Научная статья на тему 'Управление дорожными конфликтами в системе «Водитель-пассажир-пешеход»'

Управление дорожными конфликтами в системе «Водитель-пассажир-пешеход» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1035
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ВОДИТЕЛЬ / ПАССАЖИР / ПЕШЕХОД / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ДОРОЖНЫЙ КОНФЛИКТ / ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / TRAFFIC SAFETY / DRIVER / PASSENGER / PEDESTRIAN / ROAD ACCIDENT / TRAFFIC CONFLICT / TRANSPORT PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пауль Алена Анатольевна, Осинцева Марина Геннадьевна, Лабунский Леонид Вячеславович, Осинцев Никита Анатольевич

Рассмотрена проблема безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте в Российской Федерации. Предложен подход по повышению безопасности дорожного движения на основе управления дорожными конфликтами в системе «водительпассажирпешеход».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Пауль Алена Анатольевна, Осинцева Марина Геннадьевна, Лабунский Леонид Вячеславович, Осинцев Никита Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD CONFLICTS MANAGEMENT IN «DRIVER-PASSENGER-PEDESTRIAN» SYSTEM

Considered the problem of traffic safety in the Russian Federation automobile transport. Presented approach of traffic safety increase on the basis of traffic conflicts management in «driverpassengerpedestrian» system.

Текст научной работы на тему «Управление дорожными конфликтами в системе «Водитель-пассажир-пешеход»»

УДК 656.1:159.9

УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В СИСТЕМЕ «ВОДИТЕЛЬ-ПАССАЖИР-ПЕШЕХОД» Пауль А.А., Осинцева М.Г., Лабунский Л.В., Осинцев Н.А.

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ), 455000, г. Магнитогорск, пр-т Ленина, 38, кафедра «Промышленный транспорт», osintsev@logintra.ru

Аннотация

Рассмотрена проблема безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте в Российской Федерации. Предложен подход по повышению безопасности дорожного движения на основе управления дорожными конфликтами в системе «водитель - пассажир - пешеход». Ключевые слова: безопасность дорожного движения, водитель, пассажир, пешеход, дорожно-транспортное происшествие, дорожный конфликт, транспортная психология.

ROAD CONFLICTS MANAGEMENT IN «DRIVER-PASSENGER-PEDESTRIAN» SYSTEM Paul A., Osintseva M., Labunsky L., Osintsev N.

Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Considered the problem of traffic safety in the Russian Federation automobile transport. Presented approach of traffic safety increase on the basis of traffic conflicts management in «driver-passenger-pedestrian» system.

Key words: traffic safety, driver, passenger, pedestrian, road accident, traffic conflict, transport psychology.

Увеличение численности транспортных средств в России, рост интенсивности дорожного движения на улично-дорожной сети городов приводит к повышению тесноты взаимодействия участников дорожного движения и появлению дорожных конфликтов, следствием которых является возникновение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), гибель и причинение вреда здоровью участникам дорожного движения [1,2].

В соответствии с [3] участниками дорожного движения признаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве пешехода, водителя и пассажира транспортного средства (табл. 1).

Анализ фиксируемых нарушений правил дорожного движения (ПДД) участниками дорожного движения показывает их неравномерное соотношение между собой (рис. 1).

Abstract

Таблица 1

Характеристика участников дорожного движения_

Участник Определение

Водитель лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо

Пешеход лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску

Пассажир лицо, за исключением водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)

Наименьшее количество фиксируемых нарушений приходится на пассажиров транспортных средств и пешеходов, однако количество ДТП и тяжесть последствий с участием данных категорий достаточно высокие. Три четверти всех ДТП происходит по причине нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения. Следствием таких нарушений является причинение вреда здоровью или гибель до 50% пассажиров.

Нарушения ПДД Смертельный травматизм

(по данным [5]) (по данным [4])

Рис. 1. Распределение количества нарушений ПДД и случаев смертельного травматизма среди участников дорожного движения в РФ

Анализ нормативно-правовых актов транспортного законодательства РФ позволил классифицировать участников дорожного движения в зависимости от типа транспортного средства и его формы собственности (рис. 2). Такое представление позволяет рассматривать взаимоотношения между участниками дорожного движения в рамках системы «водитель -

пассажир - пешеход» («В-П-П»), каждый из элементов которой наделен правами, обязанностями и ответственностью в соответствии с нормативно-правовыми актами транспортного законодательства РФ. Однако, как показывает анализ, в подавляющем большинстве нормативно-правовых документов наиболее полно регламентирована деятельность водителей транспортных средств как участников дорожного движения, эксплуатирующих источники повышенной опасности - транспортные средства. Правила поведения пешеходов и пассажиров регламентированы не в полной мере. То же самое касается и выявления причин возникновения ДТП [6] - в подавляющем большинстве они направлены на анализ действий водителей транспортных средств.

Систему «водитель - пассажир - пешеход» необходимо рассматривать как часть известных систем «водитель - транспортное средство -дорога - среда» («В-ТС-Д-С») и «водитель - автомобиль - среда» («В -АС»), акцентируя внимание на связи типа «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» («водитель - пешеход», «водитель - пассажир», «водитель - водитель», «пешеход - пассажир»). При этом каждый из участников перечисленных взаимосвязей обладает определенным набором психических качеств и

свойств, биологических характеристик, нормами поведения в условиях транспортной среды и уровнем компетенции в области безопасности дорожного движения (рис. 3).

Рис. 3. Характеристика участника дорожного движения

В качестве основных инструментов оценки психических качеств и свойств могут выступать: методика Озерецковского (психомоторика), таблицы Шульте, корректурная проба Бурдона (внимание); методика «Исключения слов» (мышление); методика «Заучивания 10 слов» Лурия А.Р., тест зрительной ретенции Бентона (память); опросник Спилберга «Исследование тревожности», опросник Басса-Дарки на агрессию (эмоции); методика Ро-зенбат, Мариной, уровень волевого усилия (воля); личностный опросник Айзенка, методика диагностики темперамента Стреляу (темперамент); характерологический опросник К. Леонгарда, Миннесотский многоаспектный личностный опросник (характер); диагностика невербальной креативности Е. Торренса, диагностика вербальной креативности С. Медника (способности); ориентационная анкета Басса, методика В. Смекала и М. Кучера (направленность) и др.

Таким образом, взаимоотношения между участниками дорожного движения формируют определенную дорожно-транспортную среду [1], в которой происходят пересечения интересов, мотивов и потребностей каждого из участников дорожного движения и приводят к возникновению конфликтных ситуаций - дорожных конфликтов. На рис. 4 представлена структура дорожного конфликта. Наличие противоречий (несовпадения интересов) в поведении участников дорожного движения приводит к несанкционированным действиям одного или нескольких участников и нарушению ими правил дорожного движения, и, как следствие, высокой вероятности возникновения ДТП. В качестве основных дорожных кон-фликтогенов [9] выступают: некорректное поведение; ложное толкование правил дорожного движения; нонконформизм; нерешительность и неумелость; неверное предвидение действий друг друга; недисциплинированность; тяга к риску и острым ощущениям; агрессивность; склонность к конкуренции; низкий уровень коммуникативной компетентности и дисциплины.

Рис.4. Структура дорожного конфликта

Наиболее опасными, с точки зрения количества участвующих и пострадавших в ДТП, являются межличностные и групповые дорожные

конфликты (табл. 2).

Таблица 2

_Типы и характеристика дорожных конфликтов_

Тип дорожного конфликта Разновидность дорожного конфликта Субъекты, участвующие в конфликте Дефект связи в системе «Водитель-пассажир-пешеход», обуславливающий дорожный конфликт Количество пострадавших N чел.

Внутри-личностный дорожный конфликт Любой из участников дорожного движения: - водитель, - пешеход, - пассажир Невозможность (нежелание) соблюдения ПДД в силу психологических особенностей личности N=1

Межличностный дорожный конфликт Конфликт «личность- личность» Два участника: водитель-водитель, водитель-пешеход, водитель-пассажир, пешеход-пассажир, пешеход-пешеход, пассажир-пассажир Невозможность (нежелание) соблюдения ПДД в силу социальных и психологических особенностей личности 1<Ж2

Конфликт «между несколькими личностями» Несколько участников, каждый из которых отстаивает свои интересы: водитель-пешеход-пассажир N>1

Групповой дорожный конфликт Конфликт «личность- группа» Несколько участников, когда хотя бы одна из сторон представлена малой группой: - водитель-пешеходы, - водитель-пассажиры, - пешеход-водитель, пассажир Нарушение ПДД в силу социальных и психологических особенностей участников группы, а также личности отдельно N>1

Таким образом, методы работы по профилактике ДТП должны быть направлены не только на выявление и устранение нарушений пунктов правил дорожного движения или правил перевозки пассажиров, но и на выявление и устранение источников возникновения ДТП, т.е. мотивов, которые заставили участника дорожного движения совершить несанкционированные действия и нарушить данные правила.

Работа по управлению дорожными конфликтами представлена на рис. 5 и включает следующие основные этапы:

1. Изучение индивидуально-психологических особенностей участников дорожного движения;

2. Определение мотивов поведения участников дорожного движения в зависимости от типа дорожного конфликта;

3. Обучение участников дорожного движения способам разрешения дорожных конфликтов;

Рис.5. Схема управления дорожными конфликтами Библиографический список

1. Осинцева А.А., Осинцев Н.А., Лабунский Л.В. Повышение безопасности дорожного движения на основе управления дорожными конфликтами // Современные проблемы транспортного комплекса России: межвуз. сб. науч. тр. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. - № 2. - С. 184-191.

2. Осинцева А.А., Осинцев Н.А., Лабунский Л.В. Принципы транспортной психологии при управлении безопасностью дорожного движения // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2011. - Т. 3. № 4. - С. 4а-6.

3. Постановление правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 «О правилах дорожного движения».

4. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения / Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2009. - 161 с.

5. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // Официальный сайт ГИБДД МВД России [Электронный ре-

сурс]. URL: http://www.gibdd.ru/info/stat/.

6. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 243 с.

7. Романов А.Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - 3-е изд. -СПб: Питер, 2009. - 384 с.

9. Утлик В.Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: автреф. дисс. ... канд. псих. наук. - М.: 2006. - 1,5 п.л.

10. Проектные работы по обновлению маршрутной сети городского пассажирского автотранспорта г. Магнитогорска: отчет о НИР. Муниципальный контракт №1444 / Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Осинцев Н.А. [и др.]. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2009. - 254с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.