актуальную информацию. Унифицированная природа корпоративной информационной системы может привести к значительным преимуществам, включая уменьшение вероятности ошибок, более высокую скорость обработки, эффективность использования ресурсов и более полный доступ к информации. Эти свойства корпоративной информационной системы позволят менеджменту лучше понимать то, что происходит на предприятии. Вследствие этого руководство сможет принимать более обоснованные управленческие решения для развития бизнеса.

До появления корпоративных информационных систем компании хранили свою важную информацию в пределах многочисленных отделов. Обычно разные подразделения использовали разные системы обработки и технику, чтобы управлять информацией. Информация часто дублировалась в пределах организации, в связи с чем возникала проблема ее адекватности. Часть информации вообще могла находиться только на бумажных носителях, затрудняя доступ к ней внутри всей организации.

Кроме наличия единой информационной базы, существенным преимуществом корпоративных информационных систем является процесс ввода информации. Если в традиционных информационных системах основная работа ложится на бухгалтера, то в корпоративных информационных системах основная работа по вводу информации

ложится на менеджера-инициатора бизнес-операции. Преимущество формирования информации в корпоративной информационной системе, в отличие от традиционной информационной системы, очевидно: все пользователи обладают одинаковой информацией; каждый пользователь вводит информацию по своему профилю данных; достигается заинтересованность пользователей в работе с системой — каждый может получить необходимую ему информацию; ввод информации максимально эффективен. Таким образом, как единая информационная система, объединяющая в себе множество других информационных систем, ERP-система — идеальная среда для комплексной автоматизации управленческого учета затрат.

В отношении вопроса выбора на настоящий момент на Российском рынке корпоративных информационных систем для крупных предприятий можно выделить множество корпоративных информационных систем как отечественного, так и западного производства: Oracle E-Business, SAP, R/3, Baan (ERP IV) К/3, «Галактика ERP», «1С:УПП 8.0», «Компас», «Парус» и другие. Каждый из этих пакетов имеет различные отраслевые решения, хотя в качестве базовых, практически во всех пакетах, присутствуют: машиностроение, металлургия, автомобилестроение,

авиакосмическая отрасль и ВПК; судостроение и др.

Статистика внедрений ERP-систем за 2005 г. показывает, что в отечественном машиностроении лидирующими по числу внедрений являются такие пакеты, как «Компас» (25 %), «Галактика» (23 %) и «1C» (21 %). Со значительным отставанием (6 % и менее) в этом секторе идут решения западных компаний: SAP, MBS и Epicor [2].

Однако одной из самых больших проблем при реализации корпоративной информационной системы является не ее выбор, а внедрение системы. Зарубежный опыт показывает, что только 30-50 % реализаций корпоративных информационных систем оказываются успешными. Внедрение корпоративной информационной системы достаточно продолжительный процесс. В крупных компаниях полная автоматизация бизнес-процессов занимает от одного года до трех лет.

Практическое внедрение корпоративной информационной системы возможно одним из двух основных способов.

В случае помодульного внедрения корпоративные информационные системы состоят из «кубиков», предназначенных для внедрения на разных «участках» бизнеса. Например, для обслуживания финансовых потоков предприятия предназначен модуль «Финансы», а для учета движения материальных ресурсов — «Логистика». При данном способе происходит постепенное внедрение всей корпоративной информационной системы по модулям. Обычно внедрение начинают либо с самого простого участка (бизнес процесса), когда нужно показать результат быстро и сразу (в этом случае первым обычно внедряется модуль «Финансы»), либо с самого

проблемного, который часто и является самым сложным («Производство», «Логистика» и др.). Все зависит от задач, стоящих перед группой внедрения.

Полное внедрение информационной корпоративной системы подходит для создаваемого предприятия или при покупке бизнеса по франчайзингу. Часто при покупке лицензии ведения определенного вида бизнеса под определенной торговой маркой предприятию, кроме раскрученной торговой марки, правил ведения бизнеса и пр., предлагается корпоративная информационная система, автоматизирующая и стандартизирующая все бизнес-процессы. Таким образом, предприятию предлагается уже готовый «трафарет» по организации и ведению бизнеса, реализованный в информационной системе [3].

В настоящее время успешность, качество внедрения современных корпоративных систем зависит от следующих факторов:

1. Наличие административного ресурса на уровне топ-менеджмента лучше, если это будет генеральный директор. Внедрение корпоративной информационной системы затрагивает все службы предприятия — необходимо не только желание руководства, но и его постоянная помощь в решении возникающих проблем. Топ-менеджмент должен быть полностью заинтересован в успешном внедрении корпоративной информационной системы.

2. Корпоративная культура. Особенно это касается старых предприятий, где десятилетиями складывалась определенная культура взаимоотношений, которую нарушает корпоративная информационная система. Сотрудники среднего и низшего звена должны понимать, что система будет внедрена, и этот процесс неотвратим. Попытки саботажа и затягивания введения в эксплуатацию системы необходимо жестко пресекать.

3. Наличие соответствующего технического обеспечения.

4. Компьютерная грамотность персонала. Перед внедрением необходимо обеспечить базовый уровень компьютерной грамотности среди персонала, причем не только среди клерков, но и производственных менеджеров (начальников цехов, участков и др.). Один из способов решения этого вопроса — обучение и сертификация персонала по одной из компьютерных образовательных программ (Европейские компьютерные права (ЕСБЬ), Компьютерное образование взрослых (КОВ) общества «Знание» идр.).

5. Текущее состояние автоматизации на предприятии — наличие и состояние справочников, номенклатурных номеров материальнопроизводственных запасов, описание производственных маршрутов и процессов и др.

6. Состояние бизнес-процессов на предприятии. Необходимо решить, какие бизнес-процессы лучше взять из корпоративной информационной

системы в связи с тем, что они лучше решены там, какие оставить собственные, реализовав их в корпоративной информационной системе.

7. Внедрение пакета силами только консультантов невозможно, к тому же это слишком дорого. Необходимо выделение сотрудников предприятия, которые часть своего рабочего времени будут посвящать внедрению системы. Кроме того, в дальнейшем именно на них ляжет основная нагрузка по поддержанию корпоративной информационной системы в рабочем состоянии.

Специфика крупных промышленных предприятий при внедрении современных информационных систем требует от холдингов больших финансовых ресурсов не только на их приобретение, но и техническую поддержку, а также создание «дополнений» для различных подразделений. Требуются частные «модернизации» системы [4], связанные с непрерывным совершенствованием системы управления себестоимостью и затратами.

Высокая сложность описания процессов управления и фиксации информационных потоков в системе управленческого учета затрат связана с тем, что в процессе управления себестоимостью используются значительные ресурсы. С одним и тем же документом, как правило, работают сразу несколько сотрудников из разных подразделений. Электронные документы копируются в рабочие папки сотрудников всех уровней управления предприятием. В результате контролировать состояние документа становится крайне сложно. Для решения этой проблемы и существуют программы, позволяющие упорядочить поток документооборота, организовать хранение, перемещение и доступ. В связи с этим для успешного внедрения и повышения качества функционирования корпоративных информационных систем можно рекомендовать:

- создание качественно новой системы подготовки персонала, способного работать с информационными базами при постоянном совершенствовании как процессов управления, так и технологии работы с электронными документами;

- существенное сокращение затрат времени на доступ к «знаниям

предприятия» [4] при многопользовательской работе, возможность

комбинирования двухуровневой архитектуры управления на предприятиях с трехуровневой архитектурой управления в корпорации;

- повышение качества создания документов, проверка актуальности сведений, обновление расчетных и учетных данных, позволяющих на ранней стадии выявлять замедление темпов развития предприятия и рост себестоимости;

- повышение информированности руководства, как о выполнении текущей работы, так и финансовом состоянии предприятия в целом и его подразделений, перераспределении денежных средств, выполнении

конкретных заказов, инвестиционных проектов, состоянии

технологического оборудования, материальных ресурсов;

- управление доступом к документам предприятия, мониторинг ключевых показателей, контроль мер безопасности при работе с информацией;

- согласование документов, консолидация информации управления с технологическими проектами при автоматизации производства по конкретным заказам с использованием электронной подписи;

- уменьшение стоимости копирования и передачи документов;

- при обмене информацией с партнерами, поставщиками и заказчиками использование Web-интерфейсов;

- современные методы защиты от копирования и пересылки зашифрованных документов вне системы позволяют обеспечить требуемую надежность.

Несмотря на существующие трудности и необходимость частной модернизации существующих корпоративных информационных систем, реализация предлагаемых рекомендаций позволит осуществить успешное внедрение ERP-системы в практику работы крупных производственных структур и создаст условия для автоматизации управленческого учета затрат; увеличения ликвидности предприятия за счет изменения структуры его активов; более эффективного использования средств предприятия за счет увеличения общей оборачиваемости, как всего капитала в целом, так и отдельных его частей; снижения потребности предприятия в оборотных средствах за счет повышения ритмичности работы; уменьшения запасов и внедрения прогрессивных методов их планирования и контроля; формирования обоснованного уровня производственных затрат и оперативного управления себестоимостью продукции.

Библиографический список

1. Отчет проекта ТАСИС об исследовании «Управленческий учет на российских предприятиях: практика ведения и перспективы развития», 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://cma.org.ru/cma.

2. CNews Analytics. Потребление ERP в отраслевом разрезе, 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http ://cnews .ru/reviews.free/industry.

3. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II. СПб: Питер, 2003.

4. Аванесов Г.М. Развитие систем поддержки управленческих решений промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2009. № 6. С. 99-104.

I.A. Krasnobokaya

Management of forming the cost price of production of large industrial structures with use of modern information technologies

In the article the pressing questions of management of forming the manufacturing costs and the cost prices of production of large industrial structures in the system of the administrative account on the basis of use of modern information technologies are considered. The estimation of advantages of use of ERP-systems is given, and features and problems of their realization in practice of work of the domestic industrial enterprises are specified.

Keywords: enterprise, production, management, costs, cost price of products, corporate information systems.

УДК 332.33:334.012.42:330.131.5

C.B. Малета, соискатель кафедры «Мировая экономика» ГОУ ВПО «Тульский государственный университет», (84872) 35-34-46, fim@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Исследуются возможные пути повышения эффективности использования земли как одного из важнейших активов коммерческого предприятия.

Ключевые слова: хозяйственный субъект, кадастровая стоимость, дисконтирование, земельное законодательство, ресурсы.

Деятельность коммерческого предприятия в реальном секторе экономики немыслима без земельного участка как операционного базиса для размещения его основных средств. В основе механизма обеспечения эффективного использования такого ресурса, как земля, выступает принцип платности землепользования. В настоящее время возможны две правовые формы использования земельного участка, а именно: владение на праве собственности или аренды. В первом случае плата за землю выступает в форме земельного налога, во втором — арендной платы. Используя предоставленные законодательством возможности выбора между указанными формами, хозяйствующий субъект может принимать эффективные управленческие решения, направленные на повышение рыночной стоимости активов и снижение издержек, связанных с владением недвижимым имуществом.

Значительное число хозяйствующих субъектов владеет государственными или муниципальными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования. В их число входят и предприятия, которым земля была предоставлена для эксплуатации приватизированных зданий и сооружений, и лица, которые приобрели такие здания и сооружения в результате последующих сделок — к ним переходило то же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.