Научная статья на тему 'Управление человеческими ресурсами: учебная дисциплина и компетенции'

Управление человеческими ресурсами: учебная дисциплина и компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ДИСЦИПЛИНА "УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ" / THE COURSE "HUMAN RESOURCE MANAGEMENT" / COMPETENCE APPROACH / ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Ольга Михайловна

Применение интерактивных форм и методов в образовании позволяет не только повышать уровень знаний, умений и навыков студентов, но и раскрывать их новые возможности, развивать различные способности, что является необходимым условием для совершенствования компетентностей. Использование в подготовке студентов-бакалавров (специальность менеджмент) активных и интерактивных «фундаменталистских» методов в сочетании с самостоятельной работой является наиболее эффективным, так как с их помощью можно сформировать профессиональные компетенции менеджеров в процессе обучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки различный объем неупорядоченной информации, принимать решения в условиях стресса и недостаточной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильченко Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Resource Management: discipline and competence

The use of interactive forms and methods in education cannot only increase the knowledge and skills of students, but also reveal their new opportunities, develop a variety of skills, which is a prerequisite for improving competencies. The use in preparing bachelors-managers active and interactive, "fundamentalist" techniques combined with independent work is the most effective, as they can be used to generate the key professional competencies of managers in the learning process: communication, leadership, the ability to quickly analyze a large amount of disordered information, to make decisions under stress and lack of information.

Текст научной работы на тему «Управление человеческими ресурсами: учебная дисциплина и компетенции»

УДК 351

О. М. Ильченко

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КОМПЕТЕНЦИИ

Применение интерактивных форм и методов в образовании позволяет не только повышать уровень знаний, умений и навыков студентов, но и раскрывать их новые возможности, развивать различные способности, что является необходимым условием для совершенствования компетентностей. Использование в подготовке студентов-бакалавров (специальность менеджмент) активных и интерактивных «фундаменталистских» методов в сочетании с самостоятельной работой является наиболее эффективным, так как с их помощью можно сформировать профессиональные компетенции менеджеров в процессе обучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки различный объем неупорядоченной информации, принимать решения в условиях стресса и недостаточной информации.

Ключевые слова: компетентностный подход, активные и интерактивные методы обучения, практические занятия, дисциплина «Управление человеческими ресурсами»

Современная образовательная система сегодня претерпевает как методологические, содержательные, так и методические изменения. Наиболее остро перед образованием стоит проблема методики реализации учебных занятий. Ее главными причинами являются:

- изменения в динамике развития технологий современного производства;

- высокая степень информатизации общества;

- быстрые изменения внешней среды функционирования как технических, так и социальных систем и др.

Естественно, что практики и научная общественность проявили крайнюю степень заинтересованности в выработке подходов к разрешению названных проблемных точек [1; 4; 11; 14]. Для системы образования это выразилось в разработке и внедрении компетентностного подхода, положенного в основу образовательных стандартов нового поколения [9; 10; 16].

В этой связи объектом настоящего исследования является образовательный процесс высшей школы; предметом - особенности реализации компетентностного подхода в процессе изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» будущими бакалаврами менеджмента. Сформулированная гипотеза исследования - использование активных и интерактивных методов компетентностного подхода в процессе изучения дисциплины

«Управление человеческими ресурсами» -дает возможность построения образовательного процесса в контексте интеграции знаний, умений и навыков в сформированные компетенции [2; 5; 7; 13].

Пункт 7.3 раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ» ФГОС ВПО декларирует, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Исходя из специфики компетентностного подхода, в рамках названной учебной дисциплины существуют реальные возможности их практического формирования. При этом можно использовать следующие приемы:

- «запараллеливание» задач;

- разбиение задачи на подпроцессы;

- одна задача для разных групп с заданным и/или свободно избираемым методом ее решения;

- формального эксперимента (фактор «наблюдение за исполнением» и/или «наблюдение за наблюдающим исполнение»).

Функции преподавателя:

- объяснение цели предстоящей работы;

- разбивка студентов на группы;

- раздача заданий для групп;

- контроль за ходом групповой работы;

147

- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, побуждение студентов к активному поиску;

- после отчета групп о выполненном задании формулирование выводов [3; 6].

Внедрение активных и интерактивных методов в процессе обучения будущих бакалавров менеджмента в рамках дисциплины «Управление человеческими ресурсами», реализуемых в учебных группах направления, можно кратко свести в табл.

Таким образом, в образовательном процессе используется комплекс активных и интерактивных методов обучения: полилоги, метод вопросов и ответов, «салонные» (дискуссии «по поводу»), сугубо рефлексивные (действие ^ рефлексия ^ новое действие ^ рефлексия ... ^ рефлексия цикла), методы «слоеного пирога» (многослойного анализа ситуаций), методы на основе полярностей (создание поля из противоположных идей или условий применения идей), творчески-конструктивные (мозговой штурм, «Дельфи», метод стимулирования случайностью, метод дробления и восстановления, метод вынесения, метод проекций), «фундаменталистские» (уровни аргументации могут быть разными: содержательный, логический, коммуникативный), системные (выделение части и целого, абстрактного и конкретного, структуры и функции в понимаемом объекте), концептуальные (осмысление понятий и отношений, с которыми связано явление, синтез новых конструкций и переход к понятиям более широким или узким, чем изучаемые), иррациональные (конкретные приемы: «ассоциация», «личная аналогия», «прямая аналогия», «символическая аналогия», «фантастическая аналогия», «медитация»). Это дает возможность избежать рутинности учебного процесса, с одной стороны, и поддерживать заинтересованность студентов - с другой [7; 15].

Избежать феномена познавательной усталости можно за счет соответствующим образом организованной самостоятельной работы, предполагающей как поиск, так и анализ

материалов по отдельным разделам темы. При этом создается эффект «открытия», позволяющий удовлетворять потребности студентов в самореализации [8]. Содержательно самостоятельная работа в рамках учебной дисциплины включает:

- анализ содержательной области управления человеческими ресурсами;

- анализ взаимосвязи управления человеческими ресурсами со смежными областями научного знания;

- сравнительный анализ классических и современных теорий управления персоналом;

- формирование индивидуальных моделей философии управления персоналом виртуального предприятия;

- исследование структуры концепции управления персоналом;

- анализ структуры системы управления персоналом на примере конкретного предприятии (подразделения);

- описание кадровой политики конкретной организации;

- практическое задание по выполнению расчетов кадрового планирования для конкретного предприятия;

- исследование системы кадрового контроля и кадрового контроллинга на конкретном примере;

- описание применяемых процедур кадрового аудита и/или их сравнительная характеристика;

- оценка существующих технологий управления наймом персонала;

- описание технологий управления персоналом на конкретном предприятии;

- оценка применяемых подходов к развитию персонала и синтез практических рекомендаций по их совершенствованию;

- эссе на темы «Содержание феномена обогащение труда» и «Содержание феномена расширение труда»;

- анализ зарубежных тенденций повышения качества условий труда;

- анализ практики управления производительностью и нормированием труда на конкретном предприятии.

148

Содержание и целевая ориентация практических занятий по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»

№ п/п Тема занятия Цель занятия Форма проведения занятия, используемые методы

1 Теории управления персоналом Закрепить знания о классических и современных теориях управления персоналом, определить, действуют ли основные положения современных теорий на практике Работа в малых группах, дискуссия, метод полярностей

2 Философия управления персоналом Закрепить теоретические знания по теме Групповые методы (самоуправляемые и управляемые преподавателем), системные методы

3 Концепции управления персоналом Закрепить теоретические знания по теме Групповые методы (самоуправляемые и управляемые преподавателем)

4 Система управления персоналом Анализ структуры системы управления персоналом конкретного предприятия, закрепить знания о видах организационных культур Групповые методы (самоуправляемые и управляемые преподавателем), метод «слоеного пирога», метод дробления и восстановления

5 Кадровая политика организации Определение принципов кадровой политики организации, анализ проектирования практической деятельности Групповые методы (самоуправляемые и управляемые преподавателем), дискуссия, метод стимулирования случайностью

6 Кадровое планирование Освоение методики стратегического кадрового планирования Работа в малых группах, мозговой штурм

7 Кадровый контроль и кадровый контроллинг Закрепить знания о кадровом контроле и кадровом контролинге, исследуя систему кадрового контроля и кадрового контроллинга на конкретном примере, найти их отличия Групповые методы (самоуправляемые и управляемые преподавателем), дискуссия

8 Кадровый аудит Освоение методов кадрового аудита Групповые методы (самоуправляемые и управляемые преподавателем), «фундаменталистские» методы

9 Технология управления наймом и оценкой персонала На примере ситуации расширения предприятия отработать технологию найма и оценки персонала Работа в малых группах методом кейс-стади и с помощью дискуссии

10 Технология управления использованием персонала Овладение технологией управления использованием персонала Работа в малых группах, творчески-конструктивные методы

11 Технология управления развитием и поведением персонала На основе полученного теоретического материала рассмотрение подходов к развитию персонала, овладение технологией управления поведением персонала Работа в малых группах методом кейс-стади и с помощью дискуссии

12 Обогащение и расширение труда На основе полученного теоретического материала рассмотрение терминов обогащение труда и расширение труда; их отличия и применение в практике Групповые методы (самоуправляемые и управляемые преподавателем), сугубо рефлексивные методы

13 Современные тенденции в повышении качества условий труда Проанализировать особенности в подходах к качеству условий труда в России и за рубежом Групповые методы (самоуправляемые и управляемые преподавателем), концептуальные методы

14 Управление производительностью и нормированием труда Закрепить знания и понятийный аппарат по управлению производительностью и нормированием труда Групповые методы (самоуправляемые и управляемые преподавателем), «фундаменталистские» методы

149

Таким образом, возникает синергетиче-ский эффект образовательного процесса, существенно повышающий не только профессионально ориентированные знания, умения и навыки, но и формирующий устойчивый тренд развития компетенций.

Итак, освоение теоретического и практического материала в рамках учебных занятий и контроль выполнения самостоятельной работы позволяет сформировать условия для комплексного развития профессиональных компетенций будущего менеджера, интегрируя теоретические знания (что?) в практическую плоскость (как?) уже в самом процессе учебного занятия.

Анализируя результаты освоения курса, можно констатировать, что образовательный процесс, построенный с использованием обозначенных выше видов ресурсов, оптимально вписывается в цикл развития, включающий новые идеи (лекции) ^ деятельность (практи-

ческие занятия) ^ опыт (самостоятельная работа) ^ осмысление (внешний и внутренний контроль) [12].

На основании проведенного теоретического анализа и результатов включенного наблюдения мы смогли сформулировать следующие выводы.

1. Заинтересованность студентов (следовательно, и эффективность образовательного процесса) тем выше, чем в большей мере они сталкиваются с ситуациями успеха, сопряженными с мотивами самореализации.

2. Использование различных интерактивных технологий позволяет стабильно формировать устойчивые профессиональные компетенции.

3. Логика изучения каждой темы должна основываться на максимально возможном количестве междисциплинарных и межтематических связей, формируя системность профессионального мышления, поведения, компетенций.

1. Ангеловский, А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук / А. А. Ангеловский. - Магнитогорск, 2004. - 193 с.

2. Вербицкая, Г. П. Акмеологические механизмы формирования педагогического мастерства студента в профессиональной среде высшей школы: дис. ... канд. психол. наук / Г. П. Вербицкая. - Москва, 2007. - 220 с.

3. Вильгаук, О. А. Воспитание мотивации учебной деятельности учащихся колледжа: дис. ... канд. пед. наук / О. А. Вильгаук. - Челябинск, 2006. - 182 с.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. - Москва: Академия, 2006. - 240 с.

5. Иванов, В. Н. Профессиональное становление молодежи (принципы и приоритеты): дис. ... канд. экон. наук / В. Н. Иванов. - Москва, 2002. - 147 с.

6. Каблинова, Ю. В. Профессиональная социализация студенческой молодежи: мотивационная структура процесса: дис. ... канд. социол. наук / Ю. В. Каблинова. - Ставрополь, 2006. - 171 с.

7. Максимов, Г. К. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г. К. Максимов. - Москва, 2008. - 25 с.

8. Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Маслоу. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 352 с.

9. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - Москва: Академия, 2009. - 192 с.

10. Пищулин, В. Н. Профессиональная компетентность специалиста в контексте модернизации образования / В. Н. Пищулин // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования. - Москва, 2004. - С. 415-419.

11. Поваренков, Ю. П. Профессиональное становление личности: дис. ... д-ра психол. наук / Ю. П. Поварен-ков. - Ярославль, 1999. - 359 с.

12. Семёнова, Е. В. Методика оценки качества освоенности компетенций в вузе / Е. В. Семёнова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 1 (33). - С. 184-191.

13. Семёнова, Е. В. Проектирование трансактивных образовательных технологий: свид. 2013621559 Российской Федерации / Е. В. Семёнова (Россия). - № 2013621450; заявл. 31.10.13; регистр. в Реестре баз данных 17.12.13. - 1 с.

14. Семёнова, Е. В. Системно-синергетический подход профессиологизации в вузе / Е. В. Семёнова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 1 (29). - С. 159-164.

15. Семёнова, Е. В. Технологии профессионального целеполагания как фактор профессионального становления выпускника высшего образовательного учреждения / Е. В. Семёнова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 29-32.

16. Шумская, Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации: дис. ... д-ра психол. наук / Л. И. Шумская. - Минск, 2005 - 363 с.

Сдано 14.05.2014

150

O. M. Ilchenko

HUMAN RESOURCE MANAGEMENT: DISCIPLINE AND COMPETENCE

Abstract. The use of interactive forms and methods in education cannot only increase the knowledge and skills of students, but also reveal their new opportunities, develop a variety of skills, which is a prerequisite for improving competencies. The use in preparing bachelors-managers active and interactive, "fundamentalist" techniques combined with independent work is the most effective, as they can be used to generate the key professional competencies of managers in the learning process: communication, leadership, the ability to quickly analyze a large amount of disordered information, to make decisions under stress and lack of information.

Keywords: competence approach, active and interactive methods of teaching, practical training, the course "Human resource management"

References

1. Angelovsky, A. A. Formirovanie konkurentnosposbnosti studentov v protsesse professionalnoi podgotovki v vuze [Students competitiveness formation during high-school professional training]: dis. ... Cand. ped. sciences / A. A. Angelovsky. - Magnitogorsk, 2004. - 193 p.

2. Verbitskaya, G. P. Akmeologicheskie mekhanizmy formirovanija pedagogicheskogo masterstva studenta v professional-noj srede vysshej shkoly [Student's pedagogical skills formation acmeological mechanisms in high school professional environment]: dis. ... Cand. of psychol. sciences / G. P. Verbitskaya. - Moscow, 2007. - 220 p.

3. Vilgauk, O. A. Vospitanie motivatsii uchebnoj dejatrelnosti uchashchikhsja kolledzha [College students' educational activity motivation training]: dis. ... Cand. of ped. sciences / O. A. Vilgauk. - Chelyabinsk, 2006. - 182 p.

4. Zeer, E. F. Psikhologija professionalnogo razvitija [Professional development psychology]: textbook for university students / E. F. Zeer. - Moscow: Akademia, 2006. - 240 p.

5. Ivanov, V. N. Professionalnoe stanovlenie molodezhi (printsipy i prioritety) [Young people professional establishment (principles and priorities)]: dis. ... Cand. of econ. sciences / V. N. Ivanov. - Moscow, 2002. - 147 p.

6. Kablinova, Yu. V. Professionalnaja sotsializatsija studencheskoj molodezhi: motivatsionnaja struktur protsessa [Professional socialization of students' youth: process motivational structure]: dis. ... Cand. of sociol. sciences / Yu. V. Kablinova. - Stavropol, 2006. - 171 p.

7. Maksimov, G. K. Akmeologicheskie uslovija i faktory, obespechivajushchie produktivnoe razvitie konkurento-sposobnosti spetsialista [Acmeological conditions and factors for specialist's competitiveness productive development] : author. dis. ... cand of psychol. sciences / G. K. Maksimov. - Moscow, 2008. - 25 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Maslow, A. Motivatsija i lichnost [Motivation and personality]: translation of English / A. Maslow. - 3rd edition. -Saint-Petersburg: Piter, 2008. - 352 p.

9. Panfilova, A. P. Innovatsionnye pedagogicheskije tekhnologii: aktivnoje obuchenie [Innovational pedagogical technologies: active teaching]: textbook for university students / A. P. Panfilova. - Moscow: Akademia, 2009. - 192 p.

10. Pishchulin, V. N. Professional competence of a specialist in the education modernization context / V. N. Pishchulin // Pedagogigcheskoe nasledie K. D. Ushinskogo i sovremennye problemy modernizatsii obrazovanija [K. D. Ushinsky's pedagogical heritage and modern problems in education modernization]. - Moscow, 2004. - P. 415-419.

11.Povarenkov, Yu. P. Professionalnoe stanovlenie lichnosti [Personality's professional formation]: dis. ... Dr. of psychol. sciences / Yu. P. Povarenkov. - Yaroslavl, 1999. - 359 p.

12. Semenova, E. V. University competency formation qualities evaluation methods / E. V. Semenova // Vestnik Cheljabin-skoy gosudarstevvnoy akademii kultury i iskusstv [Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2013. -№. 1 (33). - P. 184-191.

13.Semenova, E. V. Projektirovanie transaktivnykh obrazovatelnykh tekhnologij [Trans-active educational technologies planning]: certificate 2013621450; application 31. 10. 13; registered in Database register 17.12.13. - 1 p.

14. Semenova, E. V. University professionalization system-synergetic approach / E. V. Semenova // Vestnik Cheljabinskoy gosudarstevvnoy akademii kultury i iskusstv [Herald of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2012. -№. 1 (29). - P. 159-164.

15. Semenova, E. V. Professional targeting technologies as a University graduate-student professional formation factor / E. V. Semenova // Teoria i praktika fzicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture]. - 2007. - № 4. - P. 29-32.

16.Shumskaja, L. I. Lichnostno-professionalnoe stanovlenie studentov v protsesse vuzovskoy sotsializatsii [Students personal-professional fornmation in university socialization process]: dis. ... Dr. of psychol. Sciences / L. I. Shumskaja. - Minsk, 2005. - 363 p. Received 14.05.2014

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.