Научная статья на тему 'Управление бизнес-образованием в Российской Федерации'

Управление бизнес-образованием в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / BUSINESS EDUCATION / PRODUCTION-SCIENTIFIC EDUCATIONAL CORPORATION / MODELING OF BUSINESS EDUCATION / EDUCATION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барбаков Олег Михайлович, Барбакова Клара Григорьевна

Предложены основные направления совершенствования российского бизнес-образования на основе разработанных авторских принципов организации моделирования бизнес-образования, повышения эффективности формирования бизнес-образования в России на разных уровнях управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS EDUCATION MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article suggests guidelines to improve the Russian business education based on the principles developed by the authors' organization model of business education, to improve the efficiency of the formation of business education in Russia at various levels of management: federal, regional, municipal and a level of a particular corporation, the formation of industrial, scientific and educational corporation and its basis - the corporate university.

Текст научной работы на тему «Управление бизнес-образованием в Российской Федерации»

УДК 378

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

BUSINESS EDUCATION MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

О. М. Барбаков, К. Г. Барбакова

О М Barbakov, К G Barbakova

Ключевые слова: бизнес-образование, производственно-научно-образовательная корпорация, моделирование бизнес-образования> образовательные услуги Key words: business education, production-scientific educational corporation, modeling of business

educationу education services

Предложены основные направления совершенствования российского бизнес-образования на основе разработанных авторских принципов организации моделирования бизнес-образования, повышения эффективности формирования бизнес-образования в России на разных уровнях управления.

The article suggests guidelines to improve the Russian business education based on the principles developed by the authors' organization model of business education, to improve the efficiency of the formation of business education in Russia at various levels of management: federal, regional, municipal and a level of a particular corporation, the formation of industrial, scientific and educational corporation and its basis -the corporate university.

Российское бизнес-образование нуждается в качественном изменении из-за необходимости решения насущных проблем современного общества

Возрастающая конкуренция России с США и странами ЕС по различным направлениям деятельности, в том числе, в бизнесе, обуславливает значимость решения социально-экономических задач, в частности, организацию управленческих процессов и подготовку соответствующих профессионалов перспективного развития российского бизнеса. Для этого необходима крупномасштабная программа подготовки управленческих кадров, так как фрагментарные мероприятия, предусмотренные «Президентской программой подготовки кадров», являются явно недостаточными [1].

Современное российское образование не справляется с растущими потребностями рынка в профессиональных управленческих кадрах, необходимо специализированное образование, то есть бизнес-образование, которое в настоящее время находится в стадии становления, четкой его программы развития, установленных стандартов пока не существует, но потребности современных российских корпораций и небольших компаний в нем огромны. В научной литературе нет единого мнения и по принципам моделирования современного бизнес-образования, на основе которых должно проходить его дальнейшее развитие и совершенствование.

В России пока не существует системы управления процессом формирования бизнес-образования. Основная проблема ситуации с российским бизнес-образованием заключается в несо-

гласованности деятельности различных властных структур, организаций бизнеса и образовательных структур в области бизнес-образования.

Цель моделирования — организация бизнес-образования в российской производственно-научно-образовательной корпорации. Основные задачи моделирования:

♦ необходимость формирования нормативно-законодательной базы бизнес-образования,

♦ разработка обобщенной модели формы, структуры, содержания, методов и видов бизнес-образования: производственно-научно-образовательной корпорации (форма); корпоративный университет (структура); бизнес-образование (содержание), непрерывные, дистанционные, кейсовые, деловые игры и др (методы); виды: тренинги и семинары, курсы повышения квалификации, МВА.

Предлагаемая авторская прогнозная модель включает четыре уровня организации управления формированием бизнес-образования в России с соответствующими ролевыми функциями: федеральный, региональный, муниципальный и уровень конкретной корпорации.

На федеральном уровне создается концепция российского бизнес-образования, отражающая основные направления и принципы его формирования, на основании которой разрабатывается Федеральная программа его развития. Кроме того, на этом уровне готовится и принимается закон о биз-нес-образовании в России, где прописываются основные принципы его функционирования.

На базе закона должно быть предложено типовое положение об образовательной структуре бизнес-образования, разрабатываются и утверждаются государственные стандарты.

В связи со спецификой управления в разных отраслях производства и бизнеса различные министерства и ведомства издают нормативно-законодательные акты и документы, где отражаются особенности соответствующего отраслевого бизнес-образования.

На региональном уровне готовится региональная программа развития бизнес-образования, увязанная по целям и задачам с аналогичной федеральной программой, но учитывающая специфику конкретного региона. Принимаемые нормативно-законодательные акты по бизнес-образованию департаментами регионального правительства учитывают потребности отдельных региональных отраслевых производств и направлений бизнеса.

Муниципальный уровень разрабатывает комплекс мероприятий для реализации бизнес-образования в конкретных корпорациях, которые формируют конкретные программы бизнес-образовательной структуры, где происходит организация обучения сотрудников корпорации.

Представляется, что производственно-научно-образовательная корпорация (ПНОК) может стать базисом создания эффективных обучающих организаций.

Проведенное исследование предоставило возможность в рамках укрупненной авторской модели организации управления формированием бизнес-образования в России сформировать также модель организации бизнес-образования и механизмы ее реализации на уровне конкретной корпорации, руководители которой пришли к выводу о необходимости интеграции в одной структуре элементов разной направленности: производственной, научной, образовательной. Основные мотивы интеграции такого рода следующие:

♦ повышенный спрос на образовательные услуги,

♦ разработка стратегии развития в единстве интересов и мотивов руководителей и сотрудников,

♦ совершенствование организационной деятельности,

♦ повышение качества управления;

♦ комфортный социальный климат и корпоративная культура,

♦ рост конкурентоспособности,

♦ инновационная деятельность,

♦ конку рентоспособность российского бизнес-образования с зарубежным,

♦ создание успешно развивающейся корпорации,

♦ формирование единой команды единомышленников,

♦ рост профессионализма развитие способностей и повышение результативности деятельности.

Главная цель объединения разнонаправленных структур — обеспечение конкурентоспособности корпорации в условиях международной интеграции в единое пространство взаимодействия власти. бизнеса, производства, образования и науки разных стран на основе и в единстве решения комплекса социальных, политических, экономических и социокульту рных задач.

Реализацию этой цели должен осуществлять профессиональный сотрудник корпорации с творческим интеллектом и нравственной зрелостью, образованный, постоянно обучаемый и воспитанный в рамках корпорации

Выделены основные сферы деятельности производственно-научно-образовательной корпорации, главные цели функционирования элементов, субъекты управления ее структурными подразделениями и приоритетные направления их развития (рис.1).

Проведенное авторское исследование предоставило возможность выдвинуть следующее положение: идеальным видом образовательной и научной структуры в производственно-научно-образовательной корпорации может стать корпоративный университет.

Сферы деятельности ПНОК

Производственная Научная Образовательная

Цель

Организация эффективного управления корпорацией и достижение социального, политического, экономического и социоку льтурного эффекта ее деятельности Создание и внедрение инноваций в деятельность корпорации Организация образования сотрудников корпорации, повышение эффективности их деятельности

Субъекты

Производственные структуры корпорации Образовательные структуры корпорации

Приоритетные направления развития

Решение социальных проблем Проведение научно-исследовательских работ Формирование системы непрерывного образования сотрудников

Повышение прибыли Формирование технологических инновационных структур Увеличение спектра предоставляемых образовательных услуг

Удовлетворение спроса потребителей Повышение эффективности инновационной деятельности Повышение качества образования сотрудников

Организация комфортного климата жизнедеятельности сотрудников Обеспечение единства научного и образовательного процессов Организация учебно-методического обеспечения образования сотрудников

Участие в формировании основной миссии, стратегии корпорации и корпоративной культуры Формирование команды еди номыш леннико в

Рис. 1. Механизмы реализации прогнозной модели управления процессом формирования

бизнес-образования в деятельности производственно-научно-образовательной корпорации (ПНОК)

На рисунке 2 представлена обобщенная модель корпоративного университета и ее реализация в рамках производственно-научно-образовательной корпорации.

Корпоративный университет

Социальная направленность

Формирование профессионала 21 века (интеллектуального, нравственного, профессионального), способного свою деятельность направить на благо сотрудников компании, самой компании, своего региона, российского общества в целом

Цель

Профессиональное образование сотрудников компании

Развитие инновационной деятельности

Нормативно-законодательное обеспечение деятельности

Государственная аккредитация

Соответствие государственным образовательным стандартам

Международная

аккредитация

Взаимодействие с субъектами образовательной деятельности

Договора с зарубежными структурами бизнес-образования и выдача соответствующих дипломов

Договора с российскими бизнес-образо вате ль ны ми структурам и и выдача соответствующих дипломов

Внутри организацией н ые структуры

Учебная

Научная

Методическая

Направления образования

Дополнительное профессиональное ____________образование____________

МВА (Мастер делового администрирования)

Содержание обучения

Менеджмент

Маркетинг

Финансы

Бизнес

Право

Временные рамки обучения

Непрерывное образование в течение всего времени работы сотрудника

Специфика обучения

Каждому сотруднику формируется своя траектория обучения во время его работы в корпорации и соответственно своя образовательная программа и график ее реализации

Формируются команды сотрудников для обучения работы в команде

Каждому сотруднику' предоставляется полный комплект обучающих материалов

Формы бизнес-образования

Обучение в виде лекций, семинаров активными методами (по принципу бизнес-школы)

Дистанционное

обучение

Обучение на производственных местах

Методы бизнес-образования

Лекции Семинары Тренинги Деловые игры Метод кейсов (case stady) Компьютерное обучение, е-1еапнпе

Виды обучения

Краткосрочные тренинги и се-_______минары (до 1 мес.)_____

Курсы повышения квалифика-ции (3—6—9—12 месяцев)

МВА (Мастер делового адми-нистрирования) - 2-3 года

Преподавательский состав

Профессиональные преподаватели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущие руководители и менеджеры _____________корпорации______________

Итоговый документ (соответственно, статус)

Диплом

Свидетельство 0 повышении квалификации (государственное или негосударственное)

Сертификат

Рис. 2. Модель корпоративного университета и механизмы ее реализации в производственно-научно-образовательной корпорации

Во-первых, именно корпоративный университет может наиболее эффективно реализовать те цели и задачи, которые ставятся перед структурами такого рода корпорации Корпоративный университет в состоянии эффективно решить многие проблемы, например, обеспечить участие сотрудников в формировании миссии и стратегии корпорации, сформировать систему их непрерывного образования, используя практические методы решения общих проблем конкретной корпорации и т.д.

Во-вторых, корпоративный университет является особой структурой, где возможно объединение двух направлений деятельности корпорации: образовательное и научное: силами научнообразовательного потенциала он может проводить научно-исследовательские работы, разрабатывать и внедрять в деятельность корпорации инновации, организовывать образовательный процесс и оказывать образовательные услуги сотрудникам.

В-третьих, почти все формы бизнес-образован ия могут быть реализованы в рамках корпоративного университета

В-четвертых, корпоративный университет станет базисом и форпостом формирования корпоративной культуры корпорации.

Таким образом, авторами предложена инновационная система создания и управления процессом формирования бизнес-образования, включающая, во-первых, обобщенную модель формы, структуры, содержания, методов и видов бизнес-образования: производственно-научно-образовательной корпорации (форма), корпоративный университет (структура), бизнес-образование (содержание); непрерывные, дистанционные, кейсовые, деловые игры и др. (методы), тренинги и семинары, курсы повышения квалификации, МВА (виды), во-вторых, механизмы реализации прогнозной модели управления процессом формирования бизнес-образования в деятельности производственно-научно-образовательной корпорации (ПНОК), в-третьих, модель корпоративного университета и механизмы ее реализации в производственно-научно-образовательной корпорации.

Список литературы

1. Абдуллин Э. Р., Барбаков О. М. Российское бизнес-образование: реалии и перспективы // Э. Р. Абдуллин, О. М. Барбаков - Тюмень: Вектор Бук, 2008. - 136 с.

Сведения об авторах

Барбаков Олег Михайлович, д.с.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, 8(3452)208456

Барбакова Клара Григорьевна, д.ф.н., профессор. Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел.. 89088740098

Barbakov О. М, Doctor of Sciences in Sociology, professor, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456

Barbakova K. <?., Doctor of Philosophy, professor, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8908874009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.