Научная статья на тему 'Управление активизацией познавательной самостоятельности студентов вуза'

Управление активизацией познавательной самостоятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / COGNITIVE AUTONOMY / ACTIVATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS / PEDAGOGICAL CONTROL OF THE ACTIVATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS / PEDAGOGICAL SYSTEM OF ACTIVIZATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин Олег Викторович

В статье рассматриваются управленческие аспекты проблемы активизации познавательной самостоятельности студентов. Автор дает перечень основных принципов управления рассматриваемого процесса и приходит к выводу о том, что главным условием успешности педагогического управления активизацией познавательной самостоятельности является реализация соответствующей системы. Данная система также представлена в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF THE ACTIVATION OF THE COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

The article discusses the management aspects of the problem of activization of cognitive independence of students. The author gives a list of the main principles of management of the reporting process and comes to the conclusion that the main condition of successful pedagogical control the activation of cognitive independence is the implementation of the corresponding system. This system is also presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Управление активизацией познавательной самостоятельности студентов вуза»

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

Петунин Олег Викторович,

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово), доктор педагогических наук, профессор, petunnin@yandex.ru

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье рассматриваются управленческие аспекты проблемы активизации познавательной самостоятельности студентов. Автор дает перечень основных принципов управления рассматриваемого процесса и приходит к выводу о том, что главным условием успешности педагогического управления активизацией познавательной самостоятельности является реализация соответствующей системы. Данная система также представлена в статье. Ключевые слова:

познавательная самостоятельность; активизация познавательной

самостоятельности студентов; педагогическое управление активизацией познавательной самостоятельности студентов; педагогическая система активизации познавательной самостоятельности студентов.

Проблема активизации познавательной самостоятельности студентов вуза достаточно остро стоит перед сегодняшним образованием в связи с социальным запросом общества на специалистов, способных самостоятельно принимать решения, быть мобильными в постоянно меняющихся условиях жизни общества.

Познавательная самостоятельность рассматривается в данном контексте как качество личности, проявляющееся у обучаемых в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблем. Познавательная самостоятельность важна во всех видах деятельности человека: проектирование деятельности, организация деятельности и др. [5].

Предлагается выделять три компонента познавательной самостоятельности: мотивационный, содержательно-операционный и

волевой. Подобный подход к структуре познавательной самостоятельности позволяет строить систему педагогического управления познавательным процессом на разных уровнях активности и самостоятельности обучающихся: осознанном, волевом, неосознанном, имитационно-

алгоритмическом, самостоятельном и творческом [4; 5].

Активизация в данной работе понимается как систематическая деятельность преподавателя и студента, в ходе которой происходит стимулирование процессов воображения, восприятия, мышления и

27

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

творчества обучающегося, связанная с его оптимальным умственным напряжением и направленная на формирование умственных потребностей, общее развитие его личности и активной жизненной позиции. Конечной целью активизации является стимулирование студента к переходу на более высокий уровень самостоятельной мыслительной деятельности [5].

Педагогическое управление активизацией познавательной самостоятельности студентов определятся как целенаправленный созидательный системообразующий процесс, в котором, в результате маневренности управленческой стратегии преподавателя, его взаимодействия со студентом преобразуются из субъект-объектных в субъект-субъектные в системе «обучение - учение». Педагогическое управление активизацией познавательной самостоятельности характеризуется постоянством целей, сохранением структуры, гибкостью управленческой стратегии и отражает интегративную сущность педагогических ориентации на развитие личности. Главенствующим содержанием педагогического управления активизацией познавательной самостоятельности является обеспечение оптимальных условий образовательного процесса, в которых у студентов формируется познавательная самостоятельность как наиболее ценностное качество личности. Механизмом педагогического управления формированием качеств обучающихся служит управленческая маневренность преподавателя, позволяющая использовать только те педагогические воздействия, которые интегрируют педагогические ориентации на развитие личности студента [4; 5].

Основными принципами управления формированием качеств личности обучающихся в образовательном процессе вуза предлагается считать:

1. Эталонность высокоорганизованного труда.

2. Элитаризация сложных приемов учебно-познавательной деятельности как привлекательная цель достижения.

3. Алгоритмизация учебно-операциональных действий студентов при стимулировании творчества в технологической деятельности.

4. Дискуссионность познавательного общения как принцип обучения обучаемых и условие их развития.

5. Сочетание имплицитности воспитательного содержания учебного материала и педагогического подтекста и эксплицитности технологических и организационных приемов деятельности.

6. Поощрение творческих проявлений не только в интеллектуальной эвристике, но и в сфере технологии учебного труда.

7. Использование в управлении комплексных средств педагогического воздействия на обучающихся во всех доступных педагогу сферах управления учебной деятельностью.

8. Открытие перед студентами перспективы достижения средствами организации успешной учебно-познавательной деятельности.

9. Создание конкурентоспособности субъективно-управленческих взаимоотношений в системе «обучение - учение» в совместной гармонической деятельности преподавателя и студентов [4].

28

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

В реальных ситуациях образовательного процесса педагогу приходится решать одновременно и дидактические, и мотивационные, и социальнопсихологические, и методические задачи по конкретной учебной дисциплине для достижения общей цели развития личности общающегося. Общность цели, одновременное протекание процессов, структурно-технологическая целостность образовательного процесса дают основание для поиска новых технологических и стратегических решений средствами педагогического управления. Педагогический опыт показывает, что реализация соответствующей

педагогической системы является действенным механизмом управления активизацией познавательной самостоятельности студентов [2; 3; 8-10].

Под системой активизации познавательной самостоятельности студентов вуза будем понимать как совокупность множества взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, обнаруживаемых устойчивое единство и целостность и подчиненных цели повышение уровня активизации данного качества личности студентов.

Структурные компоненты - это основные базовые характеристики системы активизации познавательной самостоятельности студентов,

совокупность которых образует факт ее наличия и отличает разрабатываемую систему от всех других систем.

Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов системы активизации познавательной

самостоятельности студентов вуза, возникающие в процессе деятельности и тем самым обусловливающие совершенствование системы и обеспечивающие ее определенную устойчивость [5].

Межкомпонентные связи по направленности воздействия могут быть прямыми и обратными. Прямая связь представляет собой первичное исходное воздействие на определенный объект. Обратная связь - это отражение данным объектом оказанного на него прямого воздействия, направленное на источник этого воздействия. В системе активизации познавательной самостоятельности обучающихся обратная связь рассматривается как реагирование компонентов на осуществляемые на них прямые воздействия [8].

Целью создания системы является обеспечение повышения уровня активизации познавательной самостоятельности студентов вуза как условие развития всех сущностных сфер личности обучающихся.

В качестве основных компонентов системы выступают: целевой

компонент; содержательный компонент; организационно-деятельностный компонент; оценочно-результативный компонент.

Основными подсистемами системы активизации познавательной самостоятельности обучающихся являются:

а) образовательный процесс, включающий учебную, внеучебную деятельность обучающихся;

б) научно-методическая подготовка педагогических кадров в период между плановыми повышениями квалификации, которые осуществляют педагоги в соответствующих образовательных учреждениях примерно один раз в 5 лет.

Это подсистемы охватывают в совокупности весь процесс активизации познавательной самостоятельности студентов вуза [4-6].

29

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

Перейдем от описания структуры к изложению функционального строения системы активизации познавательной самостоятельности студентов.

Процесс активизации познавательной самостоятельности складывается в свою очередь из ряда дидактических процессов: управление активизацией познавательной самостоятельности обучающихся; усвоение обучаемыми конкретных видов знаний, умений и навыков; приобретение молодыми людьми различных приемов познавательной деятельности; самообразовательная деятельность обучающихся и др.

Каждый из названных дидактических процессов, составляющих процесс активизации познавательной самостоятельности обучающихся, располагает сложной системой функций по осуществлению влияния на личность обучающегося. Совершенствуя отдельные функции необходимо добиваться совершенствования всей системы функций активизации познавательной самостоятельности студентов.

Таким образом, процесс активизации познавательной самостоятельности студентов имеет наряду со структурой также и функциональное строение. Оно определяется функциональной направленностью процессов, составляющих активизацию познавательной самостоятельности обучающихся, на процессы обучения, воспитания, психического развития и социализации личности студентов.

Ввиду того, что процесс активизации познавательной самостоятельности является функциональной системой, в качестве основного системообразующего его компонента выступает результат - повышение уровня активизации познавательной самостоятельности молодых людей. Основными критериями оценки этого результата являются психологический, когнитивный, процессуальный и культурологический критерии.

Системообразующие функции результата по отношению к процессу активизации познавательной самостоятельности обучающихся не только проявляются в процессе моделирования данного процесса, но и осуществляются в реальности, когда действует обратная связь «уровень активизации познавательной самостоятельности обучающихся - процесс активизации обучающихся», заставляя вносить коррективы в структуру последнего.

Деятельность человека вообще и познавательная в частности характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. Это требует разработки технологического обеспечения модели активизации познавательной самостоятельности студентов вуза. Технологическое обеспечение - это последовательность определенных операций, имеющих целью эффективное осуществление процесса активизации познавательной самостоятельности молодых людей [1].

Технологическое обеспечение регламентировано последовательностью действий реализации системы активизации познавательной самостоятельности: внедрение, диагностика и оценивание и коррекция. Внедрение связано с разработкой и практической реализацией всей совокупности педагогических условий активизации познавательной самостоятельности, которые можно разделить на четыре основных группы.

30

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

Научно-методические условия включают комплекс мер по

сопровождению студентов и педагогического состава образовательных организаций вспомогательными материалами, методическими разработками и научно-обоснованными рекомендациями.

Организационные условия требуют изменить традиционное построение образовательного процесса, продумать систему стимулирования оплаты труда педагогов, занимающихся активизацией познавательной

самостоятельности обучающихся, разработать мероприятия,

осуществляющие научно-методическую поддержку педагогов, участвующих в экспериментальной работе и др.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в образовательной практике, предъявляет особые требования к использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий. В ходе реализации предлагаемой нами системы их использование обеспечивают материальнотехнические условия.

Исследования подтверждают, что активизация познавательной

самостоятельности студентов протекает более эффективно, если в образовательном процессе создаются морально-психологические условия: учет возрастных особенностей обучающихся, учет социально-психологических особенностей коллектива обучающихся, особенностей протекания

психологических процессов у отдельных школьников и студентов и т.д. Данные условия представляются особенно важными в связи с тем, что учебнопознавательная деятельность - это процесс, зависящий от условий обучения, но определяющийся им не однозначно, а в зависимости от особенностей личности обучающихся, их отношения к данному виду учебной деятельности [5; 7].

Созданная в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования система активизации познавательной самостоятельности студентов относится к классу -гуманитарные, к виду - педагогические системы.

Таким образом, основными условиями успешности педагогического управления при формировании личностно-значимых качеств обучающихся, в том числе познавательной самостоятельности является реализация соответствующей педагогической системы, которая принципиально отличается от методики и дидактических механизмов обучения и имеет разные рычаги воздействия при одной и той же педагогической цели. Комплекс управленческого маневрирования строится в соответствии с закономерностями дидактического процесса, а его составляющие компоненты отражают принципы управленческой педагогической стратегии.

Литература

1. Ильина А.В. Формирование познавательной самостоятельности студентов среднего специального учебного заведения в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2009. 211 с.

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.

31

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

3. Маркова С. М. Моделирование педагогических систем. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. 143 с.

4. Огаркова А.П. Теория и практика педагогического управления развитием познавательной самостоятельности студентов: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Магнитогорск, 1999. 406 с.

5. Петунин О.В. Познавательная самостоятельность учащейся

молодежи: монография. Томск: Томского университета, 2010. 372 с.

6. Сташкевич И.Р. Теория и практика развития познавательной

самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08.

Челябинск, 2004. 353 с.

7. Устинова Я.О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2000. 191 с.

8. Хрипкова Л.Н. Педагогические условия формирования

познавательной самостоятельности студентов вуза системы потребительской кооперации: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2003. 170 с.

9. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 300 с.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к

проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

32

Управление образованием: теория и практика

2015 №3 (19)

Petunin Oleg Viktorovich,

The Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining of Workers of Education (Kemerovo),

Doctor of Pedagogical, Professor, petunnin@yandex.ru

CONTROL OF THE ACTIVATION OF THE COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Annotation

The article discusses the management aspects of the problem of activization of cognitive independence of students. The author gives a list of the main principles of management of the reporting process and comes to the conclusion that the main condition of successful pedagogical control the activation of cognitive independence is the implementation of the corresponding system. This system is also presented in the paper.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords:

cognitive autonomy; activation of cognitive independence of students; pedagogical control of the activation of cognitive independence of students; pedagogical system of activization of cognitive independence of students.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.