Научная статья на тему 'Управление э нергоэффективностью и энергосбережением в сфере городского наружного освещения, на материалах города казань'

Управление э нергоэффективностью и энергосбережением в сфере городского наружного освещения, на материалах города казань Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1026
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / URBAN STREET LIGHTING / ТЕХНОЛОГИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ / TECHNOLOGY ENERGY EFFICIENCY AND CONSERVATION / ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ / MODERNIZATION PROGRAM OF OUTDOOR LIGHTING / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / ENERGY SERVICE CONTRACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идиатуллина А.М., Смоленцев Р.А.

В статье рассмотрены технологии энергосбережения и энергоэффективности в области организации городского наружного освещения, проблемы в области энергосбережения и энергоэффективности в городских сетях наружного освещения г.Казани. Раскрыты вопросы применения энергосервисных контрактов как инструмента привлечения финансовых средств для модернизации сетей городского наружного освещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Идиатуллина А.М., Смоленцев Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление э нергоэффективностью и энергосбережением в сфере городского наружного освещения, на материалах города казань»

УДК 334.025:620.98

А. М. Идиатуллина, Р. А. Смоленцев

УПРАВЛЕНИЕ Э НЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В СФЕРЕ ГОРОДСКОГО НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ, НА МАТЕРИАЛАХ ГОРОДА КАЗАНЬ

Ключевые слова: городское наружное освещение, технологии энергоэффективности и энергосбережения, программа модернизации наружного освещения, энергосервисный контракт.

В статье рассмотрены технологии энергосбережения и энергоэффективности в области организации городского наружного освещения, проблемы в области энергосбережения и энергоэффективности в городских сетях наружного освещения г.Казани. Раскрыты вопросы применения энергосервисных контрактов как инструмента привлечения финансовых средств для модернизации сетей городского наружного освещения.

Key words: urban street lighting, technology energy efficiency and conservation, modernization program of outdoor lighting, energy

service contracts.

The paper deals with energy saving and efficiency in the organization of urban street lighting, as well as with problems in the field of energy conservation and efficiency in Kazan outdoor lighting. The article put forward questions about the use of energy service contracts as a tool for fundraising for the modernization of urban street lighting networks.

В рамках инфраструктуры любого муниципального образования, в том числе города, обязательным элементом является система уличного освещения или наружного городского освещения.

Целевое назначение систем освещения улиц в современном мире не сильно отличается от систем городского освещения прежних времен. Основной задачей систем уличного освещения является создание комфортной и безопасной среды проживания и функционирование человека. Основным отличием современных систем уличного освещения муниципального образования является большая их эффективность в сравнении с прежними системами, внедрение новых энергосберегающих технологий и световой техники.

Зонально уличное наружное освещение подразделяется на внутриквартальное освещение, магистрально-дорожное освещение и освещение функциональных площадок. По функциональному назначению выделяют: архитектурное,

ландшафтное, декоративное, световая реклама и информация, иллюминация, утилитарное (функциональное) наружное освещение дорог, магистралей, улиц, площадей и прочих инфраструктурных частей муниципального образования.

Все рассмотренные виды освещения организуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, специальными отраслевыми нормативными актами, методическими

рекомендациями по благоустройству

муниципальных образований и организации уличного наружного освещения, а также документами, которые нормируют и стандартизируют область наружного освещения (СНиП, ГОСТ).

Потребность в капитальной модернизации уличного освещения назрела в нашей стране еще в 90-х годах, но не могла быть реализована по ряду объективных причин: отсутствия нормативной базы, финансовых и технических проблем. Изменение

ситуации наметилось вследствие принятия Федерального закона от 23.11.2009. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также принятой Федеральной целевой программе «Энергосбережение России».[6]

В рамках Федеральной целевой программы «Энергосбережение России» многие регионы и муниципальные образования разработали собственные концепции и программы энергосбережения и повышения

энергоэффективности. Абсолютно во всех программах ставятся задачи снижения энергопотребления и достижения существенных показателей экономии (50-60%).[4]

Что касается уличного наружного освещения, то данная сфера является серьезной статьей расходов любого муниципального образования.

Следует отметить, что во многих муниципальных образованиях Российской Федерации имеет место сильный физический износ уличного и дорожного осветительного оборудования. Освещенность дорог ниже нормы в 2-3 раза, светильники имеют устаревшую конструкцию, в светильниках используются низкоэффективные лампы накаливания (светоотдача 12 лм/Вт) и ртутные лампы (светоотдача 55 лм/Вт). Доля старого оборудования, включая не только светильники, но и опоры, кабели, в России составляет более 60%. Схемы электроснабжения не обеспечивают необходимый уровень надежности установок наружного освещения. При этом, ежегодно на уличное освещение в России тратится более 4,5 млрд кВт/ч, и этот показатель растет. В Республике Татарстан от 35% до 45% сетей наружного освещение требует реконструкции. Неэффективные лампы накаливания и ртутные лампы составляют более 70% общего парка источников света.[3]

Задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности установок наружного освещения муниципальных образований являются

очень важными, так как доля расходов на оплату электроэнергии составляет более 40% от общих затрат на эксплуатацию систем. При том, что в нашей стране потенциал экономии электроэнергии в рассматриваемой сфере благоустройства муниципального образования составляет более 50%. Столь значительный масштаб заставляет всерьез задуматься о массовом внедрении современных энергосберегающих и энергоэффективных систем в наружном освещении. В связи с этим в многочисленных региональных и муниципальных программах в области модернизации наружного освещения предусматриваются различные мероприятии в области энергосбережения в сетях наружного освещения муниципальных образований. Планы и программы включают различные мероприятия, начиная от замены ртутьсодержащих светильников и ламп накаливания на энергосберегающие с натриевыми или светодиодными лампами, заканчивая внедрением автоматизированных систем управлении наружным освещением. Однако энергосберегающие технологии стоят не малых финансовых средств и что бы повысить энергосбережение в области наружного освещения до желаемого уровня, нужно решить проблему отсутствия финансирования. Кроме того, модернизация зачастую связана еще и со сложностями эксплуатации более энергоэффективных систем наружного

освещения.[16]

Что касается города Казани, то город определил ключевые проекты по модернизации наружного освещения. Это установка светодиодных светильников, использование светильников с электронным пускорегулирующим аппаратом, улучшение автоматизированной системы управления наружным освещением, замена счетчиков электроэнергии на двухтарифные, замена устаревших ламп в светильниках уличного освещения в рамках текущего содержания. Для города важен вопрос экономии электрической энергии в сетях наружного освещения, т.к. из года в год затраты на городское уличное освещение увеличиваются. Это обусловлено в том числе тарифами на электроэнергию, которые ежегодно растут в среднем на 15%.[3]

Как и во многих городах России, в процесс обеспечения жителей города Казани уличным освещением, задействовано большое число контрагентов. Организацией, осуществляющей поставку электроэнергии для сетей наружного освещения в городе является Казанское отделение ОАО «Татэнергосбыт».[8] Функцию передачи и распределения на территории города Казани электрической энергии для наружного освещения является компания Казанские электрические сети -филиал ОАО «Сетевая компания».[9] Основной задачей при осуществлении данной функции является надежное и бесперебойное электроснабжение сетей наружного освещения.

Компания «Уралэнерго» - один из крупнейших поставщиков кабельно-проводниковой продукции и электрооборудования в Приволжском

федеральном округе.[10] Компания «Интеграл+» является поставщиком программно-технического комплекса (автоматизированная система управления наружным освещением «Идель»,

автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов).[11]

Поставщиком автоматизированной системы управление наружным освещением в городе Казани так же можно считать научно-производственное предприятие «Горизонт», город Екатеринбург.[12] Работу по проектированию и монтажу внутреннего и внешнего электроснабжения и электроосвещения выполняет компания «Промсвет».[13] Разработка и производство светодиодных приборов освещения для различных областей применения: от общественных и офисных зданий до автотрасс и промышленных объектов является сферой деятельности компании «ЬБББЬ».

Общее управление системами уличного управления на уровне города занимается МКУ «Комитет внешнего благоустройства

Исполнительного комитета МО г. Казань». Хозяйственное управление осуществляет подрядная организация МУП «Казгорсвет», в ведении которого находятся 67,7 тысяч светоточек, протяженность сетей освещения составляет 2,3 тыс. км., и эти показатели стабильно растут. Целью деятельности МУП «Казгорсвет» является выполнение работ по обслуживанию систем уличного освещения и электрооборудования объектов внешнего благоустройства города Казани на подрядной основе.[14]

Следует отметить, что Казань является единственным городом, полностью перешедшим на систему самонесущих изолированных проводов. А в 2001 году Казань стала первым городом, где начали массово внедряться автоматические системы управления уличным освещением. Усилиями МУП «Казгорсвет» на многих улицах Казани появились новые светильники, был подсвечен целый ряд новых магистралей, а в центре города произведена модернизация освещения по улицам Булак, парк Стамбул и новый ЗАГС, освещение здания казанского Вокзала, Большого Концертного Зала. Кроме того, специалисты предприятия уже на протяжении нескольких лет работают над подсветкой фасада Казанского Кремля. В ближайших планах предприятия - продолжить освещение пригородных районов. До конца 2014 года планируется заменить более 700 столбов, полностью обновить старые лампы на новые энергосберегающие светильники с более сильной светоотдачей. Кроме того, «Казгорсвет» планирует и дальше выделять средства на освещение, как исторического центра Казани, так и ее окраин. МУП «Казгорсвет» одни из первых перешли на новую систему индивидуального управления каждым светильником, которая позволяет экономить электроэнергию до 40%, при этом световая отдача ламп увеличивается, а срок службы становится дольше. В Казани заменено 97% неизолированных проводов на самонесущие изолированные. Город отказался от старых

материалов и перешел на более экологичные. МУП «Казгорсвет» заменил 10000 ртутных ламп старого образца на новые натриевые светильники.[14]

Рассматривая процесс реализации проектов в области внедрения энергоэффективных технологий в системах уличного освещения города Казани, необходимо выделить целый ряд проектов, разработанных властями на основе анализа опыта городов-миллионников и финансовых возможностей города.

Первый городской проект предусматривал установку светодиодных светильников. Эти светильники потребляют меньше электроэнергии при той же светоотдаче. Первые светодиодные светильники появились в ноябре-декабре 2010 г. в 38-м квартале Ново-Савиновского района и в квартале ул. Батыршина Кировского района. В рамках этого проекта было установлено 377 светильников, и сегодня можно подвести первые итоги. На ул. Батыршина, где установлены 127 светодиодных светильников, затраты на электроэнергию снизились на 22%, а в 38-м квартале (250 светильников) - на 40%. Ожидаемая экономия стоимости электроэнергии в 38-м квартале составит порядка 292 тыс. руб. в год. Всего запланировано установить порядка 500 светодиодных светильников, финансовые затраты составят порядка 10 млн. руб.

Второй городской проект по энергосбережению связан с использованием светильников с электронным пускорегулирующим аппаратом (ЭПРА). Эти светильники ежедневно в определенное время суток автоматически переключаются в режим пониженной мощности. В таком режиме потребление электроэнергии снижается до 30%. Первые светильники с ЭПРА уже появились в Казани на Большом Казанском Кольце.

Третий проект предусматривает улучшение автоматизированной системы управления (АСУ) наружным освещением, которая была внедрена МУП «Казгорсвет» в 2001 г. Проект по техническому заданию МУП «Казгорсвет» реализовала казанская фирма «Интеграл». Сейчас в Казани работают 660 шкафов управления наружным освещением. Из них 270 - шкафы с автоматизированной системой управления по радиоканалу. Казань постепенно переходит к энергосберегающей АСУ нового поколения. Она работает по в8Ы-каналу и обладает рядом преимуществ. Например, позволяет регулировать мощность свечения каждого светильника, дистанционно определять состояние лампы, не гасить свет в ночном режиме экономии. Кроме того, благодаря АСУ можно управлять как освещенностью улицы в целом, так и мощностью отдельных светильников. Например, можно включить режим пониженной мощности на основной части улицы, а на остановочных площадках общественного транспорта сохранить максимальное освещение.

Четвертый проект по энергосбережению предусматривает замену счетчиков электроэнергии на двухтарифные счетчики, дифференцированные

по зонам суток. На сегодняшний день эта работа начата - в городе установлено 172 новых приборов. Требуется заменить еще 474, потребность в финансировании составляет 3,5 млн. руб.

Пятый проект реализуется в рамках текущего содержания уже имеющегося оборудования. Речь идет о замене устаревших ламп в светильниках уличного освещения. В мае 2011 г. МУП «Казгорсвет» запустила программу по замене ламп, находящихся в эксплуатации 5-6 лет. Затраты составили порядка 500-600 тыс. руб. в месяц. Благодаря этому в городе заменены 3900 ламп. Общая сумма вложений составляет 3,2 млн. руб. Выполняется план постепенной замены светильников с ртутными лампами и лампами накаливания на менее мощные, но с лучшей светоотдачей светильники с натриевыми лампами. Они позволяют улучшить освещенность улицы и снизить потребление электроэнергии. В городе необходимо заменить 9,5 тыс. ртутных ламп и 600 ламп накаливания, которые уже не выпускаются. В целях экономии планируется заменять их не только новыми светильниками, но и использовать те светильники, которые демонтируются с реконструируемых центральных улиц и находятся в хорошем состоянии и не выработали свой ресурс. Такие светильники можно установить в поселках города и на периферийных улицах. Работы по замене ламп уже начаты и будут продолжаться по мере строительства магистральных улиц.[14]

Большой объем работ по модернизации уличного наружного освещения был проведен в рамках подготовки к Универсиаде, проведенной в г.Казани в 2013 году.

Но, несмотря на все реализуемые мероприятия по модернизации уличного освещения, вопрос экономии электроэнергии в городе и присоединенных к городу многочисленных поселков, остается актуальным. В частности, остается проблема износа электросетей и без полноценного капремонта МУП «Казгорсвет» не можем «подтянуть» оборудование до оптимального уровня. Текущий ремонт решает проблемы лишь на короткое время. Старые сети и светильники постоянно выходят из строя, а заменить их современным экономичным оборудованием не получается, так как их просто невозможно установить на разрушающиеся опоры. В таких условиях сложно говорить об энергосбережении.

Как видим, мероприятия по модернизации уличного освещения были разработаны, но на пути их реализации стоит извечный вопрос муниципальных образований - нехватка бюджетных средств. По плану, разработанному еще в 2011 г., в Казани предстояло отремонтировать 832 светоточки. Для этого требовалось 38 млн. руб. Однако до сих пор решения по финансированию нет. Это повторяется третий год подряд. Капремонт постоянно откладывается. А ведь в целом по городу более 11,5 тыс. объектов нуждаются в ремонте, реконструкции или полной замене. Эта проблема наиболее остра в присоединенных поселках.[5]

Решением проблемы отсутствия

финансирования для внедрения энергосберегающих технологий в область наружного освещения в муниципальных образованиях, в том числе и в городе Казани, может стать взаимодействие муниципальных органов с энергосервисными компаниями. В этом случае энергосервисная компания, заключая энергосервисный контракт с муниципалитетом, выполняет полный комплекс работ по внедрению энергосберегательных технологий за счет собственных финансовых средств. Таким образом, у муниципалитета появляется источник финансирования с возложением на этот источник ответственности по проделанной работе.

Формирование рынка знергосервисных компаний стало возможным благодаря принятию в 2009 году Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Глава 5 данного закона посвящена энергосервисным договорам (контрактам). Принятие данного закона позволило определить комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование

энергосбережения и повышение

энергоэффективности, в том числе в жилищно-коммунальной сфере.[1]

Согласно указанному закону

энергосервисный контракт - это контракт, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.[1]

Если энергосбережение осуществляется в сфере наружного освещения, то заказчиком выступает администрация муниципального образования (город, село, поселок и т.п.), заинтересованная в модернизации существующей сети уличного освещения с целью экономии затрат. Энергосервисная компания, в этом случае, юридическое лицо, предлагающее за свой счет осуществить модернизацию существующей системы освещения с дальнейшей выплатой заказчиком части полученной экономии до полной выплаты по энергосервисному контракту.

По данным статистики «Российского энергетического агентства», в России происходит тенденция к увеличению заключения энергосервисных контрактов в области наружного освещения и увеличению объема инвестиций в этой области в бюджетной сфере. Если с 2009 по 2011 год было заключено всего 3 (три) энергосервисных контракта в области наружного освещения, то в 2013 году - 15 (пятнадцать) энергосервисных контракта. Что касается инвестиций, то с 2009 по 2011 год объем инвестиций в область наружного освещения составил 17, 1 млн. руб., а в 2013 году -193,9 млн. руб.[15]

Таким образом, энергосберегающие технологии стоят не малых финансовых средств, и что бы решить эту проблему властям городов и

иных поселений, в том числе города Казани, необходимо предпринимать определенные управленческие шаги. Решением проблемы, в данном случае, может являться взаимодействие органов местного самоуправления города с энергосервисными компаниями. В этом случае энергосервисная компания, заключая

энергосервисный контракт с муниципалитетом, выполняет полный комплекс работ по внедрению энергосберегательных технологий за счет привлеченных кредитных средств. У муниципалитета появляется источник

финансирования с возложением на этот источник ответственности по проделанной работе. Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные энергосервисной компанией работы, как правило, производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий и решений.

В городе Казани практика энергосервисного контракта, как источника финансирования программ по модернизации наружного освещения еще не использовалась, но перспективы в этом отношении есть. Существующие проблемы при взаимодействии муниципалитета с энергосервисными компаниями создают риск неопределенности, а впоследствии отсутствие и неэффективность этих взаимодействий. Одной из причин риска является несовершенство законодательной базы и отсутствие методических разъяснений по применению энергосервисных контрактов в сфере модернизации уличного освещения муниципальных образований, то есть разъяснения механизма осуществления

взаимодействия органов местного самоуправления с энергосервисными компаниями в области модернизации наружного освещения.

Литература

1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.11.2009. №261-ФЗ. - URL: http://www.rg.ru/2009/11/27/energo-dok.html.

2. Об освещении улиц города (Программа «Свет») [Электронный ресурс]: Решение Казанского городской Думы от 08.06.2008 г. № 4-9// Информационно-правовой портал «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.

3. Абдулхаков Р.Р. Из тени к свету. Опыт Казани по модернизации уличного освещения/ Р.Р. Абдулхаков// Энергосовет. - 2012. - №2. — 74 с.

4. Галеева А.Р., Газизова О.В. Энергоэффективность -основа устойчивого развития экономики страны. -Вестник КНИТУ. 2014. Т.17.-№8. - С.372-377.

5. Ибрашева Л.Р., Шекурова М.М. Государственное регулирование энергоаудита: отечественный и зарубежный опыт. Вестник КНИТУ. 2013.-№3. - С.281-288.

6. Идиатуллина А.М. Управление проектами в области энергосбережения в России и за рубежом. Вестник КНИТУ. 2012. Т.15. -№6. - С. 195-200.

7. Митрохин В.В. Развитие рынка энергосервисных компаний в России/ В.В. Митрохин, О.В. Ульянкин// Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№4.

8. Официальный сайт ОАО «Татэнергосбыт» [Электронный ресурс] - URL: http://www.tatenergosbyt.ru.

9. Официальный сайт ОАО «Сетевая компания» Республики Татарстан [Электронный ресурс] - URL: http://www.gridcom-rt.ru.

10. Официальный сайт компании «Уралэнерго» [Электронный ресурс] - URL: http://www.u-energo.ru/.

11. Официальный сайт компании ЗАО НПФ «Интеграл+» [Электронный ресурс] - URL: http://www.integralplus.ru.

12. Официальный сайт компании ООО «Горизонт» [Электронный ресурс] - URL:

http://www.intelecon.ru/about.

13. Официальный сайт компании «Промсвет» [Электронный ресурс] - URL: http://promsvet.ru.

14. Официальный сайт МУП «Казгорсвет» [Электронный ресурс] - URL: http://kazgorsvet.ru.

15. Официальный сайт ФГБУ «Российское энергетическое агентство» [Электронный ресурс] - URL: http://rosenergo.gov.ru.

16. Цакунов С.В. О разработке, финансировании и реализации программ модернизации городского освещения в Российской Федерации/ С.В. Цакунов// Энергосовет. - 2011. - №2 (15). - 57 с.

© А. М. Идиатуллина - канд. соц. наук, доцент каф. государственного и муниципального управления и социологии КНИТУ, iam141@yandex.ru; Р. А. Смоленцев - выпускник каф. государственного и муниципального управления и социологии КНИТУ, smolencev_ruslan@mail.ru.

© A. Idiatullina - Candidate of Sociology, Associated prof.. of the Dept. for Public Administration and Sociology of KNRTU, iam141@yandex.ru; R. Smolentsev - aluminum of the Dept. for Public Administration and Sociology of KNRTU, smolencev_ruslan@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.